в чем заключалась афера чичикова в мертвых душах
В чем заключается суть аферы Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Для истинных почитателей таланта Н.В. Гоголя и посетителей Литероведа предлагаем сочинение на тему «В чем заключается суть аферы Чичикова? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)», в котором раскроем все секреты невероятной авантюры героя.
Н.В. Гоголь – талантливый русский писатель, к творениям которого невозможно остаться равнодушным. Любой, даже самый взыскательный читатель, может найти в его творческой лаборатории произведения на свой вкус. Вершиной творчества писателя является поэма «Мертвые души» — итог семнадцатилетних наблюдений над жизнью общества.
В основе произведения лежит афера приобретателя Павла Ивановича Чичикова, который путешествует по одной из отдаленных российских губерний, однако не бесцельно, а с желанием приобрести мертвые души, то есть умерших крепостных крестьян. Одного за другим он посещает разных помещиков: Манилова, Настасью Петровну Коробочку, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. С каждым из них он заводит разговор о покупке умерших крестьян. В чем же заключается суть аферы Чичикова? Зачем чиновнику, который занимает не последнее место в обществе, так нужны мертвые души? Как мы знаем, Павел Иванович Чичиков твердо запомнил завет отца «пуще всего беречь копейку», поэтому еще со времен учебы копил деньги. Они стали чуть ли не главной целью его жизни, в достижении которой он не гнушался никакими способами и методами: мог обмануть, предать, пренебречь дружбой и любовью, не оправдать ожиданий окружающих. К тому моменту, когда читатель впервые встречает его в произведении, герой добился определенных жизненных высот. Он чиновник в отставке, дослужился до коллежского советника. Но жажда накопительства все еще не покидает его, а властвует над сердцем и головой героя, поэтому он решился на очередную аферу.
До начала 18 века помещики платили налог за каждый двор без учета в нем количества крепостных душ. Однако Указом от 26 ноября 1718 года подворная перепись была заменена на подушную, согласно которой налогом облагались все крепостные крестьяне мужского пола «от мала до велика», то есть несмотря на возраст. Через каждые пятнадцать лет проводились ревизии, которые выявляли реальное количество податных душ. От одной «ревизской сказки» до другой все умершие, отданные в рекруты или беглые крестьяне считались податными, поэтому помещик вынужден был платить налог за них в казну сам или же раскидать по другим крестьянам. Мертвые души, числившиеся живыми по ревизским сказкам, становились большой обузой для помещиков, поэтому от таких крепостных мечтали всяческими способами избавиться. Эти обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для махинаций. Если одних мертвые души тяготили, то для других они были крайне необходимы как предмет мошеннических сделок и извлечения выгоды. Именно на это и рассчитывал Павел Иванович Чичиков, главный герой поэмы. Он скупает у помещиков мертвые души, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском попечительском совете, благотворительном учреждении для сирот и подкидышей, и получить за них ссуду. Опекунские советы имелись в Москве и Петербурге и распоряжались деньгами, которые получали от благотворительных взносов, продажи игральных карт, а так же отчислений от театральных постановок, лотерейных билетов. Большую часть денежных средств Опекунские советы получали от ссудно-заемных операций. Начиная с 1772 года при них стали появляться ссудные и сохранные казны, куда можно было заложить драгоценности, имения, дома, крепостных крестьян и получить ссуду, размер которой зависел от количества ревизских душ. Этим шансом и решил воспользоваться приобретатель Чичиков, поэтому и решил скупить мертвые души, освободив помещиков от уплаты налога. Однако приобретение крепостных было недостаточным для получения желаемых денег, и хотя от количества крестьян зависел размер ссуды, заложить можно было только имение. Но Чичиков не был бы настоящим Чичиковым, если бы не все предусмотрел. Он собирался «переселить» приобретенных им крестьян в Херсонскую губернию, которая представляла собой мало заселенные степи. Эта земля раньше называлась Новороссией и была включена в состав Российской империи в 18 веке после войны с Турцией. Предусмотрительный Павел Иванович Чичиков приобрел там землю, чтобы населить ее «мертвыми душами», а потом заложить имение, как и планировал, в Опекунском императорском совете.
Для читателей, к сожалению, остается тайной, чем же закончилась афера главного героя произведения, но она как нельзя лучше характеризует Павла Ивановича Чичикова и отражает всю действительность николаевской России. Герой поэмы настолько бездушен, черств и нравственно убог, что не считает аморальным поступком обогащение за счет сирот и подкидышей. А реальность крепостнической России настолько невероятна, а отношения между людьми настолько искажены, что в том мире, в той реальности совершаются самые неправдоподобные с точки зрения здравого смысла, невероятные, фантастические события.
Зачем Чичиков скупает «мертвые души» в поэме Гоголя?
Приготовление к балу у губернатора. Художник А. Лаптев |
Господин Чичиков является главным героем знаменитой поэмы «Мертвые души» Гоголя.
Павел Иванович Чичиков приезжает в город N с целью купить «мертвые души». Но зачем они нужны герою и что он собирается с ними делать?
В этой статье представлен ответ на вопрос: зачем Чичиков скупает (покупает, приобретает) «мертвые души» у помещиков, какова цель этой покупки.
Зачем Чичиков скупает «мертвые души»?
«. Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу.
Современным читателям трудно понять, о чем именно говорит Чичиков. Итак, разберем, что такое ревизские сказки, опекунский совет и т.д.
Чичиков и покупка «мертвых душ»
Как известно, у Чичикова нет собственной земли. Но и эта проблема решалась в те времена так: помещик мог купить крестьян «на вывод», то есть с последующим переселением на другие территории.
Во времена Гоголя государство помогало гражданам, которые переезжали в Таврическую и Херсонскую губернии. Чтобы заселить западные губернии, государство давало земли бесплатно. Чичиков хочет воспользовать этой льготой и планирует «переселить» свои «мертвые души» в Херсонскую губернию.
Хитрый господин Чичиков надеется скупить несколько тысяч «мертвых душ», чтобы получить от Опекунского совета ссуду в размере 200 рублей за душу. Таким образом герой может получить 200 000 рублей «живыми деньгами». На эти деньги Чичиков расчитывает купить настоящее имение и стать настоящим помещиком, обеспечив себя до старости.
Это был ответ на вопрос: зачем Чичиков скупает (покупает, приобретает) «мертвые души» у помещиков?
Мёртвые души. История одной аферы
Н. В. Гоголь был слишком талантлив, для того, чтобы о нём можно было забыть.
Тот, кто говорит, что произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души» понравилось ему во время изучения в школе, мягко говоря, ошибается, а если нет, то лицемерит. Для того, чтобы оно действительно понравилось, нужно знать историческую подоплёку произведения, а об этом никогда в школьной программе не говорилось. Что же это за подоплёка?
Во времена Николая Васильевича крестьянское население на Руси переписывалось раз в пятнадцать лет. Называлась эта перепись – ревизская сказка. Почему ревизская? А потому, что такая перепись давала основание правительству взимать подушный налог за каждого трудоспособного крестьянина, который приносил прибыль своему помещику. Поскольку трудоспособность крепостного крестьянина определялась возрастом в 15 лет, то и ревизские сказки осуществлялись через 15 лет. Переписывались все крестьяне с 15 лет и старше. Такая постановка дела явилась следствием ещё петровского времени, когда Пётр 1 заменил подворовый налог, на подушный. Для подсчёта дворов в переписи населения не было необходимости. Дворы нетрудно было посчитать. Тем более, что крестьяне зачастую строили своим оженившимся сыновьям избы в своих дворах. Чтобы меньше был налог. Эту «спекуляцию» и пресекла регулярная перепись населения. Вот только налоговые службы не учитывали естественной убыли населения. В течение очередных 15 лет крестьяне умирали, а помещики продолжали платить за них полноценный налог до следующей ревизской сказки, которая и устанавливала естественную убыль. Правительству такая постановка дела была выгодна, помещикам, естественно, нет. Любой помещик был заинтересован любой ценой избавиться от своих мёртвых крестьян, чтобы не платить за них налоги. Появление Чичикова должно было быть воспринято помещиками, как спасение от ненужных растрат, да ещё с прибылью. Любой нынешний бизнесмен сразу бы это понял, но избалованный халявой помещик, который не особо вникал в дела, проявлял себя по разному, что и описал великий писатель.
Один из авторов «проза.ру», В. Телухова добавила к этому версию, о которой я не знал. Речь идёт о том, что во время описываемых Гоголем событий, царское правительство активно раздавало земли в Крыму. Поскольку Крым был завоёван и нужно было сделать так, чтобы там появилось русское население. Понятно, что земли раздавались по смешным ценам, но только тем помещикам, кто имел достаточно крестьян для освоения полученных земель. Валентина Телухова утверждает, что мёртвые души нужны были Чичикову для приобретения крымских земель с целью дальнейшей перепродажи. Мошенничество, конечно, но вполне себе законное. Эта версия, возможно, даже более реальная, чем предыдущая.
Почему Гоголь не дописал «Мёртвые души»? Скорее всего, публикация второй части произведения подвигла бы многих авантюристов последовать примеру тогдашнего Остапа Бендера. Возможно, Николаю Васильевичу на это указали.
Почему в советские времена не раскрывалась подоплёка романа? Слишком многому мог научить этот роман советского, неискушённого читателя. Построение налоговых схем, суть собственнических отношений. Не нужно это было стране Советов, где люди были лишены частной собственности. Зачем им задумываться об этом? Да вот беда, писатель великий. Нельзя не упомянуть о славном труде его жизни. И пошли заказные комментарии к «Мёртвым душам», чтобы не сделал кто-нибудь неправильный вывод из романа, невзначай. А во времена первого издания романа его содержание было настолько понятным людям, что он стал бестселлером.
Советская идеологизация, между тем, закончилась. Нынешние молодые люди уже знают, что такое собственность. Махинацией Чичикова их вряд ли удивишь. А помещичьи типажи, описанные Николаем Васильевичем, внешне слишком устарели. Найти в них себя под силу только тем современникам, кто в этом не заинтересован. Опять не для всех открыта книга. Может взять и навсегда закрыть её? Но нет. Гоголь был слишком талантлив, чтобы о нём забыть. Остаётся одно. Дорасти до его произведения.
Зачем Чичиков скупал мертвые души? Предприниматель или аферист
6 июня 2018История, Литература
Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»
Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как формула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и безусловно таящая в себе какую-то угрозу. Чего только не стали подозревать: от похищения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккуратно замятых убийств. Что же предполагал сделать Чичиков и как это представлено в романе?
Историческая справка
Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.
Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?
Карта Херсонской губернии. 1821 годkraeved.od.ua
Чичиков покупает крестьян без земли, «на вывод», с намерением переселить их в другие места. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение (количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды). Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Пик пришелся на 1770–90-е годы, но колонизация давалась с таким трудом, что, несмотря на огромные объемы розданных в конце XVIII века земель, на активное переселение государственных крестьян и поощрение притока иностранных колонистов, по данным на 1837 год, в Херсонской губернии оставалось свободных казенных земель более 180 тысяч десятин, а в Таврической — более 270 тысяч Проект получения земель в Новороссии вряд ли был так прост, как он представляется Чичикову в его фантазиях. В исследовании Владимира Максимовича Кабузана, посвященном заселению Новороссии, утверждается, что раздача земель помещикам в этом регионе на рубеже XVIII–XIX веков прекращается, а со второй половины 1820-х годов прекращается и активный период заселения этой территории..
Тут мы сталкиваемся с хронологическими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последовательную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о 1810-х годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключении сделок упоминается, что «крепости были записаны, помечены, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроцентовых и за припечатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в России с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).
Функции и задачи Опекунских советов
В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.
Провал
Собственно, окончание поэмы нельзя с уверенностью назвать провалом главного действующего лица, ведь, несмотря на то что все в городе узнали, зачем Чичиков скупал мертвые души, наказан он не был. Более того, город он покинул со всеми так необходимыми ему купчими на крестьян. А учитывая, что в городке ожидали нового генерал-губернатора, о его махинациях в общей суете никто и не вспомнит.
Финал произведения — тройка, несущаяся по равнине. Человек едет получить на 24 года кредит в 80 тысяч рублей — то, зачем Чичиков скупал мертвых душ.
Из этой истории в наши дни можно извлечь урок: предприниматели должны не только тщательнее выбирать контрагентов, но и внимательно следить за временем, укладываясь в отведенные заранее рамки. Банкам же стоит более углубленно изучать документы заемщиков, адекватно оценивая предмет залога — последний кризис дал понять, что слишком уж большой процент из активов, находящихся в залоге, оказались близкими родственниками гоголевским мертвым душам.
Выгода Чичикова
Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:
Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.
Существовали ли подобные аферы в реальности?
Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли кто-нибудь повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пушкину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:
«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятидесяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятидесяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделавшись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».
В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоянном соединении которых она строится.
В биографии Чичикова (глава 11) есть ряд предварительных деяний к главному подвигу жизни — скупке мертвых душ. Чичиков стремится нарастить копейку из ничего, так сказать, «из воздуха». Еще будучи школьником, Чичиков пустил в оборот полтину, оставленную ему отцом: «слепил из воску снегиря», выкрасил и выгодно продал; перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке; два месяца дрессировал мышь и тоже выгодно продал. Полтину Чичиков превратил в пять рублей и зашил в мешочек (сравните Коробочка). На службе Чичиков входит в комиссию для построения «казенного весьма капитального строения», которое не строится в течение шести лет выше фундамента. Между тем Чичиков строит дом, заводит повара, пару лошадей, накупает голландские рубашки, мыла «для сообщения гладкости коже». Уличенный в мошенничестве, Чичиков терпит фиаско, лишается денег и благополучия, однако словно возрождается из пепла, становится таможенным чиновником, получает взятку на полмиллиона от контрабандистов. Тайный донос напарника едва не доводит Чичикова до уголовного суда; лишь с помощью взяток нашему герою удается уйти от наказания.
Выгода помещиков продать мертвые души понятна, но, зачем же они Чичикову? Первая выгода лежит на поверхности. Покупая мертвых по сути, но вполне живых и работоспособных, по документам, Чичиков становится вполне зажиточным помещиком. Его сильно возросший статус практически открывает дорогу к браку с любой, самой богатой невестой, а значит, еще большему увеличению его достатка (и на этот раз вполне реального) за счет ее приданого. Но это самый простой и не самый выгодный способ обогащения. Ведь к желаемому приданому прилагалась еще и невеста, а особого желания к добровольному лишению холостяцкой свободы Чичиков ни разу на протяжении всего романа не высказывал. Другой, более выгодный, способ обогащения, и более сложен.
В начале 19 века и до самой отмены крепостного права аграрная Россия была заинтересована в том, чтобы помещичьи хозяйства не были полностью разорены, и поэтому разрешала многократно закладывать и перезакладывать помещичье имущество (землю) для получения кредита в банке. Но совершать сделки с землей лицемерная крепостная Россия разрешала только вместе с закрепленными за помещиком (то есть, за его землей) крепостными крестьянами. Следовательно, чтобы получить кредиты, Чичикову нужна была не только земля (которой у него не было), но и крепостные души. Чичиков придумал грандиозную аферу: купить мертвые души, живые по документам (то есть, умершие в период между переписями) для вывода в Херсонскую губернию, (в то время осваивалась огромная территория Новороссия), где земля раздавалась бесплатно. Кроме того, при заселении южных губерний на «прокорм» крепостных душ банки выдавали дотации, по 200 рублей за одну душу. При достаточно большом количестве крепостных душ получалась сумма довольно внушительная. Потому и скупал Чичиков за бесценок мертвые души, что, чем большее количество душ числится у него на бумаге, тем больший кредит ему бы выдали. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков просто посоветовал бы банку забрать в качестве оплаты заложенное имущество (землю вместе с крепостными), при тогдашней цене за одного крепостного до 500 руб. И не его вина, дескать, что эти души бы к тому времени оказались мертвыми. Итак, цель Чичикова – получение стартового капитала, получение кредита под залог крепостных душ вместе с землей. Следовательно, в Опекунский совет Воспитательного дома, в котором он собирался брать кредит, нужно было предоставить свидетельство о собственности на землю (полученную в Херсонской области бесплатно) и купчие крепости на якобы живых крепостных.
Не задержись Чичиков в городе на несколько недель, и эта афера ему вполне бы удалась, оставшись незамеченной. Но местные помещики, донельзя удивленные возможностью торговать мертвыми душами, нечаянно раскрыли его гениальный план, и, не вмешайся в его судьбу Фортуна в виде смерти прокурора, сидеть бы ему в тюрьме. А так, отделавшись легким испугом, пройдоха в финале романа несется на птице-тройке по южнорусской дороге к выгодному кредиту с полным комплектом документов.
Вывод
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило, прежде всего, правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство — лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… «Мертвые души» потрясли всю Россию».
Преступная схема
Многие школьники, читая поэму впервые, не совсем понимают, что такое мёртвые души и как на них можно было заработать. Всё дело в том, что до 1861 года дворяне имели в подчинении крепостных крестьян, которых и называли «душами». Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда (например, молоко, мясо, шерсть и т. д.) либо оброк — деньги, но и сам платил налог, и чем больше душ было у помещика, тем больший взнос полагалось делать в пользу государства.
Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел».
Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом? Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление:
Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку.
Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку.