в чем заключаются причины драмы катерины кабановой
В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) (ЕГЭ по литературе)
Причины драмы Катерины Кабановой в пьесе А. Н. Островского «Гроза» заключается в следующем – главная героиня живет в город Калинов со своим мужем Тихоном и свекровью по прозвищу Кабаниха. Катерина находится под ее надзором, гнетом. Ей приходится терпеть каждодневные унижения и оскорбления, бездействие мужа, который подчинялся своей матери, а не защищал жену.
Но вскоре приезжает Борис, племянник управляющего в городе, за наследством. Варвара, дочь Кабановой, единственная в семье, кто понимает Катерину.
Однажды главная героиня говорит: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», что показывает ее стремление к свободе, лишь бы не жить в той семье, где она находится сейчас. Варвара хочет настоящего счастья для Катерины, поэтому устраивает ей тайные свидания с Борисом, племянником управляющего городом, Диким, приехавшего за наследством, понимая, каково это любить того, с кем быть нельзя. Но вскоре Борису надо уезжать из города – его отдают в армию, что для Катерины становится страшной вестью – она не готова снова жить в той обстановке, которая была раньше, ей нужен Борис. Она хочет поехать за ним, но тот ее останавливает, говоря, что это неправильно. И Катерина решается на отчаянный шаг – обретает свободу, прыгнув в бурлящую Волгу во время грозы, но настоящая драма происходит на протяжении всей пьесы – боль в душе главной героини накапливается, что превращается в трагедию – и гроза случается в ней самой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
17. В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? (ЕГЭ по литературе)
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» является психологической. В произведении есть как внешний, так и внутренний конфликт. Главная героиня — Катерина Кабанова — не может жить в «тёмном царстве». Самоубийство является своеобразным протестом против тирании, бунтом, как писал Добролюбов, «возникшим из глубин народной жизни».
Рассмотрим, в чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой.
Город Калинов становится «темным царством» для героини.
Детство Катерины противопоставлено действительности, которое угнетает героиню, делает её несчастной. Она не может существовать в условиях постоянной тирании, жестокого обращения: «Такая ли я была? Я жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Я у вас завяла совсем». Любовь героини к Борису — своеобразный протест против «жестоких нравов» Калинова, в котором Катерине не могла видеть от других проявлений светлых чувств.
В душе Катерины возникает конфликт. Героиня не может простить себе измену мужу. Ей чужда подлость и лживость, поэтому Катерина не может, подобно Варваре, сбегать на ночные свидания, врать. Внутренний конфликт Катерины обрекает героиню на страдание. Она не может скрывать своего греха. Кульминацией пьесы является сцена грозы, где Катерина признается в измене.
Таким образом, старые жестокие порядки «темного царства» могут сломить судьбы людей. Именно к этому привела драма Катерины Кабановой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем заключаются причины драмы катерины кабановой
Написанная в канун отмены крепостничества «Гроза» по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А.Н.Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви.
На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и преклонения перед злой свекровью.
Невежественная Кабаниха пытается навязать невестке законы, которые, по ее мнению, являются основой семейного благополучия. Слабовольный Тихон не смеет перечить матери и не в состоянии защитить жену от нападок.
Катерина мечтала об иной жизни. Ее детство прошло в любви и заботе, идеалом была крепкая семья с надежным главой и множеством ребятишек. Но судьба распорядилась иначе, жизнь молодой женщины превратилась в каторгу. Религиозные заветы твердят, что ей необходимо смириться с долей, но она пытается отстоять право на уважение и любовь, не желает угождать своенравной свекрови. Невольно Катерина ищет для себя хоть какой-то лучик в беспросветной жизни. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И таким светом кажется ей племянник Дикого – Борис. Он не похож на других обитателей Калинова, героиня надеется, что молодой человек сможет воплотить в жизнь мечту – перенести ее из «темного царства» в сказочный мир. Катерина пытается найти объяснение своим чувствам, отторгнуть смутные желания, но природа берет свое…
Спустя две недели Борис покидает городок и свою возлюбленную. Он оказался не таким, каким виделся Катерине. Подобно ее супругу Борис полностью зависим от воли богатого дяди. Честность не позволяет героине скрывать произошедшее: она всенародно признается в измене. Характер не позволяет Катерине после случившегося оставаться в доме Кабанихи, но и уйти она не может. Женщина видит единственный путь освобождения от мук и унижений – кинуться в Волгу с обрыва. Только глубокое отчаяние могло подвигнуть героиню на страшнейший из грехов.
Таким образом, трагедия Катерины заключалась в невозможности принять убеждения купеческой среды, в которой она оказалась. Характер не позволял ей лгать и притворяться, поэтому за возможность обретения душевной свободы она заплатила жизнью. Своей смертью Катерина выразила протест против лицемерия, ханжества и морали «темного царства».
В чем заключаются причины драмы катерины кабановой
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
C12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается взаимосвязь человека и природы?
C12.2. В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
C12.3. Почему рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» относят к романтической прозе?
12.4. Деревенская тема в русской литературе.
Комментарии к сочинениям
C12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается взаимосвязь человека и природы?
В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни. Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.
C12.2.В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы. Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. В этом и заключается конфликт Катерины с «темным царством» и драма героини.
C12.3. Почему рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» относят к романтической прозе?
Исследования Горького о человеке выразились в рассказах: «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и воплотились в образ романтичного героя. Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для него – это свобода, независимость. Его характер, жизненная философия не всегда дана прямо. Романтические образы создаются легендами, которые они рассказывают, с помощью противостояния другим героям, пейзажем и портретом. Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра). В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Ларры, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и Ларры разные пути. Она стремится передать людям важность любви в жизни.
12.4. Деревенская тема в русской литературе.
В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев.
Характерно это и для рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». В центре повествования — судьба деревенской женщины.
Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
«Матрёнин двор» — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о нравственном превосходстве простых людей.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями C17.2. В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? По пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель девятнадцатого века. Его пьеса «Гроза» вызвало много критики. Мнения кардинально разделились, например, Писарев называл главную героиню «полоумной мечтательницей», а Добролюбов считал её «лучиком света в тёмном царстве». Но, несмотря на противоположные точки зрения, драма реалистично показывает обстановку того времени, а Катерина является зарождающимся образом бунтаря. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Главная героиня живёт в городе Калинов со своим мужем Тихоном и свекровью, которую из-за жестокого и властного поведения называют Кабанихой. Катерина находится под её гнётом, ей приходится терпеть оскорбления, грубости, а также бездействие мужа, его подчинение матери. Героиня, на свою беду, влюбляется в приезжего из города за наследством дяди Бориса. Но, будучи уже замужем, понимает, что её связь с возлюбленным является опасной. Поэтому именно из-за условий Домостроя Катерина оказывается в ужасном положении, последствия которого оборачиваются трагично для неё. Автор отмечает, что Катерина воспитывалась в любви и свободе. Она вспоминает время беззаботного детства как самое драгоценное, что у неё осталось. Героиня говорит Варе: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», потому что хочет освободиться от угнетений и улететь. Кроме этого, автор использует «говорящие имена», чтобы противопоставить героев, поэтому Кабаниха и Дикой являются воплощением жестокости, зла, а Катерина — это человек с чистой душой. Поэтому представители старого уклада не позволяют молодой девушке быть счастливой. Таким образом, Домострой сильно влиял на жизнь людей, особенно девушек, поэтому причиной драмы Катерины является стремление к независимости, что было невозможно для того времени. Я считаю, что Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна подчиняться мужу во всём, ограничивая свои действия и желания. Героиня говорит: «Такая зародилась я, горячая», поэтому она не смогла бы подчиниться строгим законам. Девушка выбирает свободу, возможность поступать так, как хочется. Поэтому сбрасывается со скалы в реку. Невозможность терпеть всю жизнь, мечтая только о спокойствии, умиротворении, приводит к трагическому финалу. Подводя итог, можно отметить, что произведение является драмой, а не трагедией. Именно так обозначив жанр пьесы, Островский показал, что это выбор героини, а не принуждение, от которого не было другого выхода. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72454
|