в чем заключаются особенности процедуры проведения единого экзамена
Приложение. Особенности проведения единого государственного экзамена в 2020 году
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации и Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
от 15 июня 2020 г. N 297/655
Особенности проведения единого государственного экзамена в 2020 году
организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 13 августа 2020 г. N АКПИ20-438 абзац третий пункта 1 признан не противоречащим действующему законодательству
выбора участниками ЕГЭ сроков сдачи ЕГЭ по соответствующим учебным предметам;
установления периодов проведения ЕГЭ;
требований к распределению организаторов в аудиториях проведения экзаменов;
требований к организации печати экзаменационных материалов в аудиториях проведения экзаменов;
условий повторного допуска участников экзаменов к сдаче экзаменов;
сроков ознакомления участников экзаменов с полученными результатами экзаменов не применяется.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 13 августа 2020 г. N АКПИ20-438 пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству
3. Обучающиеся X классов, которые завершили в 2019/20 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, участниками ЕГЭ в 2020 году не являются.
4. Участники экзаменов вправе изменить (дополнить) перечень учебных предметов, а также изменить сроки участия в ЕГЭ (за исключением случаев, установленных пунктами 7-8 настоящих Особенностей), указанные ими в заявлениях, поданных в соответствии с пунктами 11, 12, 14 и 16 Порядка.
В этом случае участники экзаменов подают в ГЭК заявления с указанием измененного (дополненного) перечня учебных предметов, по которым они планируют сдавать экзамены, и (или) измененных сроков участия в ЕГЭ. Указанные заявления подаются не позднее чем за одну неделю до даты соответствующего экзамена.
Пробный экзамен проводится с целью определения организационной и технической готовности к проведению ЕГЭ без привлечения участников экзаменов.
ГЭК вправе провести пробный экзамен для всех ГШЭ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в одну из дат проведения пробного экзамена, установленных единым расписанием ЕГЭ.
К организации и проведению пробного экзамена привлекаются руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо, руководитель и организаторы ППЭ, члены ГЭК, технические специалисты по работе с программным обеспечением, медицинские работники (при необходимости), должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
В ходе пробного экзамена осуществляется:
инструктаж лиц, привлекаемых к проведению экзаменов в ППЭ, по вопросам организации и проведения экзаменов с учетом требований санитарного законодательства Российской Федерации;
подготовка технического оборудования, необходимого для проведения экзаменов по соответствующим учебным предметам.
6. В случае установления в едином расписании ЕГЭ двух дат проведения ЕГЭ по одному учебному предмету в рамках основного периода ГЭК самостоятельно распределяет участников экзаменов на указанные даты проведения ЕГЭ исходя из вместимости аудиторного фонда с соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации.
7. В случае невозможности проведения экзамена для всех участников экзаменов, зарегистрированных на соответствующий учебный предмет в установленную дату основного периода, с соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации ГЭК вправе определить для части названной категории участников экзаменов или для всей названной категории участников экзаменов другую дату проведения экзамена по соответствующему учебному предмету из установленных резервных сроков основного периода.
8. По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзамена в 2020 году по соответствующему учебному предмету в резервные сроки основного периода:
участники экзамена, не явившиеся на экзамен в основной период по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники экзамена, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам в основной период;
участники экзамена, принявшие участие в ЕГЭ в основной период, но не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники экзамена, принявшие участие в ЕГЭ в основной период, апелляции которых о нарушении Порядка конфликтной комиссией были удовлетворены;
участники экзамена, принявшие участие в ЕГЭ в основной период, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений Порядка, совершенных лицами, указанными в пунктах 59 и 60 Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.
9. В дополнительный период к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету по решению председателя ГЭК допускаются:
участники экзамена, не явившиеся на экзамен в основной период и (или) резервные сроки основного периода по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники экзамена, принявшие участие в ЕГЭ в резервные сроки основного периода и повторно допущенные по решению председателя ГЭК к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету по причинам, указанным в абзацах четвертом-шестом пункта 9 настоящих Особенностей.
В резервный срок дополнительного периода к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету допускаются:
участники экзамена, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам в дополнительный период;
участники экзамена, принявшие участие в ЕГЭ в дополнительный период и повторно допущенные по решению председателя ГЭК к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету по причинам, указанным в абзацах четвертом-шестом пункта 9 настоящих Особенностей.
10. Количество и места расположения ППЭ определяются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общей численности участников экзаменов на территории субъекта Российской Федерации, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда, с соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации.
12. При проведении экзамена по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по данному учебному предмету. Допускается привлекать в качестве руководителей ППЭ, технических специалистов, а также ассистентов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ.
13. Организаторы распределяются по аудиториям проведения экзаменов исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. В случае невозможности обеспечить присутствие во всех аудиториях проведения экзаменов двух организаторов по решению ГЭК и по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в аудитории может присутствовать один организатор.
14. Организаторы в присутствии участников экзамена и общественных наблюдателей (при наличии) организуют печать экзаменационных материалов на бумажные носители в аудитории проведения экзамена. В случае невозможности обеспечить все аудитории проведения экзаменов специализированным аппаратно-программным комплексом для проведения печати экзаменационных материалов по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки печать экзаменационных материалов на бумажные носители может быть осуществлена в присутствии членов ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) в помещении для руководителя ППЭ или в других аудиториях данного ППЭ, обеспеченных специализированным аппаратно-программным комплексом для проведения печати экзаменационных материалов с соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации.
15. Утверждение результатов ЕГЭ по конкретному учебному предмету председателем ГЭК осуществляется в течение одного календарного дня, следующего за днем получения результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ по конкретному учебному предмету.
После утверждения результаты ЕГЭ по конкретному учебному предмету в тот же день передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления участников ЕГЭ с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по конкретному учебному предмету.
Ознакомление участников экзаменов с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по конкретному учебному предмету осуществляется в течение одного календарного дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ЕГЭ по конкретному учебному предмету.
1 Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134)
2 Часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 28, ст. 4152).
Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по английскому языку
Учебный план
Лекция 2. Общие стратегии подготовки к ЕГЭ
Сравнение традиционных экзаменов и ЕГЭ по английскому языку: объекты контроля, система оценивания, процедура проведения. Традиционная оценка и результаты ЕГЭ. Самооценка учащихся и ожидаемый результат. Основные направления подготовки к ЕГЭ.
Задача нашего второго занятия – определить в наиболее обобщённом виде основные стратегии подготовки к ЕГЭ. При этом мы будем исходить из специфики ЕГЭ как инструмента контроля иноязычных коммуникативных умений в языковом образовании и его отличии от привычной формы итоговой аттестации по иностранным языкам. Из опыта проведения экзамена известно, что учащиеся, ориентированные на традиционную форму экзамена, испытывают при сдаче ЕГЭ серьёзные трудности.
Прежде всего, ещё раз повторим, что ЕГЭ призван оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим он имеет комплексный характер и состоит из коммуникативно-ориентированных иноязычных контрольных заданий во всех видах речевой деятельности. Сравним содержание ЕГЭ 2007 г. и традиционных экзаменов по иностранным языкам и на основании этого определим различия объектов контроля на экзаменах.
• В разделе ЕГЭ «Аудирование» проверяется понимание основного содержания прослушанного текста, понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации, полное понимание прослушанного текста. Это требует от учащихся применения различных стратегий аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.
На традиционном экзамене умения аудирования в качестве отдельного объекта контроля обычно не выделяются.
• В разделе «Чтение» проверяется понимание темы прочитанного текста, понимание структурно-смысловых связей в тексте, полное и точное понимание прочитанного текста и, соответственно, умение применить при разных видах чтения адекватные целям чтения стратегии.
На традиционном экзамене понимание прочитанного текста проверяется через перевод небольшого отрывка и с помощью ответов на вопросы преподавателя, а также пересказа текста. При этом нельзя сказать, что это оценка умений чтения в чистом виде, поскольку ученик может получить низкую оценку по этому аспекту экзамена в силу недостаточно развитых умений устной речи. Кроме того, как правило, на экзамене традиционном не дифференцируются различные виды чтения.
Говоря о разделах «Аудирование» и «Чтение», необходимо отметить, что тексты для прослушивания и чтения, представленные в ЕГЭ, значительно разнообразнее по своей жанрово-стилистической принадлежности. Обратимся к спецификации ЕГЭ 2006 г.:
Распределение текстов определенной жанрово-стилистической принадлежности по заданиям разного уровня сложности представлено в таблице.
Следует также иметь в виду, что в отличие от традиционных форм аттестации, на ЕГЭ экзаменуемые не имеют возможности пользоваться словарём. В связи с этим, им необходимо умение либо при необходимости догадаться о значении слова (по контексту, по аналогии с родным языком, по словообразовательным элементам), либо проигнорировать незнакомое слово, не требующееся для выполнения конкретного задания.
• В разделе ЕГЭ «Грамматика и лексика» в экзамене 2007 г. проверяются умения правильно употребить в коммуникативно-ориентированных контекстах различные грамматические категории (видо-временные формы глагола, пассив, степени сравнения, числительные и т.д.); словообразовательные элементы; слова (на основе лексической сочетаемости) и фразовые глаголы.
На экзамене, проводимом в традиционной форме, лексика и словообразование, как правило, не становятся специальными объектами контроля; знания же грамматических категорий проверяются либо с помощью перевода нескольких предложений, либо с помощью заполнения пропусков в отдельных предложениях, которые не всегда являются коммуникативно достаточными для выполнения задания.
• В разделе «Письмо» учащимся предлагается написать письмо личного характера и сочинение-рассуждение. При этом в заданном объёме текста требуется выполнить чётко сформулированную коммуникативную задачу. Проверяется широкий спектр умений письменной речи: дать развернутое сообщение, правильно и логично организовать своё высказывание, использовать адекватный поставленной задаче с тиль высказывания, использовать средства логической связи, приводить аргументы и т.д.
На традиционном экзамене умения письменной речи обычно не проверяются.
Остановимся в связи с этим по порядку на основных моментах, которые необходимо знать учащимся и учителям, готовящим их к экзамену.
1. Мы уже говорили в предыдущей лекции о том, в каких документах отражён стандартизированный формат экзамена. Формат экзамена – это его содержание и форма, т.е. те тестовые задания, с помощью которых оцениваются обозначенные в документах умения. Таким образом, для успешного прохождения экзамена необходимо не только обладать должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и освоить стратегии выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Наиболее общая из них, например, – внимательное прочтение и точное выполнение инструкций к тестовому заданию. Это – непременное условие успешного его выполнения; именно с невнимательным прочтением задания связаны многие ошибки учащихся на экзамене.
2. Каждый учащийся, планирующий сдавать ЕГЭ, должен в общих чертах знать процедуру проведения экзамена. Письменная часть экзамена по иностранным языкам проводится в основном по той же схеме, что и ЕГЭ по всем предметам. Однако необходимо заранее ознакомиться с форматом бланков ответов и освоить процедуру переноса ответов из КИМ (они служат для черновых ответов экзаменуемых) в бланки ответов. Нет ничего досаднее технических ошибок, которые допускают при этом учащиеся на экзамене! Мы подробнее поговорим о некоторых нюансах, связанных со спецификой бланков ответов по нашему предмету и их заполнением, в лекциях по отдельным разделам экзамена.
Устная часть экзамена отличает ЕГЭ по иностранным языкам от экзаменов по другим предметам. Она также проходит по строго регламентированной процедуре, особенности которой необходимо знать заранее во избежание неприятных неожиданностей на экзамене. Подробный разговор об этом – впереди, в лекциях, посвящённых устной части экзамена. Однако уже здесь стоит сказать, что, в отличие от письменной части, экзаменуемые проходят устную часть индивидуально в процессе собеседования с экзаменатором-собеседником. Оценивание производится оценивающим экспертом, который не принимает участия в беседе и не находится в поле зрения экзаменуемого. Для обеспечения второго оценивания производится запись устного ответа на магнитофон. К этой стороне устного экзамена надо подготовиться заранее, чтобы магнитофон или диктофон не стал причиной дополнительного напряжения. Кроме того, нужно заранее настроиться на возможное ожидание своей очереди прохождения устной части экзамена.
Процедура проведения экзамена строго регламентирует временные рамки выполнения письменной части экзамена и устных ответов учащихся. Привычкой и умением работать в условиях ограниченного времени обладают далеко не все учащиеся.
3. Система оценивания ответов учащихся определяется спецификацией экзамена. Оценивание в первых трёх разделах экзамена («Аудирование», «Чтение» и «Грамматика и лексика»), где правильные ответы учащихся предопределены заданиями и проверяются по ключам (так называемые «объективные» тесты), происходит по дихотомической модели. Здесь по каждому тестовому вопросу экзаменуемый получает либо 1 балл в случае правильного ответа, либо 0 баллов в случае неправильного ответа.
Развёрнутые свободные ответы учащихся в разделах «Письмо» и «Говорение» оцениваются специально подготовленными экспертами на основе критериального принципа с использованием подробных схем и шкал оценивания. Мы подробно познакомимся с ними в лекциях по соответствующим разделам, это очень полезно для детального понимания всего спектра микроумений письменной и устной речи, оцениваемых в экзамене.
Результат экзаменуемого на ЕГЭ – это сумма баллов по всем разделам экзамена. Максимальный балл составляет 100. После обработки результатов ЕГЭ в Федеральном центре тестирования оценки за экзамен фиксируются в сертификатах по стобалльной шкале. Для выставления отметки в аттестат происходит её перевод в пятибалльную шкалу.
По распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.06.2007 в 2007 г. была установлена следующая шкала перевода баллов в отметки:
0 – 30 баллов – отметка «2»;
31 – 58 баллов – отметка «3»;
59 – 83 баллов – отметка «4»;
84 и более баллов – отметка «5».
4. Качество подготовки экспертов, осуществляющих оценивание устных и письменных ответов экзаменуемых, и экзаменаторов-собеседников, проводящих устную часть экзамена, во многом определяет объективность оценки за весь экзамен. Рабочим коллективом «Петербургский тест» (в настоящее время членов федеральной предметной комиссии по ЕГЭ по английскому языку) в своё время была разработана (а в настоящее время постоянно обновляется), применялась во многих регионах и продолжает в настоящее время использоваться технология централизованной подготовки оценивающих экспертов и экзаменаторов. О некоторых нюансах содержательной стороны оценивания полезно знать каждому учителю, поскольку это поможет детально понять, какие аспекты ответа экзаменуемого оцениваются на экзамене и каким образом это происходит. Мы обязательно затронем этот вопрос при обсуждении стандартизированных заданий устной и письменной частей экзамена.
5. ЕГЭ по иностранным языкам, как и ЕГЭ по всем остальным предметам – экзамен многоуровневый. В Петербургском «прообразе» ЕГЭ разноуровневость проявляла себя иначе, чем сейчас в ЕГЭ. Выпускники, в зависимости от типа школы, в которой учились, могли сдавать экзамены 3-х разных уровней сложности и, соответственно, это находило отражение в сертификатах трёх уровней. Поскольку ЕГЭ является не только итоговым экзаменом в школе, но и служит вступительным экзаменом в вузы, он является многоуровневым экзаменом и включает задания трёх уровней сложности. Мы уже называли эти уровни в предыдущей лекции (базовый, повышенный и высокий). Здесь же хочется внести в этот вопрос некоторые уточнения, прежде всего потому, что ЕГЭ по английскому языку сдают как выпускники специализированных школ, работающих по программам углублённого изучения иностранного языка, так и выпускники общеобразовательных школ.
В разработке программ по английскому языку для российских школ учитывался опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранному языку. Всего их семь: А1, А2, В1, В2, В3, С1, С2. Описание уровней владения иностранным языком (key levels of language performance) явилось плодом многолетней работы членов ассоциации ALTE (Association of Language Testers in Europe) и составило общеевропейскую шкалу уровней сформированности коммуникативной компетенции. Кратко уточним, что же представляют из себя первые четыре уровня, которые, собственно, и представляют для нас интерес:
Наличие в ЕГЭ заданий повышенного и высокого уровней, а также комплексный характер контроля коммуникативных умений и жёсткие критерии оценивания могут привести к тому, что для некоторых выпускников, в особенности выпускников массовой общеобразовательной школы, результаты ЕГЭ окажутся неприятной неожиданностью. Традиционно «отличная» или «хорошая» отметка по английскому языку в некоторых школах и у некоторых учителей далеко не всегда объективна и не всегда соответствует современным стандартам обучения. Поэтому будущие участники ЕГЭ, да собственно, все, кто на самом деле заинтересован в овладении иностранным языком как средством общения, должен научиться оценивать себя объективно, используя для этого адекватные средства оценивания, уметь определять и устранять свои недочёты и ошибки. А задачей учителя является освоение технологий обучения, позволяющих выпускникам гарантированно достигать во время экзаменационных испытаний ожидаемых результатов.
Итак, мы попытались определить основные особенности ЕГЭ по английскому языку. Попробуем теперь определить в наиболее общем виде основные направления подготовки к нему. Более подробный разговор в рамках работы над отдельными разделами ЕГЭ у нас ещё впереди.
Успех на ЕГЭ безусловно обеспечивается прежде всего должным уровнем развития коммуникативной компетенции. Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя целый ряд компонентов, которые необходимы для оптимального решения тех или иных коммуникативных задач (выбора адекватного стиля речи, применения различных стратегий в разных видах чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи, сформированности навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала, знакомства с разными жанрами и типами текстов и т.д.). Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции безусловно требует долгой и кропотливой работы на протяжении многих лет.
Видимо, ЕГЭ не стоит воспринимать в качестве некоей инородной для процесса обучения иностранному языку надстройки. Тем более, что он призван проверять и оценивать именно то, что обозначено в современных образовательных стандартах в качестве конечной цели обучения иностранному языку – уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (практического владения английским языком в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, чтении, говорении и письме). Весь процесс обучения иностранному языку при правильной его организации должен постепенно подводить учащихся к ЕГЭ, который, собственно, и может являться логическим завершением этого процесса.
В то же время, эта современная форма тестового контроля требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена (например, при наличии магнитофона). Поэтому учитель, работающий на заключительном этапе обучения, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате.
Подобная технология представлена в комплекте учебно-методических пособий для подготовки к экзамену по АЯ, изданном Macmillan и допущенном экспертным советом ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях.
Комплект включает в себя три пособия: Reading and Writing «Чтение и Письмо», Speaking and Listening «Говорение и Аудирование», Grammar and Vocabulary «Грамматика и лексика» (авторы Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина), а также «Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку» (авторы Елена Клековкина, Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз). Каждая часть комплекта сопровождена книгой для учителя, содержащей методические рекомендации, ответы ко всем заданиям и тексты аудиозаписей. В комплект также входят CD диски (или кассеты) с аудиоматериалами.
Отличительной особенностью пособий является то, что каждое из продуктивных и рецептивных коммуникативных умений представлено во всём спектре составляющих его микроумений (microskills, part skills, enabling skills). Каждый блок пособия содержит систему разнообразных упражнений, которые постепенно ведут учащихся к овладению частными ключевыми умениями и навыками. Подобное «препарирование» речевых умений завершают интегративные задания тестового типа, позволяющие проверить успешность овладения тем или иным частным умением в рамках целого. Принятая структура пособий комплекта обеспечивает учащимся осознание структуры каждого коммуникативного умения.
Кроме того, пособия содержат специальные задания, направленные на формирование рефлексии и саморегуляции учебной деятельности, позволяющие учащимся самостоятельно (или с помощью учителя) совершенствоваться в каждом из речевых умений.
«Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку» включает в себя 20 тестов, составленных в формате ЕГЭ. Каждый тест предваряется упражнениями по отдельным тестовым заданиям, которые в целом складываются в сборнике в систему подготовки к выполнению всех заданий в формате ЕГЭ.
Уровень сложности представленных в тестах заданий – А2 (базовый), В1 (повышенный) и В2 (высокий).
Дадим здесь краткую предварительную информацию о пособиях с тем, чтобы более подробно представить содержащуюся в них систему упражнений по совершенствованию коммуникативных умений и овладению стратегиями выполнения тестовых заданий в лекциях по отдельным разделам ЕГЭ.
1 По материалам конференции «Централизованная система тестирования как новая форма итоговой аттестации учащихся по английскому языку по итогам российско-британского проекта «Разработка и создание базы для внедрения новой формы итоговой аттестации выпускников средних школ по английскому языку», Санкт-Петербург, 2001
2 Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment, CUP, 2001 – p. 249–250
3 Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. 10–11 классы. – М.: Просвещение, 2000, стр. 22
4 Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы //ИЯШ, 1998, № 4, с. 3–9
5 Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003
6 Базовый уровень экзаменационной работы может несколько превышать уровень А2
Контрольные вопросы
1. Учащиеся, пришедшие сдавать ЕГЭ, настроены на традиционный экзамен. Какие основные трудности будут испытывать они на экзамене?
2. Чем отличается единый экзамен от традиционного экзамена по своему содержанию?
3. Чем отличается система оценивания на едином экзамене от оценки на традиционном экзамене?
4. В чём заключаются особенности процедуры проведения единого экзамена?
5. Почему важно дать возможность учащимся проделать пробные тестовые задания ЕГЭ?
6. Что обязательно должны знать учащиеся, решившие сдавать единый экзамен?