в чем заключается ушу
В чем заключается ушу
Гимнастика ушу
Гимнастика ушу представляет собой комплекс упражнений, включающих в себя физическую и дыхательную практику, исключая духовную и медитативную. Она направлена на достижение гибкости, развитие мышц и суставов, поддержание выносливости и оздоровление организма.
Гимнастика ушу обладает следующими преимуществами:
Несмотря на то, что ушу первоначально сформировалось в качестве боевого искусства, гимнастические упражнения не являются имитацией движений в бою, они выполняются плавно и мягко, чтобы избежать растяжений связок и сухожилий.
Перед тем, как приступать к гимнастическим занятиям по ушу, необходимо соблюсти несколько важных советов:
Ушу для начинающих
Вне зависимости от того, новичок вы или человек, который занимается ушу всю жизнь, каждая тренировка должна начинаться с отработки базовой техники. В нее включаются упражнения на развитие гибкости:
Основные стойки в ушу:
Ушу для детей
Согласно исследованиям, занятия ушу улучшают нервно-психическое состояние и физическую подготовку детей. Выполнение сложно-координированных движений комплекса ушу способствует формированию таких качеств, как выносливость, дисциплинированность, уравновешенность, концентрация, внимание, память, быстрота и скорость реакции. Детям, занимающимся данным видом гимнастики присущи энергичность, оптимизм, состояние эмоциональной удовлетворенности.
В ходе тренировок дети выполняют упражнения, направленные на стабилизацию дыхания, а также расслабление (нервное и мышечное) после занятий.
Ушу для детей предполагает изучение упрощенного курса, без перегрузки физическими упражнениями, учитывая недостаток навыков моторики и координации движений у ребенка.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Шаолинь, Брюс Ли и совсем не гимнастика: история боевого ушу
Сейчас термин «ушу» для любого занимающегося боевыми искусствами человека звучит как что-то из области оздоровительной гимнастики, однако это далеко не так. Есть одно направление ушу, представители которого могут дать прикурить многим борцам и боксерам — это ушу-саньда, спортивное направление ушу, впитавшее в себя все от многочисленных традиционных китайских стилей боевых искусств. И оно реально крутое.
Немного о терминологии
Термин кун-фу или гонфу, обозначает любое мастерство, достигаемое с помощью упорных тренировок, в Гонконге же его используют для обозначения ушу.
Также есть древний термин «уи», обозначавший в императорском Китае боевые искусства, и термин «гошу» — «национальное искусство». Имеется и еще один термин «цуань-фа» — «кулачные методы» — название подвида ушу, которое часто переносят на все боевое искусство Китая.
Поэтому, какой бы термин вы не услышали и не употребили — по сути, вы будете говорить об одном и том же.
История зарождения
Во времена воюющих царств, Чжаньго (770 г до н.э — 221 г до н.э), боевые искусства стали особенно важны — борющиеся друг с другом князья часто держали в своей свите мастеров боевых искусств. Первым же письменным упоминанием можно считать памятник эпохи Хань — «Шанцзин» (Книгу песен). В ней есть строчка: «не владеющий искусством кулака, не может быть храбрецом», в которой говорится не только о боевом искусстве вообще, а именно о кулачном бое, что особенно важно.
Наивысшего же расцвета ушу достигло в эпохи Мин и Цин. Ци Цзигуан, живший в эпоху Мин, написал сочинение «Цзисяо синьшу» (Новое иссследование о военных искусствах), в котором систематизировал и перечислил все виды ушу. Будучи военным, он отобрал шестнадцать самых известных стилей кулачного боя, выбрал из них тридцать две наиболее эффективные боевые позиции, которым и тренировал своих солдат.
В это же время у военных были введены экзамены по ушу в его прикладном варианте. Вариант же рукопашного боя распространился в народе, разделившись на сотни школ и направлений.
Говоря про ушу, нельзя не упомянуть знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь — одну из главных обителей боевых искусств Китая. По легенде, монахов Шаолиня боевым приемам обучил индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (по-китайски Дамо). Придя в монастырь, он девять лет сидел и медитировал, чтоб поразить монахов и заставить их слушать себя. У него это получилось, хотя потом пришлось восстанавливать буквально отсохшие от долгого сидения ноги.
Конечно, это красивая легенда, а вот как было на самом деле, рассказывают не легенды, а исследователи. В XIII или XIV веках (с этим не точно), когда монастырь существовал уже почти тысячу лет, туда пришел мастер Цзюэ Юэнь (Прозревающий дракона). Вот он то, закалившийся в драках с бандитами и изучавший ушу у многих мастеров, и реформировал знаменитые «руки восемнадцати архатов», по легенде данные монахам Бодхидхармой, создав знаменитый жесткий стиль Шаолиня.
Слава монастыря стала так велика, что по всему Китаю развелось множество фальшивых мастеров, и поэтому шаолиньские монахи придумали знаменитый экзамен на мастерство, когда ученик проходил двенадцать «застав», в которых на него нападали по два мастера. И либо он доказывал свое умение, либо уходил на переподготовку. Именно эта традиция стала основой легенд о знаменитом лабиринте манекенов, где механические воины лупили будущих мастеров деревянными руками.
Что же такое ушу-саньда и как оно появилось
Сам термин «саньда» в китайском языке обозначает буквально «неканонизированные удары» или «свободные удары». Или, по сути, свободный бой. То есть данный термин обозначает свободную схватку бойцов, не ограниченных каким-либо стилем или способом ведения боя.
Во времена династии Мин (1368-1944 гг) поединки «лэйтай» были очень популярны. Бои были настолько кровавыми и травматичными, что к схватке допускались лишь люди, подписавшие документ «о жизни и смерти» — бумагу, в которой они в случае чего соглашались быть убитыми в поединке.
В 1979 году Госкомспорта КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу — поединки, которые назывались «саньшоу» (свободные руки) или «саньда» — (свободный бой).
Данная система была создана китайскими военными на основе традиционных боевых искусств Китая с добавлением элементов из западных видов единоборств. Разделяется она на прикладные техники самообороны и спортивные техники. На соревнованиях разрешается применять все стили и удары традиционного ушу, кроме ударов в запрещенные области тела.
Правила ушу-саньда
Что же представляет собой современное ушу-саньда? Прежде всего, это полноконтактный поединок по спортивным правилам — бойцы разделены на возрастные и весовые категории. Также имеются различия между спортивным и профессиональным саньда. В спортивном используют открытые шлемы и боксерские перчатки, чуть меньших размеров, чем в боксе. Также корпус бойца защищен жилетом, а ноги — чаще всего спортивной защитой голени.
Допускаются все виды ударов руками и ногами в голову, корпус и ноги, а также любая бросковая техника, хотя при наличии боксерских перчаток она ограничена. Запрещены действия в партере, удары коленями используются только в профессиональном саньда, а локтями — только в поединках с тайскими боксерами.
В целом получается очень динамичный и жесткий бой, с множеством нокаутов и красивых бросков.
Саньда в ММА
Правила саньда неплохо готовят бойцов для последующих выступлений в тех же смешанных боевых искусствах. Умения жестко и в полный контакт бить руками и ногами, коленями и локтями в сочетании с бросковой техникой делают такого бойца опасным соперником. Однако им все-таки приходится переучиваться с боксерских перчаток на ММА-шные, и серьезно подтягивать борьбу в партере, удушения, болевые и добивания на земле.
Тем не менее, представители ушу-саньда есть даже на соревнованиях по ММА мирового уровня. Например, Забит Магомедшарипов, российский боец из Дагестана, сейчас штурмует самый крутой ММА-промоушен в мире — UFC. И при этом демонстрирует красивые, динамичные бои, где отличная ударка прекрасно сочетается с бросковой техникой. Он не раз был премирован и получал приз «лучший бой вечера» и «выступление вечера» В последнем бою Забит победил соперника необычной способом излома колена.
Еще один россиянин, пришедший из саньда и покоряющий сейчас UFC по прозвищу «Король кун-фу» — Муслим Салихов. Мастер спорта международно класса по ушу-саньда, многократный чемпион мира, Европы и России, демонстрирует сейчас свои навыки в октагоне.
Ушу-саньда на улице
Насколько же хорошо работает саньда на улице? Собственно как и любое спортивное направление рукопашки. Так как у спортсмена есть огромный опыт жестких спаррингов и соревнований, на улице такой боец будет чувствовать себя довольно комфортно, если преодолеет привычку к правилам и работе в искусственных условиях. А сочетание ударов и бросков дает ему приличную фору перед уличными бузотерами.
Важно только помнить, что в уличном столкновении психологическая подготовка и умение быстро соображать и принимать решения часто бывает важнее натренированного удара и набитых кулаков.
Все виды и направления ушу: спортивное и традиционное ушу. Школы внутреннего и внешнего направления
О китайском ушу можно найти огромное количество информации в книгах, журналах, на сайтах. Существует множество легенд и исторических фактов о его возникновении, развитии и распространении. При этом у людей возникают различные ассоциации, когда они слышат слово «ушу». Одни воспринимают его в качестве знаменитого древнейшего боевого искусства, другие – как современный вид гимнастических упражнений, у третьих ушу вызывает яркие образы борющихся монахов, ниндзя, летающих воинов из фильмов 80-90-х годов.
Что представляет собой ушу в наши дни?
Понятие ушу употребляется для именования китайского боевого искусства и для обозначения современных видов спорта, в основу которых положены его приемы и традиции. Существует два направления этого единоборства: традиционное и спортивное.
Спортивное ушу
Спортивное ушу зрелищно, оно демонстрируется на состязаниях. Это боевое искусство открывает человеку дорогу к самосовершенствованию, раскрытию личных качеств через познание дыхательной гимнастики, освоение спортивных упражнений, духовное воспитание и дисциплину. Знания, которые дарит ушу человеку, доступны для людей любой возрастной категории независимо от физической подготовки.
Спортивное ушу делится на ушу-таолу, саньда и туйшоу.
Ушу-таолу – спорт, участники которого соревнуются в мастерстве исполнения связанных между собой движений из различных стилей ушу с заимствованием приемов акробатики. Для признания победителя оценивается сложность осуществления приемов, четкость, театральность участников.
Возможны одиночные состязания участников, в которых весь комплекс упражнений исполняют два спортсмена-противника, и командные, где в поединке соревнуются противостоящие команды. Так же проходят постановочные поединки, получившие название дуйлянь.
Саньда представляет собой контактное соревнование, для участия в котором соперники облачаются в специальную экипировку. Последняя состоит из шлема с защитой в области висков и подбородка, капы для сохранности челюсти и зубов, боксерских перчаток, жилета на грудь, защиты для паховой части тела. Руки спортсменов обязательно бинтуются. Если бинты отсутствуют, участнику боя присуждается поражение. Иногда бинтуют еще голени и бедра, если это необходимо по рекомендации врача. В профессиональных поединках взрослых спортсменов из экипировки бывает достаточно шорт и боксерских перчаток.
Туйшоу – упражнение, целью которого является тренировка чувственности. В таких боях боксеры должны принудить противника без ударов и захватов выйти за круг или упасть.
Традиционное ушу, получившее название Ушу-чуаньтун
Традиционные виды безоружного ушу в зависимости от акцента применения физической силы, методики борьбы и техники делятся на шесть групп.
Стили ушу
В Китае с древних времен люди, занимающиеся боевыми искусствами, закаляли и тренировали не только тело, совершенствуя свои физические возможности, но и развивались духовно, укрепляя волю. Часть подготовки, которая заключается в работе над внутренней составляющей человека посредством медитации, открытия каналов энергии получила название нэйгун, то есть внутренняя работа. Упражнения же для тела называют внешней работой. Отсюда и получило деление ушу по направлениям и стилям.
Школы внутреннего направления ушу
Эти школы связаны исключительно с духовной работой с использованием энергии, направленной на преобразование внутреннего мира спортсмена. Выделяют несколько стилей ушу:
Не менее интересны школы ушу внешнего направления.
Школы ушу внешнего направления
Считается, что, если стиль внешний, то в нем отсутствует внутренняя составляющая деятельности.
Всем, кто решит уделить время занятиям ушу и постичь особенности этого боевого искусства, потребуется определиться с подходящим для себя направлением и стилем. Если спортсмен стремится к борьбе за первенство, в нем присутствует дух состязательности, то оптимальным будет спортивное ушу. Если для человека важно единство духовного и физического, ему интересно обучение техники медитации, познание философии боя, то лучшее для него – традиционное ушу.
В чем заключается ушу
Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…
Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ. » Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:
В передаче мы подняли этот серьезный вопрос и, как оказалось, проблема действительно очень значимая. А все дело в том, что на сегодняшний день ушу претерпело множество изменений и эволюционным путем разделилось на большие три группы. И сегодня УШУ — это не некое единое пространство, а это действительно абсолютно разные 3 направления, причем, занимаясь одним из них мы зачастую даже не представляем чем же занимаются в другом. Настолько различные цели и методы в тренировках. И чтобы понять насколько этот вопрос сложный — можно также посмотреть вот эту передачу.
А для чего же нам вообще знать и понимать эти 3 направления современного УШУ?
На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.
Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.
Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!
Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.
А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.
Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…
Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…
А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали УДЭ.
Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!
Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?
Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.
Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.
И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — Саньда.
Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.
По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.
Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.
И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…
А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.
И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.
Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ. Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.
Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.
Особое место занимают практики и методы тренировок, развивающие и совершенствующие так называемые принципы воинской морали (добродетели) — УДЭ. (Почитать про эту уникальную систему ценностей можно здесь.)
Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.
Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.
Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.
Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.
Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа : «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.
Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.
Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.
Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.
На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.
Итак, что же мы имеем в итоге?
А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.
А практиковаться может только следующее:
Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.
Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!
Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!
А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:
Поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях: