в чем заключаются новые санкции против рф
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.
Конгресс США готовит новые санкции против России. Что важно знать
Что за санкции предлагаются
Конгрессмен Брэд Шерман внес поправку, расширяющую санкции на вторичный рынок российских гособлигаций. В апреле президент США Джо Байден ввел ограниченные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ), запретив американским инвесторам участвовать в первичных размещениях ОФЗ, но оставив возможность торговать этими бумагами на вторичном рынке. Если поправка Шермана будет утверждена законом о военном бюджете, инвесторам США будет запрещено покупать и продавать российские ОФЗ и суверенные еврооблигации, выпущенные через два месяца после принятия закона (оборонный бюджет, как правило, подписывается президентом США к декабрю).
Демократ Том Малиновски предлагает администрации Байдена проанализировать, соответствуют ли чиновники и бизнесмены из списка, составленного соратниками оппозиционера Алексея Навального (35 человек), критериям для введения против них персональных санкций по Глобальному акту имени Магнитского. В этот список входят премьер-министр Михаил Мишустин, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, председатель ЦИК Элла Памфилова, мэр Москвы Сергей Собянин, бизнесмены Роман Абрамович и Алишер Усманов, телеведущий Владимир Соловьев, главный редактор RT Маргарита Симоньян и др.
Наконец, поправка конгрессмена Майкла Маккола предусматривает введение санкций против организаций, ответственных за «планирование, строительство и эксплуатацию» газопровода «Северный поток-2» (включая проектную компанию Nord Stream 2 AG), их руководителей или акционеров.
Опасны ли эти санкции
Ни одна из предложенных мер не является критической. Поправка со «списком Навального» не предполагает обязательного введения санкций — по сути, это аналог «кремлевского доклада» США 2018 года со списками российских чиновников, руководителей госкомпаний и «олигархов», который вызвал большой резонанс во время публикации, но не привел к широким санкционным последствиям.
«Эта поправка имеет шансы на прохождение, поскольку ее содержание наиболее опционально в отличие от двух других. Она не будет связывать Байдену руки [в случае принятия]», — сказал РБК партнер консалтинговой компании Signum Global Partners, политический аналитик Эндрю Бишоп.
Газопровод «Северный поток-2» построен, хотя пока не введен в эксплуатацию — для этого он должен пройти необходимую международную сертификацию. Санкции против оператора проекта Nord Stream 2 AG или его акционера «Газпрома» стали бы серьезным ударом, но их введение противоречит уже объявленным шагам в рамках санкционной политики Байдена. Его администрация в мае как раз сделала исключение, доступное по существующему закону о потенциальных санкциях против «Северного потока-2», и не стала применять санкции в отношении Nord Stream 2 и ее генерального директора. Позже Байден объяснил, что введение новых санкций против российского проекта «непродуктивно» для отношений США с Европой, а затем США и Германия подписали совместную декларацию, которая фактически дала зеленый свет достройке газопровода.
Что будет в случае новых санкций против ОФЗ
Поправка о санкциях, запрещающих участие американцев в российском суверенном долге, «даже в случае сохранения в финальной версии оборонного бюджета не гарантирует автоматического начала действия этих ограничений», написал в обзоре директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. Он обращает внимание на то, что такие санкции тесно связаны с требуемой публикацией отчета разведслужб спустя 90 дней после промежуточных выборов 2022 года относительно признаков возможного вмешательства или невмешательства России в выборный процесс.
Если даже поправка пройдет, Бишоп дает 70-процентную вероятность того, что реальных санкций на вторичный рынок госдолга не будет по крайней мере до 2023 года. По его словам, это связано с тем, что у президента США будет обычное для таких случаев право отказаться от введения санкций на основании интересов национальной безопасности (national security waiver), а также с фокусом поправки на следующих американских выборах, а не на прошедших. Согласно тексту поправки, президент США может приостановить действие запрета для американцев на операции с госдолгом при отсутствии подтверждений вмешательства России в выборы.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает в презентации 23 сентября, что апрельские санкции против участия американских инвесторов в аукционах ОФЗ не сильно сказались на привлечении Россией заимствований, потому что доля иностранцев на рынке ОФЗ уменьшилась, а их место частично заняли российские банки. Доля нерезидентов на рынке ОФЗ этим летом опускалась ниже 20%, а на 1 сентября составляет 21,4% (годом ранее было около 30%), следует из данных Банка России.
В случае санкций США в отношении «новых» гособлигаций России рынок ОФЗ разделится на две части, указывает главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Первая будет состоять из «старых» инструментов, которые по-прежнему будут доступны для американских инвесторов, и эти бумаги еще долгое время будут занимать львиную долю в обращении. Новые же облигации сможет покупать более ограниченный круг игроков и, скорее всего, эти бумаги будут торговаться с премией в доходности к «старым» (то есть их рыночная цена в среднем будет ниже), объясняет Кудрин. Фундаментально рынок готов к такому развитию событий и кардинальных изменений, скорее всего, не произойдет, резюмирует он. Влияние санкционных рисков может оказаться близким к нулю для «флоатеров» (ОФЗ с плавающей ставкой, привязанной к ставке RUONIA), где доля нерезидентов традиционно крайне невысока, считает Полевой. В 2021 году доля «флоатеров» в структуре ОФЗ превысила 30%.
Какова вероятность новых санкций против госдолга России
Бишоп оценивает в 65% вероятность того, что поправка о санкциях на вторичный рынок российских госбумаг будет исключена из финальной версии годового оборонного бюджета. Конгрессмен Шерман с 2019 года уже два раза пытался ее провести, но безуспешно. Белый дом, особенно при Байдене, не горит желанием отдавать контроль над внешней политикой в руки конгресса и на фоне начавшегося российско-американского диалога по вопросам стратегической стабильности сейчас не время для эскалации отношений, объясняет Бишоп.
В целом, суммируя вероятности принятия и имплементации этих санкций в оценке эксперта Signum, остается только около 10% вероятности, что дополнительные санкции против ОФЗ вступят в силу в 2021–2022 годах. В базовом сценарии введения этих санкций не ждет и Полевой.
Речь пока идет только о версии оборонного бюджета, принятой палатой представителей, подконтрольной Демократической партии. Свой вариант теперь должен одобрить сенат США, и пока неизвестно, будут ли в нем аналогичные поправки с новыми санкциями против России. Если две палаты конгресса не смогут утвердить компромиссную версию военного бюджета, в дело вступит согласительная комиссия, составленная из членов обеих палат. В предыдущие годы, во время президентства Дональда Трампа, эта комиссия завершала работу только к декабрю (истекающий оборонный бюджет был принят лишь 1 января 2021 года, после преодоления президентского вето Трампа). Окончательно утверждает оборонный бюджет своей подписью президент США, у которого есть право вето.
США ввели новые санкции против России Высылка дипломатов, рост курса доллара и «жесткий ответ России»: что известно о новых ограничениях
Фото: Pat Sullivan / AP
Президент США Джо Байден подписал указ о введении новых санкций против России. Соответствующее заявление было опубликовано на сайте Белого дома. Подчеркивается, что новый указ Байдена призван дать России понять, что она понесет «стратегические и экономические издержки, если продолжит или нарастит свои дестабилизирующие действия на международной арене».
В администрации американского лидера сообщили, что Соединенные Штаты стремятся к стабильным и предсказуемым отношениям с Россией и не считают правильным «идти по негативной траектории». «Тем не менее мы также четко дали понять, что будем отстаивать наши национальные интересы и давать отпор действиям российского правительства, которые направлены на нанесение вреда нашей стране», — подчеркивается в заявлении.
Джо Байден во время совещания в Белом доме
Фото: Evan Vucci / AP
Введенные США ограничения в отношении России обусловлены «чрезвычайной угрозой нацбезопасности», которая исходит от Москвы, объяснил Байден. По его словам, вредоносная активность России серьезно угрожает как национальной безопасности, так и экономике и внешней политике Соединенных Штатов.
В частности, президент США указал на то, что российские власти и провластные структуры организовали кибератаки против американских компаний и госорганов, пытались вмешаться в американские выборы и подорвать саму систему демократических институтов, а также угрожали безопасности стран-партнеров и союзников Вашингтона. Кроме того, Москва пыталась оказывать влияние на иностранные правительства и преследовала журналистов и диссидентов, считает американский лидер.
Все это, по его словам, представляет собой «необычную и чрезвычайную» угрозу. В связи с действиями России Байден объявил режим чрезвычайной ситуации в сфере нацбезопасности.
При этом советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан назвал эти меры «соразмерным ответом» на предполагаемое вмешательство России в президентские выборы в США и приписываемые ей хакерские атаки. В свою очередь, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что США по-прежнему намерены искать возможности для сотрудничества с Москвой.
В целом под ограничения попали несколько десятков физических лиц и организаций, связанных, по мнению американской стороны, с «вмешательством в выборы»: 16 граждан России и 16 юридических лиц.
В частности, в санкционные списки Минфина США попали шесть российских технологических компаний: технополис «ЭРА», АО «Пасит», федеральное государственное автономное научное учреждение «Научно-исследовательский институт специализированных вычислительных устройств и автоматики безопасности», ООО «Необит», АО «Передовые системные технологии», АО «Позитив Текнолоджиз». Они, по мнению Вашингтона, работают на военных и разведку.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Соединенные Штаты ввели санкции против пяти частных лиц и трех организаций из Крыма, сообщается на сайте Министерства финансов США. Из-за участия в строительстве Керченского моста в санкционный список были включены генеральный директор «Мостотреста» Леонид Рыженькин, а также компании «Ленпромтранспроект» и «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск».
Ограничения были введены против четырех крымских чиновников: министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Ларисы Кулинич, министра внутренних дел по Республике Крым Павла Каранды, начальника УФСБ по Крыму и Севастополю Леонида Михайлюка и руководителя Главного следственного управления СК России по Республике Крым Владимира Терентьева. США также внесли в санкционный список Следственный изолятор №1 в городе Симферополе.
Новые санкции запрещают американским компаниям напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные Центробанком, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Минфином. Запрет на покупку российских гособлигаций при первичном размещении и предоставление ссуд будет действовать с 14 июня. В заявлении Белого дома указано, что при необходимости санкции против российского госдолга будут расширены.
На фоне новостей о введении новых санкций взлетел курс доллара. Валюта подорожала на 1,62 процента, свидетельствуют данные Мосбиржи. Курс евро при этом вырос на 1,53 процента.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
В МИД России вызвали посла США в Москве Джона Салливана на «тяжелый разговор» в связи с введением новых антироссийских санкций, сообщила официальный представитель российского ведомства Мария Захарова. По ее словам, ответ Москвы на действия США будет неотвратимым.
Захарова пригрозила, что этот шаг США получит решительный отпор. «В Вашингтоне должны осознать, что за деградацию двусторонних отношений придется расплачиваться. Ответственность за происходящее целиком лежит на Соединенных Штатах Америки», — подчеркнула она.
В то же время источник ТАСС в МИД подтвердил, что Россия жестко ответит на введенные меры: «Как и говорилось ранее, реакция будет жесткой».
Джо Байден 13 апреля провел разговор с президентом России Владимиром Путиным. В ходе беседы главы государств обсудили ряд региональных и глобальных вопросов, американский лидер предложил российскому коллеге впервые встретиться лично. Он захотел провести встречу с Путиным в ближайшие месяцы на территории третьей страны. Предполагается, что при встрече стороны обсудят полный спектр вопросов, актуальных для отношений двух стран в настоящее время.
В Кремле при этом заявляли, что новые антироссийские ограничения не поспособствуют встрече двух лидеров. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что если США введут новые антироссийские санкции, это не будет соответствовать словам Байдена о необходимости выстраивания стабильных отношений.
Новые санкции США против России. Главное
Президент США Джо Байден подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Этот указ вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний.
В преамбуле указа объясняется, что Россия несет ответственность за:
В связи с этим Байден объявил еще одно национальное «чрезвычайное положение» (national emergency) в ответ на угрозы из России. В марте 2014 года президент Барак Обама ввел такой режим в связи с присоединением Крыма к России, в сентябре 2018 года Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение для предотвращения угрозы иностранного вмешательства в выборы США.
Ответ России на новые санкции будет проработан в ближайшее время, заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова. «Наши эксперты сейчас непосредственно занимаются его подготовкой», — отметила она.
Санкции против ОФЗ
В соответствии с новым указом Байден ввел новые санкции в отношении России. Прежде всего это дополнительные секторальные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ). Министерство финансов США выпустило директиву (.pdf), которая запрещает американским финансовым институтам участие в первичных размещениях облигаций Минфина России или Банка России независимо от валюты выпуска. Запрет распространяется на рублевые бумаги, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года.
С августа 2019 года американским инвесторам уже запрещено участвовать в первичных размещениях российских гособлигаций, номинированных в иностранной валюте (эти ограничения продолжают действовать). Поскольку «участие» включало в себя не только покупку бондов, но и проведение корреспондентских расчетов, на практике для Минфина России рынок долларовых заимствований закрылся. Однако облигации в евро разместить удалось без участия американских банков.
Новые ограничения означают, что после 14 июня американские инвесторы не смогут покупать ОФЗ на регулярных аукционах Минфина России. Санкции никак не затрагивают вторичный рынок ОФЗ, подчеркнуло Казначейство США. «Ограничение на участие в первичных размещениях ОФЗ решается с помощью российских финансовых институтов, которые смогут выступать в роли первичных дилеров», — пояснил РБК главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Однако, возможно, резиденты США не станут покупать ОФЗ и на вторичном рынке, учитывая иногда излишне строгие программы комплаенса и риск дальнейших ограничений. Санкции никак не ограничивают инвестиции в российский госдолг физических лиц США.
Ответ российских властей
Минфин и Банк России выпустили заявления сразу после объявления санкций, в которых изложили план действий по минимизации последствий для российского рынка. По сообщению Минфина:
Еще до официального объявления о новых санкциях против России на рынке российского госдолга наблюдалась повышенная волатильность в ожидании их введения. Инвесторы рассматривали возможности их более жесткого варианта: в конце марта часть нерезидентов выходила из рублевых активов. На этом фоне эксперты допускали и более серьезные меры со стороны Минфина или ЦБ, например приостановку покупки иностранной валюты на рынке по бюджетному правилу, чтобы ослабить давление на рубль. Распродажа иностранцами ОФЗ, как правило, приводит к ослаблению национальной валюты, поскольку они конвертируют рубли от реализованных бумаг в иностранную валюту.
Министр финансов Антон Силуанов ранее также допускал, что власти будут специально договариваться с российскими банками и ЦБ о вливаниях ликвидности на рынке ОФЗ.
Банк России сообщил, что «при необходимости готов задействовать имеющиеся в его распоряжении инструменты в целях сохранения финансовой стабильности». По его словам, на начало апреля вложения нерезидентов в ОФЗ снизились до 19,7% от совокупного объема, а их доля в первичных размещениях ОФЗ в марте составила около 10%. Ниже 20% доля иностранцев в российском госдолге опустилась впервые с лета 2015 года.
«Действительно, это не самые худшие санкции [которые могли бы быть], но тем не менее мы ожидаем, что в общем портфеле ОФЗ продолжится сокращение доли иностранцев в течение года», — сказала РБК главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее мнению, это ограничит потенциал для снижения ставок по российским госбумагам. В целом рынок «адекватно переварил новости, избежав панических настроений», поэтому есть потенциал укрепления рубля, считает эксперт. Другим положительным моментом является наступление ясности в санкционной истории вокруг ОФЗ, поскольку неопределенность оказывала негативное влияние на инвесторов, сказал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что теперь Минфин может сократить предложение бумаг с фиксированным доходом, которыми традиционно интересуются нерезиденты, и нарастить предложение ОФЗ с плавающим купоном, которые больше интересны российским банкам. «Я считаю, что эти ограничения не аннулируют возможность более жестких санкций на госдолг в будущем, тема санкций против госдолга не выглядит исчерпанной, возможно, это лишь первый шаг», — предупреждает Орлова.
С ней согласен директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин, который напоминает, что изначально санкции в отношении ОФЗ ожидались по Закону о химическом и биологическом оружии. После мартовского первого раунда «химических» санкций их обязательный второй раунд практически неизбежен, говорил Госдепартамент США, и Волошин допускает, что администрация Байдена может использовать его, чтобы сильнее ужесточить санкции в отношении российского госдолга.
Потенциал будущих санкций
Минфин США также добавил в блокирующий санкционный список несколько российских фирм и организаций технологического сектора, связанных, по мнению ведомства, со спецслужбами, крымских чиновников и симферопольское СИЗО № 1, а также несколько новостных сайтов, которые, по данным американских властей, управляются российскими разведслужбами.
Несмотря на то что администрация Байдена официально признала Службу внешней разведки (СВР) организатором кампании по кибершпионажу против США, американское Казначейство не стало вносить СВР в санкционный список.
Для некоторых попавших под санкции фирм в сфере кибербезопасности последствия будут довольно ощутимыми, ожидает управляющий партнер юрфирмы Art De Lex Дмитрий Магоня: петербургскому «Необиту» будет затруднительно осуществлять взаимодействие с американскими партнерами (Dell, Intel, IBM, HP), а Positive Technologies нужно будет пересматривать свои отношения с глобальными клиентами со всего мира.
Американские санкции в будущем могут быть расширены и на другие компании и организации российского технологического сектора, следует из указа Байдена. Кроме того, администрация США вправе определить и другие секторы российской экономики, которые могут стать объектами санкций. Это расширение потенциала секторальных санкций в отношении России, что создает значимый санкционный риск. Указание на технологический сектор в указе Байдена означает, что лица, работающие в нем, могут быть подвергнуты персональным санкциям, подчеркивает Минфин США. До этого в качестве потенциальных секторов — мишеней санкций (в указе Обамы от марта 2014 года) назывались секторы финансовых услуг, энергетики, металлургии и горной добычи, инжиниринга и обороны.
Наконец, указ Байдена потенциально расширяет сферу действия американских санкций за счет указания на то, что персональные санкции могут быть введены также и в отношении супруга (супруги) или взрослых детей любых лиц, которые уже внесены в санкционный список по этому указу.