в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

Физическая культура и спорт как социокультурный

Феномен

Широкое использование в последние годы в научных работах, в названиях научно-практических конференций, статьях, в том числе в сфере физической культуры, категории «социокультурное» требует внесения некоторой ясности в ее содержание.Социокультурность может рассматриваться как фундаментальное понятие или научная категория потому, что является основой для разработки множества других, связанных с ней, но менее абстрактных понятий. Это социокультурные феномены, процессы, факторы, явления, социокультурная регуляция и т.п., которые должны раскрывать проявления социокультурного, т.е. исходить из паритетности культуры и социальности, их несводимости и невыводимости друг из друга [3,7].

По мнению П.Сорокина, социокультурное явление становится возможным при наличии значимого взаимодействия двух и более индивидов, в котором выделяется три необходимых компонента: субъекты взаимодействия; значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы. Складывающийся на основе значимых для индивидов взаимодействий, социальный порядок, носит неразделимый характер [7]. Эти мысли конкретизируются А.С.Запесоцким. С его точки зрения, феномены «социального» и «культурного» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов. Представляя собой в онтологическом плане единство, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают два феномена со специфическими функциями и оппозиционными смыслами [3].

Физическая культура как социокультурный феномен в предлагаемой модели состоит из двух взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов: культурного и социального.

На культурный компонент данного феномена можно взглянуть с позиций двух подходов: широкого и дифференцированного.

Л.П.Матвеев в системе физической культуры выделяет первой подсистемой отправные идейные принципы, научно-прикладную концепцию и ее основания, программное содержание и нормативные основы, определяющие методические черты [4]. В.К.Бальсевич и Л.И.Лубышева в сфере физической культуры выделили ценности: интеллектуальные, двигательного характера, педагогических технологий, мобилизационные, интенционные [1].

Рис.6 Структура физической культуры как социокультурного феномена

Как любой сложный объект физическая культура про- является и открывается исследователю в виде форм, качеств или свойств, сторон, функций и т.д. Физическая культура как социокультурный феномен про-является в различных формах. Классифицировать проявления физической культуры можно по различным основаниям.

• занятия по программам предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях всех уровней (образовательная физическая культура);

• занятия для оздоровления и активного проведения досуга (рекреационная физическая культура).

К специализированным формам физической культуры целесообразно отнести:

спорт (в понимании спорта придерживаемся точки зрения Л.П.Матвеева, который отмечал, что спорт в большей части входит в состав физической культуры, а именно той части, которая включает большинство видов спорта, являющихся высокоактивными видами двигательной деятельности и в то- же время спорт развивается, приобретая самостоятельный статус [4]).

прикладную физическую культуру (военную, профессиональную);

адаптивную физическую культуру.

По степени институализации можно выделить:

персонифицированную (индивидуальную) – физическая культура личности и спортивная культура личности;

институализированную — сфера физической культуры или система физической культуры.

Практические задания

• Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

2.Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

Природное телоРезультат формирования и использования человеком своего телесного начала.
Социальное телоБиологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.
Культурное телоРезультат взаимодействия природного тела с социальной средой:

3. В чём отличие тела о телесности?

4. Какова связь между телесностью и физической культурой?

5. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

6. Заполнить «Содержание компонентов физической культуры»

Компоненты физической культурыСодержание компонентов физической культуры
Культурный компонент
Социальный компонент • Социальный аспект • Деятельностный аспект

• Установите правильное соотношение понятий (I –1,…)

I. Специализированные формы физической культуры1. Занятия по программам предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях всех уровней; (образовательная физическая культура) 2. Адаптивная физическая культура 3. Занятия для оздоровления и активного проведения досуга (рекреационная физическая культура) 4. Прикладная физическая культура (военная, профессиональная); 5. Спорт
2.Обыденные формы физической культуры

8. Раскрыть содержание понятий «Физическая культура личности как персонифицированная форма физической культуры» и «Сфера физической культуры как институализированная форма физической культуры».

• Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры,1995, № 4, с.2-8.

• Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

• Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.

• Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.,2003

• Российская федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской федерации: федеральный закон // Российская газета.-2007.- 8 декабря

• Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М: Астрель, 2006.

Источник

Социальные основы физической культуры

● социальной значимостью физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

● усвоением человеком посредством физической культуры социальных принципов здорового стиля и образа жизни;

● овладением системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей;

● приобретением личного опыта, повышение двигательных и функциональных возможностей, обеспечением общей и профессионально-прикладной физической подготовленности в будущей профессии;

● созданием основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно–спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

В настоящее время выделяют следующие базовые функции физической культуры и спорта:

1.Специфическая, соревновательно–эталлоная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении и объективной оценки определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижения высокого спортивного результата.

2. Специфическая, эвристически–достиженческая функция. Она представляет тип творческой поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей. Эта функция полно выражена в спорте высших достижений.

3. Спортивно–оздоровительная (рекреативная) функция. Проявляется в положительном влиянии физической культуры и спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий на развивающийся и формирующийся организм велико.

4.Воспитательная функция. Физическая культура и спорт открывает большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Поскольку физическая культура и спорт включены в социально – педагогическую систему, они являются действенным средством воспитания физической культуры, а при использовании занятий профессионально – прикладными видами спорта становятся значимыми компонентом трудовой и военной деятельности.

6.Эстетическая (зрелищная) функция физической культуры и спорта. Она раскрывается в том, что спорт несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников физической культуры и спорта. Популярность спортивных мероприятий, как зрелища, обусловливается эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью языка спорта, понятного практически каждому.

7. Функция социализации личности и социальной интеграции. Физическая культура и спорт – мощные факторы вовлечения людей в общественную жизнь и формирования у них опыта социальных отношений. На этой основе проходит процесс социализации личности.

8.Коммуникативная функция физической культуры и спорта. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные вязи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а также и различные формы спортивного движения такие, как «Спорт для всех» и олимпийские движение, стали широчайшими интернациональными событиями современности. Достаточно сказать, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.

Как видно, социальные основы физической культуры и спорта имеют не менее важную роль, как и биологические основы. Мы также видим, чтофизическая культура и спорт представляют и целый ряд весьма важных базовых социальных функций.

2.1.1 Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека

Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивал, что деятельность орга­низма без внешней среды, поддерживающей его существование, не­ возможна.

На организм человека влияют различные природные факторы: изменения температуры воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, землетрясения и пр. Даже при незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Проис­ходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает ее. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.

Человек благодаря созданным ими же условиям жизни (постоянным ис­точникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сбере­гающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) лучше, чем другие жи­вые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого об­щества в течение многих тысячелетий. Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли.

Будучи частью природы и живого мира, человек взаимодействует с ней. Взаимоотношения человека и природы — наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа — среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества.

В современном мире проблемы экологии, в т.ч. взаимодействия организма с окружающей средой, серьезно обострились. Развитие науки и техники расширило сферы хозяйственной и производственной деятельности людей, раздвинуло границы их расселения, увеличило масштабы освоения космического пространства, мирового океана, полярных районов, безводных пустынь. Жестокие условия среды этих новых сфер деятельности и жизни человека не соответствуют наслед­ственным и приобретенным свойствам организма. Люди в новых природных условиях испытывают влияние необычных факторов окружающей среды на их общее состояние, самочувствие, работоспособность. Пребывание в таких условиях часто требует дополнительных затрат энергии. Изучением приспособления современного человека к различным природным факторам (условиями Крайнего Севера и Юга, пустынь, гор) занимается экологическая физиология. Другой раздел экологической физиологии изучает влияние на организм человека таких необычайных факторов среды как ускорение, невесомость, шум, вибрация, укачивание, магнитное поле, ионизирующая радиация.

Приспособление организма к климатическим условиям называется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.

Приспособление человека к новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих организме.

Биологические возможности приспособления человека к различным условиям велики. При этом частично перестраивается обмен веществ, нервные процессы, психика, изменяются двигательные реакции. Примером высоких приспособительных возможностей организма к необычным для жизни условиям может служить приспособление организма к состоянию невесомости, т. е. отсутствию земного тяготения.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека. Сейчас около 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с экологией.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношение общества с окружающей средой необходимо поставить под строгий контроль.

в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть картинку в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Картинка про в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть картинку в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Картинка про в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть картинку в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Картинка про в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Смотреть картинку в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Картинка про в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека. Фото в чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

Источник

В чем заключаются социокультурные основы физической культуры общества и человека

2.2. Физическая культура как социальное явление, часть культуры общества и личности

2.2.1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

К физической культуре относится достаточно широкий круг явлений, в частности:

— тело человека с его характеристиками (уровень физического развития, функциональной и физической подготовленности);

— процесс физического развития и физического воспитания (изменение форм и функций организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического воспитания);

— знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения и институты (физическое образование, мотивы занятий физической культурой и спортом, специфические отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности, социализация индивидуумов).

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:

— деятельностный (физическая культура – как процесс или способ рационально организованной преобразовательной деятельности);

— предметно-ценностный (физическая культура – как совокупность «предметов», представляющих определенную ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. К таким ценностям можно отнести занятия в области физической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу);

— персонифицированно-результативный (физическая культура – как результат деятельности, воплощенный в самом человеке. Эти результаты могут представлять собой уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.).

Физическая культура как род деятельности имеет в качестве своей отличительной особенности то, что ее специфическую основу составляет двигательная активность человека, направленная на развитие и сохранение его деятельных сил. Другими словами, ее специфические компоненты представлены рациональными способами двигательной активности. Важно учесть, что к таким способам относятся лишь те, которые позволяют наилучшим образом сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, улучшить состояние здоровья.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена комплексом материальных и духовных бал, созданных в обществе для и в результате физкультурной деятельности. Для физической культуры они представляют ее ценностное содержание и являются для людей предметом освоения, использования и дальнейшего развития. К ценностям физической культуры относят различные виды гимнастики, спорта, подвижные игры, многочисленные комплексы физических упражнений, а также научные знания, принципы, правила и методы использования физических упражнений, программно-нормативные основы и спортивные достижения.

Физическая культура как персонифицированный результат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физическое образование.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что физическая культура является сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассматривать и как особый род культурной деятельности, и как результат этой деятельности. Основу ее специфического содержания составляет целесообразная физическая активность человека, направленная на совершенствование его природных качеств и способностей, благодаря чему в общем комплексе явлений культуры физическая культура является специфическим социальным фактором направленного физического развития человека. Именно этим она отличается от других сторон культуры. Однако, имея в виду данное обстоятельство, необходимо констатировать, что физическая культура является неотъемлемым слагаемым культуры общества и личности.

2.2.2. Формы и функции физической культуры

Под функциями физической культуры понимаются объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать потребности общества и личности. При этом подразумевается, что физическая культура реализуется в полной мере не сама собой, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Различают специфические и общекультурные функции физической культуры, которые свойственны ей постольку, поскольку она выступает как органическая часть культуры общества в целом. Общекультурные функции физической культуры основываются на функциональных связях, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями.

К специфическим функциям относят те, которые позволяют удовлетворять естественные потребности людей в рациональной двигательной активности, оптимизировать на этой основе их физическое состояние и развитие организма. Ими являются:

— специфические образовательные функции, целесообразно выражающиеся при использовании физической культуры в общей системе образования и воспитания для систематического формирования жизненно-важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний;

— специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой и иной деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

— специфические «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта и соревновательной деятельности;

— специфические рекреативные функции и оздоровительно-реабилитационные, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в процессе досуга или в системе специальных восстановительных средств.

К общекультурным функциям относятся:

— эстетические функции, позволяющие удовлетворять потребности людей в гармоничном физическом развитии;

— нормативные функции, состоящие в регламентации и закреплении определенных норм физической подготовленности, показателей спортивных достижений, правил нормирования физических нагрузок. Такого рода нормы являются эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие. Данные нормы существенно влияют на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают ее использование в интересах личности и общества;

— информационные функции, заключающиеся в накоплении, распространении и передаче информации от поколения к поколению о сущности физической культуры, ее ценностях, путях и средствах физического совершенствования человека;

— функции физической культуры в сфере непосредственных межчеловеческих контактов;

— экономические функции, выраженные в сфере коммерческой деятельности по производству спортивных товаров и услуг.

Наряду с этим, физическая культура выполняет еще одну, специфически личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенствованию как социально осознаваемой потребности.

Функции физической культуры практически неотделимы от ее форм, на основе которых они осуществляются.

Термин «формы» означает то, что структурно отличает виды и разновидности физической культуры. Для предметного разграничения видами называют более крупные сочетания элементов физической культуры, а разновидностями – менее крупные формы. Те и другие, взятые в совокупности, в их закономерном соотношении друг с другом, характеризуют общую структуру физической культуры как целостное социальное явление.

Исходя из того, что структура физической культуры как многокомпонентное общественное явление социально обусловлена общей структурой образа жизни людей, аналитическое выделение самых крупных ее разделов будет логично вести применительно к тем сферам жизнедеятельности, в которых представлены ее основные компоненты.

Соответственно этому в научной литературе выделяют следующие разделы и виды физической культуры.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная ее часть, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве основного физического образования и обеспечения базового уровня физической подготовленности. «Базовой» она называется по следующим причинам: во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем разностороннего развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей; во-вторых, является фундаментальной предпосылкой (базой) для специализации в той или иной деятельности.

Основной вид базовой физической культуры составляет «школьная» физическая культура. Под ней подразумевают физическую культуру, которая является учебным предметом в общеобразовательных школах, формирующую широкий комплекс жизненно необходимых условий, навыков, связанных с ними знаний, обеспечивает разностороннее развитие физических качеств и оптимизацию состояния здоровья.

Однако базовая физическая культура не ограничивается лишь ее школьной формой. Конкретная направленность, содержание и способы ее использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни человека. В связи с этим различают так называемые пролонгирующие разновидности базовой физической культуры. Такие компоненты представлены в системе групповых и самостоятельных занятий по общей физической и общекондиционной тренировке различных контингентов населения. Эти занятия как бы пролонгируют (продлевают) влияние базовой физической культуры.

В состав базовой физической культуры входит и спорт, если спортивные занятия ориентированы преимущественно на достижение базовой подготовленности и оптимизируют общую физическую дееспособность.

Спорт. По сравнению с другими компонентами физической, он представляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей, необходимых в качестве предмета спортивной специализации. В связи с этим ряд общих функций физической культуры получают в спорте свое специфическое выражение.

Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую культуру. Особенности этих разновидностей определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, которая становится основной для него.

Профессионально-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии. на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека. Важно отметить, что данный вид физической культуры тесно связан с базовым ее компонентом. Их ограниченная связь заключается в том, что профессионально-прикладная физическая культура строится на основе предпосылок, создаваемых в сфере общей физической подготовки.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств профилактики различных заболеваний и восстановления утраченных функций организма. Применение отдельных форм двигательных действий с этой целью определено преимущественно в виде лечебной физической культуры. В сфере спорта и спортивной тренировки применяется спортивно-реабилитационная физическая культура, специфика деятельности которой ориентирована на профилактику исключения последствий спортивного травматизма.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим термином объединены гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта, и рекреативные формы физической культуры. При этом имеются в виду те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего функционального состояния организма и нормализации его функций на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной деятельности.

2.2.3. Основные аспекты воспитания физической культуры личности

Как уже говорилось выше, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Основными компонентами ее являются: знания в области физической культуры, методические умения и навыки физического самосовершенствования, ценностные ориентации, мотивы, интересы и потребности в отношении физкультурно-спортивной деятельности, а также необходимый уровень физического развития, физической подготовленности.

Реализация данных компонентов осуществляется в социально-психологическом, интеллектуальном и телесном направлениях.

Социально-психологический аспект воспитания физической культуры личности определяет активное отношение человека к физическому совершенствованию, которое зависит от ряда социально-психологических факторов: особенностей социальной ориентации, характера мотивации и интересов, уровня сформированных потребностей в физкультурно-спортивной деятельности.

Интеллектуальное воспитание как компонент физкультурного воспитания представляет собой целенаправленный процесс обогащения людей широким кругом знаний, формирующих их общеобразовательную и социальную подготовленность в сфере физической культуры и развития способности познавать и творчески использовать ее в физкультурно-спортивной деятельности.

Процесс освоения интеллектуального компонента физической культуры предусматривает решение трех главных задач: овладение основами этого знания; освоение методов поиска и использования нужной информации; формирование осознанного стремления к оптимизации своего физического состояния.

Двигательный аспект воспитания физической культуры человека. В общей структуре воспитания физической культуры личности именно двигательному компоненту принадлежит главная роль в развитии физического потенциала человека и формировании его жизненно важных умений и навыков.

Так же как и в физическом воспитании, основным фактором процесса формирования телесной культуры человека является практическое воздействие двигательной деятельности на морфофизиологические и функциональные свойства организма, что должно обеспечить формирование рациональных ее способов, направленное развитие двигательных умений и навыков, физических качеств и связанных с ними двигательных способностей. Это значит, что механизмам двигательной активности в процессе физического воспитания придается культурно-преобразовательный характер, означающий осуществление этой деятельности не спонтанно, а осмысленно, целенаправленно, по принципам, правилам и нормам, установившимся в сфере физической культуры в типичных ее формах (физических упражнениях строго регламентированного характера, игровых и спортивных разновидностях двигательной деятельности).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *