в чем заключается значение для криминологии первых статистических исследований преступности
Первые статистические исследования преступности (А. Герри, А. Кетле)
сутствия связи между бедностью и преступностью. В то же время Герри удалось установить связь между преступностью и дефектами систем воспитания.
Наиболее обширные статистические исследования различных областей социума (включая и криминальную) в этот же период провел бельгийский профессор математики и астрономии Ламбер ‘Адольф Жак Кетле (1796—1874). За выдающиеся успехи в различных областях науки Кетле был избран академиком Брюссельской академии наук и литературы. Интересно, что лишь после этого он удостоился чести быть назначенным королевским указом на должность профессора военной академии. Кетле — один из немногих исследователей преступности, которому благодарные потомки поставили памятник на центральной площади столицы его родины.
Параллельно с Огюстом Контом Кетле заложил основы социологии. В том же году, когда Конт издал свой «Трактат о позитивной философии», Адольф Кетле выпустил в свет свою первую статистическую работу.’ В отличие от Конта исследования Кетле имели более предметный и более практически значимый характер. Первое исследование Кетле посвящено закономерностям рождаемости и смертности брюссельского населения, в этой области ученый выявил определенное постоянство и цикличность. Затем Кетле пришла мысль воспользоваться тем же статистическим методом для изучения закономерностей преступности. Исследования показали, что число совершенных преступлений и проступков остается из года в год почти неизменным. Стабильна и структура преступности. В одной из первых фундаментальных работ по социологии — «Человеческие возможности, или Опыт социальной физики» ученый писал: «Существует бюджет, который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это — бюджет тюрем, рудников и эшафотов. Мы можем с полной достоверностью предвидеть, сколько человек запачкают свои руки кровью ближнего, сколько будет подлогов, отравлений; мы можем это сделать с такой же точностью, с какой мы предсказываем количество смертных случаев и рождений в ближайший год». 2 Эти открытия имели огромный общественный резонанс. Под сомнением оказалась не только теоретическая идея свободы воли. Те, кто прочел книгу
Кетле, невольно задавались вопросом: «Да существует ли вообще добродетель или грех, раз человеческие поступки совершаются под влиянием строгих, независящих от человека законов?»
Исследования Кетле показали, что преступления — не механическая сумма произвольных деяний. Там, где на первый взгляд все зависит лишь от решения лихого человека, выявляется действие каких-то скрытых сил. Ведь в одной и той же стране ежегодно совершается практически одинаковое количество убийств. Их не может оказаться в десять раз меньше или в десять раз больше.
Развивая эти исследования статистики Маури и По-летти установили, что число посягательств на личность изменяется ежегодно не больше чем на 4%, а колебания преступлений против собственности достигают не больше 2%. Они доказали, что существует закон, согласно которому колебания цифры преступности не может превысить 10%.’ Эти положения классиков социологии не мешало бы постоянно иметь в виду современным политическим деятелям, которые подчас вынашивают планы расправиться с преступностью в течение ста дней.
Какие-то неведомые силы держат число преступлений на одном уровне. В очередной фундаментальной работе «Социальная система», вышедшей в 1848 г., Кетле пишет:
Таким образом, главный фундаментальный вывод, сделанный Кетле, заключается в том, что все совершаемые в обществе преступления суть одно явление, развивающееся по определенным законам. Попытка избавиться от преступности, строго карая нарушителей, обречена на неудачу. Необходимо выявлять законы развития преступности, силы, которые влияют на ее рост или уменьшение. И именно в соответствии с этими закономерностями необходимо воздействовать на данное явление с тем, чтобы добиться бла
гоприятных для общества перемен. И в своих рекомендациях Кетле достаточно радикален: «Если мы изменим общественный строй, то мы сейчас же увидим, как изменятся явления, которые прежде происходили с таким постоянством».’ Большевики в России оказались первыми, кто реализовал на практике данную рекомендацию Кетле, а позднее, когда в 1945 г. мировое сообщество разделило побежденную Германию на зоны, был проведен грандиозный социальный эксперимент, подтвердивший истинность предсказаний Кетле: в социалистической Германии уровень преступности за несколько десятилетий стал почти в десять раз ниже, чем в Германии капиталистической.
Кетле установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны, и одни из них обуславливают другие. Так появилась на свет знаменитая теория факторов. К числу факторов, приводящих отдельного человека к преступлению, по мнению Кетле, относятся «среда, в которой он живет, семейные отношения, религия, в которой он воспитан, обязанности социального положения — все это действует на его нравственную сторону. Даже перемены атмосферы оставляют на нем свой след: несколько градусов широты могут изменить его нрав; увеличение температуры разжигает его страсти и располагает его к мужеству или к насилию». 2
Ученый установил, что при стабильности социальных условий стабильны и социальные процессы: «Таким образом, в государстве должны повторяться одни и те же явления: в нем будет одно и то же число новорожденных, умерших, браков, если только законы, обычаи, нравы, просвещение и все условия этого государства оставались одни и те же. Одна свободная воля человека, по-видимому, могла бы изменить ход дела; но мы знаем, что ее деятельность заключена в весьма тесных пределах и что она совершенно уничтожается перед причинами, управляющими социальной системой». 3
На основании анализа социальных причин преступности А. Кетле приходит к выводам, имеющим немалое практическое значение: «Нет сомнения, что достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменились также и печальные результа-
ты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств. Только слепой фатализм может думать, что факты, повторяющиеся с такою правильностью, не могут измениться при улучшении нравов и учреждений человеческих; но для производства заметных перемен нужно действовать на массы, а не на отдельные личности. Насколько реформы будут полезны или вредны — покажет нам будущая статистика». 1
А. Кетле одним из первых указал на значительное влияние общественного мнения, которое то может оказывать на социальные процессы, включая преступность, как в благоприятном, так и в отрицательном направлении. 2
В концепции причин преступности А. Кетле органически сочетались социологические и антропологические идеи (что было характерной чертой практически всех исследователей преступности XIX в.). Антропологические идеи А. Кегле авторы учебников обычно не рассматривают, дабы легче было поместить ученого в прокрустово ложе определенной схемы. Однако, по нашему мнению, нельзя пройти мимо ряда теоретических положений этого автора — теоретических положений, которые во многом предвосхитили экстравагантные открытия Ч. Ломброзо. А. Кегле достаточно определенно высказывался о жесткой связи между телом и душой:
«Между физической природой человека и его нравственными и умственными качествами существует столь тесная связь, что самый поверхностный наблюдатель не может не видеть ее». 3 «Нравственные болезни то же, что и физические: между ними есть заразительные, есть эпидемические, есть наследственные. Порок передается в иных семействах, как золотуха и чахотка. Большинство преступлений, причиняющих скорбь стране, вытекают из нескольких семейств, над которыми следовало бы учредить особый надзор и уединить их, подобно тому, как уединяют больных, в которых предполагают зародыш заразы». 4 Таким образом, Кетле определил свободную волю в достаточно узкие рамки социальных условий и физической природы человека.
Кетле начал разрабатывать теорию о склонности человека к преступлению. Он пытался на основе теории вероятностей вывести формулу, для математически точного расчета этой величины у каждого человека. 5 И хотя термин
«опасное состояние личности» впервые прозвучал на итальянском языке (pericolosita — его автором был Энрико Ферри, употребивший его в своей докторской диссертации, защищенной в начале 70-х гг. XIX в.), основы этой теории были заложены Адольфом Кетле.
В книгах Кетле можно найти и зачатки теории подражания Тарда («иногда источник преступления лежит в духе подражательности, в высшей степени присущей человеку и обнаруживающейся во всем»)’, и основы ставшей весьма популярной в XX в. теории стигмы («Вас удивляет число повторяющихся проступков, но вы сами порождаете их. Вы сначала клеймите, а потом требуете, чтобы опозоренные вами явились в своем прежнем блеске»). 2
Великому бельгийскому ученому удалосьне только приоткрыть густую завесу, наброшенную на тайну нашей социальной системы и на вечные принципы, управляющие ее судьбами, но и заложить основы многих криминологических теорий, развитых его последователями.
Криминология
Криминология – учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины – важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране). Учебная программа – важный, но не единственный аргумент в пользу знакомства с наукой о преступности. Каждый, кто хочет разобраться в политических и социально-культурных хитросплетениях общественной жизни, найдет немало оснований для того, чтобы раскрыть книгу, называющуюся «Криминология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 Криминология — как наука о преступности
Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо. Для авторитарного государственного руководителя преступность — это неповиновение подданных, то, что делает его власть менее прочной. Для представителей власти, выражающей интересы народа, преступность — препятствие к управлению обществом, фактор, отрицающий порядок, государственную безопасность, социальное благополучие и всеобщее благоденствие. Для простых людей преступность — это угроза их личной безопасности, источник страхов и тревог, бед и трагедий.
Достаточно лишь на мгновение представить, какой была бы жизнь, если бы не было преступности, чтобы понять, почему люди начали искать пути избавления от этого социального зла очень давно. Были на этом пути и находки, и неудачи. Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Чем больше людей считают законы соответствующими их интересам, тем ниже уровень преступности. По мнению древнегреческого мыслителя Протагора, справедливые законы народ защищает с такой же отвагой, с которой он обороняет стены родного города от врагов. Монарх древней Руси великий князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.
В то же время немало горячих голов полагали, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Наказания с их легкой руки приобретали не просто мучительный, но и публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, куда специально сгоняли народ, распятия и виселицы вдоль дорог. Появилось бессмертное изобретение человечества — тюрьма.
К числу исторических парадоксов можно отнести следующий факт: в то время как усиливалась жестокость мер реагирования на нарушения закона, благополучно росла и преступность. В Германии, например, в средние века казнили столько людей, что не хватало леса для виселиц и пеньки для веревок. Лес уничтожить удалось, а преступность — нет.
Небезынтересен и другой парадокс. Как свидетельствуют историки, наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.
По мере того, как преступность росла, а карательные меры оказывались бессильными воспрепятствовать этому, стала крепнуть догадка: одной лишь жестокостью с преступностью справиться нельзя, помимо жестоких карательных мер необходимы и иные способы воздействия на преступность. Постепенно такой подход стал обретать новых и новых сторонников.
Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, а как о целом пласте социальной жизни, отрицательной форме общественных отношений, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление.
Указанные идеи получили развитие, и в XVIII веке в устах Ч. Беккариа обрели форму императива: наказание за преступление не может быть признано справедливым, пока для предотвращения последнего не употреблены наилучшие средства, доступные нации при данных условиях.
Конечно, до полной реализации этого императива в социальной деятельности было далеко, но передовая общественная мысль совместно с общественной практикой приступили к поиску решений. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное направление. Так зарождалась та наука, о которой речь пойдет в данной книге.
Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen — преступление, и греческого logos — учение. Дословно — учение о преступлении, а в широком смысле — о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области научного познания следующие: криминология — учение о преступности и связанных с нею явлениях.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это деятельность по получению нового знания и одновременно ее результат (сумма полученных знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.
Как мы только что отметили, некоторые закономерности развития преступности были вскрыты тысячелетия назад. Когда же возникла криминология?
Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».
Наука не создается одним человеком. Потребности общества и социальная практика порождают, формируют и развивают научную мысль в течение длительного времени. Исторически можно лишь зафиксировать момент, когда люди начинают осознавать, что определенная наука — это реальность.
Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу — поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что и определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.
Криминология возникла как реакция на потребность общества в поиске эффективных мер избавления от преступности (или уменьшения ее общественной опасности).
Что же необходимо изучить, исследовать этой науке для того, чтобы найти действенные способы разрушающего воздействия на преступность? Что является предметом криминологии?
Прежде всего, сама преступность. Углубленные исследования данного феномена показали, что понять его сущность и природу очень и очень непросто, а без этого вряд ли можно надеяться на успех в противостоянии с социальным злом. Невозможно одержать победу над противником, не имея представления об этом противнике. Поэтому первым, важнейшим элементом предмета криминологической науки является преступность.
Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки и каковы перспективы развития.
Поскольку причины обусловливают преступление не непосредственно, а через личность человека, очень важным элементом предмета криминологии оказывается личность преступника.
Вскрытие причин преступности не означает их автоматического устранения. В большинстве случаев необходимы серьезнейшие исследования для того, чтобы найти эффективные и экономичные способы воздействия как на саму преступность, так и на ее причины. Поэтому меры разрушающего воздействия на преступность (предупреждения преступлений, борьбы с преступностью) также относятся к предмету криминологии.
Помимо указанных элементов, профессор В.В. Лунеев к предмету криминологии обоснованно относит методы криминологических исследований. Ни какая другая наука, за исключением криминологии, не будет разрабатывать специальные методики изучения и анализа преступности (в том числе и латентной), ее причин, личности преступника, эффективности мер предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность. Общесоциологические методики в отдельных случаях пригодны для этих целей, но они всегда требуют специальной адаптации к криминологическим задачам.
Таким образом, к предмету криминологии относятся:
— меры предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность;
— методы криминологических исследований.
Итак, криминология — это юридическая и социологическая наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника и организацию разрушающего воздействия на преступность.
Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.
Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:
Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.
Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:
— сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;
— возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;
— уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;
— осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.
Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:
1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с:
— изучением личности преступника иди правонарушителя;
— выявлением причин и условий преступлений;
— криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;
— разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;
— анализом эффективности мер предупреждения преступлений.
2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.
3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуацияловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.
4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.
5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.
6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии — помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.
7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость.
Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.
Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.
Криминология. Шпаргалка
В данной шпаргалке изложены основные вопросы и ответы по дисциплине «Криминология». Предложенный материал написан доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Шпаргалка предназначена для студентов юридических вузов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Статистика в криминологических исследованиях
Уголовная статистика — система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к изучению уголовно-правовых и криминологических явлений в целях отслеживания их закономерностей и разработки мер, противодействующих преступности.
Задачи уголовной статистики:
1) цифровая характеристика состояния и динамики преступности в абсолютных и относительных показателях, а также оценка практики борьбы с преступностью;
2) получение достоверной информации о регистрации преступлений и мер борьбы с ними;
3) определение тенденций изменения преступности и ее рецидива;
4) выявление особенностей по борьбе с преступностью.
Методы уголовной статистики:
1) статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка собранного материала;
3) вычисление обобщенных принципов;
4) качественный анализ общественных явлений.
Статистические наблюдение — организационный сбор информации о массовых процессах и явлениях, имеющих отношение к криминологическому исследованию.
Главная задача статистического наблюдения в области преступности — регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, выступающих в качестве единиц его совокупности в соответствующих документах учета.
Статистическая сводка — научная обработка материалов статистического наблюдения, сведение отдельных единиц в различные совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков.