в чем заключается взаимосвязь науки и образования
Образование и наука
Наука и образование взаимозависимы: наука дает образованию содержание и определяет способы формирования личности в процессе обучения и воспитания; образование обеспечивает науку творческими личностями, способными посвящать свою жизнь поиску истины. Следует подчеркнуть, что во многом проблемы образования являются общими во всем мире: они связаны с поисками методов и средств, обеспечивающих эффективность образования, формирования мотивации к образованию, определению связи обучения и воспитания, обучения и образования и т. д. Обсуждение проблем образования имеет давнюю историю: оно начинается в античности и продолжается сегодня. Можно сказать, что образование принадлежит к числу вечных проблем, непосредственно связанных с пониманием особенностей науки и человека.
В психологии советского периода сложилось особое направление, которое в рамках так называемого деятельностного подхода вскрывало механизмы формирования сознания, в соответствии с принципом единства сознания и деятельности: «Строение сознания человека закономерно связано со строением его деятельности», — подчеркивал известный психолог А. Н. Леонтьев (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 68). Данный подход недооценивает роль самого человека, потенциал его внутренней организации. Известный русский психолог С. Л. Рубинштейн, возражая против абсолютизации роли деятельности в развитии человека, подчеркивал: «. процесс развития способностей человека есть процесс развития человека, а не вещей, которые он порождает, поскольку способности не проецируются в человека из вещей» (Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 277).
Альтернатива классическому образованию — гуманизирующее образование, по выражению Л. А. Микешиной «возвращение субъекта в образование». Необходимым условием гуманизации образования должно быть понимание человека как целостного существа, рациональность которого предполагает участие рассудка и разума, сознательного и бессознательного, эмоционального и волевого аспектов, каждый из которых индивидуально неповторим и в то же время является всеобщей принадлежностью каждого индивида. Образование должно опираться на факторы внутреннего порядка — природные задатки, мотивацию, степень овладения культурой, влияние повседневности, которая становится «второй натурой». Оно предполагает развитие в человеке общечеловеческих качеств, расширение пространства человечности при сохранении его неповторимой индивидуальности. В то же время образование призвано высветить, проявить внутренние механизмы творчества, обусловленные наличием у человека особых природных задатков. С. Л. Франк подчеркивал, что всякий человек потенциально хоть в малой степени — творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в работу свою личность, творит в этом смысле по вдохновению, и различие между ремесленником и художником относительно. Но мотивация к труду не рождается из педагогического насилия, а является порождением особых личностных качеств, призвания. М. Моритани подчеркивал, что в Японии, стране групповой психологии, ни частные предприниматели, ни правительственные организации не приемлют лишнего риска и не позволяют личности взять на себя ответственность за неудачу, в то время как стране нужны творческие люди. Но особенно критически Моритани относится к системе образования. Его оценки весьма показательны: «Японии нужны те, кто готов полностью посвятить себя долгим и одиноким рискованным восхождениям по непроторенным путям. Таких людей, по-видимому, не удастся найти среди студентов-отличников. Существует реальная опасность того, что подобные индивидуальности пополнят ряды отринутых действующей системой образования» (Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986. С. 139). Автор подчеркивает, что «экзаменационный ад» вступительных и иных экзаменов, зубрежка и муштра не способствуют формированию талантливых исследователей.
Слово «образование» — однокоренное со словами «образец», «образ». Образованный человек являет собой особый лик культуры, которая предстает перед человеком как область смыслов, опредмеченных в результатах человеческой деятельности. Культура и есть образ человеческого мира — духовного и повседневного, в процессе образования она предстает как образец поведения, как система символов, знаков, смыслов. Образование преобразует базовые операции познания, формы восприятия и представления (репрезентации) способы осмысления и понимания (интерпретации), характер проявления эмоциональноволевой и интуитивно-образной сторон психической жизни человека. Не случайно и в процессе обучения и воспитания, и в процессе профессиональной деятельности мы сталкиваемся с противоположностью «обученного» и «образованного» человека. Обученность означает наличие знаний и умений, которые формировались усилиями педагогов, а образованным человек становится в процессе самообразования. Человек — существо, которое создает себя и мир, в котором он живет. Он свободен выбирать внешние влияния и принимать их согласно внутренней логике своей неповторимой, ни на кого не похожей индивидуальности
В современном образовании необходима ориентация на формирование личности, способной интерпретировать, осмыслять, оценивать социальный мир как «выразительное и говорящее бытие» (М. М. Бахтин). «Задача заключается в том, чтобы вещную среду, воздействующую механически на личность, заставить заговорить, т. е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей (в том числе творящей) личности» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 365-366). Культура имеет собственный язык, являющийся носителем знаний, ценностей, смыслов. Средства культурной коммуникации включают в себя не только язык межличностного общения, но и языки науки, политики, пропаганды, управления, религии. Сюда входят также невербальные средства культурной коммуникации — жесты, мимика, одежда, ювелирные украшения, прическа, рубцевание и татуировка ит. п. Культурная предметность — результат осмысленной деятельности, и каждый элемент культуры является носителем смысла, а в культуре в целом запечатлены надежды и разочарования, знания и сомнения, страдания и раДости многих поколений людей. Этим объясняется значимость культуры для общества, утрата ценностей которой прерывает связь поколений, отбрасывает общество назад, неся угрозу его существованию.
Социокод — внебиологическОе, независимое от сроков жизни индивида средство кодирования, хранения и трансляции любой социальной информации, глубинное, практически не изменяемое ядро цивилизации и культуры, воспроизводящееся в течение тысячелетий и определяющее их генезис и развитие. Предположение о некотором социокоде, который, подобно генетическому коду, воспроизводит свою цивилизацию, независимо ни от каких потрясений и изменений в обществе, было выдвинуто талантливым философом, науковедом и теоретиком культуры М. К. Петровым. Смысл его культурологической концепции состоял в анализе ментальности населения определенного ареала, изменения в которых рассматривались через механизм передачи и преобразования нового знания. Способность всякого общества к сохранению его преемственного существования М. К. Петров усматривал в механизме социальной наследственности, которая обеспечивается деятельностью (пример, показ, ритуал т. п.), и знаком, выполняющим функции «социального гена», способного фиксировать и хранить значение. Знаковая форма существования культуры интерсубъективна, надличностна и вневременна, она есть знание, понятое как обобщенная запись видов социально необходимой деятельности и создающая ментальность. Функционирование социокодов обеспечивается тремя видами общения: коммуникацией, трансляцией и трансмутацией. Особое место в социальном кодировании принадлежит языку межличностного общения. Все формы передачи социального опыта взаимосвязаны, но в различных цивилизациях представлены в особых соотношениях: с преобладанием ритуальных форм либо вербальных (словесных), или в форме общинной, или семейной традиции. Разные социокоды обусловливают и разные социокультурные типы и различия в образе жизни. Наглядно-образные формы передачи социальной информации характерны для цивилизаций традиционного типа. Несмотря на их архаичность, они достаточно подвижны, способны накапливать значительные массивы знания. Тем не менее иероглифическое письмо и наглядно-образный язык мало «приспособлен к научным схематиз- мам и высокого уровня абстракциям, характерным для науки. Не случайно интеллектуальная элита этих стран формируется в европейских университетах.
Культура европейского типа в качестве носителя и транслятора информации использует универсальный логико-понятийный язык, способный выразить логически стройное, упорядоченное представление о картине мира. Способность к обобщениям, абстрагированию, создание на базе естественного языка искусственных языков различных областей знания — важнейшие особенности европейского социокода.
Согласно гипотезе «лингвистической относительности» Сепира— Уорфа, познание реального мира, в значительной степени бессознательно, строится на основе языковых норм данной литературной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения. Структура языка, языковые нормы в той или иной мере детерминируют саму понятийную систему образования мысли, мировоззрение людей, пути восприятия действительности или фактов действительности. Уорф определял влияние семантики и языковых норм на познавательную сферу людей как новый принцип относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или, по крайней мере, соотносительности языковых систем. Как видим, данная концепция усматривает именно в языке первопричину если не всех, то многих явлений внелингви- стического характера. Мышление, поведение, мировоззрение людей лингвистически детерминированы. Почему? Каждый конкретный язык содержит в себе определенный «микрокосм». Мысль формируется в особой системе значений знаков языка, а определенные лингвистические модели, обусловливающие способы употребления знаков, детерминируют и процесс кодирования, и процесс восприятия любой культурной информации.
А теперь зададимся вопросом, всякий ли язык способен кодировать данные современной науки, её терминологию? Ответ может быть только отрицательным. Характерно, что проводившиеся исследования российских ученых показали, что дети чукчей, эвенков, обучающиеся в школах-интернатах и не говорящие на русском языке, с трудом
осваивают научную информацию, даже если делаются попытки передавать ее на родном языке. Это связано с тем, что понятийный аппарат науки не согласуется с языком этих народностей и не содержит понятий, способных аутентично заменить понятия, передаваемые русским языком. А дети, владеющие русским языком наряду с родным, свободно овладевают научными знаниями, преподаваемыми в школе. Это показывает реальные трудности образования и распространения научных знаний, имеющиеся в различных регионах мира.
Как элемент культуры наука участвует в образовательном процессе, обеспечивая его не только содержательно, но и обоснованными методическими, психологическими и другими рекомендациями. Под влиянием науки наращивается процесс секуляризации, и религиозномифологические представления уступают место научному мировоззрению.
4. Культура и формирование стиля научного мышления
Стиль — это совокупность устойчивых, повторяющихся, черт отличительных особенностей мышления, поведения и приемов деятельности человека. Стилевое единство и качественная определенность обнаруживается и в продуктах человеческой деятельности. Стиль научного мышления проявляется в речи, языке, коммуникации, формируется стихийно, и неявно принимается большинством членов научного сообщества. Господствующий стиль обладает мощной силой социокультурной принудительности. Начнем с того, что уже с момента своего появления на свет ребенок осваивает язык, в лексике которого преобладают слова, выражающие наиболее важные для индивида и сообщества в целом события, связи, отношения и потребности. Кроме того, регуляция деятельности осуществляется путем формирования разветвленной системы норм, регламентирующих практически все проявления жизнедеятельности индивида. Поэтому нормы создают тот социальный каркас, ту границу, в пределах которой происходит общение и взаимодействие людей. Нормы создают и соответствующие ролевые ожидания, и стремление соответствовать этим ожиданиям. Поведение человека является предсказуемым и в значительной мере стандартизованным. Что же отличает людей, их действия и поведение? Каждый индивид обретает собственный опыт, обладает неповторимыми особенностями своего характера, психики, моторики. У него вырабатывается индивидуальный стиль. По аналогии можно говорить о стиле поведения определенной группы, в том числе и профессиональной группы. Соответственно, в науке, в среде ученых также вырабатывается свой стиль поведения и мышления. Так или иначе, именно культура и цивилизация благодаря вырабатываемым в их контексте нормам обусловливает и стиль поведения и деятельности. Не случайно выдвижение науки в центр общественной жизни и культуры сопровождается формированием особого языка и стиля общения и поведения: кибернетический стиль мышления сегодня охватил своим влиянием даже старшее поколение, а терминология виртуалистики выступает как «универсальная отмычка» к характеристике продукции современных СМИ.
Стиль оказывает большое влияние на характер научного мышления, хотя его влияние неявно и, как правило, не осознается ученым, скрыто от него. В понимании механизмов формирования стиля научного мышления имеются различные точки зрения. Так, JI. А. Микешина определяет стиль научного мышления как «исторически сложившуюся, устойчивую систему общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которыми руководствуются исследователи в данную эпоху» (Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. С. 345). В качестве таких нормативов автор называет требования к описанию, объяснению и предсказанию как в процессе научного творчества, так и в конечных результатах познания. В этом понимании имеет место тенденция к отождествлению стиля научного мышления и метода исследования, который, несомненно, влияет на формирование стиля научного мышления, но не сводится к нему. Подчеркнем, что JI. А. Микешина пытается развести понятия стиля и метода научного мышления: «Стиль научного мышления отличается от метода по масштабу проявления и по времени функционирования. Метод в значительной мере варьируется в зависимости от задачи, стиль же сохраняется при переходе от одной познавательной задачи к другой. Стиль проникает во все области знания, «окрашивая» его определенным образом, тогда как методы носят частный характер; стиль проявляется и функционирует через методы, а методы в определенной степени детерминируются стилем мышления, хотя, как известно, и не только им» (Там же. С. 347).
В чем заключается взаимосвязь науки и образования
Подробное решение параграф § 13 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
2. Каковы основные черты большой науки?
Основными чертами большой науки являются:
— универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);
— безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);
— дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Какова роль образования в современном обществе?
Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.
Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 13. Наука и образование
Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
В 8 классе вы уже знакомились с понятиями, вынесенными в заголовок параграфа. В главе «Человек в обществе» рассматривались особенности такого вида деятельности, как научное познание. Полученные знания помогут вам продвинуться дальше в понимании таких важнейших областей современного общества, как наука и образование, осознать их глубокую и неразрывную связь.
Наука и её функции в обществе
Напомним, что понятие «наука» используется в нескольких значениях. Прежде всего под наукой понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. (Вспомните, какие признаки отличают научное знание от других видов знания.)
Наука как система знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, естествознание охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др. Обществознание объединяет историю, социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки.
Если сделать акцент на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.
Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний вы изучаете на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии.
Более сложными являются отношения науки и религии. Из курса истории вы знаете, что были времена, когда, к примеру, католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Жёстко противопоставлять науку и религию вряд ли правильно. Отметим хотя бы тот факт, что среди учёных, даже естествоиспытателей, немало людей верующих, а также тех, кто отмечал большую роль религии в жизни человека и общества. Так, выдающийся отечественный учёный В. И. Вернадский (1863—1945) писал, что он чувствует религию «как глубочайшее проявление человеческой личности». Вместе с тем многие учёные считают религию заблуждением.
Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Институты, как вы помните, оформляют ту или иную деятельность людей, придают ей устойчивый порядок, поддерживаемый определёнными нормами. Наука в качестве социального института начала оформляться довольно давно. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.
Вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке, как уже отмечалось, — важнейшая задача науки. При этом аппарат науки (методы исследования, система научных понятий и выводов) даёт возможность учёным прогнозировать развитие явлений, определять направления прорывов, а также возможные риски и опасности.
Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения. Очевидно также, что человек, взгляды которого носят исключительно донаучный характер или основаны только на личном повседневном опыте, вряд ли может считаться сегодня культурной личностью.
Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры). Техническое освоение научных открытий составило суть научно-технической революции.
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов; при поддержке образовательной системы.
Современная наука
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» учёные характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени.
Приведём некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. учёных, в конце века — свыше 5 млн, в 2009 г. их число составило более 7 млн человек. Около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Всё больше средств государства выделяют на развитие науки. В среднем в мире этот показатель составляет 1,7% валового национального продукта.
Современная наука сохраняет свою универсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, её взаимодействие с другими областями культуры.
Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние науки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества.)
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, — важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
Признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В её научных подразделениях трудятся около 60 тыс. человек. Создаются новые научные центры, например Сколково. Научно-технический прогресс (НТП) во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, к примеру, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии.
Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией учёных по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний неизбежно, — писал академик Н. Н. Моисеев, — оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний…» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
Этика науки
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. С древности учёные не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества.
Правило «Не навреди!», провозглашённое «отцом медицины» Гиппократом около 2,5 тыс. лет назад, было, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством учёного, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
Экономист Адам Смит (1723—1790) был автором книги «Теория нравственных чувств», в которой он назвал совесть вершителем всех наших действий.
Сплав высоких моральных категорий — добра и совести — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования; в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке; в научной честности и объективности — в стремлении к истине учёный не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими-либо другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»; в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необоснованные новации.
Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты — норма выработанной учёными этики. Физик и философ И. Ньютон (1642—1727) говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов — своих предшественников.
Выдающиеся достижения большой науки XX—XXI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности учёных за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП — одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести учёных, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты — неотъемлемая часть этики науки.
Учёные доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров (1921 —1989) подчёркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству».
Образование в современном обществе
Образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них — социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм. Образовательные учреждения осуществляют не только общую, но и профессиональную подготовку. Именно от уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, состояние экономики, других областей жизни общества. Образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
Образование в современном обществе характеризуется рядом черт. Одна из них заключается в том, что инфор мационные технологии становятся элементом образовательного процесса. Знания об этих технологиях входят в содержание образования, они используются как средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся. Бумажные учебники соседствуют с электронными носителями информациями, широко используются компьютерные презентации, на смену традиционным классным журналам приходят электронные.
Отличительной чертой современного образования становится его непрерывный характер. Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением материала.
В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Так, во многих странах высшая школа перешла на два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер. Сближение образовательных систем помогает закреплять те элементы образовательной подготовки, которые подтвердили свою эффективность. Вместе с тем важно сохранять достижения отечественной школы в общей и профессиональной подготовке молодёжи.
Образование как система
Образование в большинстве стран мира представляет сегодня целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки. Система образования в нашей стране включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование различного уровня.
Дошкольное образование осуществляется в семье и в специальных учреждениях — яслях, детских садах. Школьное образование выступает основой всей образовательной системы. Российская Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность этого образования. К обязанностям родителей относится необходимость обеспечить получение их детьми основного общего образования (1—9 классы).
Сегодня всё большее количество выпускников школ стремятся получить высшее образование. Новшеством последних лет стало введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который является одновременно выпускным экзаменом за среднюю школу и вступительным экзаменом в вуз. Обязательными экзаменами являются испытания по русскому языку и математике. В зависимости от избранного направления дальнейшего обучения выпускники выбирают экзамены по другим предметам. Единый экзамен по обществознанию, как правило, сдают около половины выпускников школ. Студентов в нашей стране довольно много. В 2011 г. их было 6,5 млн человек. К постпрофессиональному (постдипломному) образованию относится обучение в аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.
Помимо учебных классов и студенческих аудиторий, многие дети, подростки, молодые люди посещают различные кружки и секции в школах и домах творчества, молодёжных студиях, а также музыкальные, художественные, спортивные школы. Такие занятия входят в систему так называемого дополнительного образования.
В начале XXI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой — достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, отражая общенациональные интересы, учитывает и общие тенденции мирового развития.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:
Словарь
Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.
Универсальность — всеобщность, разносторонность.
Практические выводы
1. Проявляйте интерес к новым достижениям науки и техники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.
2. Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в её выборе вам помогут учителя, библиотекари). Читайте жизнеописания учёных, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».
3. Если вы задумали посвятить свою жизнь научному труду, помните слова древних: «В науке нет царского пути». Это означает, что работать придётся много и зачастую в непростых условиях. Но если вы всё взвесили и приняли осознанное решение стать научным работником, не сходите с дистанции.
4. Самообразование — ваш постоянный спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно составлять личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.
Документ
По материалам статьи отечественного исследователя В. Г. Марача «Образование на рубеже веков».
«Важнейшим из искусств» в эпоху глобализации становится Интернет. В чём опасность Интернета для образования? По мнению ряда исследователей, стираются грани между знанием и информацией. Кроме того, Интернет становится средством удержания людей вне процесса деятельности, что, в конечном счёте, приводит к упадку мышления.
Несмотря на провозглашаемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Учащиеся охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются неспособны различать, когда думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скачанную накануне информацию.
По материалам интернет-сообщений.
Учёные университета канадского города Калгари провели исследование. Они сравнили навыки чтения людей, предпочитающих читать книги и газеты, и тех, кто привык усваивать информацию в электронной форме, много общаться в Интернете. Оказалась, что испытуемые из второй группы хуже усваивают и запоминают новые слова. Электронное общение предполагает определённый круг людей с ограниченной специфической лексикой, а люди, читающие газеты, постоянно совершенствуют свой язык. Кроме того, в ходе исследования «электронщики» знают и используют меньшее количество слов.
Вопросы и задания к документу