в чем заключалась политика умиротворения

Политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Политика умиротворения — политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору. Состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.

Термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства во главе с Невиллом Чемберленом, а также Болдуином и Макдональдом в отношении нацистской Германии в 1933—1939 годах, особенно явственно проявилась в 1937—1939 годах. Такая политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции, усилению Германии и приходу к власти правых сил во главе с А. Гитлером.

Содержание

Политическая обстановка после Первой мировой войны

Одержав победу в Первой мировой войне, бывшие союзники по Антанте Великобритания, Франция и Италия имели полную свободу действий в Европе. Геополитическая картина Европы была в основном создана в ходе подписания Версальского мирного договора в 1919 году. Договор накладывал жёсткие ограничения на Германию, привёл к отторжению ряда германских земель, экономическому ослаблению страны, что вызвало социальную и политическую напряженность внутри Германии, становление идей реваншизма и популяризацию радикальных политических партий. Австро-Венгерская империя прекратила свое существование, будучи разделённой на несколько относительно небольших независимых государств. В одной из стран-участниц Антанты, Российской империи, в ходе Первой мировой войны произошла революция, и к власти пришли большевики. Капиталистические страны считали большевиков идеологически враждебными, что было использовано как предлог, чтобы не расценивать советское руководство в качестве равноправного и полноценного партнера в проведении европейской политики. Заключив сепаратный мир с Германией, Россия также лишилась возможности участвовать в дележе военной добычи. В Италии преобладали мнения о недостаточности компенсаций, полученных этой страной за участие в военных действиях на стороне Антанты. Таким образом, три из пяти ведущих европейских держав остались недовольны итогами Версальского договора. Помимо прочего, в Европе возникло множество конфликтных вопросов среди малых государств, связанных с взаимными территориальными претензиями, экономическими, политическими, социальными и идеологическими разногласиями.

Предпосылки политики умиротворения

Принимая «политику умиротворения» перед Второй мировой войной Западные государства (в частности, Англия и Франция) рассчитывали на то, что путем уступок и компромиссов можно было остановить агрессора. Таким образом, Великобритания и Франция, закрыв глаза на агрессию нацистов (обвиняя их только на словах), надеялись на то, что амбиции фашизма будут удовлетворены за счет более слабых государств (Австрии и Чехословакии, например).

Последствия

В марте 1939 года Германия оккупирует Чехословакию, превращает Чехию в «Протекторат Богемии и Моравии», а Словакию — в своего сателлита, формально независимое государство. Затем Гитлер предъявляет претензии к Польше — сначала о предоставлении экстерриториальной сухопутной дороги до Восточной Пруссии, а затем — о проведении референдума о принадлежности «польского коридора». По версии Гитлера, в референдуме должны были принять участие люди, проживавшие на этой территории в 1918 году. После предоставления Польше гарантий её независимости со стороны Великобритании и Франции становится ясно, что война Германии с этими государствами очень вероятна.

Примечания

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Полезное

Смотреть что такое «Политика умиротворения» в других словарях:

ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ — особая разновидность внешней военной политики миролюбивых государств, основанная на компромиссах и уступках агрессору в расчете удержать его от применения крайних мер и нарушения мира. Как показывает исторический опыт, такая политика обычно не… … Война и мир в терминах и определениях

ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ — – особая разновидность внешней военной политики государств, основанная на компромиссах и уступках агрессору в расчете удержать его от применения крайних мер и нарушения мира. Как показывает опыт, П. у. обычно не давала ожидаемых результатов.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Умиротворения политика — (appeasement), термин, имеющий пренебрежительный оттенок, означавший удовлетворение требований держав оси в период 1936 39 гг. англ, премьер мин. Невилем Чемберле ном и главой франц. кабинета премьером ЭдуаромДаладье. У. п., в рез те к рой… … Всемирная история

Внешняя политика СССР — ВНÉШНЯЯ ПОЛИ́ТИКА СССР в годы Великой Отечеств. войны. Сов. В. п. строилась Коммунистич. партией и Сов. пр вом на основе разработанных и проверенных В. И. Лениным на практике гл. принципов – пролетарского интернационализма и мирного… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

КАНАДА. ИСТОРИЯ. БРИТАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ — Политика нового правительства. Прокламация, обнародованная английским королем Георгом III, не оставляла сомнений в том, что британское правительство собирается ассимилировать 80 тыс. жителей Французской Канады, включив ее в свои владения. В новой … Энциклопедия Кольера

Причины Второй мировой войны — Содержание 1 Предпосылки Второй мировой войны 2 Политика ремилитаризации Германии … Википедия

УМИРОТВОРЕНИЕ — (appeasement) Политика удовлетворения заведомо агрессивных требований ради сохранения мира. Политики и средства массовой информации используют этот термин с негативным оттенком. Подразумевается, что те, кто проводит политику умиротворения, готовы … Политология. Словарь.

Мария де Гиз (королева Шотландии) — Мария де Гиз Marie de Guise … Википедия

Мария де Гиз — (фр. Marie de Guise; 22 ноября 1515 11 июня 1560), королева Шотландии, жена короля Якова V и регент Шотландии в 1554 1560 гг. Период ее регентства стал критическим для выбора направления дальнейшего политического и религиозного развития страны.… … Википедия

Вторая мировая война — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия

Источник

Политика умиротворения

Из Википедии — свободной энциклопедии

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Политика умиротворения — это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов.

Политика умиротворения агрессора — политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору. Состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.

Второй термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства во главе с Невиллом Чемберленом, а также Болдуином и Макдональдом в отношении нацистской Германии и — отчасти — фашистской Италии в 1933—1939 годах, особенно явственно проявившейся в 1937—1939 годах. Такая политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции и усилению Германии.

Источник

Политика умиротворения

Политика умиротворения агрессора — политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору. Состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.

Второй термин наиболее часто употребляется для обозначения внешней политики британского правительства во главе с Невиллом Чемберленом, а также Болдуином и Макдональдом в отношении нацистской Германии и — отчасти — фашистской Италии в 1933—1939 годах, особенно явственно проявившейся в 1937—1939 годах.

Такая политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции, усилению Германии и приходу к власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Сателлит (от лат. Satelles) — формально независимое государство, находящееся под политическим и экономическим влиянием другого государства и пользующееся его протекционизмом на международной арене.

Германская империя, провозглашённая в январе 1871 года, чуть более чем за сорок лет своего существования по ряду показателей смогла войти в число наиболее промышленно развитых стран мира. В конечном счёте, империалистические амбиции, активное военное строительство и наступательная внешняя политика Вильгельма II и его окружения во многом способствовали сползанию Европы к Первой мировой войне.

В историческом контексте термин «Новый империализм» обозначает период колониальной экспансии крупных европейских держав, а также США и Японии, в конце XIX — начале XX веков; период беспрецедентной конкуренции между ними в приобретениях заморских владений. В эпоху Нового империализма западные державы (и Япония) подчинили почти всю Африку и значительные части Азии. Новый империализм как явление характеризуют как дальнейшее развитие острого соперничества между великими державами в борьбе за мировые.

Источник

Причины возникновения «политики умиротворения»

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Лекция: «Политика умиротворения».

Попытка создания системы коллективной безопасности

План лекции:

1. Политическая обстановка после Первой мировой войны.

2. Причины возникновения «политики умиротворения», ее последствия.

3. Мюнхенские соглашения.

Политическая обстановка после Первой Мировой войны

Одержав победу в Первой мировой войне, бывшие союзники по Антанте Великобритания, Франция и Италия имели полную свободу действий в Европе.

Геополитическая картина Европы была в основном создана в ходе подписания Версальского мирного договора в 1919 году. Договор накладывал жёсткие ограничения на Германию, привёл к отторжению ряда германских земель, экономическому ослаблению страны, что вызвало социальную и политическую напряженность внутри Германии, становление идей реваншизма и популяризацию радикальных политических партий.

Австро-Венгерская империя прекратила свое существование, будучи разделённой на несколько относительно небольших независимых государств.

В одной из стран-участниц Антанты, Российской империи, в ходе Первой мировой войны произошла революция, и к власти пришли большевики. Капиталистические страны считали большевиков идеологически враждебными, что было использовано как предлог, чтобы не расценивать советское руководство в качестве равноправного и полноценного партнера в проведении европейской политики. Заключив сепаратный мир с Германией, Россия также лишилась возможности участвовать в дележе военной добычи.

В Италии преобладали мнения о недостаточности компенсаций, полученных этой страной за участие в военных действиях на стороне Антанты.

Таким образом, три из пяти ведущих европейских держав остались недовольны итогами Версальского договора. Помимо прочего, в Европе возникло множество конфликтных вопросов среди малых государств, связанных с взаимными территориальными претензиями, экономическими, политическими, социальными и идеологическими разногласиями.

Причины возникновения «политики умиротворения»

В то время мир означал сохранение Версальско-Вашингтонской системы, которая, несмотря на ее недостатки, обеспечивала относительную стабильность и признавала силу права. Эта система содержала принцип предотвращения международных кризисов и предусматривала коллективные действия против агрессора через Лигу наций. Коллективного отпора не получилось, механизм не сработал. Почему?

Прежде всего, потому, что способность стран Запада к коллективным действиям против агрессора снизилась из-за обострения взаимного соперничества в поисках путей преодоления экономического кризиса. К тому же трудное экономическое положение отвлекало внимание общества и политиков на внутренние проблемы. Решение их было приоритетным.

Коллективное сопротивление агрессорам нуждалось в применении разнообразных, в том числе и силовых методов. Защита мира в тех условиях требовала мужества, воли и готовности к определенным потерям. Однако сама мысль об этом для людей, которые только что пережили войну, казалась зловещей. Общественность в Англии и Франции была настроена категорически против использования силы. Китай, Эфиопия казались слишком далекими, чтобы видеть в них угрозу европейской безопасности. Понимание целостности и неделимости мира не было характерным для тогдашнего общественного сознания. Такие настроения нашли свое отражение в политике «умиротворения», которая вела страну к пассивности и излишней осторожности.

Политика умиротворения — это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят поворотным в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, который стремится восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов о переделе мира изначально оценивались как дань националистической риторике и не воспринимались серьезно. Лидеры Англии и Франции не видели причин для изменения политического курса, который активно внедрялся в 20-х годах и был нацелен на постепенное ослабление бремени Версальской системы. Становится понятным отсутствие реакции Англии и Франции на действия Германии, хотя они носили открыто дерзкий характер и нарушали один из принципов международного права: договора нужно соблюдать.

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Нацизм в Германии еще не успел показать свое хищническое лицо. Страны Европы не испытали ужасов оккупации. Гитлер казался политиком, с которым можно договориться.

Особо следует сказать о позиции США. Кризис там приковал внимание общества к внутренним проблемам. Нарастание напряженности в мире породило в США стремление отгородиться от всего в своей «американской крепости». После принятия в 1935 г. закона о нейтралитете, богатейшая страна мира, со значительными ресурсами и способностью влиять на мировую политику, как будто выпала из нее. Это резко повысило шансы агрессоров.

Наиболее активным сторонником политики «умиротворения» был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 гг. Н.Чемберлен. По его мнению, опасность заключалась не в агрессивных намерениях Германии, а в недооценке международного кризиса. Он считал, что Первая мировая война возникла потому, что большие государства на некоторое время потеряли контроль над развитием событий и в результате местный конфликт перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно сохранить контакты со всеми участниками международного конфликта и решать существующие проблемы на основе взаимных уступок.

На деле Гитлер выдвигал новые и более наглые претензии. Они становились объектами обсуждения и все заканчивалось удовлетворением территориальных притязаний Германии.

«Политика умиротворения» и ее последствия

Великобритания и Франция принимают тактику, которая в советской историографии носит название «умиротворение агрессора». В 1938 году 30 сентября с Англией, и 6 декабря c Францией, Германия подписала декларации о ненападении. На саммите в Мюнхене премьер-министры этих стран Невилл Чемберлен и Эдуар Даладье дают согласие на включение Судетской области в состав Германии (Мюнхенский сговор), несмотря на то, что прежде, даже при кайзерах, эта территория в состав Германии не входила.

В дипломатическую игру включается Советский Союз — он предлагает свою помощь Чехословакии на случай войны с Германией при условии предоставления Польшей возможности прохода советских войск через её территорию. Это было практически невыполнимое условие, поскольку польское правительство опасалось «советизации» своей страны. Чехословакия соглашается на мюнхенские условия и покидает Судетскую область, где расположены её оборонительные укрепления, созданные на случай войны с Германией, оказываясь беззащитной перед германской агрессией.

В марте 1939 года Германия оккупирует Чехословакию, превращает Чехию в «Протекторат Богемии и Моравии», а Словакию — в своего сателлита, формально независимое государство. Затем Гитлер предъявляет претензии к Польше — сначала о предоставлении экстерриториальной сухопутной дороги до Восточной Пруссии, а затем — о проведении референдума о принадлежности «польского коридора». По версии Гитлера, в референдуме должны были принять участие люди, проживавшие на этой территории в 1918 году. После предоставление Польше гарантий её независимости со стороны Великобритании и Франции становится ясно, что война Германии с этими государствами очень вероятна.

Такая политика привела к окончательной деградации Версальской системы, Лиги Наций и системы коллективной безопасности, радикальному изменению баланса сил в Европе, ослаблению геополитических позиций Великобритании и Франции, усилению Германии и приходу к власти правых сил во главе с А. Гитлером.

«Аншлюс» Австрии и Мюнхенское соглашение

Кульминацией политики «умиротворения» стал «аншлюс» Австрии и Мюнхенское соглашение по Чехословакии.

Присоединение Австрии было одной из важных задач политики Германии. В феврале 1938 г. канцлер Австрии Шушниг подписал с Германией соглашение, которое поставило Австрию под контроль Германии. 12 марта 1938 г. немецкие войска при поддержке австрийских нацистов оккупировали Австрию. На следующий день австрийский Зайс-Инкварт провозгласил воссоединение Австрии с германской империей. Ни великие державы, ни Лига наций никак не прореагировали на это. Только СССР выразил протест против таких действий.

Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия, от которой Германия потребовала Судетскую область, где проживало 3 млн. немцев. 13 сентября 1938 г. судетские фашисты подняли мятеж. После его подавления Германия стала угрожать Чехословакии расправой.

Но тогда соотношение сил было не в пользу Германии. Чехословакия имела хорошо вооруженную и подготовленную армию из 45 дивизий, которая опиралась на пограничные оборонительные сооружения. Германия имела 47 недостаточно вооруженных дивизий. К тому же правительство СССР предложил Чехословакии согласно договору 1935 г. всестороннюю помощь.

Возник международный кризис. Для его решения Чемберлен дважды встречался с Гитлером. Они договорились, что конфликт будет решен в Мюнхене.

Источник

Политика «умиротворения агрессора» после Первой мировой войны

Причины возникновения, сущность и содержание политики «умиротворения» агрессора. Урегулирование международных споров и конфликтов посредством разумных переговоров и компромисса. Интеллектуальный кризис Лиги Наций. Принципы, провозглашённые В. Вильсоном.

РубрикаИстория и исторические личности
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления13.10.2017
Размер файла1,2 M

в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть фото в чем заключалась политика умиротворения. Смотреть картинку в чем заключалась политика умиротворения. Картинка про в чем заключалась политика умиротворения. Фото в чем заключалась политика умиротворения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСТЕТ»

Факультет истории, управления и сервиса

Кафедра Отечественной и Всеобщей истории

На тему: «Политика «умиротворения агрессора» после Первой мировой войны»

Выполнила: Жигарева Т.А.

студентка 4-го курса исторического факультета

заочной формы обучения

Проверила: к.и.н. Кадыкова М.Н.

Глава 1. Политическая обстановка после Первой мировой войны. Возникновение политики «умиротворения» агрессора

1.1 Политическая обстановка после Первой мировой войны

1.2 Причины возникновения политики «умиротворения» агрессора

Глава 2. Политика «умиротворения» и ее последствия

2.1 Сущность и содержание политики «умиротворения» агрессора

2.2 Итоги и последствия политики «умиротворения» агрессора

Введение

Политику «умиротворения» обычно рассматривают как политику отмены ограничений для вооружения Германии и поощрения германской экспансии в Центральной и Восточной Европе.

Западные государства рассчитывали, что путём таких уступок можно остановить действия агрессора.

Например, Великобритания и Франция считали, что проигнорировав агрессию нацистов, они могут не опасаться за свою безопасность, поскольку амбиции фашизма могут быть удовлетворены за счёт более слабых государств (Австрии, Чехословакии).

Цель исследования: изучить политику «умиротворения» агрессора после Первой мировой войны.

1. Изучить политическую обстановку после Первой мировой войны.

2. Обозначить причины возникновения политики «умиротворения» агрессора.

3. Рассмотреть сущность и содержание политики «умиротворения» агрессора.

4. Проанализировать итоги и последствия политики «умиротворения» агрессора.

Методы исследования: аналогия, обобщение, сравнение и др.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретическая основа: для написания работы послужили работы таких авторов, как: Апальков В.С., Миняева И.М., Загладин Н.В., Захаревич А.В., Фокин М.И. и других.

Глава 1. Политическая обстановка после Первой мировой войны. Возникновение политики «умиротворения» агрессора

В ноябре 1918 года в Компьенском лесу, во Франции, было подписано перемирие стран Антанты с Германией. Первая мировая война фактически была окончена. В январе 1919г. на Парижской мирной конференции обсуждались проблемы урегулирования международных отношений после войны. В ней принимали участие представители 26 стран и четырех британских доминионов. Германия и Россия приглашены не были.

Безусловно, германский вопрос был главным на конференции. Каждый из участников конференции стремился к тому, чтобы Германия была надолго ослаблена. Острая дискуссия развернулась по вопросу о западных границах Германии, о Рейнской промышленной зоне, Саарском угольном бассейне.

28 июня 1919г. в Версальском дворце во Франции был подписан мирный договор между странами-союзницами и Германией. Условия этого договора были разработаны на Парижской мирной конференции в 1919-1920гг в ходе секретных совещаний.

Не менее значимые территориальные изменения произошли на восточных и юго-восточных границах Германии. Договор обязывал Германию признать независимость Польского государства и вернуть ему часть польских земель, захваченных Пруссией по разделам Речи Посполитой и в большинстве своем населенных поляками. К Польше отходили: районы Померании, Познань, восточная часть Верхней Силезии. За Польской республикой закреплялась узкая полоса балтийского побережья западнее Данцига (Гданьска), оканчивающая ей выход к морю в районе города Гдыня и получившая названа «Польского» или «Данцигского коридора». Этот коридор отсекал от Германии Восточную Пруссию. Сам Данциг провозглашался «вольным городом» под управлением Лиги Наций и включался в таможенные границы Польши.

Из других территориально-политических постановлений необходимо отметить два важных положения. В статье 80-й содержался категорический запрет аншлюса, т.е. объединения Германии с Австрией в любой его форме, начиная с таможенного союза. Реки Эльба, Одер, и Дунай, а также Кильский канал объявлялись свободными для международного судоходства. Германия тем самым становилась своего рода «открытой территорией».

Военные статьи, составившие V часть Версальского договора, фактически предусматривали почти полную демилитаризацию Германии. Всеобщая воинская повинность упразднялась. Сбор германских вооруженных сил можно было проводить только на основе добровольного найма. Численность сухопутной армии не должна была превышать 100 тыс. человек при 4 тыс. кадровых офицеров. Распускался «большой генеральный штаб и всякие иные подобные формирования». Надводный военно-морской флот сокращался до 36 кораблей. Подводный флот Германия иметь не могла. Германская армия лишалась права на владение такими видами вооружений, как тяжелая артиллерия, танки, военная и морская авиация.

Многие постановления Версальского мира вели к возникновению спорных территориальных проблем. Особенно наглядно проявилось в решении «польского вопроса». С одной стороны, Польша «недополучила» около 1/3 исконно польских земель, оставленных за Германией. С другой стороны, «Данцигский коридор» разделял Германское государство на две части, а ряд территорий, отошедших к Польской республике, были в основном заселены немцами. Противоречивость территориальных постановлений Версальского мирного договора стала фактором, который мог привести к дестабилизации международной обстановки.

После заключения Версальского договора в Германии, оказавшейся в положении «униженной и оскорбленной» страны, широкое распространение получили реваншистские настроения. Борьба зa отмену ненавистного договора и отмщение державам-победительницам стала главной задачей германской внешней политики на ближайшую перспективу. Понимая это, маршал Фош произнес пророческие слова: «Это не мир, а перемирие сроком на 20 лет». Иными словами, Версальский мирный договор, воспринимавшийся в Германии как символ национального унижения и глубокой несправедливости, в стратегическом плане создавал все предпосылки для борьбы за новый передел мира.

В ходе работы Парижской мирной конференции были подготовлены и подписаны мирные договоры со странами германского блока. Они во многом были идентичны с Версальским договором: сокращались их территории, вводились военные ограничения, предусматривалась выплата репараций.

10 сентября 1919 г. был подписан Сен-Жерменский договор с Австрией. В преамбуле Сен-Жерменското договора констатировалось, что Австро-Венгерская монархия перестала существовать. Границы Австрии в основном определялись территорией компактного проживания австрийских немцев в районе Дуная и Альпийских гор. Австрия признавала независимость и границы вновь образовавшихся государств, а также соседних стран, «как их установят союзные державы». К Чехословакии отошли бывшие австрийские провинции Богемия, Моравия и часть Силезии. Италия получала Южный Тироль и ряд областей Каринтии, хотя претендовала на значительно большие австрийские и южнославянские территории. Сербо-хорвато-словенское государство приобретало Далмацию, части Западной Крайиы, Каринтии и Штнрии. Буковина переходила к Румынии. Статья 88-я Сен-Жерменского договора по аналогии с соответствующим постановлением Версальского мира запрещала аншлюс.

Австрия признавалась ответственной за мировую войну и обязывалась выплатить странам-победительницам репарации. Однако общая их сумма не была установлена. В 1922 г. Австрия получила 20-летнюю отсрочку в погашении своего так и не определенного репарационного долга, т.е. фактически полностью освобождалась от его уплаты.

Таким образом, Австрии было уготовлено весьма скромное место в европейской системе международных отношений; потеряв положение великой державы, она пробрела статус одной из малых стран Европы.

27 ноября 1919 г. был подписан Нейиский мирный договор с Болгарией, которая теряла выход в Эгейское море. Нейиский договор резко ухудшил международное положение Болгарии даже по сравнению с тем, которые она занимала после поражения во второй Балканской войне.

Трианонский мирный договор с Венгрией (4 июня 1920 г.) Венгрия признавала независимость вновь образовавшихся на ее границах государств. Однако в отличие от Австрии, территориальные потери Венгрии были гораздо более значительными. Они составили 67 % ее довоенной территории. В результате более четверти всех этнических венгров оказались на положении национальных меньшинств. К Румынии отходили Трансильвания, где венгерское меньшинство составляло около 40 % населения, и восточная часть Баната. За Королевством сербов, хорватов и словенцев закреплялись Хорватия, Бачка и западная часть Баната. Чехословацкой республике передавались Словакия и Закарпатская Украина, несмотря на ясно выраженное желание последней воссоединиться с Советской Украиной. Австрия получала провинцию Бургенланд с преимущественно немецким населением.

В двадцатые годы политическая ситуация в Европе изменилась.

В 1922 году в Италии к власти пришла фашисткая партия под руководством Б.Муссолини.

Таким образом, в первой половине 20-х годов в Европе оформились и пришли к власти политические партии, которые не скрывали своих агрессивных намерений пересмотреть условия версальской мирной системы.

1.2 Причины возникновения политики «умиротворения» агрессора

В чем же заключалось противостояние агрессорам? Для этого нужно было использовать различные методы, в том числе и силовые. Защита всеобщего мира требовала от людей определённых качеств: сильного характера, мужества, крепкой воли, а также и готовности к потерям. Но народ, не успев оправиться от всех тягот войны, конечно же к такому готов не был. Общество в Англии и Франции было категорически против применения силы. Китай и Эфиопия казались слишком далекими для того, чтобы видеть в них угрозу для безопасности Европы. Общественное сознание того времени характеризовалось непониманием целостности мира. Именно такие настроения отразились в политике «умиротворения», которая вела страны к излишней осторожности и даже пассивности.

Приход Гитлера к власти не расценивался как нечто поворотное в политике и истории Германии. Долгое время в нём видели лишь сильного национального лидера, а его действия расценивались как попытка восстановить справедливость для Германии. И даже замыслы нацистов о переделе мира не воспринимались всерьез и были восприняты как дань националистической риторике.

Лидеры Англии и Франции не видели причин для смены политического курса, который активно внедрялся в 20-х годах и был нацелен на постепенное ослабление бремени Версальской системы. Становится понятным отсутствие реакции Англии и Франции на действия Германии, хотя они носили открыто дерзкий характер и нарушали один из принципов международного права: договора нужно соблюдать. В то время нацизм в Германии еще не успел проявить все свои отрицательные стороны, страны Европы не испытали ужасов оккупации. Именно поэтому они считали Гитлера политиком, с которым можно договориться.

Особо следует сказать о позиции США. Кризис в этой стране приковал внимание общества к внутренним проблемам. Нарастание напряженности в мире породило в США стремление отгородиться от всего в своей «американской крепости». После принятия в 1935 г. закона о нейтралитете богатейшая страна мира, со значительными ресурсами и способностью влиять на мировую политику, будто выпала из нее. Это резко повысило шансы агрессоров.

На деле Гитлер выдвигал новые претензии, связанные с территориальными притязаниями Германии. Это становилось главным объектом для обсуждений.

Таким образом, причинами политики «умиротворения» агрессора после Первой мировой войны стали:

1. Стремление европейских держав, переживших все ужасы мировой войны, не допустить новой масштабной войны.

2. Новизна тактики фашистов, заключавшаяся в полном игнорировании общепринятых правил дипломатии, вместе с тем и недооценка самого А. Гитлера.

3. Продолжение Англией и Францией курса на ослабление Версальско-Вашингтонской системы отношений.

4. Сосредоточение политиков и общества европейских государств на внутренних проблемах, связанных с экономическим кризисом.

5. Полное устранение США от вмешательства в европейские дела.

Выводы по первой главе: итоги Первой мировой войны оказались для Германии далеко не радужными. Подписав Версальский договор в июне 1919 года, она разом лишилась всех колоний, принадлежавших ей на тот момент, потеряла львиную долю своей территории, и была принуждена выплачивать многочисленные компенсации странам, понесшим ущерб в ходе войны. Кроме того, была сильно ограничена постоянная армия страны, а большая часть флота перешла в руки стран-победителей.

Основными причинами политики «умиротворения» агрессора после Первой мировой войны стали: боязнь новой кровопролитной войны, к которой не были готовы ни люди, ни сами государства; довольно сложный для стран экономический кризис; излишняя уверенность стран в своей безопасности из-за недооценки А. Гитлера и проводимой им фашистской политики; желание ослабить Версальско-Вашингтонскую систему.

Глава 2. Политика «умиротворения» и ее последствия

Политику умиротворения часто связывают исключительно с Мюнхенским соглашением. Вместе с этим действия Великобритании и Франции имели теоретическое обоснование в этот период, вызревшее среди либерального пацифистского движения интеллектуалов и своей главной целью представляло предотвращение войны.

После Версаля, круги деятелей культуры и либеральных интеллектуалов всё ещё надеялись на предотвращение новой войны и поэтому, по их настоянию, была создана Комиссия международной интеллектуальной кооперации при Лиге Наций (май 1922г.). С 1929г. возглавил её Г. Мюррей, британский филолог.

На разработке в Парижском институте был вопрос о проблемах международных отношений. Необходимо было выработать универсальное решение для предотвращения войн. Для этого нужно было выделить основные причины, по которым возникают войны, а также разработать меры, способствующие их предотвращению. Первые публичные обсуждения состоялись во Франкфурте-на-Майне в 1932 г. После этого, дискуссии по вопросам о мире, государственных взаимоотношениях и укреплению духовных нравов международного сообщества состоялись в Париже, Мадриде и Венеции (1933 г.). В обсуждениях принимали участие представители европейской интеллектуальной элиты. Материалы дискуссий были опубликованы в двух сборниках: «Общество разума» и «Почему война?».

Биологические причины войны, по мнению авторов концепции пацифизма, проявляются в практике международных отношений в необузданном народном национализме, воплощенном в государственном суверенитете (он является массовым фактором появления причин войны). Индивидуальный фактор интерпретировался как ошибки государственных деятелей, испытывающих мощное воздействие национализма толпы. Отсюда следовал вывод, что система национальных государств является главной причиной конфликтов в военной области, что мирное сосуществование народов невозможно при системе суверенных государств. В резолюции постоянного комитета искусств и литературы, принятой на сессии в Мадриде в 1933 г., отмечалось, что цивилизация не сможет существовать, если нации в своих же интересах не согласятся ограничить государственный суверенитет, если в основу международной жизни не будет положено универсальное сознание.

Концепция «морального разоружения» подразумевала само интеллектуальное сотрудничество, направленное на выработку универсального общественного сознания, на формирование мирового общественного мнения в пацифистском духе, в духе взаимопонимания и сотрудничества народов, на воспитание в молодом поколении антимилитаристского сознания. При этом считалось, что собственно разоружение станет естественным следствием «морального разоружения», так как народы станут доверять друг другу. Преодоление инстинкта агрессии в духовной сфере предполагалось через просвещение, нравственное воспитание, пробуждение религиозного сознания.

Особое значение сторонники «морального разоружения» придавали преподаванию истории, курс которой считался «наиболее опасным». В 1931-1932 гг. комиссия по историческому образованию Международного комитета историков исследовала вопрос о преподавании истории в школах многих стран мира. Различия оказались столь значительными, что не удалось даже провести сравнительный анализ. К 1933 г. были выработаны рекомендации, сформулировавшие основные проблемы и противоречия, возникающие на пути «пацификации истории». Предлагалось, что историческое образование должно формировать не только национальное, но и интернациональное сознание гражданина мира.

Особое значение в осуществлении «морального разоружения» придавалось средствам массовой информации.

По поручению Ассамблеи Лиги Наций в 1932 г. Парижский институт разработал рекомендации по использованию радиовещания и кинематографии в деле «морального разоружения», в которых отмечалось, что международные радио- передачи и кинофильмы могут либо нанести вред отношениям между народами, либо способствовать укреплению доверия между ними.

Отмечалось их влияние на широкие слои населения, молодое поколение. Было предложено активнее использовать радио в сфере образования для повышения уровня культуры народов, в распространении лучших образцов мировой культуры, в формировании международного сознания, в деле воспитания молодежи в пацифистском духе, в борьбе против националистической лжи и за сближение народов.

С конца 1920-х годов были предприняты усилия по подготовке всеобъемлющего международно-правового документа по «моральному разоружению», которые воплотились в меморандуме польского правительства от 17 сентября 1931 г., направленном на конференцию по разоружению в Женеве. В нем говорилось, что «моральное разоружение» должно стать государственной политикой, для чего необходимо привести законодательство в соответствие с интересами международного сообщества.

Последовавшая дискуссия выявила несколько подходов к проблеме. Польский вариант предусматривал внутригосударственные меры правового порядка, запрещавшие пропаганду войны. Англо-американский подход предлагал международное сотрудничество в воспитании молодежи в пацифистском духе. Советский представитель исходил из того, что «моральное разоружение» станет реальным только тогда, когда начнется разоружение в военной области, но это суждение не нашло поддержки в ходе дискуссии. В итоге был принят проект конвенции, объединявший польскую и англо-американскую точки зрения, однако он не был подписан членами Лиги Наций.

Значительные усилия, предпринятые представителями мировой науки и культуры по формированию атмосферы доверия между народами, не были востребованы политиками. Это породило в среде интеллигенции определенный скептицизм относительно возможности предотвращения военной угрозы и нашло свое отражение в новой дискуссии в «Лиге умов» по проблемам современного гуманизма как философской основе пацифизма.

Наряду с этим в среде европейских интеллектуалов было много сторонников концепции столкновения цивилизаций за выживание. В качестве решения проблемы предлагалась концепция «универсализма», т.е. представление о единстве человеческой культуры, основанной на западной традиции. Дискуссия на эту тему приобрела острый характер. Сторонники «универсализма» считали, что западная модель развития общества является единственно возможным вариантом прогресса, что культуры, основанные на других исторических традициях, бесперспективны, угрожают миру дестабилизацией, агрессивны по своей природе.

Дискуссия между Г. Мюрреем и Р. Тагором показала, что подобная концепция неприемлема для интеллигенции Востока. Р. Тагор утверждал, что культуры народов Востока содержат значительный духовный потенциал гуманистического, общечеловеческого содержания. В концепции универсализма он видел оправдание имперской политики и расизма, стремление к агрессивной унификации культуры других народов.

2.2 Итоги и последствия политики «умиротворения» агрессора

Неизбежным следствием этого стало глубокое разочарование в международном сотрудничестве и пессимистические настроения относительно перспектив мирного будущего, охватившие интеллектуальные круги Европы, рост стремления к культурной автаркии, которые наблюдались в среде интеллигенции в конце 1930-х годов, отчуждение, возникшее между представителями мировых культур. Проблемы международной безопасности попали в поле внимания экспертов «Лиги умов» в связи с советскими предложениями по коллективной безопасности, представленными в Лиге Наций в 1934 г.

Понимая уязвимость такого подхода, эксперты Парижского института стремились подкрепить свою аргументацию ссылкой на объективность экономических законов в их либерально-ортодоксном понимании. Интернационализацию экономической жизни они также рассматривали как основу экспансионизма и базу для будущей войны: неравномерное распределение сырьевых ресурсов вынуждает индустриально развитые государства к экспансии. При этом они прекрасно понимали, что сопротивление населения порождает не столько сама экономическая экспансия, сколько нежелание развитых государств решать связанные с ней проблемы социального порядка. Из поля зрения экспертов выпадала важнейшая причина конфликта: стремление за счет эксплуатации чужих ресурсов обеспечить себе максимальную прибыль и процветание.

Таким образом, эксперты, ссылаясь на объективный характер экспансии, не могли определить субъективный характер причин агрессии. Они лишь с недоумением констатировали, что, несмотря на имеющиеся возможности, общество не может разрешить данную проблему: «Богатые государства не участвуют в расходах по поддержанию мирового социального порядка. Прогресс современного общества таков, что производство мировой продукции может быть доведено до такого уровня, чтобы обеспечить благосостояние всех народов. Оно достижимо без того, чтобы нанести вред другим».

Пытаясь найти альтернативу войне, эксперты обращались к аналогии с внутриполитической системой государств, в которой конфликты разрабатываются государственной властью, опирающейся на правовые нормы. Именно поэтому договор о коллективной безопасности рассматривался как правовая норма, которая позволяла изменять статус-кво в международных делах, опираясь на выработанную «коллективно» юридическую норму, которая бы удовлетворяла агрессора и заставила бы возможную жертву его подчиниться «коллективному» диктату. Возникала система, подменявшая коллективную безопасность коллективным сговором, опирающимся на очевидную силу его участников, с целью избежать войну за счет слабых стран.

Более явно продемонстрировать интеллектуальный кризис, затронувший «умы» Лиги Наций в конце 1930-х гг., просто невозможно. В столкновении с конкретным политическим кризисом предвоенного времени доктрина «официального пацифизма» продемонстрировала свою несостоятельность, что было вызвано стремлением политиков направить интеллектуальное сотрудничество в выгодном для них направлении. В 1935 г. Р. Роллан писал об обстановке, сложившейся в «Лиге умов»: «По молчаливому сговору из этих учреждений были устранены все независимые деятели, от которых можно было ожидать разговора начистоту, зато туда нахлынули представители махрово реакционных интеллигентов вкупе с представителями нейтральной мысли, которым платили академическими титулами за молчание».

Выводы по второй главе: в результате политики «умиротворения» агрессора во второй половине 1930-х гг. источник новых идей иссяк, но активно шел процесс приспособления концепций «всемирной пацификации» к нуждам текущей политики. Попытки политических сил манипулировать международным интеллектуальным сотрудничеством в межвоенный период стали началом разрушения этого движения, что проявилось в росте пессимистических настроений среди представителей творческих слоев мировой общественности, в ослаблении интеллектуальных усилий по поиску новых путей обеспечения международной безопасности, стремлении к культурной автаркии и разочаровании в самом международном сотрудничестве.

Надежда на возможность предотвращения войны уступила место вполне понятному, но иллюзорному представлению, что можно будет каким-либо образом избежать втягивания собственной страны в европейский военный конфликт.

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

4. Политика европейских государств была недальновидной, так как они пытались территориальными уступками предотвратить угрозу мировой войны. Как заявил министр иностранных дел Франции Ж. Бонне: «Любой договор лучше, чем мировая война, в случае которой погибнет вся Европа Британский премьер-министр Н. Чемберлен осознавал, что новая война в Европе подорвет экономическое положение Великобритании и ее имперские позиции в заокеанских владениях.

5. Политика постоянных уступок домогательствам нацистской Германии и ее союзников невозможным создание единого фронта демократических государств, что и привело к Второй мировой войны.

6. Политика «умиротворения» привела к тому, что А. Гитлер беспрепятственно «рвал на куски» Версальский договор, беспрепятственно совершил «аншлюс» Австрии, присоединение Чехословакии и приготовился к войне.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *