в чем суть блэкберри
История BlackBerry: взлёты и падения знаменитого бренда
Во времена, когда не было iPhone и Android, балом правила канадская компания BlackBerry, которая считалась первоклассным брендом, а её устройства демонстрировали статус их владельцев. На пике популярности она владела более 50% рынка США и 20% мирового рынка смартфонов. Компания продавала 50 и даже 100 млн устройств в год, а её акции стоили 145 долларов за штуку. На сегодняшний день доля BlackBerry на рынке смартфонов составляет 0%, акции компании сейчас котируются по 4 доллара за штуку. Как BlackBerry могла до такого докатиться? Давайте обратимся к истории.
BlackBerry была создана в далёком 1984 году студентами Майком Лазаридисом (Mike Lazaridis) и Дугласом Фрегином (Douglas Fregin). Тогда она называлась Research In Motion (RIM). Это было время, когда люди общались через пейджеры, а мобильные телефоны существовали только в виде прототипов. В первые свои годы компания специализировалась на выполнении различных инженерных задач, например, проектировала светодиодные вывески и даже заключила контракт с General Motors на производство светодиодной системы оповещений на заводах автомобильного гиганта. Однако этот бизнес не развивался, и владельцы RIM решили переключиться на другие свои проекты.
Одним из таких проектов был DigiSync — так называлось устройство, которое считывало данные с киноплёнки. Это был весьма полезный инструмент, который редакторы использовали на этапе постпроизводства. Сначала применение ему нашли в Канадской государственной службе, а затем устройство взяли на вооружение голливудские студии. Технология была настолько популярной, что RIM даже получила премии «Эмми» и «Оскар» за выдающиеся технические достижения.
Несмотря на невероятные успехи DigiSync, Лазаридис связывал будущее компании с другими технологиями, а именно беспроводной связью. RIM начала работать с лучшими представителями в этой сфере — компаниями Ericsson и RAM Mobile Data. Вместе они разрабатывали технологию, которая в конечном счёте использовалась в пейджинговых сетях и беспроводных системах обработки платежей. Эти наработки затем и легли в основу операционной системы BlackBerry.
Сотрудничество с компанией Mobitex (национальная беспроводная сеть передачи данных с коммутацией пакетов общего доступа) позволило RIM создать первые пейджеры в Северной Америке, которые работали как двусторонние коммуникаторы. Это была очень продвинутая концепция, поскольку сотовые сети в то время не передавали данные, а Mobitex начала предоставлять услуги двусторонней пейджинговой сети с почтовыми сервисами и PUSH-уведомлениями. RIM зарекомендовала себя как первый разработчик технологий беспроводной передачи данных в Северной Америке и первая компания за пределами Скандинавии, разработавшая устройства связи, которые стали широко использоваться военными, полицейскими, пожарными и службами экстренной помощи по всему миру.
В 1992 году RIM настолько захватила воображение молодого выпускника Гарварда Джима Балсилли (Jim Balsillie), что тот заложил свой дом и решил вложить 250 тыс. долларов в компанию. Впоследствии он стал её генеральным директором и разделял с Лазаридисом эту должность до 2012 года. В 1996 году RIM выпустила свой первый пейджер Inter@ctive Pager с QWERTY-клавиатурой, также известный под названием RIM 900. Это было началом успеха, у компании теперь было три ключевых элемента: сеть беспроводной связи, устройство и программное обеспечение, которое их связывало.
В 1997 году RIM стала публичной компанией, вышла на биржу и провела ребрендинг своей линейки продукции. Название BlackBerry придумала фирма Lexicon Branding, которая подметила, что ягоды ежевики напоминают клавиатуру на устройствах RIM. В 1998 году была выпущена уменьшенная версия популярного пейджера — RIM 950, не снискавшего успеха у пользователей, а ещё через год компания получила одобрение FCC на продажу в США BlackBerry 850 — пейджера с двусторонней связью и колёсиком для прокрутки.
Бренд BlackBerry завоевал долю рынка мобильной индустрии благодаря сервису защищённой электронной почты. Компания также начала предлагать эту услугу на устройствах, отличных от BlackBerry, через собственное программное обеспечение BlackBerry Connect. Теракты в США 11 сентября 2001 года послужили основанием считать устройства BlackBerry действительно безопасными и защищёнными средствами связи — на фоне проблем с сотовыми сетями в Нью-Йорке и Вашингтоне пейджеры компании продолжали бесперебойно работать через сеть Mobitex. Вскоре после этого американское правительство стало крупнейшим клиентом RIM, заказав у компании более полумиллиона устройств.
Первым смартфоном RIM стал BlackBerry 5810, выпущенный в 2002 году. Он получил просто огромный на то время монохромный дисплей диагональю 3 дюйма, QWERTY-клавиатуру и возможности голосовой связи. Правда, чтобы позвонить или принять вызов, приходилось подключать проводную гарнитуру.
Это было золотое время для RIM. Компания выпускала новые устройства одно за другим, в том числе и с цветными экранами, а количество пользователей, казалось, взлетело до небес. К 2005 году у RIM было четыре миллиона подписчиков на сервисы BlackBerry, а Балсилли и Лазаридис вошли в число 100 самых влиятельных людей по версии журнала Time.
В 2006 году RIM решила выйти за рамки корпоративного рынка и выпустила первые в своей линейке потребительские смартфоны Pearl с упрощённой клавиатурой, камерой и мультимедийными возможностями. Эта стратегия окупилась, и к 2007 году у RIM было уже 10 млн подписчиков. Позже компания выпустила первый телефон серии Curve, стильный Pearl и раскладушку Pearl Flip. Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. Как и Nokia, RIM была застигнута врасплох появлением iPhone в 2007 году. В течение следующих четырёх лет противостояние с Apple только усиливалось. В 2008 году компания выпустила, пожалуй, свой самый успешный и горячо желанный многими смартфон BlackBerry Bold 9000.
В августе 2009 года журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире. В 2010 году ей удалось продать 100 млн смартфонов BlackBerry, которые были доступны в 175 странах мира. Однако начавшуюся рецессию трудно было не заметить. Не помогло даже то, что поклонниками бренда были многие знаменитые и очень влиятельные люди. Среди них — 44-й президент Соединённых Штатов Барак Обама, королева Великобритании Елизавета II, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, Ким Кардашьян, Лана Дель Рей и многие другие.
Когда в 2010 году Apple выпустила iPad, RIM отреагировала анонсом собственного планшета. BlackBerry PlayBook, вышедший в 2011 году, на первый взгляд казался вполне удачным конкурентом iPad. Он обладал двухъядерным процессором, IPS-экраном, прорезиненным корпусом и громкими динамиками, однако устройство оказалось невероятно слабым с точки зрения софта. Во-первых, компания почему-то не подключила его к своим сервисам, а во-вторых, в BlackBerry OS было очень мало приложений. И даже эмулятор Android не спасал ситуацию — приложения работали медленнее, чем на Android.
RIM начала осознавать, что у нее серьёзные проблемы на фоне конкуренции со стороны Android и Apple, и пыталась сохранить контроль на корпоративном рынке. Несколько месяцев спустя компания объявила о сокращении 2 тыс. рабочих мест, а Балсилли и Лазаридис уменьшили себе зарплату до 1 доллара. Но это не помогло. Стоимость акций RIM за 2011 год упала более чем в пять раз, и в конечном счёте оба руководителя вынуждены были уйти в отставку. 2012-й стал годом больших перемен. Компанию возглавил бывший главный операционный директор RIM Торстен Хейнс (Thorsten Heins), ранее работавший в Siemens. Да-да, той самой, чей мобильный бизнес незадолго до этого потерпел фиаско. На своём посту Хейнс пробыл недолго, он запомнился тем, что в течение нескольких месяцев уволил 5 тыс. работников и переименовал компанию в BlackBerry. При нём также была выпущена операционная система BlackBerry 10, на которую возлагали большие надежды, и два смартфона — Q10 и Z10 (первый кнопочный, второй сенсорный).
В 2013 году BlackBerry располагала 85 млн подписчиков, но её финансовое положение оставалось плачевным. Ходили слухи, что компанию приобретает её крупнейший акционер, что она распадается, а все патенты уже распроданы. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, на руководящий пост был приглашён Джон Чен (John Chen), который с самого начала своей работы на этой должности отклонил предложения нескольких технологических компаний по приобретению активов BlackBerry. В 2014 году компания выпустила несколько заслуживающих внимания устройств, включая флагманский смартфон BlackBerry Passport. Успех этого аппарата способствовал тому, что в середине 2015 года компании впервые за несколько лет удалось выйти в прибыль.
В этом же году компания представила своё первое устройство на Android — BlackBerry Priv в форм-факторе слайдера, а затем ещё один смартфон BlackBerry DTEK50. С этого момента компания прекращает дальнейшую разработку своей операционной системы и принимает судьбоносное решение — все последующие смартфоны BlackBerry перевести на Android. К сожалению, этот план не сработал. Неутешительные финансовые отчёты в 2016 году вынудили компанию отказаться от производства смартфонов в пользу лицензирования. Сама BlackBerry решила сосредоточиться на разработке программного обеспечения в сфере безопасности и автомобильных систем. Права на производство смартфонов под брендом BlackBerry перешли нескольким компаниям. Среди них — китайская TCL, которая также владеет Alcatel и Palm.
Первым устройством TCL под брендом BlackBerry стал представленный на выставке Mobile World Congress 2017 смартфон BlackBerry KeyOne с QWERTY-клавиатурой и сканером отпечатков пальцев, встроенным в клавишу «Пробел». Через два года TCL выпустила Key2, а следом за ним — упрощённую модель Key2 LE, которая стала последней в недолгом союзе TCL и BlackBerry. По сути, все аппараты были вполне удачными, но оказались нишевыми — не только благодаря своему дизайну, но также из-за сравнительно высокой стоимости.
В феврале 2020 года китайская компания объявила о прекращении производства смартфонов BlackBerry, существующие модели останутся в продаже до 31 августа 2020 года. Компания пообещала, что будет осуществлять их поддержку в течение двух лет. Теперь уже очевидно, что BlackBerry окончательно умерла как производитель смартфонов, но продолжает существовать в качестве разработчика безопасных программных решений для корпоративного сегмента рынка.
BlackBerry в России
В 2014 году, фотоконкурс National Geographic получил более 9200 снимков от профессиональных фотографов и любителей из более чем 150 стран. Фотография, которая стала победителем изображает женщину в центре поезда заполненного пассажирами. Свет экрана ее мобильного телефона освещает ее лицо. Снимок ясно говорит, несмотря на то, что она физически присутствует вагоне, на самом деле она далеко.
Все пользователи смартфонов часто ловят себя на этом. Вы берете свой телефон с единственной целью — быстро написать сообщение. Час спустя, после того, как вы проверили в 27-й раз свою ленту новостей Facebook, посмотрели восемь YouTube видео, вступили в спор в Twitter о том, что лучше Стар Трек или Звездные войны, и начали играть в Candy Crush, когда вы вдруг понимаете, что все еще не отправили текстовое сообщение.
Это то, что можно назвать эффектом гаджет-прокрастинации — способность устройства заставлять нас отвлекаться, развлекаться, и зависать уставившись в их светящиеся экраны, не обращая внимания на реальный мир вокруг нас. Они как сирены, заманивают нас в сторону, чтобы просматривать бесконечные ленты с котиками или играть в клоны Flappy Bird.
Чем отличаются телефоны BlackBerry?
И Apple и Google, возможно, хотели бы, что бы вы думали иначе, но и iPhone и смартфоны на базе Android были разработаны для потребления контента (видео, музыка, приложения, книги, объявления и т.д.), как их основной функции. Конечно, они, могут быть использованы для связи, работы и сделать вас продуктивными, но это не является их основным акцентом. Телефоны Windows предлагают другой вариант, но они не имеют доступа к огромному количеству приложений для iOS и Android (Хотя это может измениться с выходом Windows 10, который якобы сможет, запускать портированные приложения для iOS и Android), и Windows Phone удалось превзойти долю рынка BlackBerry, только за счет возможности Microsoft, регулярно выбрасывать новые и новые грузовики наличных на поддержку телефонов на WP, несмотря на то, что они так и не стали популярными.
И наконец есть BlackBerry, компания, которая разрабатывала свои телефоны с акцентом на связь, производительность, безопасность и неприкосновенность частной жизни. Компания получила многолетний опыт в этих областях, и поэтому по прежнему имеет корпоративных и государственных заказчиков (и отдельных клиентов, которые разделяют эти ценности).
Это не означает, что телефоны BlackBerry не хороши для потребления контента. Несколько приложений для BlackBerry 10 являются одними из лучших, и в плане дизайна и по функциям, в сравнении с любой другой платформой. Они сильны в работе с цифровым контентом: таким, как аудио, видео и книги (особенно Passport, который был разработан для удобства чтения). И хотя эти возможности могут понравиться типичному среднему пользователю, это не отрицает тот факт, они предназначены в первую очередь для бизнес-пользователей.
Сама природа и направленность устройств BlackBerry предоставляет опцию, которая не привлекательна для обычного пользователя смартфона.
И если средний пользователь смартфона видит его как способ отключиться от мира и людей вокруг него — игнорировать их или скрываться от жизни на некоторое время, то это не для пользователей BlackBerry. Мы все должны иногда отвлекаться, но слишком частое отвлечение может быть контрпродуктивным.
Мы хотим, что бы телефон, был в первую очередь способом подключения и воссоединения с людьми и миром вокруг нас. Мы хотим, чтобы это было средство, а не цель. И мы хотим улучшить и украсить жизнь, а не загораживаться от нее.
Средний пользователь смартфона не против того, что бы быть постоянно прилипшим к экрану своего устройства, и Google, и Apple, конечно этому рады, и именно благодаря этому они загребают деньги. BlackBerry, с другой стороны, направлена на создание оборудования и программного обеспечения, которое поможет вам быстрее справляться с задачей, так что вы не должны быть приклеены к экрану — так что вы можете создавать, работать, чувствовать, продолжать жить, оставаясь при этом на связи.
Как умерли смартфоны BlackBerry
Александр Щербаков
Феномен телефонов BlackBerry и компании Research In Motion (RIM) прошел мимо большинства россиян. Долгое время они официально не продавались у нас, а первые модели оказались слишком дорогими для массового потребителя.
И россиянам уже не суждено познакомиться с BlackBerry, потому что от оригинальной компании мало что осталось. Я попытаюсь восстановить цепочку событий, которая привела к разрушению этого бренда.
Как все началось
В 2000-е годы телефоны BlackBerry были атрибутом делового человека, так называемый бизнес-класс. И такой статус они получили не просто так — в них был набор уникальных сервисов и приложений, которые помогали вести дела, работать с электронной почтой и документами.
Несмотря на статус и цену, телефоны BlackBerry продавались хорошо для своего сегмента. Конечно, ей было далеко до Nokia, лидера рынка кнопочных телефонов, но в лучше моменты она обходила многих других производителей. Например, в 2006 году BlackBerry занимала 8,3% доли мобильного рынка — больше, чем у Motorola и Sony Ericsson.
Все проблемы для BlackBerry начались во время переходного этапа для мобильной индустрии, который наступил в конце 2000-х годов. Вместо кнопочных телефонов рынок начали заполонять сенсорные смартфоны без привычных клавиш. В это время RIM решила пойти по своему пути — сохранить фирменную QWERTY-клавиатуру.
Первый iPhone появился в 2007 году, а Android-смартфоны начали массово выходить чуть позже — среди них тоже были модели с физическими клавишами, но их не так много. Параллельно с этим BlackBerry продолжала выпускать классические модели с QWERTY-клавиатурой на протяжении пяти лет.
Инерции от запаса доверия и любви к бренду хватило на три года. В 2010 году заработала долю 16% от всех смартфонов. К этому моменту Apple уже закрепилась как производитель смартфонов, а на Android перешли все крупные производители кнопочных телефонов (кроме, конечно, Nokia). В следующие годы доля BlackBerry только стремительно падала.
Когда весь мобильный рынок поделился на iOS и Android, BlackBerry решила и дальше продвигать собственную операционную систему. Компания попыталась найти компромисс между современными веяниями и удовлетворением приверженцев бренда. Так в 2013 году появилась полностью новая линейка смартфонов — это BlackBerry Z10 только с сенсорным экраном и Q10 с небольшим сенсорным экраном и QWERTY-клавиатурой.
BlackBerry Q10 и Z10
Дела у компании уже были не очень — войну с iOS и Android она проиграла, а доля рынка упала до незначительного уровня. Поэтому у новых смартфонов Z10 и Q10 просто не было шансов на хорошие продажи. Даже с учетом того, что в них добавили поддержку Android-приложений.
Позже в 2014 году появился BlackBerry Passport с большим квадратным экраном и небольшой физической клавиатурой под ним. Многим смартфон понравился, его до сих пор вспоминают как пример удачного устройства бизнес-класса. Но большие продажи ему тоже не светили: компания уже растеряла долю рынка, операционная система BlackBerry OS уступала по популярности Android, а цена была выше среднерыночной.
BlackBerry Priv
Когда эксперимент с «паспортом» не сработал, компания пошла на отчаянные меры. В 2015 году появился BlackBerry Priv, первый Android-смартфон этого бренда. Внешне он выглядит как обычный смартфон, но корпус имеет конструкцию слайдера — снизу выдвигается та самая QWERTY-клавиатура.
С BlackBerry Priv случилась та же самая история — бренд уже растерял привлекательность, а цена слишком высокая. Продажи оказались мизерными.
К тому моменту BlackBerry уже значительно сократила раздел разработки и исследований, поэтому проектировать новые модели самостоятельно было слишком сложно и дорого. Учитывая эти сложности, компания опять сменила стратегию — в 2015 году появился BlackBerry DTEK50, который стал переименованным смартфоном Alcatel IDOL 4 от китайской компании TCL. Для BlackBerry немного изменили дизайн и софт, но при этом цена выросла почти в полтора раза.
Эксперимент с выпуском китайского смартфона под брендом BlackBerry тоже не удался.
Закрытие и «возращение» на рынок
В 2016 году BlackBerry объявила о закрытии смартфонного бизнеса. Компания решила сосредоточиться на разработке софта, а свой бренд начала продавать под лицензию. Первым покупателем стала та же TCL.
TCL под брендом BlackBerry выпустила три смартфона — KeyOne, Motion и Key2, последний из них вышел в 2018 году. Эти модели оказались спорными из-за слишком высокой цены для своих характеристик, хотя во многом они унаследовали черты телефонов «настоящей» BlackBerry. Еще несколько смартфонов под этим брендом выпустила малоизвестная индийская компания Optiemus Infracom, но в других странах они не продавались.
Кажется, что на этом история BlackBerry закончилась — компания еще не обанкротилась, а весь капитал давно растерян. Но в середине 2020 года появилась новость, что права на бренд BlackBerry купила другая малоизвестная компания OnwardMobility, которая вместе с «дочкой» Foxconn Fin Mobile выпустит новый смартфон уже в первой половине 2021 года. Правда, с тех пор новостей о нем пока не было.
Ждем очередного возвращения BlackBerry.
Заключение
Время показало, что ставка BlackBerry не сыграла — людям удобнее, когда клавиатура появляется на экране при необходимости, а не занимает место постоянно. У фирменной QWERTY-клавиатуры BlackBerry до сих пор есть фанаты, но их оказалось недостаточно, чтобы компания смогла выжить на новом мобильном рынке.
Не факт, что если бы BlackBerry перешла на Android еще в конце 2000-х или начале 2010-х годов, то все бы сложилось иначе. Есть примеры LG, HTC и многих других компаний, которые не выдержали конкуренции с другими производителями Android-смартфонов.
BlackBerry в России
Название BlackBerry вызывает смешанные чувства. Для кого-то это пример совершенных новейших технологий, разработанных в Канаде, а для кого-то само это слово становится болезненным напоминанием о компании, которая так и не смогла поспеть за рынком.
Двадцать лет назад компания, тогда известная как Research In Motion или RIM, представила свой первый продукт под брендом BlackBerry — пейджер для электронной почты BlackBerry 850. По словам председателя совета директоров Джима Балсилли, этот девайс стал результатом 5 лет разработок и вложенных десятков миллионов долларов.
Больше десяти лет компания оставалась в топе производителей смартфонов, и казалось, что ничего не может пойти не так. Но создать телефоны, которые смогли бы стать достойным конкурентом iPhone от Apple и другим брендам, ей так и не удалось, и она стремительно потеряла свои позиции на рынке. Однако, несмотря на все взлеты и падения, имя еще живет.
Компания RIM, созданная в 1984 году, напоминала маленькую рыбку в озере воротил технического бизнеса. К 1992 в компании было всего 14 сотрудников, а суммы продаж составляли всего около миллиона долларов. Но уже к 1996 продажи подскочили до 8 миллионов, а сотрудников стало уже 80, причем большая часть из них была задействована в исследованиях и разработке.
Такие компании, как Sharp, Casio, Hewlett-Packard и Apple, ставили в свои устройства радио-модемы от RIM. Свой первый девайс же компания выпустила в 1996 — пейджер RIM 900 Inter@ctive.
Но с BlackBerry все поменялось.
Мы поговорили с четырьмя людьми, которые имели отношение к компании с первых дней ее появления. У каждого из них свой уникальный взгляд на то, какое влияние она оказала.
Продавец
Бывший сотрудник RIM №450 все еще носит с собой маленькое напоминание о BlackBerry в кошельке. Маленький стикер, не больше подушечки большого пальца, который он отклеил с пейджера в далеком сентябре 2001 года.
После взрывов 9/11 в Центре международной торговли RIM отсылала пейджеры в Нью-Йорк, чтобы помочь обеспечить коммуникацию между службами спасения, и все наклейки с логотипами нужно было снять. «Мы подумали, что этот не тот момент, чтобы демонстрировать всем наш бренд», — объясняет Дэйв Джаворски.
В прошлом продавца RIM наняли 1-го февраля 2000, он проработал 12 лет. Сейчас он уже второй раз переизбран мэром города Ватерлоо.
11 сентября провайдеры сотовой связи не справлялись, и многие люди, ставшие жертвами этого хаоса, благодарили BlackBerry за возможность связаться с любимыми.
Другие односторонние и двусторонние пейджеры в тот момент на Манхэттене работали плохо, в то время как пейджеры BlackBerry справлялись.
По словам Джаворски, первые BlackBerry стали популярны в мире бизнеса и юриспруденции, так как позволяли бизнесменам и юристам оставаться на связи даже вдали от своих рабочих мест, или, например, когда те находились в суде.
Одной из его техник продажи было продать пейджер одному из главных исполнительных директоров какой-нибудь компании, а дальше — просто ждать эффекта сарафанного радио.
«Продаешь пейджер какому-нибудь CEO или вице-президенту — и вот они уже говорят, что пейджеры срочно нужны их заместителям. Они распространялись так быстро, прямо как лесной пожар».
По словам Джаворски, когда компания была на пике — новые сотрудники появлялись каждую неделю. К 2002 RIM наняла 1500 людей в Ватерлоо и начала продавать лицензии другим производителям и разработчикам.
«Мне звонили компании из топ-500 журнала Fortune — это просто мечта для продавца», — вспоминает Джаворски, смеясь.
Однако, хорошие времена длились недолго. В 2007, после запуска iPhone, который был нацелен на стандартного потребителя, в BlackBerry не выдержали конкуренции и акции компании упали.
Перед тем, как покинуть компанию, Джаворски занимал должность исполнительного директора по связям с властью и общественностью. Он был вовлечен во многие благотворительные и общественные проекты, созданные компанией, например, в партнерство с благотворительным фондом «Освободи детей» и в проекты по раздаче еды.
Он и его команда из 50 человек еще тогда обратили внимание, что дела у компании идут не очень — так, они часто получали запросы на бюджет.
«Вся моя работа заключалась в том, чтобы отдавать деньги, — рассказывает Джаворски, — раздавать деньги — это точно не было приоритетом компании в тот момент».
Джаворски потерял работу 23 июля 2002 года, а уже через два года впервые был избран мэром. Он все еще пользуется телефоном BlackBerry и отзывается о компании исключительно положительно.
«Мы все еще празднуем изобретение смартфона здесь, в Ватерлоо», — говорит он.
Шон Стрикленд, 2000
Политик
BlackBerry оказались революционными устройствами не только на Уолл-стрит и в офисах корпораций — местные политики тоже сразу взяли их на вооружение. Эти девайсы показали себя как эффективный способ поддержки связи между сотрудниками городских служб и работниками различных коммуникаций.
«Это перевернуло игру», — рассказывает Шон Стриклэнд, в то время — советник города и региона Ватерлоо. Свой первый BlackBerry-пейджер он купил в 2000. Недавно, прошлой осенью, его переизбрали региональным советником Ватерлоо уже на четвертый срок.
«Иметь электронную почту прямо в кармане — это было удивительно и очень удобно».
Хотя на тот момент контракт, заключенный между городским Советом и RIM, был обусловлен в первую очередь желанием поддержать местную компанию с местными сотрудниками, все же пейджеры были, по словам Стриклэнда, «удобными устройствами, которые улучшали коммуникацию между нами и нашими избирателями».
Город Китченер тоже закупил 19 BlackBerry, и как минимум один советник из Кэмбриджа сообщил в 2000, что хотел бы, чтобы его город тоже их приобрел.
Шон Стрикленд, 2000
«Они казались незаменимым инструментом», — сказал тогда советник Грег Дурочер. «Сегодня, например, я вышел — а когда пришел, меня уже ждало 9 писем».
Это кажется таким странным, что тогда 9 электронных писем казались чем-то запредельным, или что люди не имели постоянного доступа к интернету благодаря смартфонам. Стрикленд отмечает, что очень легко недооценить важность появления этих устройств, которые позволяли всегда оставаться на связи.
«Сегодня мы воспринимаем наши девайсы как должное», — говорит он, хотя и признает, что по сегодняшним меркам тогдашние BlackBerry были несколько неуклюжими.
Когда-то контролировавшая половину американского рынка смартфонов компания, которая к тому же имела самую высокую стоимость в Канаде, уволила большую часть сотрудников и продала почти всю недвижимость. Однако, по словам Стриклэнда, люди все еще тоскуют по тем временам, полным успеха.
«У меня все еще BlackBerry, и каждый раз, когда я в аэропорту выкладываю его перед аркой металлоискателя, все спрашивают: «О, это BlackBerry? Я скучаю по своему».
«Знаете, о чем мне это говорит? О том, что компания все еще чего-то стоит».
Маркетолог
30-го января 2013 года компания Research In Motion исчезла, чтобы возродиться под именем своего самого успешного устройства.
«С этого момента мы — BlackBerry. Мы бренд, мы обещание», — говорил тогдашний CEO Торстен Хайнс на запуске новой операционной системы BlackBerry 10. «Наши покупатели пользуются BlackBerry, наши сотрудники работают на BlackBerry, и наши акционеры — владельцы BlackBerry».
В 2013 это решение казалось очевидным, но 14 лет назад название «BlackBerry» встречали не с таким восторгом.
«Это было спорным решением», — признает Марк Гиберт, которому было всего 33 когда он пришел работать в RIM в 1997. Через 15 лет, в 2012 году, он ушел — прямо перед ребрендингом. Под его контролем 12 лет находились корпоративный маркетинг и бренд-менеджмент, он был старшим вице-президентом компании и старшим советником в команде менеджмента.
Он был одним из немногих людей, заставших момент, когда компания Lexicon Branding предложила название BlackBerry. На сайте компании все еще подчеркивается вклад в названием бренда — «более дружелюбное и настраивающее на диалог, не подавляющее потенциал роста компании».
Название также ненавязчиво отсылает к известной клавиатуре QWERTY, которая отдаленно напоминает ежевику («blackberry»).
«Не думаю, что кому-то удалось хотя бы близко добиться такого успеха тогда», — говорит Гиберт о конкурентах. Он даже не может вспомнить хотя бы одного.
По словам Гиберта, запуск первого BlackBerry в 1999 был ходом вслепую.
«Было очень много сомнений насчет того, поднимется ли вообще рынок беспроводных электронных сообщений, — вспоминает он, — линейка устройств BlackBerry, конечно, в корне тогда все изменила».
Фанат
Сейчас производители, разработчики игр и сайтов хорошо понимают фанатизм покупателей, связанный со смартфонами и любыми другими карманными устройствами, и постоянно присылают различные уведомления, чтобы пользователь как можно чаще, сотни, тысячи раз за день, брал в руки свой девайс.
Первые новостные заметки, связанные с BlackBerry, делали тонкие (и не очень) намеки на то, какой опасностью зависимости обладают эти новые технологии.
Выпустив новое устройство, RIM предлагала на BlackBerry 30-дневную гарантию с возвратом и пониженный тариф на первые 12 месяцев. Со-основатель и президент компании честно объяснял причину таких решений.
«Мы хотим, чтобы люди вовсе не сомневались, что им необходимо такое вызывающее зависимость устройство», — говорил Майк Лазаридис.
Когда бывший мэр Китченера Карл Зер рассказывал о BlackBerry в 2000, он сказал: «Балсилли мне говорил, что если я куплю такую штуку, я три дня не смогу ее выпустить из рук».
Марк Лазаридис, CEO RIM, с самым новым на тот момент телефоном марки, 2000 год.
Из-за такого уровня зависимости от устройств к BlackBerry прилипло новое имя — CrackBerry. (от англ. «крэк»)
В 2006 это имя сделал бессмертным Кевин Мичелак, основав сайт crackberry.com для фанатов компании RIM, где все могли бы обмениваться мнениями по поводу новых устройств, вести блоги, оставлять отзывы и так далее.
«У меня ушла неделя на то, чтобы привыкнуть к BlackBerry, потому что до этого я пользовался раскладушкой от Samsung, но как только я во все разобрался — как и все остальные, я подсел», — вспоминает Мичелак. Хоть у него никогда не было того самого легендарного пейджера, он уверен, что именно благодаря ему компания вышла на принципиально новый уровень и стала всемирно популярной.
Идея создать сайт пришла ему однажды ночью, когда он и его друзья сидели в баре и совершенно не обращали друг на друга внимания — они что-то читали, писали и отправляли со своих телефонов BlackBerry.
«Впервые само слово CrackBerry пришло на Уолл-стрит в начале 2000-х», — рассказывает Кевин. Словарь Webster назвал «CrackBerry» словом года в 2006, и вскоре после этого Мичелак стал получать запросы на покупку домена.
Для самого Мичелака это что-то вроде привязанности — люди просто не хотят расставаться со своими телефонами.
Начав как простой фанат, он нашел полноценную работу и стал владельцем сайта с миллионами уникальных пользователй каждый месяц. Сайт купила флоридская компания Smartphone Experts: сейчас на нем продаются телефоны, приложения и аксессуары, а также публикуются обзоры новых устройств.
«Тогда это было сумасшедшей идеей», — говорит Мичелак.
На несколько лет сайт затих, или, как говорит сам основатель, временно ушел на пенсию. Но в 2017 году, когда в TCL Corp. готовились выпустить новый BlackBerry KEYone, компания попросила его поучаствовать в своем мероприятии по поводу выпуска в Барселоне.
Также Кевин вступил в рекламное партнерство с BlackBerry Mobile и CrackBerry.com.
Учитывая текущее увлечение BlackBerry технологиями «умных» автомобилей и безопасности и меньший интерес к производству смартфонов, Мичелак хотел бы, чтобы компания прошла ребрендинг и вернулась к своим корням, став Research In Motion.
«Мне кажется, то, чем они занимаются сейчас, это то же, чем занималась в свое время Research In Motion — они решают проблемы».
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.