в чем заключается важность и значимость работы дефектолога сегодня
Профессия дефектолог, ее основные плюсы и минусы
На данный момент специалисты в сфере педагогики вновь становятся востребованными, и одним из самых популярных направлений является дефектология. Чем же занимается дефектолог? Он делает все возможное, чтобы подготовить к школе ребенка с отстающим физическим, речевым, психическим или умственным развитием. Таким детям нужна адаптация в обществе, и зачастую именно с помощью дефектолога удается добиться существенного прогресса.
Дефектология, в свою очередь, делится еще на несколько специальностей: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагоги специализируются на детях со слуховыми недостатками. олигофренопедагоги обучают детей с умственной отсталостью, специализация тифлопедагога – дети с ограниченными возможностями зрения. Логопеды же работают со всеми видами речевых нарушений и не специализируются на чем-то определенном.
У профессии дефектолога, как и у любой другой, имеются свои специфические плюсы и минусы. Стоит рассмотреть их подробнее.
Плюсы профессии
Минусы профессии
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Для каждой профессии необходим определенный набор личных качеств, которыми обязательно должен обладать ее представитель. Ниже представлено несколько советов, которые помогут стать по-настоящему отличным специалистом и завоевать сердца клиентов
Где еще можно работать
Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:
Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.
Значимость учителя-дефектолога в образовании
Шувалова Ирина
Значимость учителя-дефектолога в образовании
ети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам[4].
В настоящее время ряд образовательных учреждений создает на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги общественности. Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, предоставляющие возможность для обогащения культурного опыта каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей. [3] Процессы интеграции предполагают разнообразные вариативные формы включения детей с ОВЗ в среду сверстников.
В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР в которой я работаю учителем – дефектологом. Деятельность учителя-дефектолога направлена на решение задач обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Приводя своего ребенка на занятия к дефектологу,родители спрашивают: «Что делает дефектолог? Чем занимается? Зачем нужен дефектолог?»[1]
Он умеет преподнести программный материал исходя из особенностей ребёнка, из того, на сколько у него развиты те или иные познавательные процессы. В случае детей с не грубыми нарушениями психических функций,дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребёнок может справляться с учебной программой без дефектолога.
Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?
Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода. Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью. Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств,как:
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
Анна Шилова
Дефектолог — профессия на века, прошлое, настоящее и будущее профессии
Актуальность исследования обусловлена тем, что профессия дефектолога прямо связана с обучением и воспитанием детей. В рамках данной профессии оказывается помощь детям, имеющим психические и физические недостатки, по ознакомлению со всем многообразием окружающего мира, по формированию в детском сознании картины действительности.
Целью написания данного эссе является определение роли профессии «дефектолог» в формировании и развитии детей.
Объектом исследования в данном случае выступает профессия «дефектолог».
В соответствии с поставленной целью и объектом исследования сформулируем задачи работы:
— охарактеризовать профессию дефектолога в педагогике ;
— определить ключевые моменты прошлого и настоящего профессии;
— рассмотреть будущее профессии дефектолог.
Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из трех подразделов, заключением и списком литературы.
1. Профессия дефектолога в педагогике
Как справедливо отмечают Н. В. Шкляр и О. В. Карынбаева, профессиональная деятельность педагога-дефектолога предполагает проведение различного рода социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической и коррекционной деятельности, целью которых является оказание содействия детям, имеющим ограниченные возможностями жизнедеятельности и социальной адаптации [1].
Из вышесказанного следует, что педагогом-дефектологом должен быть человек, имеющий особый склад души, обладающий такими чертами, как инициативность, энергичность, уверенность в результатах своей профессиональной работы, доброжелательность и тактичность.
Следовательно, работа дефектолога в качестве педагога системы специального образования выступает примером наивысшего педагогического мастерства [3], ориентирующегося на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть тем детям, которые имеют определенные отклонения в развитии. Педагоги-дефектологи, являясь ведущими специалистами для таких детей, должны проводить организацию многоплановой профессиональной деятельности по коррекционно-развивающим, учебно-методическим, социально-педагогическим, реабилитационно-адаптационным, а также психологическим направлениям в рамках взаимодействия и с детьми и с их родителями. Все это требует от профессии дефектолога умения по осуществлению психолого-педагогической диагностики, а также организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
2. Прошлое и настоящее профессии
История возникновения профессии дефектолога берет свои истоки ещё в начале XX в. В данный период времени многими учеными стало уделяться особое внимание причинам детских отклонений, классификациям и определению наиболее эффективных способов индивидуального развития детей. Так, стали создаваться специальные центры, где осуществлялось проведение исследований и подготовка соответствующих специалистов. Например, в СССР таким учреждением был специальный Научно-исследовательский институт дефектологии в Москве [4].
На сегодняшний день профессия дефектолога в сфере педагогики востребована больше, чем когда либо, что связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья в России [5].
В настоящее время для работы с такими детьми отбирают дефектологов, не только сильных в самой профессии дефектологии, но ознакомленных с особенностями и принципами психологии детского развития. Это обусловлено тем, что сегодня, во время развития интернет технологий и зависимости детей от гаджетов, очень важно найти правильный подход к малышам для их результативного обучения и воспитания, для того, чтобы дети видели в дефектологе не врача, а педагога и друга.
Таким образом, востребованность дефектологов в нынешний момент является очень высокой.
3. Будущее профессии дефектолог
В связи с тем, что экологическая обстановка в мире и в России в частности ухудшается из года в год, растет численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, востребованность профессии дефектолога растет. Следовательно, детей с нарушениями развития становится больше. При этом, ранее у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым каждый шаг дается с большим трудом, намного сложнее, чем с обычными учениками, поэтому результат здесь появляется не сразу.
В настоящее время отношение к детям с задержкой развития стало меняться, поэтому выросла востребованность в педагогах-дефектологах, но, к сожалению, таких специалистов пока не много.
1. Шкляр Н. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость / Н. В. Шкляр, О. В. Карынбаева // Социология образования, 2016. – С. 203
4. Профессия дефектолог [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-defektolog (дата обращения: 05.07.2019)
5. Статистика по детям инвалидам в РФ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf (дата обращения: 05.07.2019)
6. В 2018 году глобальный уровень выбросов вредных веществ будет расти [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/other/news/v-2018-g-globalnyy-uroven-vybrosov-vrednykh-veshchestv-budet-rasti/ (дата обращения: 05.07.2019)
«Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее!» Часть I Художественное творчество в подготовительной группе Весь наш народ готовится к празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Победе, которая досталась нам очень, дорогой ценой.
«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V 2020 год – стал юбилейным годом в истории России, годом 75-летия Великой Победы в войне 1941-1945 годах. В истории нашего народа, есть события,.
Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее» Цель: рассказать об удивительном месте обитания диких животных – Варшавском зоосаде, о его прошлом и настоящем. И снова я любуюсь гордой.
Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.
Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Актуальность: тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция Цель:.
Новогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открытки История возникновения открытки в РоссииСлово «открытка» появилось от словосочетания «открытое письмо», и в России такие открытые письма.
Видеопрезентация «Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VI Стена Памяти – это живая нить, идущая от наших дедов к сегодняшним, совсем юным жителям нашей большой Родины! Федорова. М. Ю Уважаемы коллеги.
Военные экспозиции, изготовленные своими руками в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VII Уважаемые коллеги! В предыдущих публикациях по проекту «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее» в нескольких частях, речь шла о подготовке.
Эссе на тему: «Будущее моей профессии» Я пришла в социальную сферу сразу после школы. В процессе работы поняла большую значимость социальной поддержки детей и взрослых. Осознала,.
Необычные профессии: педагог-дефектолог
Я олигофренопедагог, работаю с детьми, у которых диагностировано нарушение интеллекта. После института сразу пришла в коррекционную школу, где обучаются дети с таким диагнозом. Работаю тут уже восьмой год.
Мой рабочий день обычно начинается в 8:00, а вот сказать, во сколько он закончится, сложно. Уроки в начальной школе заканчиваются в 12:30 — 13:30. Работа учителя предполагает практическую и методическую деятельность. Когда мы отпускаем детей, надо заполнить журнал, подготовиться к урокам, придумать домашние задания. Еще я занимаюсь с ребенком, который обучается дома, поэтому заканчиваю около 16:00.
В школе, где я работаю, учатся дети со множественными нарушениями развития. Помимо нарушения интеллекта, у детей могут быть аутизм, поведенческие нарушения, ДЦП, нарушения зрения, слуха. В среднем наполняемость класса — где-то 5–8 детей. Сейчас я веду класс, где пятеро учеников — и все мальчики. Это дети в возрасте 11–12 лет, этой осенью они перешли в 4-й класс. Раньше таких детей не обучали, и они оставались дома с родителями. Сейчас они могут учиться в школе, и это уже прогресс. Дети с особенностями интеллектуального развития обычно приходят в школу лет в восемь, реже — в семь.
Как проходят уроки
Дети приходят в 8:30: 40 минут идет стандартный урок, потом перемена. Обычно в классе можно поделить детей на 2–3 уровня, в зависимости от психофизических возможностей ребенка. Поэтому задания я распределяю по сложности, каждому свой уровень. Темы простые: мы изучаем, что такое еда, что такое овощи и фрукты, как пользоваться транспортом. На уроках домоводства осваиваем застегивание молнии, пуговиц, уборку комнаты, стирку. Очень подробно мы объясняем бытовые вещи типа мытья рук.
Я сама разрабатываю программу занятий. Существуют стандарты, на которые мы ориентируемся. Но до того, как я увижу детей, невозможно даже примерно сказать, чему их учить и как это лучше делать. Со своим первым классом я сначала занималась недели две, ориентируясь на эти самые стандарты. Потом поняла, что иду не по тому пути, так как не все дети тянут программу. Провела диагностику, определила, на каком уровне развития находятся дети, и только после этого составила план.
Я использую методики, которые учат детей видеть и воспринимать друг друга и педагога. Дети учатся понимать элементарные инструкции: возьми карандаш, отдай листок учителю. Самое простое задание может быть таким: посадить детей в кружок, дать мячик и показать, что надо передавать его друг другу. Это целое дело! Потому что они сразу не сядут, начнут разбегаться. Или я строю башню, а дети должны помогать — один подносит деталь и ставит, затем второй.
Важно показать, что надо делать. В первый раз выполняю задание с учениками совместно: либо рука в руке, либо я рядом и помогаю. Бывает, что приходит другой класс и мы можем вместе с другим педагогом выполнять такие задания. Например, был урок самообслуживания, когда мы учились наливать чай, осваивали правила поведения за столом и в гостях. Я учила детей вежливости: объясняла, что конфету надо отдать другому — и это будет значить, что ты его угостил. А для них это тяжело, потому что конфета — это же вкусно, надо самому ее съесть.
Моя основная задача — социализация. Я стараюсь во время каникул ходить с ними на выставки, в зоопарк, в цирк или еще куда-то, чтобы они понемногу учились взаимодействовать между собой и с другими людьми.
Общие предметы мы преподаем немного в ином объеме. Например, математика в привычном формате школы этим детям не особенно нужна. Но мы изучаем базовые понятия, чтобы потом учащиеся могли перенести эти навыки в реальные бытовые ситуации. Например, считать деньги. Это помогает ребенку научиться, как расплатиться в магазине, как подсчитать сдачу. Сейчас в моем классе есть ученик, который на лето ездит в деревню. И там он может сам сходить в магазин, купить продукты и рассчитаться. Его этому научили, и он справляется.
Мы не выходим на общие стандартные экзамены. Дети сдают трудовую практику, получают справку вместо аттестата. Сейчас мы переходим на новый образовательный стандарт, и там основной упор делается на гигиену, самообслуживание, бытовые навыки. Я считаю такой подход полезнее для моих учеников, они смогут применить эти знания в реальной жизни.
Кто может работать дефектологом
Детей надо любить. Это первое и самое главное качество такого специалиста. Я получила специальность в педагогическом вузе. Но любой обычный учитель может закончить курсы для дефектолога и пойти работать. Работа очень специфическая и требует много моральных и эмоциональных ресурсов. Дальше все будет зависеть от человека, а не от образования.
Важное профессиональное качество для преподавателей моего профиля — это терпение. Еще нужно умение понимать, что необходимо ребенку сейчас и по какому пути он сможет развиваться. Также важна гибкость, потому что дети разные. Если ты даешь материал, а ребенок его не усваивает, нужно с ходу сообразить, как его преподать по-другому. Например, счет кто-то лучше усваивает через камушки, а кто-то птичек считает. Подача материала для каждого ребенка своя.
Нужны хорошая стрессоустойчивость и сильный внутренний стержень. Без этого никак. Если ты приходишь на урок несобранная, все — дисциплина летит сразу. Я не знаю, как они это считывают. Если дети не чувствуют в учителе стержня, то порядка в классе не будет никогда.
Это одна из профессий, где часто встречается профессиональное выгорание. Нужно учиться закрывать дверь кабинета и оставлять работу за ней. Не надо переносить это в дом, в семью, крутиться в этом мыслями постоянно. Но у меня это не всегда получается. Поэтому случился кризис 5–4 лет, когда у меня было сильное желание уйти. Казалось, что результатов работы не видишь. Тогда мне удалось понять, что это просто такой этап, плюс коллеги поддержали — мы становимся психологами друг для друга.
Когда чувствуешь отдачу от родителей, это тоже очень помогает не выгорать. Приятно слышать, как мама ученика рассказывает, что вот сегодня он пришел с занятий, сам сел за стол, достал тетрадь и сделал задание. Для родителей это огромная радость, что ребенок справился сам, без их помощи. Я цепляюсь за такие моменты и через них вытаскиваю себя. Они дают мне чувство, что я работаю не зря.
Временами очень тяжело. Потому что дети требуют очень много ресурсов и энергии. Тогда спасает юмор. Я делюсь с коллегами какими-то сложными ситуациями, и профессиональный юмор помогает легче относиться к происходящему. Еще поддерживает, что работа любимая. У меня нет тягостного ощущения от того, что вот я пришла на работу. И вообще, с такими детьми чаще всего остаются работать только те, кто действительно хочет этого. Остальные не выдерживают и уходят.
Зачем нужна работа с родителями
Сейчас у меня хороший контакт с родителями. Но сначала они довольно настороженно относились ко мне. Они прошли довольно тяжелый путь — от момента принятия того факта, что ребенок особый, до сознания необходимости обратиться к специальному педагогу. Они обычно очень тревожные и гиперопекающие. Таким родителям сложно объяснить, что их ребенок не больной. Он развивается по тем же законам, что и другие дети, только с отставанием. И не надо за него застегивать пуговицы и наливать чай, иначе он этому так никогда и не научится. Общество тоже не всегда правильно относится к таким родителям.
Родители не всегда слышат, что я рекомендую. Но я стараюсь к каждому искать свой подход, как и к детям. У меня даже складывается ощущение, что работа больше направлена на родителей, чем на учащихся. Их нужно поддерживать, рассказывать им про детей. Это несложно, потому что учеников в классе мало и хватает времени всем все рассказать и объяснить. Я стараюсь отмечать любую мелочь, все, что ребенок стал делать лучше. Для родителей это очень большая поддержка.
Родители должны работать с ребенком больше, чем я. Наша работа взаимосвязана. Но, если будет трудиться только педагог, а родители не найдут возможности заниматься с ребенком, результата не будет. Важно, чтобы родители закрепляли новые навыки дома. У нас есть дневники, где я записываю все задания. И обязательно проговариваю отдельно, что дома, пожалуйста, не застегивайте молнию, не помогайте одеваться, если ребенок уже умеет это сам.
Как изменится профессия в будущем
Я вижу, что детей с нарушениями интеллектуального развития становится больше. Например, общее количество аутистов сейчас увеличивается. Плюс раньше дети были проще — у ребенка могло быть какое-то одно нарушение, и его постепенно корректировали. Сейчас же это, как правило, несколько нарушений в комплексе. Думаю, будет полезно подготовить общество, чтобы оно могло принять и таких детей, и их родителей.
Сейчас в Москве стали открываться ресурсные классы, и их довольно много. Но проблема в том, что туда тяжело набрать педагогов. Часто берут обычных учителей, которые не понимают, что можно и нельзя делать с такими детьми. А должны работать специалисты именно по профилю. Вторая проблема в том, что родители обычных детей зачастую очень негативно к этому относятся: «Почему наши дети должны на это смотреть?». Общество еще не готово к переменам, я думаю. Но то, что такие классы вообще появились, — это уже большой шаг. Когда я заканчивала учиться и шла работать, такого еще не было.
Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?
Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.
Направления работы дефектолога
Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.
Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.
Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:
организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.
Требования к дефектологу
Источник фото: user18526052/freepik
Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:
наличие высшего профессионального образования;
опыт работы по специальности;
знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;
знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;
стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).
Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.
Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.
Какое образование нужно дефектологу
Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.
Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:
сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);
тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);
сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);
олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);
логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.
Личностные качества дефектолога
Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:
терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;
умение работать со сложными детьми;
любовь к детям и своей профессии;
При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.
Поиск работы дефектологом (карьерный рост)
В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
Зарплата дефектолога
Источник фото prostooleh/freepik
Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).
Плюсы и минусы профессии
Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
достойная заработная плата;
возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).
К минусам профессии относятся:
повышенные требования к знаниям специалиста.