в чем по вашему мнению заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
Принципы воспитания безопасного поведения дошкольников
Существующие технологические подходы в воспитании безопасного поведения у детей от 3 до 7 лет должны соответствовать следующим педагогическим принципам.
1. Принцип подражания. дети стремятся подражать поведению привлекательного, значимого для них человека. Подражание способствует выработке стереотипов безопасного поведения, способов познания и освоения культуры (от репродуктивного к продуктивному подражанию, что позволяет успешно воспитывать самостоятельность у дошкольников.
2. Принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка. Если ребенок постоянно чувствует поддержку, подкрепление его начинаний со стороны значимого другого, то это создает благоприятные условия для становления ценностной сферы, поведения, развития личностных качеств. На протяжении всего дошкольногодетства ребенку важна оценка его деятельности со стороны взрослого: при одобрении активность повышается, шире развертывается поисковая деятельность, устойчивей становятся интересы и открытость к взаимодействию, развивается доверие к миру; негативная оценка тормозит, подавляет активность детей, провоцирует зависимый стиль поведения.
3. Принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасного поведения. Интерес является особой формой проявления познавательной потребности. Под влиянием познавательного интереса знания и понятия становятся более полными, яркими и образными, а мотивы деятельности и поведения устойчивыми. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Воспитателю необходимо знать особенности детских интересов, удовлетворять их пытливость и потребность в постижении окружающей действительности, отвечать на вопросы и совместно с детьми искать выходы из проблемных ситуаций.
Формирование необходимых мотивов поведения ребенка для соблюдения правил ОБЖ обеспечивается только в случае угрозы жизни и здоровью – однако, нельзя намеренно создавать такие опасные ситуации в реальной жизни. В данном случае помогут только тематические беседы, обсуждение примеров из личного опыта, обыгрывание ситуаций, а также просмотр учебных видеофильмов –учиться лучше на чужих ошибках!
5. Принцип единства мотивации, познания и поведения в воспитании основ безопасности.Очень важно взрослым действовать в единстве задач: не только давать ребенку необходимые знания, но и воздействовать на его мотивацию и поведение. Нужно поддержать в ребенке желание и интерес к безопасному существованию, закреплять практические навыки в правильных поступках безопасного поведения.
6. Принцип практикования в умениях и навыках безопасного поведения. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой и заочной форме. Для твердого усвоения требуется и организация активной собственной деятельности или практики для ребенка. В практической работе закладываются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения. Этот принцип влечет за собой изменение форм совместной деятельности воспитателя и детей, обновление методов воспитания безопасного поведения, например,введение в занятия элементов практической отработки: вызов служб, спасения, оказание первой помощи, действия в чрезвычайной ситуации, плановая эвакуация.
Следуя этим принципам, наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.
Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж «Азбука дорожного движения» в рамках «Недели безопасного поведения на дорогах».Проблема безопасности дорожного движения на.
Конспект занятия формирование основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.
Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.
Экзаменационный тест для итоговой аттестации кандидатов в замещающие родители
Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните предложения
Ф.И.О., дата_____________________________________________________________
1.Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:
а) имеет право;
б) не имеет права.
2.Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) «Медовый месяц»
б) «Уже не гость»
в) «Вживание»
г) «Стабилизация отношений»
3.Напишите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.
4.Должны ли данные факты быть подтверждены официальными документами?
a)да;
б)нет.
5.Какие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в РФ? Напишите.
6.Перечислите основные потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять до 16 лет ребенка.
8.Проверка жилищно-бытовых условий проводится по формальным признакам и фактическому состоянию. Какие признаки относятся к формальным, а какие к фактическим?
a)количество зарегистрированных на данной жилплощади людей и кто является владельцем какой доли жилья или ответственным квартиросъемщиком;
б)обследовании жилищно-бытовых условий кандидатов;
в)документы, подтверждающие права собственности на жильё, в которых указаны основные параметры квартиры/дома;
г)выписка из домовой книги.
9.По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приемного ребенка формируется привязанность к Вам?
10. Укажите основные способы поиска ребенка для усыновления, установления опеки, принятия в приемную семью.
11.С какого периода начинается половое развитие ребенка?
a)ранний дошкольный возраст;
б)подростковый возраст;
в)младенческий возраст;
г)младший школьный возраст.
12.Что относится к правовым критериям подбора семьи, а что к психологическим?
а) Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
-отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
б) личностные качества родителей;
в) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям;
г) внутрисемейные взаимоотношения;
д) отсутствие у кандидатов в приемные родители судимости за умышленное преступление;
е) мотивы.
13.Какова, по вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?
15.На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
a) депрессия и вина;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
г) принятие.
17. Вспомните основные сферы развития человека. Дополните предложения:
На каждом возрастном этапе, ребенок развивается сразу в нескольких сферах одновременно – малыш учится двигаться (_________________ сфера),
изучает собственное тело (_____________________сфера),
изучает окружающую среду (_________________________ сфера),
учится общаться с людьми (__________________________ сфера),
выражает чувство протеста (_______________________ сфера),
видит осуждение взрослого за свой проступок (_______________________сфера).
18. Допишите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду.
а) период новорожденности___________________________
б) раннее детство_________________________
в) дошкольное детство______________________
г) младший школьный возраст (отрочество)______________________
д) подростковый возраст (юность)____________________
19. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.
20.В чем, по вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?
Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним и желание сделать их счастливыми.
Когда счастливы дети? В первую очередь – когда они здоровы. А когда счастливы родители? когда счастливы их дети.Недаром говорят в народе:
Здоров будешь – все добудешь.
Здоровье дороже богатства.
Здоров – скачет, захворал – плачет.
Работая в данном направлении,я поставила перед собой следующие задачи:
• Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;
• Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;
• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;
• Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детейшестого года жизни ведется по трем направлениям:
2. работа с педагогами
3. работа с родителями
Работа по данному направлению проходит по следующим разделам: представлены вашему вниманию….
Порой мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Заглянув в любую квартиру,дом: мы найдем бытовую технику, которая представляет большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы. Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Но мы вынуждены это делать. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома нескольких детей.Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.
Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей. Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму, изменяют внешность.
Для того, чтобы мы были спокойны за наших воспитанниковнеобходимо постоянно напоминать им :
— об основных Правилах дорожного движения каждый день;
— в присутствии ребенка ИХ не нарушать;
— Учить ребенка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом;
— Учить ребенка переходить проезжую часть только по пешеходным переходам, на зеленый сигнал светофора, убедившись, что машины остановились;
— Не позволять ребенку играть у дорог и на дорогах.
Задача нас, взрослых состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Формирование знаний о собственной безопасности происходит и в процессе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).На слайде вы видите проведение одного занятия: коллективной аппликации на тему «Безопасность на дороге»
Образовательная деятельность по текущей, актуальной теме проводится и в режимные моменты (на прогулке, в вечернее, утреннее время).
Полученные знания, умения и навыки активно дети применяют в организации сюжетно-ролевых игр, во время использования настольно-печатных, дидактических игр, во время изобразительной и других видах деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс невозможен без участия семьи воспитанника. По текущей теме оформлен информационный стенд, папки-передвижки, проводились консультации, родительские собрания, мастер-класс на тему «Светофор своими руками».
С удовольствием родители и дети приняли участие в проектах на темы: «Осторожно на дороге!», «Опасности вокруг нас»,
В будущем благодаря помощи родителей планируем создание мини – музея «Всё о безопасности».
Своим опытом работы делилась с педагогами д. сада.Проводила консультацию на тему: «Воспитание навыков безопасного поведения у детей шестого года жизни»,семинар-практикум: «Безопасность и здоровье наших детей.
Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в реальной жизни, на практике. А мы с вами должны своевременно разъяснять, почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих правил.
Основная цель моей работы сформировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.
Консультация для родителей на тему «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей»
ТЕма: «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей«.
1. Ребенка нельзя оставить одного дома. Как правило, он начинает плакать, утверждать, что он боится, что никуда не отпустит маму или папу. Если же его удается уговорить остаться, он, будучи не подготовленным к возможным угрозам, может открыть дверь опасному человеку, поддавшись на уговоры или угрозы. При этом подвергаются прямой опасности не только материальные ценности, но, в первую очередь, здоровье и жизнь ребенка.
2. Вы не решаетесь отпустить ребенка гулять, даже с товарищами. Его могут обманом или угрозами увести незнакомцы или люди, знакомые ребенку, с которыми Вы его никуда не отпустили бы. Старшие ребята также могут обидеть ребенка или спровоцировать на неблаговидные или рискованные поступки. Во избежание беды необходимо, чтобы ребенок был готов к опасным, непредвиденным ситуациям, умел ориентироваться и защищаться.
3. Каковы бы ни были меры предосторожности, случаются минуты (секунды, в которые ребенок остается один. Например, выбежал из подъезда, пока Вы спускаетесь по лестнице; убежал в торговом центре в отдел игрушек, пока Вы смотрели обувь или одежду; отошел на 5 метров, пока Вы разговаривали со старой подругой. Как поведет себя ребенок, если в эти секунды незнакомый мужчина схватит его за руку и,прошептав: «Тихо, а то хуже будет!», потащит за собой? Если Ваша двоюродная сестра, с которой вы давно враждуете, откроет дверцу внезапно остановившегося автомобиля и попытается затащить ребенка в салон? Если благодушный старичок в костюме деда Мороза купит ему плюшевую собачку в магазине игрушек и поведет «знакомиться со своей внучкой». Сможет ли он действовать уверенно и изобретательно, если на принятие решения и действие у него будет 4-5 секунд? Решение есть! Существует решение проблемы по устранению отсутствия у ребенка твердых знаний и устойчивых навыков обеспечения собственной безопасности.
При этом важно понимать, что чудес не бывает, и ребенок не сможет мгновенно преобразиться. Тем не менее, многие родители и воспитатели пытаются решить эту проблему, устраивая своим детям «обучающие часы». Они сажают перед собой ребенка и грозно читают ему нотации, требуя не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужие машины, не уходить со двора и т. д. Прочитав такую часовую лекцию, родители (воспитатели) порой считают, что дело сделано и ребенок подготовлен. Разве это так?
Да, ребенок может зазубрить, чего он «не должен делать», что с ним случится в случае ошибки, но разве он знает, что он должен делать в таких ситуациях? Он будет помнить только внушенные ему страхи, но у него не будет в голове инструкции к действию. Разовые мероприятия, проводимые в детских садах, несомненно, имеют некоторый положительный эффект, но проблемы полностью не решают. Более того, создается ощущение, что дети обучены и защищены. Это опасное заблуждение. Отрывочные теоретические знания, не переведенные в отработанные навыки, не защитят ребенка от опасной ситуации, хотя внушают родителям иллюзию защищенности. Рассмотренный способ решения проблемы в виде разовых лекций или бесед нельзя считать удовлетворительными.
Необходимо систематическое обучение. Что же нужно делать? Предлагаем стратегию решения – курс «10 шагов к безопасности Вашего ребенка», позволяющий заложить основы системы личной безопасности ребенка.
Шаг 2. Определить варианты поведения ребенка с каждой из вышеназванных категорий, при этом, не запугивая ребенка, но давая ему четкие рекомендации.
Как реагировать ребенку в том случае, если с ним заговорят на улице незнакомые люди? А если заговорит папин знакомый, которого ребенок иногда видел вместе с папой?
Шаг 3. Что должен знать и уметь ребенок, остающийся один дома?
Как ему правильно реагировать на стук в дверь? Кому можно, а кому нельзя открывать дверь? Что делать, если дверь начинают ломать? А если в доме пожар?
Шаг 4. Как ребенку правильно разговаривать по телефону, чтобы не выдать важной информации? Ребенок должен вести разговор так, чтобы собеседник не узнал ничего важного, никаких семейных тайн. Телефон не должен стать отмычкой для потенциальных преступников, поскольку в случае проникновения их в дом угрозе подвергаются как материальные ценности, так и жизнь и здоровье ребенка.
Шаг 5. Как ребенку безопасно преодолеть путь от подъездной двери через подъезд, лифт и до двери квартиры? Подъезд является опаснейшим местом даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Необходимо уделить отработке этого вопроса особое внимание.
Шаг 6. Как безопасно организовывать прогулки ребенка во дворе его собственного дома (и в других дворах? Как ребенку уверенно и безопасно передвигаться по городу? Какие места являются для него небезопасными, а в каких, напротив, он может попросить о помощи?
Шаг 7. Какую подготовку должен иметь ребенок, чтобы не потеряться в толпе (в цирке, магазине, торговом центре, в кинотеатре, на улице, а, потерявшись, как можно быстрее отыскать своих родителей или других опекающих его взрослых?
Шаг 8.Основы самообороны ребенка: «Закричал, вырвался, убежал, рассказал!»
Шаг 9. Каковы правила безопасного общения ребенка с кошками и собаками? Как не допустить нападения собаки и что делать, если нападение вот-вот состоится?
Шаг 10. Что такое виктимное поведение ребенка? Какие навыки необходимо в нем развить, чтобы свести виктимность поведения и поступков к минимуму?
Виктомология происходит от соединения 2-х латинских слов «victima» (жертва) и «logos» (учение, знание, т. е. это учение о жертве преступления.
Эта наука изучает потерпевших от преступлений, несчастных случаев, бедствий.
Несовершеннолетним присущи психологические особенности, свойственные детскому и подростковому возрасту.Эти особенности: внушаемость, доверчивость, жажда приключений, любопытство, дезориентированность в конфликтной ситуации. Велика возможность стать жертвой преступлений у малолетних детей, так как они беспомощны перед авторитетом взрослого человека и не имеют возможности противодействовать преступнику и самостоятельно ориентироваться в опасных ситуациях.
Таким образом, виктимное поведение – это поведение жертвы (предполагаемой жертвы) преступления. А профилактика виктимного поведения – это способы воздействия на личность, в целях обеспечить ее защиту от преступного посягательства.
Консультация для педагогов и родителей «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» «Роль родителей в приобщении к правилам безопасного поведения на улице» К. Д. Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что.
Консультация для родителей «Дети и дорога. Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.
Консультация для родителей «Основные правила безопасного поведения детей» Жизнь в современном мире не только интересна, полна всяческих благ цивилизаций, но и порой может быть опасной. Опасность может подстерегать.
Консультация для родителей по ПДД «Воспитание у детей навыков безопасного поведения» Каждый из нас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля.
Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста» Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Культурно – гигиенические.
Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения детей в природе» Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными.
Памятка для родителей воспитанников на тему: «Правила безопасного поведения для детей» Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации. Задача родителей —подготовить ребенка к встрече.
Консультация для родителей «Правила безопасного поведения» Консультация для родителей. Родители – образец подражания для детей. Правила безопасного поведения. За последние годы количество преступлений,.
Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.
Консультация для родителей «Обучение ребенка принципам безопасности»
Обучение ребенка принципам безопасности: что нужно знать родителям?
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка. Причем речь здесь идет не о том, чтобы оберегать малыша денно и нощно, ликвидировать все потенциальные опасности на его пути и подстелить соломки везде, где он может упасть. Речь скорее о том, чтобы помочь ребенку самому организовывать собственное безопасное существование. Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки.
Проще говоря, если Вы хотите максимально обезопасить ребенка, то Ваша главная задача в этом случае – выработать у него привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Безусловно, можно пустить этот процесс на самотек, ведь рано или поздно ребенок сам узнает, что если трогать горячий утюг, получится ожог; если бежать по льду, можно упасть и будет больно и т. д. Но все же большинству родителей такой подход не по душе, уж слишком он рискован и потенциально травматичен для ребенка.
Нельзя не заметить, что изначально некоторое понимание опасности присутствует у совсем маленьких детей. Малыши, как правило,осмотрительны и даже осторожны: начиная ходить, они выбирают знакомые, проверенные маршруты для своего передвижения, настороженно относится к новой пище. Это лишь доказывает то, что потребность в безопасности – все же одна из основных, базовых потребностей человека. Но по мере взросления ребенка врожденные навыки безопасности куда-то исчезают, и родителям приходится вновь и вновь оберегать свое чадо. Почему это происходит?
Довольно часто причиной этому становится не совсем верное поведение родителей, прививающих навыки безопасного поведения.Приведем простой пример:
Малыш на прогулке увидел собаку и потянулся к ней. Мама, конечно же тут же сообщает ребенку, что собаку трогать нельзя,а на вопрос: «Почему?»отвечает: «Потому что собака тебя укусит». Такой ответ лишь побуждает ребенказадавать все новые вопросы: «Почему укусит?», «Зачем собаки кусаются?». Рано или поздно эти вопросы поставят маму в тупик, и она так и не сможет объяснить, почему же не стоит трогать собаку. А суть такова, что мама в этой ситуации научила ребенка бояться, тогда как нужно было объяснить, КАК вести себя с животным. Результатом такого объяснения станет то, что оказавшись наедине с собакой в отсутствие мамы ребенок, напуганный рассказами о том, что собака непременно укусит, бросится прочь от опасности. А собака, повинуясь инстинктам, будет догонять… Словом, результат объяснения окажется плачевным.
Кроме того, дети, в силу отсутствия жизненного опыта, просто не могут просчитать последствия поступков, осознать потенциальную опасность в полной мере. То есть та теория, которую дают родители, надеясь обучить ребенка правилам безопасности, в большинстве случаев так и остается теорией, ведь соотнесение отвлеченных постулатов с реальной ситуацией для ребенка, как правило, затруднительно.
Опекаем или оберегаем?
Стремление оградить ребенка от всех возможных опасностей естественно и понятно. Особенно пока он еще совсем кроха, когда мама реагирует на каждый недовольный крик и заботится о нем круглосуточно. Именнопостоянная забота в первые месяцы жизни малыша формирует его доверие к окружающему миру, уверенность в его безопасности и надежности.
Сложнее с подрастающим малышом, в котором возникает исследовательский азарт, а возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве порождает все новые опасности. Довольно часто бывает так, что родители стремятся ограничить поле деятельности ребенка, опять-таки заботясь о его безопасности. Но именно в это время стоит все же предоставить малышу чуть больше самостоятельности.
Предоставить ребенку свободу очень сложно, но, тем не менее, это необходимо, чтобы он научился жить в пространстве, изучая его. Родительские опасения не должны мешать детям приобретать свой собственный, уникальный и крайне необходимый опыт. И чем старше становится ребенок, тем большая степень свободы ему нужна, ведь очевидно, что всю жизнь родители не смогут оберегать ребенка, защищать его от всех опасностей и делать его существование максимально безопасным.
Опека в этом смысле абсолютно бесполезна, и даже вредна. Задача родителей – оберегать, учить и помогать. Но не ограничивать, руководствуясь только своими, родительскими, страхами.
Ошибки и крайности родителей
Родители, озабоченные воспитанием безопасности своего чада, часто совершают типичные ошибки. Вот некоторые из них.
• Первая из крайностей – уверенность в том, что Ваш ребенок и так все знает и все понимает, и, если уж на то пошло, до сих пор проблем не возникало, следовательно и дальше все будет хорошо, а прикладывать дополнительные усилия к обучению вовсе необязательно. Почему это ошибка? Потому что не стоит забывать о том, что если чему-то не научите Вы, скорее всего найдется кто-то другой, кто вложит в голову Вашего ребенка возможно совсем не те знания, которые следовало бы.
• Вторая ошибка заключается в том, что родители, внезапно осознавшие, как много не знает и не умеет ребенок, в панике начинают учить, рассказывать, показывать все подряд. Хаотично, в больших объемах, ведь нужно столько всего успеть. Как Вы понимаете, такое обучениевряд ли приведет к положительным результатам: ребенок запутается, потом ему все это надоест и он попросту выкинет раздражающую информацию из головы. Обучение азам безопасности должно быть постепенным,поэтапным и во многом ситуативным: учите тому, что важно именно в данный момент, обсуждайте недавние ситуации и на их примере прививайте нужные знания.
Безопасность – внутри
Что нужно сделать в первую очередь, приступая к воспитанию безопасности?
В первую очередь необходимо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и душе своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая безопасность. Если Ваш ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защитят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассудительная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тренированным телом и позволят эту опасность преодолеть.
Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни Вашего ребенка будут все равно. Но если Вы поможете ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный человек, переживет их гораздо проще. Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение в нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он. Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения.
Самые важные правила уроков безопасности
Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответственный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал определенным правилам. Об этих правилах – ниже.
1. Первое правило – знать, какие возможностями обладает Ваш ребенок. Речь идет о том, что родители должны ориентироваться в том, что может уметь ребенок в том или ином возрасте, какие навыки и когда у него возникают. При этом не стоит ориентироваться на некоего усредненного ребенка: Ваш ребенок уникален и именно он сам по себе – главный показатель собственных возможностей.
2. Второе правило, которое вытекает из первого – необходимость учитывать возрастные особенности. Каждый из возрастов имеет свои особенности. Школьникам свойственно проявлять неуместный героизм, трехлетним малышам – негативизм и строптивость. И именно исходя из возраста Вашего ребенка и знания его особенностей, Вы сможете максимально эффективно обучить его правилам безопасности.
3. Перед ребенком нужно ставить только такие задачи, которые он может выполнить, до которых он уже дорос. То есть учить ребенка стоит только тому, чему он действительно может научиться, поэтому нужно соблюдать определенную целесообразность. Скажем, годовалый малыш вряд ли поймет, что не нужно засовывать горошину в ухо, поэтому лучше ему подобных предметов вовсе не давать.
4. Не менее важным является создание подходящих условий. Очевидно, что не имея коньков, научиться на них кататься невозможно. Нельзя понять, как нужно плавать, если ни одного водоема поблизости нет. Так же и с безопасностью: Ваша задача – создавать такие условия, в которых ребенок сможет научиться, получить опыт, закрепить на практике навыки безопасности.
5. Создание рамок. Одна из основных задач родителей, воспитывающих безопасность – создание рамок и ограничений. Родители обозначают ребенку некие границы, за которые выходить нельзя ни в коем случае. Этот внешний контроль в свою очередь помогает развитию внутреннего контроля.Важно соблюдать баланс: не стоит приказывать, устанавливая рамки. Лучше договариваться, обсуждать, идти на взаимные уступки. Чтобы ребенок соблюдал ограничения, ему нужно понимать их разумность и обоснованность, более того, он должен соглашаться (пусть и не вслух) с их необходимостью. Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, затем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком: Вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.
6. Поощрение откровенности. Если для Вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так,чтобы он знал: Вас обмануть нельзя, Вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Для этого необходимо поощрять его желание честно рассказать Вам о каком-либо событии. Так Вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что ребенок что-то скрывает, а во-вторых, Вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.
7. Отношение к ошибкам, которые совершает ребенок. Ошибки, конечно, нужно прощать. Но потворствать им – тоже ошибка. Чтобы процесс обучения был успешным, ребенок должен знать, что он может Вам рассказать о собственных ошибках и при этом он не будет лишен каких-то привилегий. Наказание, лишение карманных денег и прочее могут присутствовать, но делать это без крайней необходимости все же не стоит.
8. Очень важно для каждого родителя научиться правильно реагировать на разные ситуации. Как это сделать? Сначала просто выслушайте своего ребенка, стараясь избегать критики или осуждения. Лишь после этого стоит оценить, какова степень вины или опасности. Покажите ребенку, что Вы рады тому, что все обошлось и закончилось хорошо. Только после этого стоит объяснить, что вызывает Ваше недовольство и почему. В зависимости от имеющихся факторов, возможно наказание, но только в том случае, если его необходимость и справедливость Вы донесли до ребенка так, чтобы он их чувствовал. Старайтесь не забывать, что в первую очередь ребенок должен быть уверен в Вашей любви, это поможет ему понять Вас и сделать наказание осмысленным для него.
Самое важное правило для родителей в процессе воспитания у ребенка принципов безопасности – уметь объяснить так, чтобы ребенок понял. Так Вы сможете избежать знакомой всем ситуации, когда вроде бы и объяснили уже все неоднократно, рассказали сто раз, а все без толку. Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно Вашего ребенка – залог его безопасного будущего и Вашего спокойствия.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.
Консультация для родителей «О безопасности на дорогах» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад №1 «Светлячок» КОНСУЛЬТАЦИИ И.
Консультация для родителей «Уроки безопасности» Консультация для родителей Уроки безопасности «Это должен знать ваш ребёнок» Безопасность, здоровье и жизнь ребёнка часто зависят от того,.
Консультация для родителей «Обучение детей основам правильного поведения на дороге» Консультация для родителей на тему: «Обучение детей основам правильного поведения на дороге» Уважаемые родители! Дети не способны правильно.
Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы» Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.
Консультация для родителей по теме «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Консультация для родителей по ПДД Уважаемые родители! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Консультация «Обучение ребенка аккуратности» Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или.
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?» Раннее обучение чтению – польза или вред? С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом.