в чем заключается воспитанность
Что такое воспитанность
Воспитанность – это качество личности, одна из множества характеристик человека.
Обществу она видится обязательной, недаром ее пытаются взрастить еще в детстве – родители, педагоги и прочие старшие товарищи. Трудно поспорить: социуму выгодно иметь дело с воспитанными людьми, свято чтущими его законы.
Воспитанность подразумевает вежливость, тактичность, уважение, соблюдение правил этикета и общепринятых норм поведения, но это далеко не все.
В воспитанном поведении проявляется внутренняя культура человека, его хорошие привычки и самые лучшие свойства характера.
С чего начинается воспитанность?
Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.
Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.
С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.
Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.
Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!
Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.
Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!
Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?
Критерии воспитанности: такая разная черта
В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.
Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.
Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.
Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.
В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.
Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!
Воспитанный человек или нет – как понять?
Воспитанного человека видно по его действиям: все его поведение расценивается окружающими одобрительно, как положительное, уважительное и адекватное.
Не доставлять другим дискомфорта, не мешать чужой деятельности, не нарушать свободу – важные навыки такой личности.
К примеру, выйти голым на улицу – невоспитанно и неэтично, противоречит нравственным законам, общественным догмам и нарушает права других людей.
Если в действиях персоны социум усмотрит неуважительное отношение, негативный подтекст, оскорбительные намерения, чрезмерный эгоизм и показушность, неуемное желание пренебрегать границами и общественными правилами, то поскорее постарается изгнать из круга этого «нарушителя спокойствия».
Воспитанность – это и умение держать себя в руках в моменты сильных эмоций, и способ спокойно и без лишнего эгоцентризма и эпатажа преподносить себя обществу, и талант читать по лицам других и искренне увлекаться общением с ними.
Кроме того, воспитанный человек обязателен (делает, что обещал), ответственен, доброжелателен и не имеет привычки опаздывать. Именно в этом проявляется его уважение к собеседникам или коллегам.
Он отвечает с достоинством, не опускается до грубости и оскорблений, с честью принимает бой и обладает недюжинной выдержкой. Он приветлив и заботлив, легок в общении и приятен со всех сторон!
ВОСПИТАННОСТЬ
Смотреть что такое «ВОСПИТАННОСТЬ» в других словарях:
воспитанность — культурность, хорошие манеры, умение себя вести, благонравие, интеллигентность, благовоспитанность, предупредительность, умение себя держать, благонравность Словарь русских синонимов. воспитанность благовоспитанность, хорошие манеры, умение себя… … Словарь синонимов
воспитанность — ВОСПИТАННОСТЬ, благовоспитанность, устар. благонравие ВОСПИТАННЫЙ, благовоспитанный, устар. благонравный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ВОСПИТАННОСТЬ — ВОСПИТАННОСТЬ, воспитанности, мн. нет, жен. (устар.). В дворянско буржуазном обществе знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате хорошего воспитания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
воспитанность — ВОСПИТАННЫЙ, ая, ое; ан, анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В. ребёнок. В. человек. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
воспитанность — ▲ культура ↑ поведение воспитанность культура поведения. воспитанный. благовоспитанность. благовоспитанный. благонравие (устар). благонравный. куртуазный. хороший тон (правила хорошего тона). бонтон. джентльмен. джентльменский. не к лицу. не… … Идеографический словарь русского языка
Воспитанность — это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Воспитанность — ж. отвлеч. сущ. по прил. воспитанный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
воспитанность — воспитанность, воспитанности, воспитанности, воспитанностей, воспитанности, воспитанностям, воспитанность, воспитанности, воспитанностью, воспитанностями, воспитанности, воспитанностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
воспитанность — восп итанность, и … Русский орфографический словарь
Воспитанность — умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п.… … Педагогический терминологический словарь
воспитанность — (3 ж), Р., Д., Пр. воспи/танности … Орфографический словарь русского языка
Воспитанность
Воспитанность – это мерило личностной зрелости, обнаруживающееся в слаженности знаний, убеждений, поведенческих паттернов и характеризующееся степенью сформированности социально коренных качеств. Воспитанность – это существующий сейчас показатель личностной зрелости, этим она разнится от воспитуемости, являющейся потенциальным уровнем личностной сформированности, территорией её возможного развития. Социум анализируемое понятие причисляет к обязательным качествам, вследствие чего родители стараются прилежно взращивать его в отпрысках. Это обусловлено выгодой социума иметь воспитанных гомо сапиенс, которые свято чтут его нормы.
Что это такое
В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.
Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.
Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.
Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.
Критерии воспитанности
Индивиды становятся личностями в ходе социализации, которая заключается в усвоении поведенческих норм, знаний, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в социокультурных общностях. При этом социализация объединяет и стихийные, самопроизвольные, и общественно управляемые воздействия на поведенческие паттерны людей и их сознание.
Воспитанием именуется деятельность, включающая трансляцию новому поколению социально-исторических навыков, целенаправленное формирование установок, нравственных убеждений, ценностных норм, направлений, обеспечивающих условия, необходимые для формирования и активного формирования индивида в социуме.
Воспитание осуществляет взаимосвязь, а также преемственность между поколениями. Именно ему принадлежит ключевая роль в индивидуально-нравственном развитии, умственно-физическом созревании человека.
Критерии и показатели воспитанности личности являются разработанными теоретическими мерилами степени сформированности разнообразных личностных качеств.
Рассматриваемые критерии условно подразделяются на мягкие и твёрдые. К последним причисляют значимые статистические данные, характеризующие в комплексе общую направленность воспитанности тинэйджеров: количество преступлений и ориентация на их предупреждение, число молодых лиц, расплачивающихся за совершённые правонарушения, число расторжений уз Гименея и распавшихся семей, темпы роста пьянства, табакокурения, наркомании, проституции среди тинэйджеров. Для характеристики воспитания в учебной среде чаще используются мягкие критерии, способствующие педагогам получать общее понимание о прохождении и итогах воспитательного процесса.
Также выделяются две подгруппы критериев: содержательные, обусловленные выделением соответствующих анализируемому качеству мерил, и оценочные, заключающиеся в возможности отчасти точно фиксировать интенсивность выражения диагностируемого качества.
Помимо того выделяют общие, определяющие конечные результаты достигнутой степени воспитанности индивида либо группы, и частные критерии, служащие для анализа предварительных результатов, обусловленных выработкой отдельных качеств.
По способу направленности и месту использования критерии делятся на: обусловленные внешними проявлениями плодов воспитания – суждения, поступки, оценки, деяния личности, и обусловленные явлениями, сокрытыми от воспитателя – убеждения, мотивы, цели, ориентации.
К ключевым критериям рассматриваемого понятия причисляют:
– высокую степень нравственно-духовного формирования индивида, знание этических установок;
– установки, ценностные ориентиры и соответствующие им поведенческие паттерны, умение сопоставлять собственные действия с эталонами этических норм;
моральную ответственность за собственную поведенческую модель;
– гуманистическую устремлённость личности, обнаруживающуюся в неизменном превалировании мотивов общественно полезных видов жизнедеятельности над эгоистическими ориентирами;
– владение собой, управление собственными поведенческими паттернами, адекватное эмоциональное реагирование;
– самоконтролю и способность преодолевать нежелательное поведение;
– самореализацию и склонность к самовоспитанию.
Как стать воспитанным
Часто слово «невоспитанный» становится мерилом множества поступков, когда люди утрачивали контроль над собственным реагированием. Нервничая, злясь, люди начинают демонстрировать не самые привлекательные черты характера, что свидетельствует о слабой степени воспитанности.
Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.
Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.
Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.
Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.
В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:
– незамедлительно оказывает помощь;
– не преступает нормы законодательства;
– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;
– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;
– умеет при необходимости поддержать беседу;
– говорить ёмко и по делу;
– не склонен перебивать собеседника;
– избегает неуместных шуток, оскорблений.
Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:
– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;
– следовать общеустановленным поведенческим нормам;
– не пытаться перевоспитывать окружение.
Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.
Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.
Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Воспитанность: врожденное или приобретенное?
Почтительность определяется поведением человека, манерами, умением одеваться. Основы воспитания закладываются в детском возрасте. Родители и окружающие люди, выступают моделью поведения, с которой ребенок считывает данные и применяет во взрослой жизни. Воспитанный человек выделяется адекватностью, с уважением относится к людям. Правила поведения меняются под воздействием таких факторов: места жительства, статуса и вероисповедания человека. В последнее время выходят публикации, доказывающие влияние наследственности на манеры личности. Что же собой представляет воспитанность? Это врожденное или приобретенное качество?
Что такое воспитанность?
Образованный человек почтительно относится к людям вне зависимости от обстоятельств. При этом к ребенку и взрослому предъявляют разные требования. Детям достаточно слушаться родителей и следовать правилам, установленным в семье. Почтительность взрослого человека проявляется в следовании хорошего тона и поддержании норм поведения, принятых в конкретном окружении.
Воспитанный человек, находясь в обществе, учитывает, какие обычаи наследуются в стране или семье. Например, на востоке принято дорогим гостям наливать неполную чашку чая. Пополняя стакан, хозяева дома лишний раз проявляют внимание.
Взрослому человеку приходится поддерживать уровень воспитания, поскольку мир вокруг не стоит на месте. Меняются культурные направления, политические взгляды. Основы манер закладывают родители, далее человек самовоспитывается.
Культурный человек выделяется жестами, мимикой, речью. Во время разговора воспитанная личность не размахивает руками, проговаривает слова спокойным тоном, не гримасничает. Такой человек реагирует на мнение окружающих, не злословит за спиной, отпуская острые и колкие штуки. Человека с безукоризненными манерами называют дипломатичным, тактичным, вежливым.
Какой он воспитанный человек?
Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом:
Принято считать воспитанных людей скромными, тихими, забитыми и не имеющими собственного мнения. На самом деле такой человек уверен и самодостаточен, ему не надо доказывать что-либо окружающим.
Факторы, влияющие на воспитанность
Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью. Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни.
Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?
Лучше один раз показать на своем примере, как ведет себя воспитанный человек, чем сто раз объяснять правила поведения.
Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.
Воспитанность: врожденное или приобретенное качество?
Ранее считали, что если окружить малыша воспитанными людьми, то из него вырастит ангел. Исследования ученых доказали обратное. На образованность влияют усилия родителей и гены. Физические способности и состояние здоровья также вносят лепту. Недаром семейные пары, решившие усыновить ребенка, тщательно изучают, кем он был рожден.
Ученые доказали, что наследственность оказывает влияние на воспитание человека. Если однояйцовых близнецов разлучить в младенческом возрасте и отдать в разные семьи, то у них все равно сохранятся одинаковые черты характера.
На чьей стороне правда? Воспитанность – это врожденное или приобретенное качество? На самом деле нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Человек, рождается с набором генов, которые влияют на характер. В то же время, находясь в обществе, поддаваясь влиянию окружающих, личность меняется, выстраивает линию поведения. Манеры человека формируются в равных частях под воздействием:
Личность человека формируется в результате взаимодействия наследственности и воспитания. Эти два фактора дополняют друг друга, подключаясь на определенных отрезках жизни. В первые три года доминируют гены, биологические данные. Затем они ослабевают, и подключается окружение малыша. В этот период проявляется генетическая уязвимость. Постоянные стрессы и депрессии меняют человека, влияют на почтительность и нарушают работу мозга. Ученные доказали, что правильное воспитание способно победить генетические заболевания.
Как стать воспитанным человеком?
Проведенные опросы показали, что уровень воспитанности падает. Способствуют тому иные модели поведения. Если вернуться в недалекое прошлое, то можно увидеть, что представительниц слабого пола воспитывали в институтах для благородных девиц. Помимо образования, девочкам прививали навыки общения и достойные манеры. Отрабатывалась походка, прививался изысканный вкус, уделялось внимание поведению. Мальчики стремились попасть в кадетские училища, где помимо военной мудрости, учились ответственности, собранности, вежливости. Сегодня в государственных учреждениях отводят роль образованию, но не воспитанию. Отдавая все карты в руки родителям. Но, не все взрослые готовы вырастить достойную ячейку общества.
Как стать воспитанным человеком?
Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях. Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции. Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.
Воспитанность Воспитанный
Воспитанность есть усвоение хороших привычек
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
Интеллигент — это образованный и хорошо воспитанный человек, который никогда не плюнет на пол. Но в душу плюнуть может…
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Воспитанность — это навык прикрывать рот, не только чихая, но и вовремя
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.
Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.
Великий мыслитель Платон совершенно справедливо сделал акцент в определении воспитанности на привычках. Привычка – вторая натура, стоит ее посеять, в итоге пожнешь у себя развитие соответствующего качества личности. Букет из заботливо выращенных достоинств наряду с усвоенными правилами поведения в обществе делает человека воспитанным. Махровый эгоист при всей его образованности никогда не попадет в галерею приверженцев воспитанности. Думая только о себе, своих интересах, желаниях и потребностях, он не способен проявлять воспитанность относительно окружающих. Его желание «перетянуть одеяло» на себя встречает протест со стороны внешнего мира, значит, неизбежны конфликтные ситуации, скандалы, возмущения и обвинения. Не уважающий других будет и сам неуважаем. Эгоист не способен кого-то слушать, ему самому хочется говорить. Значит, он будет перебивать, досказывать за собеседника, демонстрировать жестами не уважение к говорящему человеку. Словом, любой, столкнувшийся с ним человек, мысленно отметит его невоспитанность, будь он почетным академиком всех академий мира.
Воспитанность – это не дрессура, как правильно вести себя в обществе, это не просто хорошие манеры. Натаскать, социализировать можно и собаку. Подонка можно накачать знаниями и обучить правилам этикета, но от этого он не перестанет думать только о себе. Воспитанный человек уважает других людей, думает не только о своих желаниях, но и намерениях окружающих. Воспитанность живет в гармонии с внешним миром. А о какой гармонии с другими людьми может говорить эрудированный скандалист, образованный лицемер и ханжа, начитанный мошенник или коварный и вероломный почитатель этикета?
Воспитанность видит в другом человеке целую Вселенную, уникальность и неповторимость. Уважая духовную сущность человека, она учитывает своеобразное мышление другого человека, особенности его памяти, интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения и потребности. Евгений Евтушенко писал: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».
Воспитанный человек – тонкий психолог, знаток человеческих сердец. Он умеет искренне отзываться на чувства и переживания людей. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».
Воспитанность – это добродетели личности, породненные с этикетом. Что внутри, то и снаружи. Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке. Но достоинства человека будут голыми, если не надеть на них наряды вежливости, тактичности, учтивости и почтительности. В процессе воспитания, а этот процесс длиною в жизнь, они так привыкают друг к другу, что уже не мыслят себе раздельного существования.
Воспитанность не придает кому-то или чему-то особой, избыточной значимости, поэтому ее не обременяют идеализации авторитетов, отношений, денег, социального положения и репутации. Не мешая другим, она и сама не становится центром внимания для конфликтных ситуаций. Воспитанный человек проявляет искреннее внимание к другим людям и основой этого внимания служит глубокое уважение к другому человеку. «Мне представляется, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично… Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».
Воспитанность предполагает обязательность, пунктуальность и доброжелательность. Невозможно представить воспитанного человека, с легкостью нарушающего свои обещания и обязательства, игнорирующего назначенные встречи и недоброжелательного к людям. Человек чести и развитого чувства собственного достоинства, он умеет контролировать свои эмоции, проявлять выдержку, самообладание, сдержанность и корректность. Обаятельный, он, как магнит, притягивает к себе людей, всегда приветливый и предупредительный, он доставляет всем окружающим удовольствие от общения.
В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили…»