в чем заключается задача маркетолога
Профессия: маркетолог
Чем занимаются маркетологи, какие навыки нужны и какое будущее у этой профессии
Кто такой маркетолог и чем он занимается
Маркетолог — это человек, который отвечает за правильный ввод продукта на рынок, его продвижение и позиционирование. Суть этой профессии хорошо отражает модель четырёх «пи» (4P), которая включает четыре основных «столпа» маркетинга.
Продукт (product) — товар или услуга, ассортимент, качества и свойства этого товара, его дизайн, эргономика; согласно маркетинговой теории, продуктом может быть всё что угодно, в том числе люди и идеи.
За эти четыре основных направления и отвечает маркетолог.
Виды маркетологов
Корпоративные маркетологи
Для крупных компаний характерна, с одной стороны, узкая специализация, а с другой — поощрение ротации и горизонтальная карьера, то есть перемещение специалиста из одного отдела в другой для получения нового опыта и знаний. Задача маркетолога крупной корпорации — обеспечивать достижение необходимых коммерческих и брендовых KPI (key performance indicators) и реализацию бренд-стратегии.
В международных корпорациях чаще всего работает 2 вида маркетологов:
бренд-менеджеры — занимаются всем вышеперечисленным, а также могут отвечать за наполнение портфеля корпорации: какие товары оттуда убрать, какие добавить, как его позиционировать, где размещать для продажи;
трейд-маркетологи — занимаются тем, что происходит в торговых точках, следят за динамикой продаж (как она меняется в зависимости от цены, позиционирования, расположения товара), организовывают промоакции и разные программы неценового продвижения: конкурсы, розыгрыши призов, рекламные акции, например «Купи зубную пасту и выиграй айфон!».
Интернет-маркетологи
В небольших компаниях понимание работы маркетолога может быть различным, на него могут возлагаться разные задачи. Чаще всего востребован интернет-маркетинг.
Интернет-маркетологи специализируются на продвижении товара в интернете. В небольших компаниях они, как правило, сами занимаются настройкой контекстной рекламы, разбираются в том, как продвигать товар с помощью таких инструментов, как «Яндекс.Директ» или Google.Adwords. К интернет-маркетологам порой относят и SMM-менеджеров, то есть специалистов по продвижению продукта в социальных сетях.
Маркетинговые аналитики, ресёрч-менеджеры
Занимаются сбором данных, необходимых для создания стратегий, а также проводят маркетинговые исследования. Есть, например, крупная исследовательская компания «Нильсен», оно на постоянной основе собирает данные от всех крупных ритейлеров, проводит оценку мелких и составляет общую картину, что творится на рынке, кто лидер, а кто нет, у кого лучше продаётся товар. Маркетологи-исследователи используют в своей работе математические и статистические методы, базы данных.
Маркетологи-практики пользуются маркетинговыми исследованиями для разработки собственных стратегий продвижения и позиционирования товара, определения его целевой аудитории.
Где учат на маркетолога
Строгого набора направлений обучения и специальностей нет. Среди бренд-менеджеров чаще всего можно встретить выпускников направлений «Экономика» и «Маркетинг».
Для успешного освоения профессии, однако, важна не только теория, но и практика. У будущих маркетологов, как правило, есть возможность подрабатывать по специальности начиная с 3-4 курса. Молодых специалистов без диплома охотно берут небольшие компании и рекламные агентства. Для студента это прекрасная возможность набраться опыта и попробовать себя в разных направлениях рекламы и маркетинга.
Кроме того, ещё на студенческой скамье важно участвовать в конкурсах кейсов, подавать заявки на летние стажировки крупных компаний.
Следующая возможная ступень после вуза — менеджерские программы крупных компаний и корпораций. В зависимости от компании программы предполагают две или три ротации, то есть перемещения в разные отделы — логистики, маркетинга, продаж. Длительность программы — в среднем 1,5 года, но бывают и программы, рассчитанные на 2,5, а то и 3 года. Иногда участники менеджерских программ получают возможность поработать в другом городе или даже стране.
Как я стал маркетологом
Мне кажется, в 16–17 лет довольно сложно выбрать будущую профессию, ведь в этом возрасте недостаточно жизненного опыта и нет ясного представления о реальной работе. Однако определиться с направлением вполне реально, если хотя бы приблизительно оценить свои склонности, сильные и слабые стороны, интересы.
Выбирая вуз, я ориентировался преимущественно на его место в рейтинге. Хотел уехать учиться в Москву или в Санкт-Петербург. В итоге я поступил в НИУ ВШЭ на направление «Реклама и связи с общественностью». По итогам могу однозначно рекомендовать этот вуз школьникам, которые интересуются экономическими профессиями. Во-первых, здесь дают очень хорошую гуманитарную базу, а во-вторых, очень много внимания уделяют практике: у студентов есть возможность ещё до получения диплома получить реальное представление о том, чем занимаются специалисты той или иной профессии.
На третьем курсе нам преподавали дисциплину «Медиапланирование». Медиапланнеры занимаются планированием рекламных кампаний товаров и услуг посредством медианосителей, то есть определяют, в какой период и с какой частотой целевая аудитория будет видеть, слышать или читать рекламное сообщение.
Занимаясь медиапланированием, я познакомился с миром FMCG — от английского fast moving consumer goods (товары повседневного спроса). Это товары, которые покупают обычные потребители для своих нужд и которые быстро используются и требуют замены. В нашей стране их ещё называют «товары широкого потребления». Увидев, какие широкие возможности открывает работа в этой сфере, я решил сменить специализацию. Мне удалось попасть на менеджерскую программу компании L’Oreal, которая предполагала две ротации — в отделе продаж и в отделе маркетинга. Сначала я попал в отдел, который занимается работой с ритейлерами, а потом 9 месяцев работал в отделе маркетинга, после чего устроился в компанию «Колгейт-Палмолив» на должность младшего бренд-менеджера, где сейчас и работаю.
Чем занимается бренд-менеджер крупной корпорации
Разрабатывает стратегию позиционирования и продвижения товара. Представляет интересы локального рынка перед отделами, ответственными за разработку продукта, даёт рекомендации, по какой цене, где и как его лучше продавать. Например, компания производит какой-либо продукт, который маркетолог рекомендует продавать только в аптеках, потому что если его поставить на полку в обычном супермаркете, продукт перестанет восприниматься как высокотехнологичный и «экспертный». Когда у покупателей закрепляется такое представление о продукте, места его продаж могут расширяться, поскольку на имидж продукта это уже не повлияет.
Организует рекламные кампании. Бренд-менеджеры крупных компаний обычно не занимаются настройкой рекламы, их работа — сформировать запрос для рекламных агентств, которые непосредственно занимаются созданием и продвижением рекламного продукта, и дать свои рекомендации.
Адаптирует рекламные материалы для российских реалий. Материал присылают из «головной компании». Это может быть простой перевод рекламных материалов или полная их переделка, например, пересъёмка клипа в интерьерах, близких российскому потребителю.
Решает смежные задачи с другими отделами компании. Он общается с отделом логистики, чтобы знать, как скоро продукт придёт, занимается обновлением информации на упаковке продукта. Идёт работа и с отделом продаж — бренд-менеджер должен обеспечивать его качественными «продающими историями», то есть аргументами в пользу того, чтобы продукт был заведён в ту или иную торговую сеть.
Работает над построением бренда. Его задача — обеспечить нужную динамику брендовых показателей (имиджевых, коммерческих, финансовых).
Какие качества и навыки нужны маркетологу
Умение работать с большими объёмами информации, анализировать. Многие думают, что для маркетолога как-то особенно важна креативность, способность придумывать какие-то необычные рекламные ходы, сюжеты роликов и тому подобное. На самом деле, маркетолог должен уметь принимать идеальные решения на основе всей той информации, которая у него есть, быть хорошим аналитиком.
Многозадачность. Бренд-менеджер в течение дня может решать вопросы, связанные с логистикой и с продажами, согласовывать креативные макеты, участвовать в воркшопе по созданию большой идеи и работать над упаковкой.
Стрессоустойчивость. Как правило, у маркетолога всегда много работы, он координирует деятельность многих людей и вынужден постоянно решать внезапно возникающие проблемы, исправлять ошибки и недочёты. Кроме того, в международных компаниях примерно два раза в год случается визит вышестоящего начальства из головной корпорации, к которому все готовятся в авральном режиме, и без стрессоустойчивости тут не обойтись.
Умение общаться с людьми. Важны все коммуникативные навыки — умение слушать, умение доносить свою мысль до окружающих, договариваться, находить компромиссные решения, работать в команде, руководить и подчиняться в зависимости от ситуации.
Понимание современных тенденций. Маркетолог просто обязан улавливать существующие культурные коды, тонко чувствовать дух времени, знать, какие тенденции возникают в профессиональной среде, чтобы предлагать соответствующие им стратегии продвижения.
Карьера, график работы, зарплата
Карьера. Горизонтальная карьера в крупной компании предполагает переход из одного отдела в другой. Крупные корпорации активно внедряют этот вид карьеры среди своих сотрудников. Один и тот же человек может работать в отделе логистики, оттуда перейти в маркетинг, оттуда — в продажи. Это помогает компании снизить текучку кадров, а сотрудникам — решать новые интересные задачи, получать новый опыт и избежать профессионального выгорания.
Вертикальная карьера маркетолога в крупной корпорации может начаться с участия в менеджерской программе или с должности специалиста (иногда — младшего бренд-менеджера). Следующая ступенька — просто бренд-менеджер, затем старший, тимлид и так далее, в зависимости от особенностей конкретной структуры. Вершиной карьеры маркетолога может стать и должность генерального директора корпорации.
График работы. Девятичасовой рабочий день (с 9:00 до 18:00 или с 10:00 до 19:00), но могут быть исключения в виде ивентов. На самом деле, никого обычно не интересует, во сколько ты пришёл и ушёл, главное — чтобы проекты завершались в срок. В целом, переработки — вполне нормальное явление.
Профессия маркетолога теоретически позволяет работать удалённо, но есть множество вопросов, которые гораздо удобнее решать, находясь в одном здании с коллегами.
Зарплата. Зависит от места работы. Участник менеджерской программы крупной корпорации получает от 60 до 100 тысяч рублей, младший бренд-менеджер — от 90 до 120 тысяч рублей, бренд-менеджер — от 130 до 170 тысяч рублей.
Маркетологи в небольших компаниях могут зарабатывать поменьше, но, с другой стороны, подход к зарплатам в этом секторе бывает более гибким.
Примечание редакции: средняя зарплата маркетолога в Москве примерно 83–94 тысяч рублей. Минимальные предложения для молодых специалистов начинаются от 25–35 тысяч рублей. Больше всего получают GR-менеджеры — в среднем 125 тысяч рублей, за ними следуют бренд-менеджеры — 103 тысячи рублей и работники в сфере торгового маркетинга — 98 тысяч рублей. Средняя зарплата ивент-менеджера в Москве — 89 тысяч рублей, специалиста по маркетинговым исследованиям — 87 тысяч, SMM-менеджера — 82 тысячи рублей.
Будущее профессии
Есть основания верить, что профессия маркетолога не только не устареет в будущем, но станет более актуальной: возникнут новые направления, пути и способы анализировать потребительскую активность покупателей, их предпочтения, появятся новые возможности продвижения продукта. Уже сейчас внедряются технологии нейромаркетинга, когда информация о реакции потребителя считывается напрямую из его мозга.
В мире растёт интерес к маркетингу, к различным способам продвижения товаров и услуг. Всё больше компаний хотят не просто привозить и реализовывать товары, а строить бренды — нематериальные активы, обладающие реальной ценностью. Если смотреть шире, то маркетинг нужен не только крупным корпорациям и небольшим бизнесам, но и отдельным людям, которые хотят продвигать свои товары и услуги и таким образом зарабатывать. Это направление будет развиваться и видоизменяться.
Кто такой маркетолог, чем он занимается, сколько зарабатывает и как стать маркетологом
Современный бизнес немыслим без маркетинга. Поэтому «правит бал» не изобретатель или технолог, а маркетолог. Кто такой маркетолог, какие задачи он выполняет, сколько зарабатывает, как стать маркетологом и где найти работу — узнайте из этой статьи.
Маркетолог — кто это?
Кто такой маркетолог? Говоря простыми словами: это специалист, который исследует спрос и предложение на рынке товаров или услуг, а также занимается сбытом продукции компании.
Вспоминая Остапа Бендера, можно сказать, что маркетинг — это» один из способов относительно честного отъёма денег».
Отсюда задача маркетолога — заставить клиента купить товар (или услугу), который ему на самом деле не нужен.
В современном обществе потребления главная задача бизнеса — не произвести товар, а найти на него покупателя.
История маркетинга
Считается, что впервые практические основы маркетинга начал применять в 1690 году японский торговец Мицуи. В своём магазине он не стал продавать товары, имеющиеся в наличии, как это делали все его конкуренты. Сначала он расспросил покупателей, что они хотели бы купить и именно этими товарами наполнил свой магазин. Кроме того, господин Мицуи предоставлял на свой товар гарантию и с завидной регулярностью расширял ассортимент, основываясь на пожеланиях и опросах покупателей.
Первые маркетологи – это посыльные, которых торговцы отправляли в города и сёла с целью разузнать, какие товары необходимы населению. Так обычные работники занимались анализом рынка и покупательского спроса.
Российские предприниматели начали использовать маркетинговые инструменты только с 1880 года. Маркетологами в то время выступали сами владельцы предприятий. Они продвигали свою продукцию с помощью выпуска печатной и настенной рекламы, а также участвовали в выставках и ярмарках.
Из истории маркетинга
Впервые профессии маркетолога стали обучать в 1901 году. Поэтому принято считать, что маркетинг зародился в США в начале XX века.
В советское время маркетинг заменила плановая система производства и распределения товаров, когда предложение формировалось не на основе спроса, а на основе умозаключений членов КПСС из министерств и ведомств. Это и стало причиной всеобщего дефицита.
С переходом на рыночную экономику росло количество товаров, и предприниматели начали борьбу за внимание потребителей.
Специалисты изучали спрос на товар, конкурентов, ценовую политику. Затем, исходя из этих данных, составляли план по сбыту продукции. С ростом экономики профессия оказалась крайне востребованной и стала стремительно развиваться. Если в 1998 году всего 20% предприятий имели в штате маркетолога, то к началу 2001 года – уже 60%.
Чем занимается маркетолог?
Профессия маркетолог подразумевает решение очень широкого круга задач, в том числе:
В более широком смысле в основные обязанности маркетолога в современных компаниях входит:
Достаточно обширный перечень обязанностей маркетолога требует от человека хороших аналитических навыков, критического мышления, умения творчески мыслить, а также иметь организаторские способности.
Видео: Маркетолог 80 уровня — Начало: что делает маркетолог?
Сколько зарабатывает маркетолог?
Заработок маркетолога зависит от того, как и на кого он работает. Наёмный маркетолог увеличивает прибыль компании и получает долю этой прибыли. Но работать он может и на себя, получая все 100% прибыли. Есть по меньшей мере 9 способов заработка маркетолога.
Варианты заработка маркетолога
1. Штатный маркетолог компании
Работая в штате, маркетолог может рассчитывать на заработок 50 — 100 тысяч рублей плюс премии.
Пример заработка штатного маркетолога по данным hh.ru
Однако, работая на одну компанию, маркетолог ограничен в заработке и велик риск остаться без работы.
2. Работа в агентстве
От маркетолога в агентстве требуются те же способности, но обычно приходится вести сразу несколько проектов.
Пример возможного заработка маркетолога в агентстве по данным hh.ru
Маркетологу в агентстве проще совмещать работу с несколькими клиентами, особенно если проекты похожи. Его заработок зависит от активности, а риск остаться без работы ниже.
3. Продажа отдельных услуг
Малый бизнес не всегда может позволить себе маркетолога на полный день. Поэтому он может продавать отдельные услуги, например:
Каждая из этих услуг может стоить от 5 000 до 30 000 рублей, а доход за месяц может составить 50 тысяч рублей и выше.
4. Арбитраж трафика
Арбитражник — это маркетолог, работающий на себя или в составе небольшой команды. Основан арбитраж трафика на процентах с продаж (лидов). Заработок арбитражника может превышать сто тысяч рублей в месяц и выше.
Однако этот вид заработка требует немалых вложений в закупку трафика и несёт риск «уйти в минус».
5. Консультирование
Заработок на консультациях бизнесменов и начинающих маркетологов основан на личном бренде, создание которого требует немало времени и сил.
«Раскрученный» консультант-маркетолог может брать более 20 тысяч рублей за часовую консультацию в Skype или Zoom. Менее «звёздные» специалисты берут 3-5 тысяч в час.
Заработок маркетолога на консультациях зависит от количества клиентов — это тоже работа маркетолога.
6. Обучение других специалистов
Набравшись опыта на консультациях, маркетолог может продавать обучение в виде видеокурсов, тренингов, организовать свою Школу маркетинга и т.д.
Доход с одной продажи обучения может быть невелик, но продаж может быть много. Например, курс за 5 000 рублей грамотный маркетолог может продать 500 раз в месяц, получив доход до 2,5 млн. рублей. Накладные расходы в инфобизнесе невелики и можно привлечь большое количество партнёров, работающих за процент с продаж.
7. Проведение живых мероприятий
«Живые» мероприятия (конференции, мастер-классы, корпоративные тренинги) — ещё один достойный способ заработка маркетолога. «Раскрутив» личный бренд, специалист пользуется доверием большого количества клиентов, готовых оплатить его труд.
Например, Дмитрий Румянцев, организатор и спикер конференций, собрал на Sold Out около 1500 участников, заплативших за входной билет по 10 000 рублей.
8. Создание собственного агентства
Развив навыки руководителя, маркетолог может открыть собственное агентство, перейдя от личного выполнения заданий к управлению командой специалистов.
Открытие агентства требует немалых вложений, в том числе в рекламу. А доход сильно зависит как от личных качеств руководителя, так и навыков его подчинённых.
9. Открытие собственного бизнеса
Рано или поздно у опытного маркетолога возникает вопрос: «А зачем работать на других, получая только чать дохода, который я им приношу, если можно работать на себя?»
Следующим шагом может стать открытие собственного бизнеса, в который маркетолог вкладывает все свои знания, опыт и сбережения.
Конечно, получается не у всех, но из маркетологов иногда вырастают владельцы крупных компаний и успешных стартапов.
Назвать даже примерный доход от собственного бизнеса невозможно, но в качестве примера стоит привести успехи Илона Маска.
Как стать интернет маркетологом?
Есть два способа стать маркетологом: путём самообразования или получить специальное образование.
Самообразование
Первый способ дешевле и быстрее. Необходимо прочитать десятка два книжек по разным областям маркетинга, посмотреть обучающие ролики на Ютубе, пройди бесплатный курс в Яндекс.Практикуме и т.д.
Однако нельзя забывать, что любые «бесплатности» (пробники) — это одна из маркетинговых стратегий продажи платных товаров и услуг.
Самообразование через книги по маркетингу
ТОП25 книг по маркетингу
Минус этого способа обучения маркетингу в том, что мало кто доверит самоучке маркетинговые процессы своего бизнеса — уж очень велики могут быть убытки от работы человека, не имеющего практики.
Где учиться на маркетолога?
Второй способ — получить профессию маркетолога в ВУЗе очно или онлайн.
ВУЗы, где можно получить профессию маркетолога очно:
Заочно, не выходя из дома, можно получить профессию маркетолога, например, в Онлайн-университете востребованных профессий Skillbox.
Где получить профессию маркетолога
Здесь можно получить 24 профессии (на начало 2021 года) по различным областям маркетинга:
Кроме дипломов и сертификатов Университет помогает выпускникам в трудоустройстве через свой Центр карьеры.
Как правило, первые 3 месяца обучение — бесплатно.
В Университете можно пройти 42 курса, чтобы быстро «подтянуть» свои знания, освоить конкретный навык или инструмент.
Кроме того, Университет ежедневно проводит множество бесплатных вебинаров, расписание которых можно посмотреть здесь.
Видео: Как стать маркетологом? | Профессия маркетолог
Вакансии маркетолога
Найти работу маркетологом можно на многочисленных сайтах, публикующих вакансии:
Найти как единичные заказы, так и постоянных клиентов маркетолог может на сайтах фрилансеров, например:
Пример сайта фрилансеров с задачами для маркетолога
Опытный маркетолог может зарабатывать как минимум девятью разными способами, но новичку лучше начинать с малого — обучения основам профессии. Заложить надёжный фундамент профессии маркетолог поможет курс «Профессия Performance-маркетолог»
Для чего маркетологу должностная инструкция
Должностная инструкция используется работодателями в целях:
Маркетолог — специалист, осуществляющий анализ рынка и во многом определяющий перспективы роста бизнеса. Решение поставленных перед ним задач в большинстве случаев требует доступа к необходимой информации, а также активного взаимодействия с другими сотрудниками фирмы. Оба механизма могут быть регламентированы посредством должностной инструкции маркетолога.
Трудовая дисциплина также важный аспект работы маркетолога. Дело в том, что специалист данного профиля может иметь широкий круг полномочий (по представлению интересов фирмы в ходе взаимодействия с другими организациями, получению доступа к конфиденциальным данным и т. п.). Нарушения в рамках соответствующих направлений деятельности маркетолога недопустимы, а потому ответственность за них желательно закрепить в локальном правовом акте, которым может быть инструкция.
Изучим, какой может быть ее структура.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и скачайте образец трудового договора с маркетологом, составленного экспертом с учетом всех нюансов трудового законодательства.
Структура должностной инструкции специалиста по маркетингу
Как и большинство должностных инструкций для других позиций в штатном расписании российских фирм, типичная должностная инструкция маркетолога будет состоять из следующих основных разделов:
Рассмотрим, какие формулировки могут быть включены в каждый из них.
Ключевые формулировки инструкции
В разделе «Общие положения» должностной инструкции маркетолога может устанавливаться:
В разделе «Должностные обязанности» можно зафиксировать:
Что касается раздела о правах маркетолога, в нем можно отразить право работника:
В разделе об ответственности работника указывается:
Где скачать должностную инструкцию маркетолога
Загрузить должностную инструкцию маркетолога вы можете на нашем портале. Для скачивания доступен документ, соответствующий структуре, рассмотренной нами в статье.
Итоги
Деятельность маркетолога, как и любого другого специалиста, отвечающего за разработку стратегии продвижения бизнеса и рост продаж, предполагает строгую регламентацию решения задач в рамках трудовой функции. Данная регламентация может быть осуществлена и юридически закреплена посредством должностной инструкции.
Ознакомиться с образцами инструкций для других должностей вы можете в статьях: