в чем заслуга сократа
7 великих вкладов Сократа в философию
вклад Сократа Философия была настолько важна, что они отметили до и после в этой дисциплине. На самом деле, часто проводится различие между философами до и после Сократа.
Сократ был философом Древней Греции. Известный как отец философии, считается, что он жил в Афинах между 470 г. до н.э. и 399 г. до н. э., где он посвятил себя глубокому размышлению над аспектами жизни, которые до сих пор никто не переставал размышлять или анализировать.
Сократ известен тем, что дал первые учения ряду учеников, которые затем продолжат развивать свои собственные философские концепции, такие как Платон..
Говорят, что он часто посещал и делился своими идеями на улицах Афин с теми, кто пришел к нему, сумев преобразовать своих слушателей с помощью своих предложений..
Он был описан как человек с ироничным характером и небрежной внешностью. Сократ не оставлял никаких записей или записей своих постулатов и философских позиций, но они были отражены в других работах рукой одного из его учеников: Платона.
Сократ признан отцом философии, потому что он начал закладывать основы философской мысли: сомнение; а также элементы, которые делают его более эффективным: сила слова.
Вклад Сократа в философию позволил подвергнуть реальности и миру конструктивную критику.
Главный вклад Сократа в философию
Критический анализ концепций жизни
Сократ задумал моральную философию; то есть тот, который размышляет о представлениях, которые до этого считались стихийными бедствиями, у которых не было причины.
Сократ представил философию и размышления в домах Греции, породив заинтересованные новые взгляды на понятия повседневной жизни, добродетелей и пороков, добра и зла..
Он ввел философскую трактовку всех возможных вопросов, поскольку для него ни один аспект жизни не был незначительным.
Объективный взгляд на социальные концепции
Согласно диалогам Платона, в которых Сократ является основным оратором, он показан скептически перед почти любой представленной темой..
Греческий философ поощрял поиск объективного взгляда на социальные концепции, такие как справедливость и власть, которые затем были восприняты как должное или понятны простым гражданином.
Сократ, в отличие от своих предшественников, сосредоточенных на научных проблемах, впервые начал заниматься проблемой этики в различных практиках человека, а также правильными или неправильными его действиями в определенных ситуациях..
Диалог и аргументация
Сократ сосредоточился на обсуждении и дебатах как на основном способе представить идеи. Перед теми, кто сомневался в его способностях, он представлял себя как неосведомленный об определенных темах, считая, что только путем обсуждения он может обогатить знания.
Для философа выставка аргументированных идей была результатом изучения и глубокого размышления над предметом..
Все философские течения и позиции, которые возникли с тех пор, продолжают устойчиво излагать свои идеи, раскрывая аналитический, а не только созерцательный характер философии..
Сократу приписывается обработка общих определений по определенным темам и использование индуктивного аргумента для обеспечения эффективного обмена идеями.
Применение маевтики
Внедрив эту технику во время обсуждения, Сократ позволил своему собеседнику или ученику генерировать знания, которые он искал, посредством постоянного опроса по всем аспектам одного и того же предмета..
Таким образом, Сократ играл роль помощника при родах, позволяя найти ответы, которые он искал у своего ученика, на их собственные вопросы. Целью философа с помощью этой техники было осветить душу через знание.
Сократическая ирония и диалектика
Сократ полагал, что благодаря подлинному поиску знаний он смог постичь истинную сущность человека.
Известный как ироничный характер, Сократ использовал эти способы выражения в свою пользу, чтобы разоблачить ложные притворства или дурные намерения других людей, которые стремились дискредитировать его..
Сократ считал, что просветление может быть доступно всем людям, но только в результате упорных усилий и преданности.
Обладая этими качествами, он выдвигал скептические позиции перед любым постулатом или идеей, которые не прошли исчерпывающий совместный экзамен.
Первые представления о красоте
Сократ имел сильную позицию против выражения красоты вокруг него. Он считал красоту «эфемерной тиранией», учитывая ее вызывающий и временный характер.
Эта позиция перед лицом красоты была бы наследием, которое Платон продолжит исследовать, вопреки формам художественного выражения, которые начинали появляться в Древней Греции как проявления красоты.
Преемственность через обучение
Тот простой факт, что Сократ не оставил никаких письменных работ, и что все его идеи и предложения были известны благодаря работам его учеников и учеников, которым также поручено нарисовать портрет мудрого философа, подчеркивает Роль Сократа в обществе и в его поисках знаний.
Он никогда не считал себя учителем, скорее ему нравилось видеть себя возбудителем сознания. В некоторых текстах он представлен как человек, который разделял и спорил со всеми заинтересованными; в других они подчеркивают, что он взимал плату за эту практику, хотя его понятие о философии не было понятием торговли.
Исходя из этих ранних представлений, которыми руководствовался Сократ, другие философы, такие как Антисфен (циничная школа философии), Аристипп (Киренаик, Философия), Эпиктет и Платон начали формировать свои собственные размышления, переводить их в труды и предпринимать постоянное развитие философия до современности.
Сократ: основоположник классической философии
«Я знаю только то, что ничего не знаю; но другие не знают и этого.»
Сократ
Сократ — самый знаменитый древнегреческий философ, считался мудрейшим человеком своего времени. Его фигура настолько значима, что периоды в истории философии делятся на «до» и «после» Сократа.
В поисках истины
Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. В этом он противостоял софистам, которые пошатнули авторитет знания своими утверждениями, что все относительно. Философ называл истину своей возлюбленной и сравнивал с солнцем, которое освещает и согревает всех.
Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения. Свои взгляды он подтверждал образом жизни: его не интересовали деньги и почести, практически все свое время он проводил на улицах и площадях, где беседовал и спорил с людьми. Он был очень умерен в еде и носил ветхое рубище, при этом постоянно закалял свое тело долгими прогулками и упражнениями. У Сократа была жена — Ксантиппа, чей сварливый нрав вошел в историю. Когда его спрашивали, как он терпит рядом с собой женщину с таким дурным характером, он отвечал: «Хорошие наездники тренируются на горячих лошадях, я же, научившись ладить с ней, смогу иметь дело с любым человеком».
«В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)
Человек всегда сомневается в том, что знает, и чем больше он узнаёт, тем сильнее его сомнения. Как же в такой ситуации можно познать истину? У каждого из нас, по мнению Сократа, есть помощник — даймон, дух-хранитель или внутренний голос, который подсказывает что истинно, а что нет.
Однажды Сократ шел по улице в окружении учеников. В какой-то момент он неожиданно остановился и свернул в переулок. На вопросы учеников, в чем дело, Сократ ответил, что так ему велел его даймон. Некоторые не поверили и остались на дороге, а через минуту их сбило с ног пробегавшее мимо стадо свиней. Вот так спорить с учителем!
«Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели» (Сократ)
Софисты
Главными врагами Сократа были софисты, группа опытных ораторов, платных преподавателей красноречия в Афинах. Их иногда уподобляли коммерческим адвокатам — никому особо не нравилось то, что они делали, но и обойтись без их помощи было невозможно. Софисты были профессиональными спорщиками. С их точки зрения, все было относительно — источник истины в том, что все может быть оспорено. В Сократе эта могущественная клика обнаружила спорщика-любителя, который снова и снова доказывал, что их утверждения ложны.
Майевтика — «метод повивальной бабки»
Далеко не все сограждане Сократа относились к нему с любовью, ведь он постоянно затевал философские беседы, задавал странные вопросы и умел выставить своего собеседника, мягко скажем, не очень умным человеком. Но делал Сократ это не со зла, его целью было заставить людей задуматься о высоком, оторваться от повседневных проблем и приземленных мыслей. Сам себя философ сравнивал с оводом, который постоянно досаждает лошади, мешая ей полностью погрузиться в поедание травы.
Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей. В отличие от софистов, которые затевали дискуссию, чтобы доказать свою правоту и показать умение жонглировать словами, Сократ стремился только к одному — найти истину.
Первую часть беседы Сократ называл иронией. Он задавал множество вопросов, рассматривая утверждение с разных сторон, в итоге человек начинал сомневаться в том, что он прав. Например, в одном из диалогов Сократа рассматривается утверждение: «Ложь — это плохо». После обсуждения обнаруживается, что иногда ложь — это хорошо (обман врага в бою).
Вторая часть беседы, майевтика, означает «рождение знания». Сократ называл это «методом повивальной бабки» — скорее всего, потому, что сам был сыном повитухи. Он считал, что истина уже находится в уме человека, ее нужно лишь извлечь оттуда, помочь ей родиться. После всех исправлений и уточнений создается правильное утверждение. Например: «Ложь — это плохо по отношению к друзьям, в том случае, если она им вредит».
«Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины» (Сократ)
Этика Сократа
Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела. Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели. Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт. Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела. Сам он так и поступал.
Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.
«Есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное» (Сократ)
Сократические диалоги: Мужество
Сократ хочет получить определение мужества, одной из категорий добродетели, поэтому он вступает в диалог с двумя афинскими военачальниками Лахетом и Никнем.
Лахет: Быть мужественным значит стойко сражаться.
Сократ: А как ты можешь быть мужественным, если ты не сражаешься?
Лахет: Мужество — это стойкость.
Сократ: Если мужество — одна из категорий добродетели, оно не может противоречить здравому смыслу. Иногда разумнее — и мужественнее — перестать держаться и уйти.
Никий: Мужество — умение понимать, чего страшиться и на что надеяться.
Сократ: Означает ли это, что животные тоже обладают мужеством? Может ли свинья быть храброй?
Никий: Нет, храбрость требует мудрости, свойственной очень немногим.
Сократ: Быть робким значит ожидать зла в будущем, преисполниться надежд — рассчитывать на добрые события в будущем. Если храбрость требует понимания будущего зла и добра, значит, оно невозможно без понимания добра в прошлом и настоящем. Твое определение — главное в познании добра и зла, и оно противоречит утверждению, что храбрость касается только понимания будущих событий. Поэтому это определение должно быть ложно.
Дискуссия заканчивается смятением ее участников.
Сократ
Сократ – древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления.
Биография Сократа насыщена многими интересными фактами. Наиболее увлекательные из них мы рассказывали в отдельной статье.
Итак, перед вами краткая биография Сократа.
Реконструкция внешности Сократа (Роберт Кубус)
Биография Сократа
Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах. Он рос и воспитывался в семье скульптора по имени Софрониск.
Мать Сократа, Фанарета, была повитухой. У философа также был старший брат Патрокл, которому глава семейства завещал основную часть своего наследства.
Детство и юность
Сократ родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что сыграло основополагающую роль в его биографии. Согласно законам того времени, он стал пожизненным жрецом здравия афинского государственного устройства без содержания.
Более того, в архаический период времени Сократа могли принести в жертву по обоюдному согласию народного собрания. Древние греки считали, что таким образом жертва способствовала разрешению проблем в обществе.
Повзрослев, Сократ получал знания у Дамона, Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая. Интересен факт, что при жизни мыслитель не написал ни одной книги.
По сути, биография Сократа представляет собой воспоминания его учеников и последователей, среди которых был и знаменитый Аристотель.
Помимо увлечения наукой и философией, Сократ принимал активное участие в защите своей родины. Он 3 раза участвовал в военных кампаниях, проявляя на поле боя завидную храбрость. Известен случай, когда он спас жизнь своему военачальнику Алкивиаду.
Философия Сократа
Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.
Скульптура Сократа
Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.
Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.
Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.
Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.
По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.
Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:
Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».
Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.
Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:
«Человеческая добродетель есть состояние ума».
Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.
Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.
Статуи Сократа и Платона
Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.
Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».
Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.
Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.
В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.
Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях.
Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.
Личная жизнь
До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.
До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.
Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти.
Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.
С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.
Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.
Сократ и его жена Ксантиппа
Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он только улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу ее нрав, то смогу выдержать любые характеры».
Смерть Сократа
О смерти великого философа нам также известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвинили своего соотечественника в непризнании богов и развращении молодежи.
Сократ отказался от защитника заявив, что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Помимо этого, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону имел на это полное право.
Также Сократ запретил своим друзьям вносить за него залог. Он объяснял это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.
Ниже вы можете видеть знаменитую картину «Смерть Сократа»:
Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»
Сократ и его вклад в философию.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.
Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому содержание его учения устанавливается путем критического анализа различных источников и, в первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник — Платон. Имеются также свидетельства Ксенофонта и Аристофана, создавшего гротескный облик Сократа в «Облаках».
Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам — натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания — внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя». По преданию это изречение было высечено на колонне в храме Аполлона в Дельфинах в качестве призыва к каждому входящему. Оно было принесено в дар храму «семью мудрецами» (Фалес, Солон, Хилон и другие) и означало самоконтроль над своими поступками. У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философия окончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характер сократической мысли.
Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия. Поэтому познать — это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно велика роль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. В этике добродетель тождественна знанию: все дурное совершается по незнанию или заблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию. Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта — мудрый человек никогда не будет делать зла. Дальнейшее развитие это учение получило в так называемых «сократических школах».
Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот метод получил образное название майевтики (повивальное искусство). Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность его результатов. Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония, раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы.
Философия Платона.
Главное достоинство философии Платона составляет теория идей, которая представляет собой собственно метафизическое учение. Так, В. Виндельбанд считает основной заслугой платоновской философии » открытие им материальности мира «.
Платон приходит к важнейшему в истории философии открытию: каждое явление, каждая вещь должна быть осмыслена, представлена в понятии, т.е. должна быть идея как всего в целом, так и каждой единичной вещи. И естественно, что понятие вещи, ее идея, выявляя самое существенное в ней, оказывается первичным по отношению к ней. Так, например, пытаясь познать сущность вещи, разум берет за основу идеальную вещь, а не ту случайную и ущербную, которая может существовать в действительности. Идея представляет собой сущность, а значит, и предельное совершенство, идеал любой вещи, и как идеал она оказывается первичной если не по существованию, то по сущности. А истинно первичным является то, что сущностно и что не обязательно может быть явлено.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его.
Учение Платона о государстве и праве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех мыслей, которые впоследствии легли в основание более знаменитого диалога Платона – “Государство”. Этот диалог принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.
Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди населения идеального государства “благородного вымысла” о том, что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.
Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. “Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол». Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «. правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». По Платону политический руководитель таков, что его «страстно влечёт к познанию», он «стремится ко всему бытию в целом». Власть философов в государстве не подвержена каким–либо ограничениям или контролю. Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае руководствуются своим непосредственным усмотрением.
В основе государства должны лежать разделение и кооперация труда. По мнению Платона, «государство … возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом». Для удовлетворения этих нужд люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это общежитие и есть государство.
Женщины и мужчины в «Государстве» Платона уравнены в их правах и возможностях. Платон полагал, что «одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола». Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет социально-психологическое место женщины в структуре общественной жизни. Между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к политике.