в чем заключаются основные идеи этики шопенгауэра
Этика.
22. Этика А. Шопенгауэра.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.
Основная философская идея мыслителя выражена также в названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Первый – пространственно—временная область явлений, представлений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с пространством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Платона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из миров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.
Изменяясь на «человеческом уровне», воля приводит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эгоизм, злоба, но также и сострадание.
Именно последнее составляет исходные положения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание – содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает, что сострадание – «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен и пограничный столб».
Задача личности – победить эгоистические установки, которые побуждаются ее волей.
Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возможно лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора позиции недеяния, ведущей к нирване.
Несомненно, в этих утверждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически оказывается лишь ожиданием смерти.
В своих этических трудах он выступал против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимого, обезличивающего и подчиняющего индивида. Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр считал взаимоотношение понятий справедливости и несправедливости в человеческом обществе. «Никакое участие к другому, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть подвергаться несправедливости», – писал философ, указывая также, что активное сопротивление личности, которое необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассматривать как несправедливость в отношении посягателя.
Требование недопущения несправедливости, непосредственно понимаемое как запрет на несправедливость в отношении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим несправедливости, так же, как и в отношении себя.
В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но также справедливость в отношении себя должна предполагать отстаивание своих собственных прав.
Этическое учение А.Шопенгауэра.
Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию. Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий, господствующих в жизни. По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.
Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается, согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения, в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании, источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.
Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.
Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями:
1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.
2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.
Артур Шопенгауэр, создавая свою пессимистическую концепцию морали, исходит из того, что «страдание — неизбежный и истинный удел человека ». Оптимизм — свидетельство плоской тупости его сторонников или кровавое издевательство над безмерностью человеческого страдания. Из страсти и страдания Шопенгауэр выводит всемирный закон как результат слепой воли и жизни. Произвола слепой воли способен избежать лишь беспристрастный, творческий гений или аскет. Достичь этого можно лишь попиранием воли, т. е. уничтожением жизни, к чему и движется человечество. Впрочем, с его точки зрения, лучшего оно и не заслуживает.
Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни. Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности.
Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.
Единственным искуплением может быть аскетизм. Единственный путь, ведущий к истинной этике, согласно Шопенгауэру, состоит в том, чтобы воля, убежденная разумом в бесплодности жизни и её удовольствий, обратилась на самое себя, отринула себя, отказалась от желания бытия, жизни, наслаждений. «Слепая воля к жизни зажгла в человеке светильник разума, и он освещает безмерность страдания и открывает путь к его прекращению через сознательное подавление воли аскетическим отрицанием жизни, отказом от стремления к продолжению рода, а тем самым отказом от постоянно растущей цепи мучений ». Через преодоление воли к жизни человек приходит к вечной добродетели.
Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.
1. Этика А. Шопенгауэра
1. Этика А. Шопенгауэра
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860 гг.) отверг своим учением многие принципы классической фило–софской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности. Обращаясь в основном к человеческой субъективности, он обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсив–ных составляющих духовного опыта.
Основная философская идея мыслителя выражена также в названии его основного произведения – «Мир как воля и представление». Она связана с различием двух миров. Пер–вый – пространственно-временная область явлений, предста–влений, а второй – особая сфера воли, не соотнесенная с про–странством и временем, которая неизменна, тождественна сама себе, свободна в проявлениях. Как, в частности, и у Пла–тона, «настоящим» А. Шопенгауэр считает лишь один из ми–ров – это загадочный, непостижимый человеческой мыслью мир воли, который он понимает как «слепое стремление к жизни», ничем не объясняемое, иррациональное «хотение», которое пронизывает собой все вокруг, в том числе и самого человека.
Мыслитель в своих произведениях то отходил, то возвра–щался вновь к этой идее, но все этические размышления А. Шопенгауэра так или иначе всегда оказывались с ней свя–занными. Изменяясь на «человеческом уровне», воля приво–дит к жизни побуждения поведения личности, такие, как эго–изм, злоба, но также и сострадание.
Именно последнее, а совсем не стремление человека к сча–стью или выполнению своего долга составляет исходные по–ложения морали. А. Шопенгауэр утверждает, что сострадание содержит в себе и некий мистический элемент. Он считает, что сострадание – «процесс изумительный и, более того, таин–ственный. Это поистине мистерия этики, ее первофеномен и пограничный столб».
Вместе с тем философ утверждал, что возникновение его естественно, потому что каждый человек обречен на страда–ния, которые являются результатом вечной неудовлетворен–ности воли и которые дают возможность ощутить острую боль другого. Задача личности – победить эгоистические установ–ки, которые побуждаются ее волей.
Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возмож–но лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора пози–ции недеяния, ведущей к нирване. Несомненно, в этих утвер–ждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически ока–зывается лишь ожиданием смерти.
Таким образом, А. Шопенгауэр в своем учении предложил этике другие, по сравнению с классической европейской тра–дицией, ориентиры. В своих этических трудах он выступал против всевластия разума и отрицал авторитет общезначимо–го, обезличивающего и подчиняющего индивида. Но пафос утверждения индивидуальности был принят соотечественни–ком А. Шопенгауэра, который оказался более последователь–ным и радикальным «сокрушителем классических устоев».
Одним из важных этических вопросов А. Шопенгауэр счи–тал взаимоотношение понятий справедливости и несправед–ливости в человеческом обществе. «Никакое участие к друго–му, никакое сострадание по отношению к нему не может налагать на меня обязательства терпеть от него обиды, то есть подвергаться несправедливости», – писал философ, указывая также, что активное сопротивление личности, которое необходимо для защиты ее прав и достоинства, нельзя рассма–тривать как несправедливость в отношении посягателя.
Требование недопущения несправедливости, непосред–ственно понимаемое как запрет на несправедливость в отно–шении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим не–справедливости, так же, как и в отношении себя.
В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но так–же справедливость в отношении себя должна предполагать от–стаивание своих собственных прав.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Этика
Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное
Конфуцианская этика
Конфуцианская этика Конфуцианство было официально изъято из школьного образования после войны, так как оно скомпрометировало себя как духовное прикрытие для того милитаристского сумасшествия, которое привело к поражению. Тогда случился один из обычных парадоксов
6. Этика секса
6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей
3. Этика Аристотеля
3. Этика Аристотеля Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и
1. Этика И. Канта.
1. Этика И. Канта. Формулировка категорического императиваОсновная проблема этики И. Канта – проблема человече–ской свободы. Она являлась основной проблемой эпохи. И. Кант выводит взаимное равенство всех людей. Другое значе–ние решения И. Кантом этой проблемы состоит в
2. Корпоративная этика
2. Корпоративная этика Предпринимательская этика регулирует также и отношения между предпринимателями в различных сообществах – ассо–циациях, гильдиях, корпорациях.Эти отношения предусматривают как отстаивание конку–рентных позиций, так и солидаристские связи,
5. Этика софистов
5. Этика софистов Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических произведений античных авторов характерно
9. Этика Аристотеля
9. Этика Аристотеля «Этика» (учение о нравственности) понималась Аристотелем как жизненная мудрость, «практические» знания о том, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Можно ли считать учение придерживаться правильных норм поведения и ведения
16. Этика Б. Спинозы
16. Этика Б. Спинозы Аксиоматический метод доказательства моралиОсновная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в
20. Этика И. Канта
20. Этика И. Канта Моральная теория Иммануила Канта не допускает исключений из реализации закона, которые были бы обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Лжесвидетельство не должно быть услышано. Однако нравственный закон не принуждает к тому, чтобы героические
22. Этика А. Шопенгауэра
22. Этика А. Шопенгауэра Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.Основная философская идея
35. Новая этика
35. Новая этика Демократический строй и проблема формирования новой этикиНовая этика предлагает различные способы постижения и должного выражения моральных ценностей; обрисовываются различные «круги проблем» с разной субординацией в них (либо, в частности, признается
37. Корпоративная этика
37. Корпоративная этика В отличие от Западной Европы, где в основании предпринимательской этики находились менталитет средневековых городов, этос капитализма, и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками данной этики оказались служебные этосы
Артур Шопенгауэр
Этика Шопенгауэра
Шопенгауэр отрицал существование свободной воли, но при этом говорил, что человек может ей управлять. В этой части разбираемся в его этике.
Эту часть посвятим этике. Рассмотрим парадокс самоубийства, узнаем, как Шопенгауэр относился к эгоизму, как видел соотношение преступления и наказания.
❓ Шопенгауэр был убежден в том, что нет никакой свободной воли. Но как возможна этика без свободной воли? Без свободной воли невозможны никакие моральные поступки, ведь тот, кто несвободен, не несет никакой ответственности.
💁🏻♂️ Немецкий философ объясняет, что свободы воли нет в общепринятом смысле, согласно которому существуют самодостаточные «Я», которые целиком сами из себя продуцируют спонтанную свободу. И эта свобода будто бы означает их независимость, неподчиненность причинно-следственным связям, то есть свобода понимается как противоположность детерминизма. Шопенгауэр утверждает, что такой свободы нет, потому что нет никакого «Я», оно иллюзорно. Нет индетерминизма, весь мир по Шопенгауэру детерминистичен в особом смысле. Мир предопределен не физическими причинами и следствиями, а волевыми. Таким образом, в этом вопросе Шопенгауэр — компатибилист, он считает, что свобода воли совместима с детерминизмом.
➡️ Шопенгауэр строит целиком всю свою этику не через понятие свободной воли, а через утверждение и отрицание воли. Воля несвободна, она рабыня себя самой, она не может не быть и обречена всегда чего-то хотеть, стремиться.
Конец 18 — начало 19 века — это эпоха романтизма. Какова судьба романтической натуры в мире, который недостоин романтика? Одним из выходов из темницы жизненных ситуаций стало самоубийство. Его романтизировали и представляли, как достойный и красивый поступок.
🔪 Парадокс самоубийства. Шопенгауэр утверждал, что в самоубийстве нет ничего красивого и правильного. Чтобы понять почему, рассмотрим парадокс самоубийства.
👉 Философ смеется над самоубийцами. Он высмеивает их лицемерие и считает, что они играют на публику, это люди которым не хватает внимания.
❓ Но что же можно сделать с волей, если нельзя ее отрицать? Можно пытаться ее ослабить — совет очень близкий философии буддизма. Желания есть, от них никуда не деться, они будут возникать. Нужно тренироваться относиться к желаниям более спокойно — тогда они будут, но менее интенсивными, менее экзальтированными, будут все меньше и спокойнее. Такое отношение к желаниям — это путь аскетизма. Так Шопенгауэр придает новый смысл этому древнему греческому изобретению под названием аскетизм (в переводе с древнегреческого «аскеза» — упражнение).
🙅🏻♂️ Работа над своими желаниями. Немецкий философ утверждает, что аскетизм — это не терпение и страдания, а работа над своими желаниями. Не нужно ставить себе запреты, потому что они только распаляют волю, правильный путь — упражнения. Аскетизм — особый вид упражнений, которые заключаются в том, что нужно не прикладывать усилия, а наоборот уменьшать их. Конечно, от таких упражнений нельзя стать счастливым, но можно обрести спокойствие и ощущение уравновешенной воли. Строчки Пушкина «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — дословное изложение этой формулы.
🙁 Уничтожить желания — впасть в скуку. Но есть и другая крайность проявления воли, которой тоже надо избегать — это скука. Совсем уничтожить свои желания означало бы впасть безнадежную и безвольную тоску. Поэтому рецепт Шопенгауэра — оставлять в себе желания, но делать их слабыми и контролируемыми, чтобы они принадлежали тебе, а не ты был их рабом.
➡️ В окончательном выводе о том, как можно вести сносную жизнь, не ликвидируя желание, поскольку это приводит к скуке, Шопенгауэр предлагает стать сторонним наблюдателем собственной воли и постоянно понимать, что большинство желаний останутся невыполнимыми.
Шопенгауэр был убежден, что Космическая воля проявляет себя через индивидуальные воли и для каждой индивидуальной воли естественен эгоизм. Философ обращает наше внимание на то, что, оставаясь эгоистами, мы должны понять, что эгоизм порождает наши страдания.
😢 Из страдания выливается сострадание. Если эгоист причиняет другому человеку страдание, у него неизбежно появляется сострадание. Сострадание возникает из трансцендентности этого эгоизма (проникновение иллюзорного восприятия личности, благодаря которому можно сопереживать другому) и может служить ключом к возможности выхода за пределы желания и воли.
💥 Космическая воля конфликтует с эгоизмом. Если все люди — это осколки Космической воли, то, когда одна часть Космической воли причиняет страдания другой части — она заставляет страдать сама себя. «Ты, конечно, не понимаешь, но когда ты заставляешь страдать других людей, эти люди и ты— одно и то же, ты страдаешь в эту же самую секунду сам».
⚰️ «В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение». Эгоизм имеет смысл только при условии, что есть какое-то абсолютное неразложимое «Я». Но злая шутка в том, что «Я» иллюзорно, и это главный урок любому эгоизму: человек умирает, а Космическая воля останется.
➡️ Эгоизм — естественная, природная черта человека. Но он имеет свою внутреннюю границу. Когда свобода перехлестывает через край, она заставляет страдать сама себя.
Представители немецкого идеализма дают интересные и непохожие трактовки таким понятиям этики как преступление и наказание.
❇️ Иммануил Кант: наказание мыслится в преступлении. Когда Иммануил Кант формулирует категорический императив и предлагает человеку перенести чистый мотив своего поступка на все человечество и спросить себя: «Хотел бы я, чтобы все люди всегда так поступали?» Кант обосновал простую вещь — любой преступник в глубине души знает, что он преступник, и понимает, что он заслуживает наказания. Когда, в конце концов, его ловят и наказывают, он на самом деле знает, что заслужил это. Это позволяет правосудию свершаться с чистым сердцем, и показывает, что любое правосудие — это не эмоция, а чистое восстановление права.
❇️ Иоганн Готлиб Фихте: наказание — фиксация самого факта преступления. Фихте, последователь Канта, делает следующий шаг, и говорит, что не надо относиться к системе правосудия так, как будто она карает преступников — у нее нет такой задачи. Совершив преступление, нарушив категорический императив, преступник вычеркивает себя из общественного договора. Согласно Фихте, наказание — есть просто фиксация преступления, не более того. В нем нет мести, нет любования страданиями преступника, это просто фиксация того, что преступник сам сделал, так преступник наказывает сам себя.
❇️ Артур Шопенгауэр: совершая насильственное преступление, воля вредит самой себе. Шопенгауэр говорит, что на самом деле правосудие свершается в момент, когда совершается преступление. Уже в этот самый момент человек вредит сам себе. Преступление делает волю еще более расколотой, больной и разорванной. Шопенгауэр утверждает, человек, который часто совершает преступления и не испытывает мук совести, приходит к экзистенциальному вакууму — он не понимает, ради чего нарушает закон. Такая пустота внутри, потеря смысла, отвращение к жизни — это и есть наказание за то, что человек плохо применял свою волю.
Философские воззрения А. Шопенгауэра в рамках западной философии конца XIX—XX века
XIX и XX века обозначены в истории философской науки как период неклассической философии. Это время стало колыбелью для замечательных мыслителей, которые своим творчеством обогатили философскую культуру, а их глубокие идеи отразились в достижениях науки. И это касается как материального, так и духовного развития человеческого общества.
Западная философская мысль этого времени была представлена мыслителями различных школ, направлений и концепций. Отличным подтверждением этого служит творчество А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона, Ч. Пирса, У. Джеймса, П. Дьюи, Э. Гуссерля, М. Шелера, П. Тейяр де Шарлей, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, О. Конта, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, К. Леви-Стросса, К. Поппера. Эти философы представляли и направление иррационализма, американскую фиософию прагматизма, и герменевтику, и философское направление антропологии, и экзистенциализм, и позитивизм, и неопозитивизм, и структурализм, и критический рационализм.
Творчество А. Шопенгауэра
Говоря о философском западном учении конца XIX и XX в. невозможно не упомянуть имя А. Шопенгауэра. Он является одной из ключевых фигур представителей иррационализма. Он вместе с Л. Фейербахом не поддерживал оптимистические идеи рационализма и диалектику Г. Гегеля. Кроме того, А. Шопенгауэр не поддерживал фейербаховские идеи, скорее он был сторонником немецкого романтизма. Среди его увлечений было замечена и мистика, он тяготел к кантовской философии и восточным философским идеям.
На рабочем столе А. Шопенгауэра всегда стоял маленький бюст И. Канта и фигурка Будды из бронзы.
Основные идеи А. Шопенгауэра
А. Шопенгауэр выступал за то, чтобы уменьшить роль разума и увеличить роль эмоциональной составляющей. Он говорил о том, что разум не есть абсолютная воля, нельзя на него полагаться в моменты бессознательно-иррационального состояния. На фоне этого, философ выступил с идеей оспорить понятие разума в качестве осознанной ментальной деятельности человеческого сознания. Бессознательное в таком контексте теряет свой смысл и, согласно И. Канту, оно находится во взаимодействии с рассудком и осознаётся разумом в своей структуре. Это было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, которая не поддаётся никаким рациональным методам исследования.
Согласно концепции А. Шопенгауэра, разум без собственного осознания, функционирует не согласно своему рациональному плану, а по указанию воли, которая, в свою очередь, является единой энергийной основой всех личных волей и самого объективного мира. Здесь имеется в виду, что интеллект – это инструмент воли к жизни. Стоит отметить, что интеллект имеет свойство утомляться, а вот воля, напротив – неутомима.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что А. Шопенгауэр работал в двух направлениях: с одной стороны он предпринимал попытки расширить человеческое представление о мире психики, которая до этого момента сводилась к рациональному началу, а с другой, он пытался остаться на позиции объективного идеализма, который проповедовал Г. Гегель, но при этом хотел заменить первопричину мира рациональную абсолютную идею иррациональным моментом человеческой психики, иными словами метафизической первоволей.
Реальной может быть только одна космически громадная воля, она проявляется во всех событиях Вселенной. Мир – лишь зеркало, для отражения этой воли, которая является его своеобразным представлением.
А. Шопенгауэр говорит о том, что воля – это абсолютное начало, корень всего сущего.
Мир в его представлении – это воля и представление. На основе таких идей А. Шопенгауэр говорит о том, что волюнтаризм – это универсальная основа и принцип всей его философии.
Этика А. Шопенгауэра
Этика мыслителя имеет пессимистичное начало. Он утверждал, что страдания и человеческая жизнь неотделимы друг от друга. Согласно воззрениям А. Шопенгауэра, счастье тоже имеет отрицательную окраску, и оно всегда заключается лишь в освобождении от страданий, но за ним всегда следует новое страдание либо томительная скука. Признавая
Доминирующую роль страданий преувеличивает ещё и сострадание, которое в данном контексте является важнейшим этическим принципом. Противоположное состояние духа, которое стоит напротив страдания является полное отсутствие желания. Симптом – перс-ход к полнейшему аскетизму.
Подводя итог всего вышесказанного, стоит отметить, что А. Шопенгауэр был величайшим писателем и блистательным стилистом. Читая его произведения, получаешь не только интеллектуальное, но и эстетическое удовлетворение.
По словам В. Виндельбанда, ни один филосов-литератор, не мог формулировать свои мысли так ясно и чётко, неся конкретную мысль и так ярко раскрашивать текст как великий А. Шопенгауэр.
Действительно, мыслитель имел дар представлять множество философских идей тонко и красочно. Идеи этого философа стали ключевыми для концепций многих философов.
Творчество Рихарда Вагнера формировалось под воздействием А. Шопенгауэра.