в чем заключались реформы столыпина
Реформы Столыпина. Причины, этапы и цели проведения реформ
Содержание:
П.А. Столыпин – известный государственный деятель периода правления Николая II, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, губернатор, премьер-министр, автор ряда реформ, существенно изменивших облик Российской империи.
Причины проведения реформ
Большинство проблем не были решены из-за нерешительности власти, отказа от радикальных мер. П.А. Столыпин нацелился на продолжение курса политики С.Ю.Витте.
Аграрная реформа: этапы и цели
Период реформирования: 1906 – 1911 гг.
Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.
Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.
План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование.
*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах.
Что удалось Столыпину?
Цель изменений
Итоги
Из общины удалось вывести около 22% крестьян
Борьба с социальной напряженностью в обществе
Некоторые действия (например, переселенческая политика) создали дополнительное социальное напряжение
Формирование новой опоры для монархии из зажиточных крестьян
Между зажиточными и бедняками наметился конфликт
Повышение производительности крестьянского труда
Производительность труда и урожайность выросли
Военная реформа: 1906-1907 гг.
Планы по модернизации армии были предприняты после неудачи в русско-японской войне. Основной шаг – создание нового Воинского устава. Основные шаги реформы:
Какие реформы еще планировал Столыпин?
Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца).
Реформы Столыпина. Кратко
Столыпин (1862-1911)
Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.
Причины реформ Столыпина
— Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
— Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
— В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства
Проблемы России в начале ХХ века
Реформы Столыпина. Кратко
— Аграрная реформа
— Реформа судопроизводства
— Реформа местного самоуправления в Западных губерниях
Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.
Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.
Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)
Аграрная реформа
Методы
Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.
Итоги
Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»
Реформы Столыпина в датах
Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
Петр Столыпин: реформы Столыпина и их итоги кратко, аграрная реформа
Петр Столыпин – государственный деятель времен Российской империи, министр внутренних дел и председатель Совета министров.
Наиболее известен как реформатор, сыгравший существенную роль в подавлении революции 1905–1907 годов, и автор аграрной реформы.
Петр Столыпин: биография и государственная служба
Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 (14 апреля) 1862 года в дворянской семье, известной еще с XVI века. Известно, что будущий министр по деду приходился троюродным братом поэту и писателю Михаилу Лермонтову.
Окончив гимназию, 19-летний Столыпин переехал в Санкт-Петербург, где стал изучать агрономию в Императорском университете. Одним из его преподавателей был ученый-химик Дмитрий Менделеев.
Гимназист Петр Столыпин в 1876 году. Википедия
Еще будучи студентом, 22-летний Петр женился на фрейлине императрицы Александры Федоровны – Ольге Нейдгарт. Брак оказался счастливым, у супругов родились пять дочерей и один сын.
Ольга Нейдгарт. Снимок 1900-х годов. Википедия
После окончания Столыпин постепенно делает блестящую карьеру и поступает на службу в Министерство внутренних дел, которое отправляет его в город Ковно (нынешний Каунас в Латвии) на должность главы дворянства – члена комиссии, осуществляющей власть в уезде. На месте службы Столыпин взял под контроль местную жизнь и увеличение производительности крестьянских хозяйств.
В окружении семьи. Getty Images
Затем его назначают губернатором Гродно, где Столыпин приступил к реформам по просвещению крестьянства, улучшению орудий сельского хозяйства, использованию удобрений.
Петр Аркадьевич Столыпин. РИА Новости
Находились и те, кто критиковал нововведения губернатора, объясняя, что крестьянам образование ни к чему – оно должно быть доступно обеспеченным классам, а не массе.
В дальнейшем его успехи были отмечены очередным повышением по службе, и Столыпин стал губернатором Саратовской губернии, которая в те времена считалась зажиточной местностью.
Именно на этой службе губернатор встретил события Первой русской революции 1905–1907 годов, к которой привели повсеместная бедность, низкий уровень гражданских свобод и неудачи в войне с Японией.
В борьбе с народными волнениями Столыпин использовал все возможные средства – от дара убеждения до расправ с восставшими крестьянами силами военных и казаков.
Благодаря действиям молодого саратовского главы волнения в губернии постепенно угасли, что не осталось без внимания императора Николая II.
В апреле 1906 года император вызвал губернатора в Царское Село, где сообщил, что впечатлен его действиями и назначает Столыпина министром внутренних дел.
Два его предшественника на этом посту – Сипягин и Плеве – были лишены жизни революционерами. Столыпину пришлось повиноваться приказу царя.
Реформы Столыпина: кратко
Заняв должность министра внутренних дел, Столыпин через два с половиной месяца становится еще и председателем Совета министров – редкая по скорости карьера для царского чиновника.
Заняв пост премьер-министра, Столыпин стал бороться с проявлениями революционного движения в России, вводить жесткое подавление любых стачек, волнений и демонстраций.
В то же время министр был убежден, что одной лишь силой проблему не решить, и разработал комплекс реформ, которые должны были снизить напряжение в обществе, но сохранить монархическую форму правления.
Главная и самая известная реформа Столыпина была призвана решить сельский вопрос и повысить производительность труда крестьян.
Крестьяне Белгородского уезда. 1905 г. РИА Новости
После отмены крепостного права численность крестьян выросла, а потому земельные наделы на душу населения сократились. Производительность труда же оставалась крайне низкой.
Причиной тому были устаревшие орудия труда. Земля же не принадлежала крестьянам, а находилась во владении общины, которая распределяла наделы в зависимости от размера семей. Община несла перед государством ответственность за выплату в казну налогов и податей.
В ходе реформы произошли следующие изменения:
крестьянин получал право продавать, закладывать или передавать свои наделы по наследству;
крестьянин мог получить ссуду под залог земли сроком до 55,5 лет для покупки земли у помещика;
льготное кредитование крестьян под залог земли;
государство стимулировало крестьян переселяться на казенные необжитые земли Урала, Сибири и Дальнего Востока.
По итогам реформы 21% крестьян сумел выйти из общины, выросло число сельских предпринимателей (кулаков), за счет применения новой техники увеличилось сельскохозяйственное производство.
При этом из-за выхода крестьян из общины выросло число нищих и босяков, которые отправлялись на заработки в города. Возникли противоречия между крестьянами, оставшимися в общине и вышедшими из нее, а часть крестьян, переселившихся на Урал и в Сибирь, вернулась обратно.
Сам Столыпин закладывал на реализацию реформы не менее 20 лет, однако критиковать ее начали сразу после принятия. Увидеть ее итоги не довелось ни самому реформатору, ни его современникам.
После неудачного опыта Русско-японской войны Столыпин осознал необходимость преобразований в военной сфере:
улучшенное оснащение вооруженных сил, повышение дальнобойности и скорострельности оружия;
введение всеобщей воинской повинности. Исключение действовало для духовенства, иностранцев и некоторых других категорий граждан, сокращен срок службы;
увеличение финансирования на содержание и переоснащение армии;
улучшение системы подготовки офицерского состава, введение автомобильных, железнодорожных, воздухоплавательных военных школ;
развитие кораблестроения и флота.
Русско-японская война. Переправа русской армии через реку Хуанхе в Китае. РИА Новости
Итогом военной реформы стало увеличение численности войск и качества вооружения. Управление армией и флотом упростилось – это позволило более четко координировать действия вооруженных сил.
Модернизация технически отсталого государства была невозможной без приобщения населения хотя бы к элементарным знаниям. Основной целью столыпинских реформ в области образования было введение обязательных бесплатных школ для народа. Столыпину удалось добиться увеличения финансирования на нужды образования с 9 до 35 миллионов рублей.
Ученик Петербургского коммерческого училища (слева) и ученик частной гимназии (справа). РИА Новости
В 1908 году Министерство народного просвещения подготовило законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Закон подразумевал бесплатное обучение детей обоего пола.
Также был создан новый Университетский устав, появилась возможность выбирать ректора, возникли правила функционирования студенческих объединений. В годы реформы правительство финансировало научные экспедиции, исследования и музеи.
Итоги реформы образования:
Как и в случае с аграрной реформой, Столыпину просто не хватило времени довести реформу до конца. Однако многие положения были реализованы после прихода советской власти, например, обязательное бесплатное начальное образование.
Покушение на Столыпина
В период с 1905 по 1911 годы на Столыпина было совершено 11 покушений, последнее из которых стало для политика роковым.
1 (14) сентября 1911 года Столыпин вместе с Николаем II смотрел спектакль «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. К тому моменту начальник охранного отделения Киева получил от секретного осведомителя Дмитрия Богрова информацию, что в городе готовится покушение на крупного чиновника. Богров по пропуску, выданному начальником охраны, проник в театр и во время второго антракта выпустил в министра две пули.
Дмитрий Богров. РИА Новости
Следующие три дня врачи пытались спасти Столыпина, но 5 сентября его не стало.
В завещании министра было сказано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Пожелание было исполнено, и Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.
Могила Петра Столыпина в Киево-Печерской лавре. Википедия
Реформы П. Столыпина: условия проведения, цели, результаты
Вы будете перенаправлены на Автор24
Аграрная реформа П. Столыпина
П. А. Столыпин, министр внутренних дел времен Николая II, являлся автором целого ряда реформ, изменивших облик Российской империи.
Для проведения реформ был целый ряд причин:
В результате нерешительности власти и отказа от радикальных мер, большая часть проблем была не решена, а сам Столыпин продолжал курс С.Ю. Витте.
Главная идея его реформы состояла в разрушении общины, которая была сформирована ещё в ходе реформ 1860-1880 гг.
Общинные крестьяне на начало реформ представляли собой социальную базу протестов против власти, поэтому он стремился сформировать зажиточную и мощную прослойку крестьянства.
В ноябре 1906 г реформе было положено начало – издан указ, на основании которого крестьяне по личному решению могли выйти из общины. При выходе за ними закреплялась земля, полученная в ходе последнего передела.
В результате из общины вышло около30% крестьян, и из общинного пользования было изъято 22% земель.
Из общины вышли не только состоятельные крестьяне, как рассчитывал Столыпин, но и бедные, желавшие изменить свой образ жизни и место жительства.
В рамках реформы Столыпин вводил оптимальную форму владения или отруб – это значит, что пахотные земли локализовались в отдалении от усадьбы, в одном месте. Это так называемые хутора, которые не прижились на территории России.
Созданный Крестьянский банк с 1906 г начал скупать помещичьи земли.
Свои участки крестьяне могли продать, если не могли обрабатывать, затем эта земля дробилась и продавалась зажиточным крестьянам.
Готовые работы на аналогичную тему
Купившие землю получали льготы для формирования хуторов и отрубов. Подходящие для земледелия и переселения территории подыскивали в Сибири.
Можно было ознакомиться с территорией, с землями, проезд обеспечивало государство. Однако политика переселения провалилась, поскольку отток переселенцев с целинных земель начался уже в 1910 г. Вернувшиеся крестьяне представляли собой опасную для самодержавия силу.
В результате этой реформы Столыпину удалось вывести из общины 22% крестьян, между бедняками и зажиточными крестьянами наметился явный конфликт, и ожидаемой опоры на монархию не получилось, сохранилась социальная напряженность. Тем не менее, увеличилась производительность труда и выросли урожаи.
Другие реформы П. Столыпина
Помимо аграрной реформы П. Столыпин провел ещё несколько реформ и одна из них военная реформа 1906-1907 гг.
Главная цель этой реформы заключалась в повышении обороноспособности страны, восстановлении военного могущества России, реформировании армии и флота.
Вторым направлением реформы являлось активное внедрение новых средств связи, таких как телефон, радио, телеграф.
Создание армии должно было проходить на основе принципа всеобщей воинской обязанности со сроком службы 3 года в пехоте, 4 года в остальных родах войск.
В результате реформы значительно улучшилась система подготовки офицерского состава. Большое внимание в реформе было уделено развитию флота и кораблестроению.
Были введены льготы для призывников, создана новая форма.
Причиной образовательной реформы 1908 г стала невозможность системной модернизации страны без элементарных базовых знаний. Столыпин ставил цель расширить образовательную деятельность и совершенствовать её, а также сформировать в стране единую систему педагогических учреждений.
Для реформирования образования разработали проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». На основании этого закона обеспечивалось в равной степени элементарное образование мальчиков и девочек.
Системообразующим элементом были гимназии. Преподавательские кадры планировалось готовить на специальных курсах педагогов.
Рассматривался вопрос о создании Учительского института в Ярославле, выделялись средства на переподготовку учителей средних школ.
За период реформирования на нужды начального образования ассигнования выросли с 9 млн. рублей до 35,5 млн.
Следующей была земская реформа, цель которой заключалась в качественном преобразовании системы местного самоуправления. Необходимо было приобщить все слои общества к самоуправлению.
В России земство существовало с 1864 г., и было сословным учреждением с ограниченной сферой компетенции.
В сфере деятельности земств были строительство, содержание общеобразовательных, медицинских, ветеринарных учреждений, строительство дорог.
Разработкой главных постулатов земской реформы Столыпин занимался лично. Главными пунктами реформы были следующие:
Поскольку предводитель дворянства и земский начальник представляли интересы дворянства, то Столыпин предлагал их упразднить и учредить должность специально обученного правительственного чиновника, а это означало, что во всех поселковых и волостных органах самоуправления будут свои представители правительства.
Однако дворянство не готово было отказаться от своих интересов в местном самоуправлении, поэтому земская реформа не удалась.
Что касалось судебной реформы, то в ткань законов империи предполагалось внести декларированные гражданские свободы. Процедуру их отстаивания и ответственность за осуществление возлагалась на всё государство и на каждого бюрократа в отдельности.
Оценка современниками реформ П. Столыпина
Процесс реформирования сельского хозяйства, считал Столыпин, будет постепенный и длительный, поэтому он говорил, что России надо «дать лет 20 как внутреннего, так и внешнего покоя, и страна изменится коренным образом».
Современники П. Столыпина оценивали реформы неоднозначно, потому что цели и методы их осуществления имели внутреннюю противоречивость. Это привело к тому, что П. Столыпин оказался реформатором-одиночкой.
Против него выступали все – левые, стремившиеся к насильственной экспроприации помещичьей земли, революционные партии видели в нем «душителя революции», эсеры устроили настоящую охоту на премьер-министра, а либеральная интеллигенция обвиняла Столыпина в верности самодержавию.
Не довольны были и крестьяне, разочарованные тем, что за землей надо было ехать в Сибирь.
Поддержку реформатор нашел только среди патриотически настроенных октябристов, да и они затягивали принятие закона в третьей Думе.
Против продолжения реформ выступали поместные дворяне.
Попытка Столыпина учредить земство в западных районах империи вводом при выборах национальных курий в марте 1911 г привела к новому кризису.
С молчаливого согласия императора правые в Государственном совете проголосовали против национальных курий. В результате П. Столыпин вынужден был подать в отставку, мотивируя тем, что легитимистские лидеры «ведут страну к погибели». Отставку император не принял.
Оценивая в целом деятельность П. Столыпина после его смерти, многие десятилетия тысячи людей обсуждали судьбу России и сходились на том, что, что если бы он был жив и имел несколько лет спокойной работы, то революции в России не было бы.