все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

Электронный образовательный ресурс Контрольный тест по тусскому языку по теме «Лексика и фразеология»

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

В каком предложении нарушены лексические нормы?

Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

Смелые побеждают – трусливые погибают.

Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

Обед как всегда был сытным и вкусным.

Царственная красота зимнего леса поразила его.

Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

Волны моря бились о гранитные камни набережной.

Я остановился в густой тени старой сосны.

Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

В каком ряду слова не являются антонимами?

Укажите, чем являются слова планировка – планирование?

В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

В каком словаре можно уточнить написание слова?

Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

Это был человек представительской внешности.

Марья была искусственная мастерица

В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

Значение какого фразеологизма определено неправильно?

Стоять как вкопанный – не двигаясь

Бежать сломя голову – очень быстро

Белая ворона – человек в белом

Как снег на голову – неожиданно.

Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

Здравый, мощь, добродетель, чуждый

Здоровый, мощь, зима, чужой

Здравый, мочь, добродетель, чужой

Здоровый, мочь, зима, чуждый

Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

Источник

Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».»

Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

I. Этап активизации субъективного опыта учащихся.

II. Самостоятельная работа учащихся.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3) Три года учёбы пролетели незаметно.

4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2) Окна моей комнаты выходят в сад.

3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4) Незнакомец показался ему человеком добрым.

7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1) Он был бойцом не робкого десятка.

2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

8. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1) По щучьему велению

2) Не всё коту масленица

4) Сматывать удочки

9. В каком ряду слова не являются антонимами?

2) Лидер – аутсайдер

3) Дерзкий – безрассудный

4) Активный – пассивный

10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

11. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

12. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

4) Язык – средоточие и выражение народного духа.

14. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1) Верста коломенская – человек очень высокого роста

2) Прикусить язык – испугаться

3) Без царя в голове – не иметь ума

4) Поставить с ног на голову – исказить факты.

15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

16. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1) Коренной житель – коренной вопрос

2) Человек худой – худой мир

3) Больной заснул – больной ребёнок

4) Спутник Марса – спутник по дороге

5) Пачка газет – пачка балерины

6) Звезда эстрады – звезда на небе

17. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)

2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)

3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2) Смелые побеждают – трусливые погибают.

3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

5. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2) Обед как всегда был сытным и вкусным.

3) Царственная красота зимнего леса поразила его.

4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.

2) Я остановился в густой тени старой сосны.

3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1) Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

2) Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

3) Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

4) Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

8. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

9. В каком ряду слова не являются антонимами?

3) Типичный – уникальный

4) Хитрый – простодушный

10. Укажите, чем являются слова планировка – планирование?

11. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

12. В каком словаре можно уточнить написание слова?

13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1) Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

2) Это был человек представительской внешности.

3) Марья была искусственная мастерица

4) В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

14. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) Стоять как вкопанный – не двигаясь

2) Бежать сломя голову – очень быстро

3) Белая ворона – человек в белом

4) Как снег на голову – неожиданно.

15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

16. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый

2) Здоровый, мощь, зима, чужой

3) Здравый, мочь, добродетель, чужой

4) Здоровый, мочь, зима, чуждый

17. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

Источник

Все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть картинку все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Картинка про все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть картинку все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Картинка про все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

Лариса Иванова запись закреплена

15.11. Написать Тестовую контрольную работу по теме:
«Лексика и фразеология» (на листочках и выслать)

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
3. Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале
4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
1. Всё. что делал сын. всегда имело для неё огромное значение.
2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни её собственноручно.
4. И.Бунин высоко ценил роман А.Толстого «Пётр Первый».
3.Выпишите предложение, в котором допущена речевая избыточность?
1.Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
4.В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
1.Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
3.Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
5.Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
1.Душа в душу
2. Задать перцу
3. Во весь опор
4. Нога в ногу
6.В каком ряду слова не являются антонимами?
1.Сытый-голодный
2.Альянс- союз
3.Типичный- уникальный
4. Хитрый-простодушный
7. Укажите, чем являются слова » планировка- планирование»?
1.Синонимами
2.Антонимами
3.Паронимами
4. Омонимами
8.В. отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, вьюга унылую песню поёт. » Слово «поёт» является
1.Эпитетом
2. Сравнением
3 Метафорой
4. Олицетворением
9. В каком словаре можно уточнить написание слова?
1.Словообразовательном
2. Толковом
3. Орфографическом
4. Энциклопедическом
10. Укажите. какими лексическими средствами выражения слова и словосочетания? (они написаны после цифр в скобках)
Мещёра- остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3)как кафедральные соборы. Облака (4) тают,стоя на месте. (5) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет( 6).

19.11 — повторить правила стр.67-68. Выполнить письменно упр. №79

Д/З по лит-ре
15.11-составить хронологическую таблицу.»Жизнь и творчество И.А.Гончарова». Читать I часть романа «Обломов».
17.11— читать по уч-ку стр.147-150. Дать письменный ответ «Что общего у Обломова и его слуги Захара?»
19.11— Читать II часть романа «Обломов». Сравните Обломова и Штольца.( Ответить письменно).

Д\З по родному языку. Подготовить небольшое сообщение (письменно) «Роль родного языка в жизни человека».

Источник

В каком предложении нет нарушения лексических норм первоочередное

Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»

Сборник тренировочный упражнений с ответами.

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему

все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть картинку все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Картинка про все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.

Скачать:

все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть картинку все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Картинка про все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2

Лексические нормы речи. Тренировочная работа.

все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Смотреть картинку все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Картинка про все что делал сын всегда имело для нее огромное значение. Фото все что делал сын всегда имело для нее огромное значение

Ресурс «Лексические нормы русского языка» представляет собой тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Дан теоретический материал по теме: «Речевая недостаточность, речевая избыточность, тавтология, паронимы». К каждому понятию добавлены тесты с ответами.

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы речи. Тренировочная работа.»

по теме « Лексические нормы речи»

Автор работы: учитель русского языка и литературы

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *