в чем отличие между прямой и косвенной речью
Прямая и косвенная речь
В художественных произведениях, публицистических и научных статьях мы нередко встречаем чужую речь — реплики людей, помещённые в текст. Слова, которые вводят прямую речь, обычно называются авторскими словами. Они окружают речь других людей или прерывают её.
Из слов автора мы узнаём о том, кому принадлежит чужая речь (Мария, Иван, я, он, вы), и само действие речи или размышления (говорит, спросил, сказал, вспоминал). Например: «Привет!» — сказала Саша.
Чужую речь можно передать, используя:
Я попросила: «Саня, отдай мне рюкзак»;
Я попросила, чтобы Саня отдал мне рюкзак;
Как утверждают политологи, демократия — самый устойчивый государственный режим.
Как передать ту или иную чужой речь, решает сам автор.
Прямая речь — это вид чужой речи, передающейся без изменений её формы и содержания. Такие реплики обычно закавычиваются. Расположение авторских слов обуславливает то, где и как расставляются знаки препинания.
I. Прямая речь расположена перед словами автора (примеры предложений):
«П», — а. | «Спасибо, что поддержал меня вчера», — сказал Сергей. «С собакой нужно гулять два или три раза в день», — подтвердила Алла Евгеньевна. |
«П?» — а. | «Интересно, что́ будут читать мои правнуки?» — писал Лев Толстой. «Зачем нам снова возвращаться домой?» — недоумённо спросил Андрей. |
«П!» — а. | «Едем!» — крикнул Ваня, запрыгивая в машину. «Как же хорошо, что облагородили наш парк!» — вздохнула Таня. |
Если прямая речь заканчивается точкой, а затем идут слова автора, то точка заменяется запятой. В других случаях пунктуация неизменна. Перед авторскими словами обязательно ставят тире.
II. Прямая речь следует за словами автора:
А: «П». | Тут Коля и сказал: «Я знаю, кто спрятал твой велосипед». Следователь забеспокоился: «Нет, я не знаю, о чём вы говорите». |
А: «П?» | Алёна спрашивает: «Твои друзья не придут?» Лёша интересовался: «Откуда у вас столько знакомых здесь?» |
А: «П!» | Папа сказал: «Поедем завтра на рыбалку!» Вдруг мы слышим крик: «Помогите срочно!» |
Если слова автора идут перед прямой речью, то после слов автора ставится двоеточие, а не тире. Восклицательный и вопросительный знак не выносится за кавычки.
III. Прямая речь разрывается словами автора:
«П, — a, — п?» | «Вчера рано утром, — начал я, — вы не видели кого-либо на дворе?» «Зачем-то внезапно, — рассказывала бабушка, — он взял телефон и позвонил какому-то своему другу». |
«П, — a. — П». | «Мы купили вчера билеты, — рассказала сестра. — Вылетаем в пятницу вечером». «Надо сходить в магазин, — прошептала мама. — Завтра у Риты день рождения». |
«П? — a. — П!» | «Что же вы говорите? — воскликнула Софья Ивановна. — Это очень странно!» «Зачем перекрашивать этот дом? — взволновался Лёня. — Этот цвет, ведь, совсем не подходит!» |
«П! — a. — П». | «Постойте! — покричал продавец мне вслед. — Вы забыли сумку». «Как красиво в вашем саду! — воскликнула Маша. — С удовольствием останемся на ужин». |
«П! — a. — П?» | «Дорогой друг! — закричал ему ямщик. — Не подскажешь ли, как проехать к крепости?» «Ради бога! — сказал водитель. — А когда вы вернётесь?» |
Когда слова автора прерывают прямую речь, следует обращать внимание на знаки препинания. Если прямая речь состоит только из одного предложения, то везде ставятся запятые кроме конца всего предложения (случай 1). Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора вставляются между ними, то пунктуация сохраняется, однако точка заменяется запятой, а слова автора пишутся со строчной буквы и в конце их ставится точка. Не забывайте про тире и заглавную букву во второй части прямой речи.
Прямая речь иногда представляется в виде диалога: слова автора часто опускаются, а каждая реплика пишется с новой строки и с тире.
Косвенная речь — это передача чужой речи в виде придаточного предложения. Она следует после авторских слов, присоединяется при помощи союзов (в том числе и союзных слов) что, чтобы, ли. При этом не сохраняется интонация, восклицательные предложения, междометия, а также меняется время и лицо глагола.
Предлагаем вашему вниманию таблицу с примерами перевода предложений с прямой речью в косвенную.
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Передача чужой речи на письме
Чужая речь и способы ее передачи
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).
Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).
В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
Рассмотрите схемы этих предложений.
2. Предложения с косвенной речью
Батюшка не хотел верить,
что я мог быть замешан в гнусном бунте.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.
Предложение с прямой речью.
Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »
Предложение с косвенной речью.
Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:
В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:
В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:
Цель высказывания в косвенной речи
Способ присоединения косвенной речи
Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
3. Предложения с несобственно-прямой речью
Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:
В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.
Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)
4. Диалог
Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
Различия прямой и косвенной речи
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Самостоятельное предложение или ряд предложений. | 1. Придаточная часть в составе СПП, где главная часть – слова автора. |
2. Воспроизводит чужую речь дословно, сохраняя ее содержание и форму. | 2. Воспроизводит чужую речь не дословно, лишь сохраняя ее содержание. |
3. Может стоять до слов автора, после них и разрывать их. | 3. Всегда располагается после авторских слов. |
4. Передает: 1) высказывание другого лица: Он спрашивал: «Но зачем же вы ходите на мои лекции?»; 2) слова самого автора: «Что вы хотите?» – спросил я; 3) невысказанную мысль: «Если сейчас он закричит, – подумал я, – развернусь и уйду». | 4. Передает: 1) высказывание другого лица: Он спрашивал, зачем я хожу на его лекции; 2) слова самого автора: Я спросил, чего он хочет; 3) невысказанную мысль: Я подумал, что если он сейчас закричит, то развернусь и уйду. |
5. Оформляется с помощью слов, вводящих чужую речь: 1) глаголов речи, мысли: сказать, говорить, ответить, спросить, подумать, заметить, прошептать и др.; 2) глаголов, характеризующих цель речи: упрекнуть, решить, согласиться, поддакнуть, подтвердить и др.; 3) глаголов, обозначающих сопутствующие высказыванию действия, эмоции: удивиться, улыбнуться, огорчиться, вздохнуть, надуться и др.; 4) имен существительных со значением высказывания, мысли: слово, восклицание, вопрос, шепот, возглас, крик и др. | 5. Оформляются с помощью союзов и союзных слов: 1) в повествовательном предложении используется союз что: Мадам сказала, чтомы должны молчать; 2) в побудительном предложении используется союз чтобы: Ребята закричали, чтобыя шел к ним; 3) в вопросительном предл. используется союз, оформляющий вопрос: Я спросил, куда они идут; Он поинтересовался, когдамы приедем; 4) косвенный вопрос передается союзом ли: Я спросил, будет лион занят; Дед спросил, не погасить лисвечу. |
Тест 107.Отметьте предложения с косвенной речью.
1. «Ну, как? Что он сказал тебе?», – живо спросил Ваня (Катаев).
2. Базаров ответил, что строить – не наше дело, сперва надо место расчистить.
3. «В Грозе, – подчеркивал Н.А.Добролюбов, – есть что-то освежающее и ободряющее».
4. Наконец появился Сливенко и поинтересовался, не началось ли заседание командиров (Казакевич).
5. Сережка попросил, чтобы ему подробнее рассказали о плане действий (Фадеев).
6. «Где деньги, – еще грознее спросил Остап, – которые вы получили от меня вчера?» (Ильф, Петров).
7. «Любви все возрасты покорны», – писал Пушкин.
8. Я спросил, зачем она идет в горы.
9. Я спросил: «Зачем идете в горы вы?» (Высоцкий).
10.Говоря о персонаже, задаешься вопросом, нужно ли было копья ломать.
Для выполнения следующих тестов рекомендуем повторить раздел «Синтаксические нормы» в кн. «Нормы…», с. 142-160.
Тест 108.Выберите правильный вариант.
1. [а) Для всех участников; б) всем участникам] экспедиции свойственна порядочность.
2. Я бесконечно [а) рада и горда; б) горда] тем, что живу в Петербурге.
3. Демократизация затронула все стороны жизни: [а) экономика, политика, образование, культура; б) экономику, политику, образование, культуру].
4. Просим вас занимать места согласно [а) купленным билетам; б) купленных билетов].
5. Рассматривая старые фотографии,[а) мне вспомнилось детство; б) я вспомнил детство].
6. [а) Намечено; б) намечен] ряд мероприятий и еще много интересного.
7. Никто из нас [а) не хотел; б) не хотели] сдавать зачет в четверг.
8. Все, кто [а) захотел; б) захотели] поставить привику от гриппа, могли это сделать в медпункте.
9. Подавляющее большинство [а) выступает; б) выступают] против моратория на смертную казнь.
10.Чехов показывает мещанство с [а) его); б) их] мелкими интересами.
11.Он добр и [а) всегда справедливый; б) справедлив].
12.Гаврош ждал [а) ночь; б) когда наступит ночь] и когда все заснут.
13.За каникулы сын не прочел [а) ни одну книгу; б) ни одной книги].
14.После школы [а) брат начал работать; б) брату пришлось работать].
15.Он не мог справиться не только со второй частью теста, [а) но и с первой; б) а также с первой].
16.Если бы не заболел, [а) я не пошел к врачу; б) я не пошел бы к врачу].
17.[а) По приезде; б) по приезду] в столицу мы отправились на экскурсию.
Тест 109.Отметьте предложения с нарушением речевых норм.
1. Студенты! Срочно оплатите проживание в общежитии.
2. Новогодний бал состоялся с помощью и благодаря спонсорам.
3. С какого времени вы выписываете и читаете эту газету?
4. Подготовку и руководство строительными работами должен взять на себя главный инженер.
5. Воспитанный человек знает, где и когда можно дать волю своим эмоциям.
6. Мой друг поступает иногда вопреки и наоборот правилам логики.
7. Кандидат в депутаты встречался с избирателями на различных предприятиях, учреждениях, школах.
8. Мы любим город и радуемся за него, когда что-то в нем меняется к лучшему.
9. Умение смотреть прямо в глаза фактам приходит с опытом.
10.В книге освещаются следующие вопросы: причины упадка Древней Греции, судьба ее архитектурных памятников и ее достижения.
11.В совещании приняли участие языковеды из разных городов: Москвы, Омска, Екатеринбурга, Перми и других.
12.Базаров отличался не только своими нигилистическими взглядами, а также и пренебрежением к народу.
13.Лаконизм – особенность, обозначившая первые рассказы Пушкина.
14.Рассказ учителя о Египте сопровождался демонстрацией фильма.
15.Кто из сестер вам об этом сказала?
16.Фамусов раскрывается в пьесе не только как консерватор, но и как любящий отец.
17.Никто, даже дети, не захотели купаться в холодной реке.
Тест 110.Отметьте предложения с нарушениемречевых норм.
1. Я покатился по гладкому льду, не думая об опасности.
2. Небрежное отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным денежным затратам.
3. Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло ее.
4. Рассказывая о своей тайне, он старался заглянуть мне в глаза.
5. Благодаря радушную хозяйку, туристы стали собираться в обратный путь.
6. Благодаря крупной аварии, движение на дороге остановлено.
7. Устраняя аварию, нам пришлось заночевать на работе.
8. Если бы мои предложения были бы приняты, многое изменилось бы.
9. Доктор, который будет меня лечить, еще не вышел из отпуска, который у него только начался.
10.Кто опоздает к началу практики, нужно подойти в деканат.
11.Все, кто знал Ассоль, считал ее странной.
12.Те, кто еще не прошел медосмотр, должны срочно явиться к врачу.
13.Тот, кто не сдаст экзамен в июне, будут пересдавать его осенью.
14.Для работы на новом предприятии нужны люди, окончившие вуз и которые имеют высокую квалификацию.
15.Чтобы дойти, нам понадобился проводник, который знал дорогу.
16.Мы четко отдаем себе отчет в том, отчего нуждается наш народ.
17.Инспектор объяснил о правилах дорожного движения для пешеходов.
Тест 111.Отметьте предложения с нарушением речевых норм.
1. Наши компьютеры работают безотказно, потому что уже неоднократно ремонтировались.
2. Сначала надо четко найти деньги, чтобы дать их народу.
3. Представители МЧС продолжают работать в горных районах во избежание того, чтобы не пострадали люди.
4. Петербург – это не только криминальная столица, но и культурная.
5. Мы должны купить не только билеты, но и продукты в дорогу.
6. Базаров был человеком дела и не терпел лени духовной.
7. С приятным человеком и поговорить приятно.
8. Швабрин сказал что-то Пугачеву, и его потащили к виселице.
9. В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто бродила одна.
10.Чехов боролся против пошлости, невежества, внутреннего убожества.
11.Для компании у него в запасе великое множество смешных историй.
12.Этот певец обладает очень великолепным голосом.
Ответы
Фонетика. Лексика. Морфология. 1. 4 8 11 13 14; 2. 4 6 8 10 12 13 15; 3.1 2 4 6 7 11 12; 4.1 5 6 8 12 14; 5.1 2 4 11 12 15; 6.2 3 4 7 8 9 11 13 14; 7.2 3 4 6 8 11 12 14; 8.3 4 6 8 10 12 13 15; 9. а) 1 3 5 6 7 9 10 12 13 14 15, б) 2 8 12; 10. 3 4 5 10 12 14 16 19 20 21 22 23 24; 11. А.1 6 9, Б. 2 4 6 7 8 10; 12. а) 4 6 8 9, б) 2 8, в) 1 3 5 10; 13.1 3 4 6; 14. а) 3 4 7 10 11 14, б) 1 3 7 8 12 14, в) 1 3 4 5 6 7 8 9 10, г) 2 3 4 5 7 10 13 14; 15. 4 5 7 10 11 12; 16. 1 4; 17. а) 4, б) 5, в) 2, г) 1; 18. а) 5 10, б) 4 6; 19. 1аг 2 б 3бг; 20. 1б 2авд 3 г; 21. 1 3 6 7 8 11; 22.1 3 4 5 7 9 10 12;23.1 5 6 9 12 14; 24. 1 бв 2бд; 25. а) 2 3 6 8, б) 1 4 5 7 9 10; 26. 2 4 6 8 9 12; 27. 1а 2б 3б 4б 5б 6а 7а 8б 9б 10аб; 28. 1аг 2абг; 29. а) 1 2, б) 1 3, в) 1 2 4; 30.23 7 8 9 10; 31. а) 1 2 3 5 10 11 12; б) 1 4 6 7 12, в) 1 2 4 6 8 12, г) 1 2 5 6 8 11; 32.А. 1з 2а 3б 4д 5и 6в 7е 8ж 9г; Б. 1е 2ж 3в 4б 5з 6г 7и 8а 9д; 33.1и 2а 3д 4з 5е 6ж 7в 8г 9к 10б 11л; 34.1з 2в 3е 4м 5г 6д 7к 8л 9б 10и 11а 12ж; 35. 1 3 4 5 6 8 11 15 17 19 20; 36. 1а 2б 3б 4а 5б 6б 7б 8а 9б 10б 11а 12 б 13а 14б 15б; 37. 2 4 5 6 7 9 11 12; 38. 1 3 4 6 7 10 11 12 14 15 16 17 18 20; 39. 2 3 7 8 9 14 15; 40. а)1 2 3 4 7 8 9 11 12 13 14; б) 2 5 6 13 14; 41. 1авд 2 абв 3 авг 4 абв 5 авгд 6 бвг 7 авг 8 абвг 9 абвг 10 абгд; 42. 1 2 4 6 7 8 9 10 12 13 14 15; 43. 1 2 5 6 7 10 11 12 13 14; 44. 1 5 7 10 11 12; 45. 1 2 7 10 12; 46. а) 4 5 6 7 11 12; б) 1 4 6 8 9 12; 47. 2 3 4 5 6 8 11 12; 48.3; 49.д); 50. 2 3 4 5 8 9 10; 51. а) 1 3 5, б) 125, в) 1356; 52. 1 3 4 5 6 8 9 11 12; 53. 1 6 7 10 12; 54. 2 4 5 8 10 13; 55. 1 2 3 5 6 7 8 10 11 12 13 14 15; 56. 2 3 5 12 14; 57. 3 4 5 7 8 10 12 13 15; 58. 2 6 8 10 12; 59. 2 3 6 7 8 9 12 13 15 16 17 18; 60. 1 2 3 4 8 9; 61. 1 2 4 6 11 12 13 14 16; 62.2 6 8 13 16 18; 63. 1 4 5 6 9 10 13 14 15 17; 64. 2 4 5 7 8 11 12 16 17; 65. 2 3 6 7 9 10 11 12 13 14; 66. 1 2 5 8 9 11 14 15; 67. 2 4 5 7 8 10 11 13 14 15; 68. а) 1 5 6; б) 2 3 4 5; в) 2 3 4 6; 69. 2 4 6 7 9 10 13 14; 70. 3; 71. 1 2 6 8 9 10 12 15; 72. 3 4 5 6 7 8 12 13; 73.а) 4 5 8; б) 2 3 5 9 10; 74. 2 5 7; 75. 1 2 5 6 7 9 10 11; 76. а) 2 7 9, б) 2 4 5; 77.4 9 11 12; 78.4 6 7 8 9 10; 79.2 4 5 6 9 10;80.2 4 6 7 9 11 12 13 16 17 19 20;81.6 7 11 12; 82.а) 1 2 3 4 7, б)3 6 7 8; 83.1 2 3 4 7 8 9; 84.1 2 3 5 7 12 13; 85.4; 86.23;87.1 2 5 8 10; 88.3 5 6 8 10 12 13 16 17 18 20; 89.2 3; 90.4 5; 91.1 3 4 5 8; 92.1 4 5 8 9 10 11;93.3; 94.3 4; 95.1 5; 96.1 5; 97.2 3 4; 98.1 5; 99. 1 2 5 7 9 10 11; 100. а) 4, б) 2; 101. а) 4, б) 1 5; 102.1а 2в 3д 4в 5г 6б 7а 8а 9в 10д; 103.1 2 4 5 6 8 10; 104.а) 1 2 4 5 10, б) 1 5 6 7 9 10; 105.2 4 6 9 11; 106.2 5 6 7 9 12; 107.2 8 11 12; 108.2 7 11 12;109.1 2 9 12;110.1г 2г 3б 4д 5г 6в 7а 8д 9а 10в; 111. 1 2 3 4 8 10; 112. а) 3, б) 1 5; 113.а) 4, б) 2; 114.1б 2а 3б 4б 5а 6а 7б 8а 9а 10б; 115.2 3 4 6 8 11 14 15; 116. 1 3 10 11 12 13; 117. 2 5 6 8 10 11 13 15; 118. 1 2 5 8; 119. 2 4 8 9; 120. 1 3 4 5 8 10; 121. 1 2 5 8 9 10 12; 122. 5 6 13 15; 123. а) 2 3 4 5, б) 5; 124. 4 6 9 10 12; 125. 1 3 4 6 9; 126. 5 8; 127. 2 7; 128. 2 4 7 10; 129. 1 3 5 6 7 8 9 11; 130. 2 3 4 5 9 10; 131.а) 1 2 3 8; б) 2 3 5 7 8; в) 5 8; г) 3 5 7 9; 132.2 5 7 10 12;133.1 2 3 7 8 9;134.2 3 5 7 9 10;135.1 2 4 5 8 9; 136. 1 3 7 8 9; 137. 1 3 4 5 6 8 9 12; 138. 4 5 7 9 10; 139. 1 3 5 6 8; 140. 1а 2в 3а 4а 5в 6г 7г 8б 9г 10б 11г 12б; 141. 1 3 4 6 8 9 10 12; 142. 1 3 6 7 9 11 12; 143. 3 4 5 8; 144. 1 3 4 5 6; 145. 1 5 9 11 12; 146. 1б 2а 3бв 4а 5б; 147. 2 3 4 5 8; 148. 2 7 10; 149. 1 8; 150. 1 2 4 5 7 9 10; 151. 1 2 4 5 7 8 11; 152.2 3 5 6 7 9 10 12 13 15; 153. 2 3 5 6 8 10; 154. а) 1 2 4, б) 2 3 5, в) 1 4 5, г) 3 4, д) 1 3; 155. 1 3 4 5 6 7 8; 156. 1 3 4 6 7; 157. 1 3 7 11; 158. 1 2 5 9; 159. а) 1 5, б) 1 5, в) 3 4, г) 1 5; 160. 1 5 6 7 8 9; 161. а) 2 3 5, б) 4 5, в) 1 2 3; 162. а) 2 5, б) 1 5, в) 1 3; 163. 2 4 5 7; 164. а) 2 3 5, б) 3 4; 165. а) 1 2 3, б) 2 4, в) 1 2 3 4; 166. 1 2 3 5 10; 167. 1 3 5 7 9; 168. 1 3 5; 169. а) во, о, до, в, благодаря; б) и, несмотря на то что, так как, что; в) все, же, ведь, же; г) вот тебе и, нечего сказать, господи; 170. а) 1 6 8 9; б) 2 3 6 9 10.
Синтаксис. 1. 3 5 6 9 10 11 13 14; 2.1 3 5 8 10 12 13 14 15; 3. 1 2 3 6 9 10 12; 4.3 4 6 8 9 10 11 12; 5.1 6 7 9 10 12; 6.1 4 9 10 12 13; 7.12 5 6 8 11 12 15; 8.2 4 6 8 11 12 13; 9.1 25 7 8 10 12 14; 10.3 5 7 8 9 10 12 15 17; 11.3; 12. 1 3; 13. а) 1. на другой берег, 2. на особую полку, 3. какая-нибудь мысль; б) 1. кисея марева, 2. передал пакет, 3. вернувшиеся к купанию; в) 1. сплошь поросли, 2. мечта перебраться, 3. где находится; 14.1 2 3 4 8 9 12 13 15 16 18 19; 15. А1а 2б 3а 4а 5а 6а 7а 8б, Б 1а 2б 3а 4а 5а 6а 7а 8б, В1а 2а 3б 4а 5а 6а 7а 8а; 16. 1 2 4 6 7 11 12 15; 17.2 4 6 9 11 12 14 15 18; 18.2 3 4 7 9 10 11 12 14; 19. А 1, Б 2, В1, Г3, Д5, Е5, Ж4; З2; 20. а)1 3 4 10 13 14 16,б)2 5 6 8 9 11 12 15; 21.1 2 4 7 8 9 12; 22.1 2 3 4 7 9 10 11; 23. А2, Б4, В1, Г2, Д4; 24.1 2 4 5 6 7 8 11; 25.1 4 5 6 8 10 11 12 13; 26.1а, 2в, 3б; 27. а) 1 3 5 8 9 11 12 15, б) 2 4 6 7 10 13 14; 28.1 4 5 7 8 11 14 15; 29.2 3 5 7 10 12 14 15; 30.1 2 4 5 6 7 8 9 11 12 13 15; 31.1 2 6 8 10 12 13; 32.1 2 4 6 8 12 15; 33.1 4 5 6 7 9 11 14; 34. А3,Б4,В2,Г1,Д4,Е3; 35. А3, Б1, В4, Г3, Д2; 36. а) 1 2 5 6; б) 1 2 3 4 6 7;37.1 4 5 79; 38.1 3 5 6 7 10; 39.1 2 4 6 8 9 10;40. 1 4 7 10 11;41. 3 5 6 8 10; 42.3 4 5 7 9 10 11 12; 43.1 4 5 6 7 9; 44. 1 2 4 5 8 11; 45. 1 2 4 7 9 11 12; 46. а)1 3;б)2 4;в)3 5; 47. 1 3 4 6 8 9 10 12; 48. а) 2 4 5; б) 3 5; в) 2 3 5;49.1а 2б 3а 4в 5б 6в 7а 8б 9в 10б 11б 12в 13а 14в 15в 16б;50.А) 2-3; Б) 1; В) 1-2; Г)1; 511 3 4 6 8 9; 52. а)1 3 4 8,б)1 3 4 6 8;53.1 3 7 8 9; 54. 1 3 5 7 9; 55.1 2 3 5 7 9 10;56. А 2, Б 4, В 3; 57.3 5 6 7 8; 58. 2 3 5 6 10 11; 59.2 3 6 8;60. А 3, Б 2, В 4, Г 2; 61. А4, Б3, В4, Г1, Д3; 62. 1:2),2: 4),3:3);63. а) 1 2 4 6; б)1 3 4 7; 64.1 2 4 6 7 9 10 12 14; 65. А4, Б3, В2, Г4; 66.1 2 4 6 8 10; 67. 1 2 4 6 8 10; 68.1б 2а 3б 4б 5а 6б 7б 8а 9б 10а; 69.1а 2а 3б 4а 5б 6б 7а 8а 9б 10б; 70.1а 2б 3а 4б 5а 6а 7б 8а 9а 10б 11а 12б; 71.1 2 4 5 7 9 10; 72.1аб, 2а, 3аб, 4вг, 5аб, 6аб, 7абвг, 9ав, 10бве; 73.1 3 4 6 8 9 12 13;74.3; 75.2; 76.1 2 3 5 6 7 10 12; 77.2 3 7 8 9 10;78.2 3 5 6 8; 79.1 2 4 7 8; 80.3 5 6 7 10 11 12; 81.1 2 4 5 6 7 9; 82.1а 2б 3б 4а 5б 6а 7а 8б 9б 10а 11б 12а; 83.1б 2б 4б 5а 6а 7б 8а 9б 10б; 84.1в 2б 3а 4а 5в 6б 7в 8а 9б 10а 11в 12б; 85.1б 2б 3в 4а 5а 6в 7а 8а 9в; 86. 1 3 5 8 9 10 11; 87. 1 3 4 8 10 11 12; 88.2 3 9 10; 89.2 5; 90.4; 91.5; 92.1 2 4 7; 93.1 2 6 8; 94. А.1 3 7, Б.2 3 4 6, В2 4 5 6 8; 95.2 4 5 6 8 9 10 12; 96. А.1 4 5, Б.2 3 5, В.13 5 6; 97.2 4 5 7 9 10;98.2 3 4 7 10; 99.1 2 3 6 7 8; 100.1 2 4 6 8 9; 101. а)3, б)2, в)3; 102.2;103.2 3; 104. А.1 2 4 7, Б.2 3 5 7, В.1 3 5 6; 105. А.1-6 8-10,Б.1-4, В.1 3 6-8,Г.1-6,Д.1 3 5; 106.2 3 5 6 8 10; 107.2 4 5 8 10; 108.1б 2б 3б 4а 5б 6б 7а 8а 9а 10а 11б 12б 13б 14аб 15а 16б 17а; 109.2 4 6 7 9 12 15 17; 110.2 3 6 8 9 10 11 13 14 16 17; 111.1 2 3 4 8 9 12.
1 Тесты со знаком * относятся к заданиям повышенной сложности, для того чтобы выполнить их, требуется более глубокое изучение теоретического материала.
2 Для успешной работы с данной книгой необходимо использовать материалы, изложенные в пособии Т.Б.карповой, Е.А.Баженовой, Л.Р.Дускаевой «Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и текстах», Пермь, 2006 (а также следующие годы издания). Когда необходимо к нему обратиться, даётся ссылка с сокращенным названием «Нормы…» и указанием соответствующих страниц.
* В разделе «Морфология» рассматриваются только те словообразовательные особенности частей речи, которые важны для правописания.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 18 ; Нарушение авторских прав