в чем преимущества глобуса перед картой и карты перед глобусом
В чем разница между глобусом и картой?
Глобус — трехмерная уменьшенная модель Земли. Он имеет такую же форму, как сама планета, ось вращения у него так же, как и у Земли, наклонена.
На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, глобус дает нам уменьшенную картину нашей планеты с минимальными искажениями.
Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус немецкого ученого и мореплавателя Мартина Бехайма, созданный им в 1492 г.
В отличие от глобуса, карта показывает расположение географических объектов на листе бумаги, причем он может быть разного размера. Конечно же, карты более удобно носить с собой и пользоваться в поездках. Однако они немного искажают очертания географических объектов. Это происходит потому, что наша Земля шарообразная и ее поверхность нельзя изобразить на плоскости, не растянув некоторые части.
Географическая карта — изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку с условными знаками на плоскости. Это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположение на ней объектов.
Географические карты бывают различными. Например, карты, на которых изображены природные объекты (горы, моря, равнины, материки), называют физическими; карты, на которых показаны страны, их границы, столицы, — политическими. В зависимости от масштаба выделяют крупномасштабные и мелкомасштабные карты.
Разница между глобусом и картой
Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.
Определение
Глобус – это объемная модель Земли.
Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.
Сравнение
Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.
Глобус
Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.
Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.
Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.
Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.
Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.
Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.
Карты более удобны в использовании, чем глобусы.
Что такое глобус и чем он отличается от карты?
Глобусом называют трёхмерную модель Земли, Луны, любой другой планеты и даже небесной сферы. Слово «глобус» произошло от латинского globus, что означает «шар».
Глобус Земли удобен тем, что даёт общее представление о взаиморасположении океанов, морей, материков, островов, гор — всех видимых на поверхности Земли элементов. Но он не является точной моделью нашей планеты.
В результате геодезических исследований установлено, что форма Земли сложнее и неправильнее, чем просто шар, и не схожа ни с одной известной объёмной геометрической фигурой. Ей даже дали особенное название — геоид. Неправильность формы выражается прежде всего в разнице длин большой и малой полуосей Земли, которая равна примерно 22 км.
Справка. Большой полуосью называют расстояние от экватора до центра Земли (6 378 245 м), малой — от полюса до центра (6 356 863 м).
Почему тогда глобус — круглый? Дело в масштабе. Разница между полуосями в крошечной модели планеты составляет десятые доли миллиметра, потому была бы незаметна и в том случае, когда бы соблюдалась в производстве глобусов. На самом маленьком глобусе, выпущенном в России, объекты уменьшены в 83 000 000 раз!
Чем глобус отличается от карты и почему нужны обе модели, плоская и объёмная:
– глобус всегда мелкого масштаба — он показывает только большие объекты: океаны, материки, большие острова — и их сорасположение, а карта может иметь довольно крупный масштаб и давать подробное представление о местности;
– глобус не имеет искажений в расположении и площади объектов — на карте ввиду её плоской (двумерной) формы искажения неизбежны;
– чтобы измерить расстояние на глобусе, необходимо применять специальную гибкую линейку, зато все длины определяются довольно точно (в пределах погрешности масштаба);
– глобус наглядно показывает, как происходит смена дня и ночи, часовых поясов, а более сложная модель из двух глобусов — Земли и Солнца (или просто лампы) демонстрирует, как проходит смена времён года;
– карта более удобна практически, но полную картину Земли можно получить, используя глобус и карту в паре.
Из истории глобуса
Казалось бы, глобус должен возникнуть после того, как мир признал, что Земля — шар. Так и случилась, но только… в II веке до нашей эры. Тогда древнегреческий учёный Кратет Малльский создал первый глобус, опираясь на доказательства греческих учёных III века до нашей эры.
Вот когда впервые была провозглашена и доказана идея шарообразности Земли. А Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.) смог даже рассчитать радиус нашей планеты и получил результат 6 311 км, сделав ошибку всего в 1 %!
В 1267 году в Пекине (тогда — в Ханбалыке) бухарский астроном Джамаль ад-Дин дарит хану Хубилаю астролябию и глобус.
До наших дней сохранился один из старейших европейских глобусов — «Земное яблоко», созданный в 1492 – 1494 годах в Нюрнберге немецким географом и навигатором Мартином Бехаймом. На его южном полюсе сделана надпись о дате создания и заказчике — городском совете. Основой для глобуса послужила карта, которую Бехайм купил в Португалии.
«Земное яблоко» — это шар из металла диаметром 507 мм. На нём ещё нет обеих Америк, но есть Европа, большие части Африки и Азии, хотя и в несколько искажённом виде. Глобус не имеет указаний широты и долготы, но имеет экватор, меридианы.
Первый известный современным жителям глобус с изображением Северной Америки был вырезан на страусином яйце в 1504 году, а приблизительно в 1507 году на глобусе Ленокса появилась и Южная Америка.
Петербург может гордиться тем, что там в XVIII веке появился первый глобус-планетарий — Готторпский. Создавали его в Германии, в Хестеберге в 1651 – 1664 годах, а в 1713 году епископ Кристиан Август подарил глобус-планетарий Петру Первому. Перевозили подарок морем 3 года, установили в Кунсткамере, а в 1747 году глобус горел… Осталась только дверь. В 1748 – 1752 годах его восстановили.
Это шар, диаметром превышающий 3 м, снаружи представляет собой огромный глобус со всеми привычными изображениями, а внутри на его стенках изображена карта звёздного неба. Внутрь помещаются 12 человек, глобус вращается — и люди наблюдают, как движутся светила.
В чём основное преимущество и основной недостаток глобуса как модели Земли?
Моя мама работает педагогом в школе. Когда я была совсем маленькой, она привела меня к себе на работу. Тогда у нее в кабинете я заметила странный предмет, который меня очень заинтересовал. Этим предметом был небольшой разноцветный шарик на подставке, стоящий высоко в шкафу. Мне стало очень любопытно, что же это такое. Это оказался глобус. Тогда мама мне подробно рассказала о нем. Из ее рассказа тогда я поняла, что глобус – это миниатюрная модель нашей с вами планеты.
Достоинства глобуса
Меня тогда очень заинтересовало, а почему глобус разноцветный? Оказалось, что цвета – это как условные обозначения, они необходимы для наглядности. Разными цветами обозначены водоемы и суша. Равнинная местность показана зеленым цветом, гористая – коричневым, океаны и моря – голубым. Чем насыщеннее цвет, тем больше высота гор и тем глубже водоем.
Глобус, благодаря своей форме, максимально приближенной к форме Земли, очень точно передает форму и пропорции объектов, а также все углы и расстояния. Достоверно, наглядно и без искажений показывает внешний вид нашей планеты.
Итак, основные плюсы:
Недостатки глобуса
У глобуса есть не только достоинства. К недостаткам можно отнести в первую очередь маленький масштаб. В отличие от карт, на глобусе нельзя детально рассмотреть многие объекты. Если изготовить глобус большего масштаба, то и сам он будет слишком больших размеров и пользоваться им станет неудобно.
На нем нельзя одновременно окинуть взглядом всю земную поверхность, что опять же можно сделать на карте мира.
Он объемный, поэтому не мобилен. Из-за этого мало кто им пользуется на практике. Так, например, несмотря на то, что у Сталина в шкафу стоял большой красивый глобус, за всю войну он ни разу к нему не подошел, а пользовался картами.
Еще одним недостатком, на мой взгляд, является то, что на глобусе показана в материальной форме на самом-то деле воображаемая земная ось. Хотя, с другой стороны, она дает возможность лучше представить, как происходит вращение Земли.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Когда я училась в школе у нас в кабинете географии стоял глобус средних размеров. А дома был подробный атлас мира. Поэтому пользоваться приходилось и тем, и другим пособием, в результате чего я поняла, что у каждого из этих предметов есть свои достоинства и недостатки.
Преимущество глобуса как модели Земли
Благодаря этим преимуществам, учеников младших классов желательно как можно раньше знакомить с глобусом, чтобы у них сформировалось правильное представление о Земном шаре. Обладая хорошей зрительной памятью, ребенок быстро научится ориентироваться в сторонах света.
Недостаток глобуса как модели Земли
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев – 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Оборудование: глобус и карта полушарий – демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
— развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
— развивать творческое воображение, мышление, память;
— развивать познавательные способности уч-ся;
— развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
— создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
— формировать умение взаимодействовать друг с другом – работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
/Психологическая установка на урок/
— Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы – мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Ни минутки не теряем!
— C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
— Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
уменьшенное, обозначен масштаб;
имеют условные обозначения;
обозначены направления на стороны света.
на картах не обозначаются дома;
на картах обозначаются реки, озёра, города;
план подробнее карты.
— Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
— Прочтите тему урока: Глобус и карта.
— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? – после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
— Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус – шар, карта – плоское
изображение Земли; глобус – модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
— Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Словно в руки дали
Чтоб цвели там вишни,
А потом очистила б
Чтоб жила в них рыба,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
— А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача – сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус – целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
— Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
уменьшенное изображение земной поверхности;
это изображения сверху;
глобус – объёмная фигура;
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
— Давайте внимательно рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Как они называются? Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные линии?
— Ребята, послушайте, как объясняет значение этого слова Василий Ливанов в сказке «Самый, самый, самый…» устами маленького львёнка:
«Знаете ли вы, что такое экватор? Он стягивает земной шар, как обруч стягивает бочку. Он всё равно, что тоненький-претоненький пояс вокруг толстого-претолстого живота. Он мокнет в солёной воде трёх великих океанов. Он прячется в болотистых лесах Южной Америки и сохнет на жарком солнце в самой середине Африки. И если кто-нибудь захочет узнать, где он начинается и где кончается, тот ничего не добьётся. У экватора нет ни начала, ни конца. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, но всё-таки он есть. Он существует с тех самых пор, как его придумали люди…»
— На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
— Закройте их руками.
— Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
— А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет – они воображаемые.)
— Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? – меридианы.
— Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
— Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
— Есть ли среди них особенные? – один из меридианов более тёмного цвета.
— Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
— Закройте руками Западное и Восточное полушария.
— Какие материки пересекает нулевой меридиан?
— Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? – не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка – релаксация (под спокойную музыку).
— А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному – думай об успехе всего коллектива!
— Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
— Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
— Так чем же ещё карта отличается от глобуса? – на ней изображение искажается сильнее.
— Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах – можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
— Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
— Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов – это « + », 5-4 – « ? », меньше 4 – « — »
— Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
— Что нового для себя открыли?
— За что можете себя похвалить?
— Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI . Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень – с.89, задания в тетради с.27-28.
Плод – если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок – вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку – если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
— Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.