в чем заключался принцип сословности в отечественном образовании
Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации
Рубрика: 2. История государства и права
Статья просмотрена: 3480 раз
Библиографическое описание:
Гребенкин, А. Н. Право на образование в дореволюционной России: особенности реализации / А. Н. Гребенкин. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/878/ (дата обращения: 03.12.2021).
Крупномасштабная и длительная реформа образования в современной России является объектом достаточно жесткой критики со стороны как специалистов-педагогов, так и общественности. Тревогу вызывает не только катастрофическое падение уровня подготовки выпускников ВУЗов и школ, но и неприкрытая коммерциализация образования, в том числе и среднего.
Превращение образования из права в роскошь чревато и социальными потрясениями. Пример этому – история нашей страны. Доступ к образованию был признан на конституционном уровне задачей государства в первой советской Конституции 1918 г., а право на образование было закреплено лишь в сталинской Конституции. В императорской России вопрос об образовании решался исключительно в узкоутилитарном (для государства) либо в благотворительном (для дворянского сословия) смысле.
При преемниках Петра I на протяжении всего XVIII в. сословный принцип комплектования учебных заведений то усиливался, то ослабевал. Это было связано в первую очередь с тем, что монархи и временщики, обязанные своим высоким положением тем силам, которые привели их к власти (дворянству и гвардии как его верхушке), в благодарность даровали им привилегии, в том числе и привилегию элитарного воспитания. Однако последние не всегда желали учиться, вследствие чего нехватку квалифицированных кадров приходилось восполнять путем отмены или смягчения сословных ограничений.
В 1726 г. при Академии наук была учреждена Академическая гимназия. Изначально в ней преобладали дворянские отпрыски, но так как число учеников постоянно уменьшалось, то в нее были допущены дети среднего сословия и даже солдатские, которые, по замечанию П.А. Толстого, «для гимназии составляли ненужный и затруднительный балласт, а стали отвлекать от нее детей высших сословий» [12, с. 5-6].
В 1732 г. начал работу Сухопутный шляхетный кадетский корпус – формально военное учебное заведение, фактически дворянский закрытый университет.
В царствование Елизаветы Петровны сословный принцип был существенно смягчен. Так, когда в 1755 г. был открыт Московский университет, в преамбуле указа об его учреждении отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указывал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» [10].
При университете была создана Университетская гимназия, игравшая роль подготовительного учебного заведения. Здесь сословный принцип был выдержан: гимназия включала в себя два отделения, одно для дворян, другое для разночинцев.
Наконец, нельзя не упомянуть о созданном уже в правление Екатерины II гимназическом отделении Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Видный педагог второй половины XVIII в. И.И. Бецкой, инициатор создания «новой породы людей» и сторонник сословного воспитания, преобразовал основанную при корпусе по приказу Петра III школу для подготовки «армейских мастеровых людей» [6, с. 84] в гимназическое отделение корпуса. Этот акт можно считать апофеозом реализации сословного принципа в образовании. Воспитанники гимназического отделения должны были служить наглядным примером заботы правительства о дворянах. «Гимназисты» именовались не кадетами, а учениками, на их содержание отводилась более чем вдвое меньшая сумма, им не полагалось военной формы, наград за успехи, прислуги, и даже за столом они ели не из фарфоровой посуды, а из металлической. Незавидной была и их будущая карьера: если кадеты могли в перспективе дослужиться до генеральских чинов, то гимназисты навсегда оставались в корпусе в роли учителей и мелких чиновников, без всяких перспектив [6, с. 116-117].
Справедливости ради следует отметить, что Екатерина II уделяла много внимания образованию не только дворян, но и непривилегированных сословий. В 1782-1786 гг. была проведена школьная реформа, которой руководил известный сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались малые народные училища с двухлетним сроком обучения, предназначенные для детей купцов, мещан и солдат. Они соответствовали двум младшим классам Главных народных училищ, которые были открыты тогда же в губернских городах. Срок обучения в них составлял 5 лет, они были формально всесословными (лишь крепостные не могли в них поступать) [3]. Главные народные училища были предшественниками гимназий.
Александр I пошел по пути создания сети формально бессословных учебных заведений, целью которых было, однако, нравственное образование граждан «соответственно обязанностям и пользам каждого состояния» [9]. При нем же были открыты средние привилегированные учебные заведения: Царскосельский, Ришельевский, Нежинский лицеи, а также военно-учебные заведения.
Самым привилегированным из военных учебных заведений, куда попадали лишь представители знатных фамилий и генеральские отпрыски, был Пажеский корпус. Право на зачисление в пажи было предоставлено сыновьям и внукам: военных и гражданских чиновников первых трех классов; лиц, занимавших должность генерал-губернаторов, посланников, губернских предводителей дворянства (если они занимали эти должности в чине не ниже генерал-майора или действительного статского советника); генерал-майоров, убитых в боях или прослуживших в этом чине не менее 5 лет; наконец, правнукам лиц первых двух классов, носящих фамилию своих прадедов [4, с. 128-129].
В 1827 г. был издан специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты.
В 1833 г. Николай I повелел «впредь принять правилом, дабы происходящие не из дворян не были определяемы в кадетские корпуса и зачисляемы кандидатами оных» [8].
При Николае I была создана кузница государственных чиновников – Училище правоведение, – которая, как и Пажеский корпус, являлась элитарным учебным заведением, Училище принимало только детей потомственных, родовитых дворян, а также военных (не ниже полковника) и гражданских (не ниже статского советника).
В царствование Александра II вновь последовало некоторое смягчение сословного принципа при зачислении в учебные заведения: «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания» [2, § 53]. Для религиозно-нравственного образования народа и «распространения первоначальных полезных знаний» [1, ст. 1] предназначались начальные народные училища, также формально бессословные. Для образования «лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно» [1, ст. 2], учреждались воскресные школы.
Была существенно демократизирована и система военного образования. Чисто сословные кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, которые хотя и предназначались преимущественно для детей дворян, но принимали в свои стены детей и других слоёв населения. Их выпускники могли поступить в военные училища и стать офицерами. В военные училища принимали и выпускников гражданских высших и средних учебных заведений независимо от их сословной принадлежности в возрасте не моложе 16 лет.
При Александре III сословный принцип комплектования учебных заведений был ужесточен. В 1889 г. ввели денежный ценз на высшее образование; руководству гимназий и прогимназий было «рекомендовано» не принимать в них «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» [7].
В царствование «императора-миротворца» появился и ряд позорных ограничений по принципу вероисповедания. Так, в 1886 г. была введена процентная норма для приёма евреев в гимназии и университеты. В пределах черты оседлости доля евреев среди учащихся мужских гимназий и университетов не должна была превышать 10 %, в остальной части империи – 5 %, в столицах – 3 %.
При Николае II жестко сословная политика в области образования продолжилась. Единственным послаблением, не успевшим уже сыграть никакой роли, было преобразование в 1913 г. кадетских корпусов во всесословные учебные заведения [5, с. 34].
Итоги сословной политики в области образования были печальны. Те, кто был лишен возможности учиться, как и руководитель восстания тайпинов в Китае Хун Сюцюань, «пошли в революцию».
Память о грозных социальных взрывах начала XX в. должна предостеречь современное руководство страны от повторения ошибок прошлого. Платность либо кастовость образования, отсекающая от знаний миллионы людей, будет не только прямым нарушением действующей Конституции, но и пороховым погребом под государством. Необразованные массы являются хорошей почвой для культивации экстремистских идей, плоды подобного рода пропаганды созреют очень быстро, и горе России, если она их отведает.
Литература:
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской Империи: В 2 т. М.: Белый Берег, 2005. Т.1. 263 с.
Гуторович Г. Что такое кадетский корпус // Кадетская перекличка. 1975. № 14. С. 32-34.
Данченко В.Г., Калашников Г.В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 463 с.
Доклад министра народного просвещения И. Делянова
«О сокращении гимназического образования» (1887 г.). URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ cf7d38ef-a636-46a6-afdb-aa159e58a1ed/%5BIS8IR_4-33%5D_%5BTS_05%5D.html ( дата обращения : 19.06. 2011)
Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары П.П. Семенова-Тян-Шанского. Т.1. Детство и юность (1827-1855). Пг., 1917. 322 с.
Толстой Д.А. Академическая гимназия в XVIII столетии. СПБ., 1885. 114 с.
Похожие статьи
Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале.
В 1752 при объединении Морской академии и Навигационной школы, был образован Морской шляхетный корпус.
При Академии были открыты два учебных заведения — университет и гимназия. Московское централизованное государство XVI века.
Формирование личности подростка в кадетском корпусе
Наряду с образованием в кадетских корпусах большое внимание уделялось и формированию личности, воспитанию.
Патриотическое воспитание в кадетских корпусах
Патриотическое воспитание в кадетских корпусах. Автор: Вазлеев Владимир Андреевич. Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики.
Московский педагогический государственный университет.
Актуальные вопросы кадетского воспитания | Статья в сборнике.
Первыми такими военно-учебными заведениями стали кадетские корпуса.
Общее образование в кадетских корпусах сочеталось с военным, внутренний режим был
Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Исторический очерк..
Возрождение Хабаровского кадетского корпуса имени графа.
В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Дома Романовых, которые образовали в 1701 году Навигаторскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (императрица Анна Иоанновна).
Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале.
Кадетские корпуса давали глубокое образование, высокую подготовленность выпускников к дальнейшему обучению, осуществляли целенаправленную подготовку своих воспитанников к поступлению в высшие учебные заведения.
Проблема адаптации учащихся президентского кадетского.
В начале XX века с упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ, система военно-учебных заведений приняла. Воспитательная работа в кадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие, православие и народность.
Традиции воспитания пажей в императорской России
Ключевые слова: паж, камер-паж, Пажеский корпус, воспитание, рыцарство, военная и государственная служба, присяга, моральные принципы
Чтобы упорядочить дело воспитания и образования придворного юношества, в 1785 году уже при Екатерине II пажеский пансион.
Реализация военно-патриотического воспитания кадет.
Образовательная подготовка в первых кадетских корпусах была направлена на гуманитарное образование и воспитание нравственных качеств
Значительный вклад в развитие военно-патриотического воспитания был сделан директором Сухопутного кадетского корпуса при.
Тест по истории педагогики и образования
1. Кто автор концепции воспитания джентльмена?
2. Какое учебное заведение в Афинах основал величайший философ Платон?
3. Основоположником какой педагогики считается Д. Дьюи?
3) За художественное воспитание;
4. Величайший педагог Я.А. Коменский обосновал …
1) Классно-урочную систему организации обучения;
2) Белль-ланкастерскую систему организации обучения;
3) Лекционно-семинарскую систему организации обучения;
4) Взаимного обучения
5. Вне кастовой системы воспитания в Индии находились …
6. Автором психологической концепции происхождения воспитания является …
7. Основу классического образования составляет знание …
1) грамматики, риторики и диалектики;
2) новоевропейских и древних языков и математики;
8. Восемнадцатое столетие вошло в историю педагогики под названием …
1) эпоха Просвещения;
2) период Реформации;
3) эпоха Возрождения;
4) эпоха Педагогики природы
9. Какие предметы составляли квадривиум?
1) арифметика, геометрия, музыка, астрономия;
2) гимнастика, литература, наука, математика;
3) бухгалтерия, естествознание, латынь, верховая езда;
4) счетоводство, горное дело, верховая езда, танцы
10. В каком историческом периоде получила развитие реформаторская педагогика?
3) конец 19 в. – начало 20 в.;
11. Кто является автором романа «Как Гертруда учит своих детей»?
12. К какому направлению педагогической мысли 20 в. примыкал известный французский педагог Э. Дюргейм?
1) «новое воспитание»;
2) социальная педагогика;
3) гражданское воспитание;
4) свободное воспитание
13. Кто из нижеперечисленных педагогов обосновал принцип природосообразности?
3) Витторино да Фельтре;
14. Кто считается «учителем немецких учителей»?
15. В какой стране идеалом воспитания была антично образованная личность с православным сознанием?
4) Трапезундская Империя
16. В начале 20 в. английский педагог Бадэн-Пауэлл основал организацию …
4) любителей старины
17. В каком обществе появились инициации как форма воспитания?
18. В какой воспитательной системе отсутствовало трудовое воспитание?
3) утопийцев (из романа Т. Мора «Остров Утопия»);
19. В каком из государств Древнего Востока получила развитие такая учебная форма, как экзамены?
20. В 19 в. на смену господствующему классическому образованию приходит …
1) реальное образование;
21.Укажите метод обучения грамоте в древнерусской школе :
22. Укажите первое оригинальное педагогическое сочинение Киевской Руси :
1) «Поучение» Владимира Мономаха;
4) «Моление Даниила Заточника»
23. Назовите тип образовательных учреждений, появившихся в 10 в. на Руси:
24. В каком из памятников наиболее полно представлены педагогические идеи эпохи Московского государства?
1) «Письмо Ивана IV князю Курбскому»;
25. К какому из направлений педагогической мысли принадлежат братья монахи И. и С. Лихуды?
3)приверженцы старорусских традиций;
4) стиля «плетения словес»
26. Кто основал Школу математических и навигацких наук в 1700 г. в Москве?
4) Царь Федор Алексеевич
27. Когда была основана Академия наук в Российской империи?
28. В открытии какого учебного заведения принял деятельное участие М.В. Ломоносов?
1) Университетская гимназия в С. – Петербурге;
2) Институт благородных девиц в С. – Петербурге;
3) Московские гимназии при университете;
4) Харьковский университет
29. Кого пригласила Екатерина II для проведения школьных реформ в России?
3) Ф.И. Янковича де Мириево;
30. В чем заключался принцип сословности в отечественном образовании?
1) Каждое сословие выплачивает свою часть образовательного налога;
2) Представитель каждого сословия имеет право на получения единого для всех образования;
3) Каждый человек мог получить такое образование, которое соответствовало его принадлежности к определенному сословию;
4) Все сословия имеют равный доступ к школьному обучению
31. В каком году было создано Министерство народного просвещения?
32. Кто стал зачинателем общественно-педагогического движения в России?
4) Александр Освободитель
33. Выдающийся русский педагог Н.А. Корф принял деятельное участие в создании …
2) женских гимназий;
3) земских начальных школ;
4) образцовых министерских училищ
34. Когда в России стало вводиться всеобщее начальное образование?
2) в конце 19 – начале 20 вв.;
4) в период правления Екатерины Второй
35. Кто из перечисленных педагогов начала 20 в. был известен как талантливый историк педагогики?
36. В какой из школ были введены «комплексные программы ГУСа»?
3) яснополянская школа Л.Н. Толстого;
4) школа « диалога культур»
37. Идеи какого педагога были реализованы при создании коммунарской методики И.П. Иванова?
1) В.А. Сухомлинского;
38. Книга какого советского писателя решительным образом повлияла на организацию «зон пионерского действия»?
1) «Тимур и его команда» А.П. Гайдара;
2) «Дядя Степа» С. Михалкова;
3) «Сказки» Корнея Чуковского;
4) «Школа» А. П. Гайдара
39. Когда наиболее популярным стало движение педагогов – новаторов в нашей истории?
1) в 60 –е годы 20 в.;
2) в 80 – е годы 20 в.;
3) в 50 – е годы 20 в.;
4) в начале 21 века
40. Какое из перечисленных определений указывает на стратегию развития отечественного образования в начале 21 в.?
Система образования в Российской империи: история и типы учебных заведений
Образование в Российской империи кардинальным образом отличалось от системы, существовавшей во времена Советского Союза, тем более от современной ситуации. В дореволюционной России оно было основано на заимствованиях регламентов различных европейских университетов. В первую очередь, немецких. На их базе проводилась педагогическая и научная аттестация. В этой статье речь пойдет об истории отечественного образования и существовавших типах учебных заведений.
Как все начиналось.
Вам будет интересно: Почему твердое тело трудно растянуть, сжать, сломать? Простое объяснение сложных вещей
Образование в Российской империи активно начало развиваться в XVIII веке. Этому способствовали реформы Петра I, многие из которых были направлены на популяризацию наук, обучение соотечественников по западным образцам.
Вам будет интересно: Колледж технического и художественного образования г. Тольятти: жизнь ссуза, специальности, отзывы
С самого начала XVIII столетия стало понятно, что процесс обучения меняется коренным образом. В первую очередь это коснулось богословия. Его преподавание осталось только в епархиальных училищах для детей духовенства.
В 1701 году в Москве была основана школа навигационных и математических наук. В том же году открылась артиллерийская школа, а чуть позже инженерное и медицинское училище. С 1715-го классы навигационной школы перевели в Петербург, реорганизовав их в Морскую академию. Она существует до сих пор.
Всего к году образования Российской империи в губерниях работали 42 цифирные школы. Они были созданы по указу Петра, чтобы давать начальные знания. Обучались в них около двух тысяч учеников.
Вам будет интересно: Свойства углов при основании равнобедренного треугольника: основные теории
Во времена правления Анны Иоанновны дети солдат поступали в гарнизонные школы, а при металлургических заводах правительство основало первые горные школы, которые готовили специалистов для этих предприятий.
В 1730-е годы появилась порочная практика записывать в полки детей практически с рождения, чтобы к совершеннолетию они уже имели офицерский чин по выслуге лет. Елизавета реорганизовала военно-учебные заведения. Выпустила указ о расширении сети начальных школ. Первые гимназии появились в Москве и Казани. В 1755 году по инициативе ее фаворита графа Шувалова был основан Московский университет, а еще через два года академия художеств.
В образовании в Российской империи во второй половине XVIII века просматриваются две основные тенденции. Это усиление принципа сословности и расширение сети учебных заведений.
Реформа Екатерины II
Появилось предметное преподавание, были установлены единые сроки начала и окончания занятий, выработана урочная система. Стали составляться первые учебные планы и методики преподавания.
Важную роль в этой реформе сыграл педагог из Сербии Федор Иванович Янкович. Уже к концу XVIII века до 70 тысяч подростков обучались в 550 училищах.
Изменения при Александре I
В начале XIX века общеобразовательные гимназии существовали только в Москве, Петербурге и Казани. При этом действовало много специализированных учебных заведений различного типа.
В 1802 было основано министерство народного просвещения, издавшее новое положение об устройстве учебных заведений. Новые принципы провозглашали бесплатность получения образование в Российской империи на низших ступенях, бессословность и преемственность учебных программ.
Вам будет интересно: Эволюция млекопитающих: описание, ступени, классы
Еще в начале правления Александра I открылись шесть университетов. Всю территорию империи разделили на шесть учебных округов с попечителями во главе.
В 1804 году появился Университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономию. При вузе существовал собственный суд, высшая администрация не имела права вмешиваться в дела университетов, которые сами выбирали ректора и профессуру.
Стали появляться первые лицеи, которые считались средними университетскими заведениями. Относиться к ним и Царскосельский лицей, где учился Пушкин.
Сословный характер
Специальный указ 1827 года даже запрещал принимать крестьян в университеты и гимназии. Система образования в Российской империи на тот момент строилась на принципах бюрократической централизации и сословности.
Школьный устав 1828 года делил начальное и среднее образование на категории: для детей из низших и средних сословий и для детей чиновников и дворян.
Новый университетский устав 1835 года ограничивает автономию вузов, фактически устанавливая полицейский надзор над студентами.
В то время активно расширяется сеть промышленно-технических учебных заведений. Появляется архитектурное училище, технологический институт.
Реформы, сопутствующие свободе крестьянства
Отмена крепостного права в 1861 году Александром II повлекла за собой важные изменения в истории образования в Российской империи. Этому способствовало утверждение капитализма и успехи в сфере промышленного производства. В этот период наблюдался всеобщий рост грамотности, развитие разных форм обучения.
Новый университетский устав 1863 года возвращает вузам автономию, дает самостоятельность в финансовых, административных и научно-педагогических вопросов. Это играет большую роль в развитии высшего образования в Российской империи.
В 1864 году появляется всесословное доступное образование. Наряду с государственными, появляются воскресные, церковно-приходские и частные школы. Гимназии делятся на реальные и классические. Теперь в них принимают, невзирая на сословие, однако образование является платным.
Последний российский император
Уровень образования в Российской империи к этому моменту достиг относительно высоких показателей. В 1914 году 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. В городах этот показатель приближался к 50 %, а в деревнях был чуть больше 20 %.
Реформа начального образования
При этом в целом уровень грамотности низших слоев населения оставался крайне невысоким, отсутствовал закон о всеобщем обязательном обучении. Согласно переписи 1897 году, грамоту знали только 21 % жителей.
При этом в большинстве стран Европы уже удалось преодолеть всеобщую неграмотность, всеобщее обучение уже существовало. Требовалось всеобщее начальное образование в Российской империи.
Финансирование
При этом финансирование начального образования осуществлялось преимущественно на пожертвования и за счет земств. Растут кредиты на народное образование, к 1904 году они увеличиваются практически в два раза за десятилетие, с 22 до 42 миллионов рублей увеличивается бюджет министерства народного просвещения.
После революции 1905 года в обществе и на уровне властей активно обсуждается необходимость принятия закона о всеобщем начальном образовании. Частично его утверждают к 1908 году. Позже принимают четырехлетнее обучение для всех начальных школ.
При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затянувшись до 1912 году. В результате Государственный совет окончательно отклоняет данный законопроект.
Классификация учебных заведений
Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно остановиться на всех типах учебных заведений, которые существовали за этот период. К начальным учебным заведениям относились волостные училища. В них готовили исключительно писарей для сельских управлений и государственных палат.
На начальной ступени находились духовные училища, в которых готовили священнослужителей для Русской православной церкви, и начальные народные училища. Срок обучения в них составлял один-два года. Предназначались для людей с низким заработком, так как обучение в них оставалось бесплатным. Преимущественно открывались в сельской местности, находясь в ведении Земской управы.
Первоначальное образование давали и церковно-приходские школы, находившиеся под духовным ведомством. Промежуточное положение между начальным и средним образованием занимали городские училища, которые изначально назывались уездными. Они должны были обеспечить полным образованием малоимущих, однако занятия организовывались за плату.
Средние учебные заведения
Первая в России светская общеобразовательная гимназия появилась еще в 1726 году. Она заработала при академии наук. На тот момент для поступления следовало состоять в податном сословии. С 1864 года учреждены реальные и классические гимназии. В классических обучались восемь лет, а после их окончания имели право поступать в университет, так как изучали латинский язык.
Отдельно при гимназиях существовали дополнительные подготовительные классы, которые были предназначены только для того, чтобы дать начальное образование. При этом в них могли подготовить и к поступлению в гимназию.
Реальное училище
В отличие от классических гимназий, в реальных основное внимание уделялось изучению прикладных дисциплин, в первую очередь, естественно-математического цикла. Первоначально они были созданы, чтобы распространять техническое образование в массы. С 1864 они стали подготовительной ступенью для желающих поступить в вузы. После принятия устава 1872 года их предназначение кардинально изменилось.
Высшие учебные заведения
Основу высшего образования в Российской империи составляли университеты. К началу XX века они существовали на территории Москвы, Петербурга, Дерпта, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Новороссийска, Томска и Варшавы.
В системе РПЦ высшими учебными заведениями были духовные семинарии. Первой стала Московская, появившаяся еще в 1685 году. На протяжении долгого времени называлась Славяно-греко-латинской академией.
Военное образование офицеры получали на базе академий. В школе навигационных и математических наук готовили для службы в артиллерии. Первое исключительно военное учебное заведение открылось в Гатчине в 1795 году.
Частные школы
В данной системе важную роль играли частные школы. Например, воскресные, обучение в которых проводилось один раз в неделю. В Российской империи такие учебные заведения представители интеллигенции устраивали для малограмотных рабочих, ремесленников, крестьян, а также работающих подростков, которые желали получить образование.