в чем заключается значение ознакомления дошкольников с художественной литературой
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Юлия Кокурина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии
детей дошкольного возраста.
В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Наши школьники не любят и не хотят читать. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.
Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и работники дошкольных учреждений – они являются первыми проводниками ребенка в мир книги. В детских садах воспитатели начинают приобщать детей к художественной литературе, развивают интерес к чтению, ведет работу с родителями, рекомендует книги, которые желательно читать детям дома.
Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому педагог владеющий навыками выразительного чтения приобретает особое значение при ознакомлении детей с художественными произведениями. Перед педагогом стоят важные задачи,а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).
Таким образом, социологические исследования в нашей стране и за рубежом, выявили следующие проблемы в приобщение детей к художественной литературе,а именно:
-у младших школьников и подростков заметно снизился интерес к чтению
-в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры
-изменение подлинной детской литературы
-исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.
Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.
Существует огромное количество методов и форм по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой. Перечислю следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
1. Словестные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)
2. Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)
3. Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов таетра)
Так же существуют и следующие формы работы как с детьми, так и с родителями.Форы работы с детьми подразумевают:
-занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклером, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи)
-культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку ДОУ, оформление тематических выстовок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность.
Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, участие родителей в проектной деятельности, в литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, можно добиться повышение у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, также создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста «Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста» Рекомендации для родителей Художественная литература.
Проект «Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» 1. Введение. Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания ребенка посредством приобщения его к.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
Значение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Действия ребенка.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании.
Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Татьяна Березовская
Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя.
Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература должна сопровождать человека с первых лет его жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства.
Знакомство с художественной литературой должно происходить с использованием литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, интересные эпитеты и сравнения).
Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т. е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Главной ролью художественной литературы остаётся воспитание, нравственное развитие, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают ребёнку что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения, опыт которого можно перенести в свою жизнь. Любая книга по возрасту помогает понять самого себя, других людей, их жизненные ценности. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни. Данный вопрос был всесторонне изучен отечественными и зарубежными педагогами, психологами, лингвистами (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, C. А. Рубинштейн, В. С. Мухина, и другие). Наряду со сказочными героями постепенно в информационно-познавательный мир малышей проникли анимационные герои фильмов и мультфильмов. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детейпри следующих условиях:
Правильно подобранная художественная литература в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
Целенаправленное использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа,прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки «Царевна- лягушка», трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка, «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.).
Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении, утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети могли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения. Глубже осознавать его содержание. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
В подготовительной группе стоят задачи воспитывать любовь у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественные образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов. Стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение художественных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал К. Д.Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно
тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому
Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями
мотошкова юлия
Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями
Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями. Организация литературно-художественного центра в разных возрастных группах
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:
— О жанрах (проза, поэзия,об их специфических особенностях.
— О простейших элементах в образности в языке.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
4. Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение».Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки—ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая)форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ,о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»).
Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать. Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом,а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному,то к другому ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок!Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если «герой» не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели «героя» рассказа и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.
Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работаидет в обычном порядке:
1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя,
3) дети самостоятельно рассматривают картинки,
4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя
Работа в старшей группенаправлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?», могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методическиеприемы в сочетании с наглядными:
— знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
— просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.
Центр книги является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению, видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер, фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски, игротеку (каталог игр, оборудование для театрализации и др.
Центр книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей,которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг.
Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников в разных возрастных группах» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Консультация.
Методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах Программное содержание: Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ «Дельфин» готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.
Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду «Дельфине». Вот такая.
Требование к содержанию музыкально-театральных центров в разных возрастных группах МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО» ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ.