в чем заключается целостность педагогического процесса ответ
Теория целостного педагогического процесса
«Теория целостного педагогического процесса»
Как проявляется многоаспектность образования?
Рис. 1 . Про цессуальный, ценно ст ный и резул ьта т ивный аспект ы об разова ния
образование как ценность и общественное благо;
образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
образование как результат воспитания, обучения, развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Назовите компоненты педагогического процесса.
Компоненты педагогического процесса: цель, содержание, деятельность и результат
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, указывает на достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Приведите примеры взаимодействий, происходящих в педагогическом процессе.
Пр и меры пр о ти воречий:
· между ц ело стностью лично сти и фун кциональн ым подход ом (р азграничени ем по о тдельным фун кциям) к ее формированию;
· между и нд и ви д уальн ым х ар актеро м стан о влен ия личн о сти и массо вым х арактер ом орган и зации п ед агогическо го п роцесса;
· между о пр ед еляющим значени ем деятельно сти в разви тии личности и пр еи мущественно словесны м возд ей стви ем на лично сть в воспитании ;
· между возр астающей ролью гуман и тарны х предмето в в со циально м с тано влении чело века и возр астающей тех но ло ги зацией п ед агогическо го про цесса и др.
Как соотносятся понятия педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие?
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого. Педагогическое взаимодействие полно и цельно отражается в педагогическом процессе и состоит из педагогического влияния и собственного активного восприятия обучаемого.
Рис. 2 . Педагогическое взаимо действие
Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием.
Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника оба они являются субъектами, их взаимоотношения приобретают субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире по значению, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение», так как оно предполагает активность двух сторон: педагогов и воспитуемых.
5. В чём заключается содержательная целостность педагогического процесса?
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:
умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;
опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
В чём заключается организационная целостность педагогического процесса?
В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов :
процессов освоения и конструирования педагогом содержания образования, а также комплекса способов и средств его передачи воспитанникам; эти процессы имеют характер предметных отношений, поскольку педагог взаимодействует с предметами, а не с живыми участниками педагогического процесса, однако процессы педагогического освоения и конструирования необходимы для педагогической адаптации содержания образования и подготовки к эффективной реализации следующих процессов;
процессов делового взаимодействия (формального общения) педагогов и воспитанников; данный вид процессов отражает собственно педагогическое взаимодействие;
процессов личностного взаимодействия (неформального общения) педагогов и воспитанников; посредством этих процессов между педагогами и воспитанниками устанавливаются доверительные отношения, что является необходимым условием полноценного педагогического взаимодействия
процессов самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что воспитанник осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.
В чём состоит возрастообразность педагогического процесса?
Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка.
В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности – следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого. Возрастные особенности – это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых выделяются:
— характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
— преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;
— особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте). Каждый период возрастного развития – это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью многих изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Какие возрастные периоды развития личности выделяются в общей педагогике?
В чет состоит отличие знаниевого и компетентностного подходов к построению педагогического процесса?
Овладение знаниями являлось базовым показателем результата обучения и воспитания, а формирование практической деятельности рассматривалось как усвоение опыта применения знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса получил название знаниевого.
Знаниевый и компетентностный подходы близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных знаний, тогда как второй делает акцент на готовность обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для успешного решения практических и теоретических задач. Именно поэтому сегодня в образовании происходит переход от знаниевого подхода к компетентностному
Объясните отличие понятий компетентность и компетенция.
Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом:
· чем сложней («многозадачней») деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть.
Тест по предмету «Педагогика»
Тест по педагогике
1) [-]наука о передаче данных
2) [-]наука об образовании
3) [+]наука о воспитании
КАКИЕ ЗАДАЧИ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ?
1) [-]воспитание, обучение подрастающего поколения
2) [+]познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса
3) [-]изучение воспитания как фактора духовного развития людей
ЧТО ОПРЕДЕЛИЛО РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ?
1) [-]прогресс науки и техники
2) [-]забота родителей о счастье детей
3) [-]биологический закон сохранения рода
4) [-]объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
5) [+]повышение роли воспитания в общественной жизни
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЭТО:
1) [-]Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
2) [+]Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей
3) [-]Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
1) [+]специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
2) [-]Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни
3) [-]Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками
ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) [+]Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека
2) [-]Развитие чувств, интуиции, воспитание души
3) [-]Развитие человеческого «Я»
МИРОВУЮ СЛАВУ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПРИНЕС:
ОСНОВУ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЯЮТ:
1) [+]Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
2) [-]Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
3) [-]Знания, умения и навыки
1) [+]Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта
2) [-]Процесс формирования личности в определенной социальной среде
3) [+]Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНЫМ-ПЕДАГОГОМ:
ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ:
1) [-]постановку целей
2) [+]обоснование и постановку целей
3) [-]постановка правильной цели
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО:
1) [+]система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие
2) [-]процесс формирования социально адаптированной личности
3) [-]совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека
КОМПОНЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:
1) [-]педагоги, воспитуемые, условия воспитания
2) [-]целевой, деятельностный, трудовой
3) [+]целевой, содержательный, результативный, деятельностный
ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) [-]усвоение необходимых знаний, умений, навыков
2) [-]формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением
3) [+]активное включение ученика в образовательный процесс
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:
1) [+]в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности
2) [-]в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях
3) [-]в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу
ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО:
1) [+]педагог воздействует на личность через коллектив
2) [-]педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога
3) [-]происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога
ОСНОВНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) [-]педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения
2) [-]обучение, образование, воспитание
3) [+]обучение, образование, воспитание, развитие и формирование
20. Метод воспитания – это:
1) совокупность средств воспитательного воздействия;
2) совокупность однородных приемов воспитательного воздействия;
3) путь достижения цели воспитания; +
4) вариант организации воспитательного мероприятия
21. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это:
1) профессиональное мастерство; +
2) педагогические способности;
3) профессиональное становление;
4) профессиональная компетентность
В заданиях 22 – 24 выберите правильные ответы или ответ
22. К методам формирования познания относятся
23. Современные подходы в теории и практики воспитания:
4) личностно- ориентированный
1). Тo, как организуется процесс обучения,
2). То, где организуется процесс обучения. +
3). то, зачем организуется процесс обучения.
Своеобразие психологии и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в эмоциональной, интеллектуальной сферах, потребностях и способностях человека.
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
Человек как целостный, неповторимый представитель рода с его психо- физиологическими свойствами.
Живое существо, обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, единство физического, природного, наследственного и приобретенного.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1419931
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
Исторические особенности появления понятия целостности педагогического процесса
Целостный педагогический процесс – это основополагающее определение в педагогике.
Начало появления педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. К середине 19 века в обществе появлялись аргументы за единство обучения и воспитания. Это мнение четко выразил в своих трудах И.Ф.Гербарта. Ученый говорил, что обучение, лишенное нравственного образования – это средство без цели, а нравственное образование без обучения – цель, лишенная средства.
Позднее к этому аргументу присоединился и К.Д.Ушинский. под целостностью педагогического процесса он подразумевал единство административной, учебной, воспитательной составляющих учебной деятельности. После него свои мысли выдвигали еще Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт и т.д. Важное место в педагогической науке занят П.Ф.Каптерев. Его теория заключалась в сбалансированном соотношении между образованием и воспитанием для всестороннего развития личности.
Теорию целостности педагогической работы в новых социально-экономических и политических условиях рассматривали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.
Целостность педагогического процесса
Педагогический процесс – это целенаправленное, насыщено смыслами и организованное взаимодействие учителей с ребенком. В результате деятельности ученики начинают активную жизнедеятельность и самоизменение.
Чтобы понять, в чем заключается целостность педагогического процесса, нужно разобраться со всеми составляющими. Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество учителей и особенность возрастных изменений учащихся. В основе системы появляются и работают определенные закономерные принципы.
Педагогическая работа тесно связана с другими общественными процессами, в том числе с экономическими, политическими, нравственными и культурными. Она зависит от состояния общественных работ, взаимодействия производительных сил и отношений.
Особенность учебно-воспитательного процесса – целостность и сохранение всех важных частей. Важно, чтобы обучение, воспитание и развитие основного были связаны между собой. Сложные процессы внутри педагогической работы выражаются в:
Особенность педагогического процесса, как динамической системы, – это способность выполнять социальные задачи. Любое общество заинтересовано в качественном выполнении функционала, что и достигается за счет целостности работы. Единство процесса формирует гармоничную и полную личность с желанием развиваться.
Целостность в рамках педагогического процесса понимается как качество, характеризующее высшую степень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и работы субъектов, функционирующих в нем. Эффективная работа отличается внутренним единством всех компонентов и взаимодействий. В нем регулярно все движется, преодолеваются внутренние противоречия и перегруппировываются взаимодействующие силы и появляются новые качества.
Благодаря реализации процесса начинается организация жизнедеятельности учеников. Она отвечает на потребности воспитанников, оказывает сбалансированное влияние на сознание, чувства и волю личности. Деятельность наполняется нравственно-эстетическими элементами и провоцирует положительные переживания. Стимулирует мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру.
Целостный педагогического процесса – это в педагогике не только обучение и воспитание. Не стоит представлять себе эту работу как несколько действий, сложенный в одну систему. Это неделимая работа, функционирующая на основе решения противоречий между учеником и влиянием на него жизнедеятельности.
Целостно педагогический процесс – это взаимосвязь и взаимообусловленность действий и явлений, появляющихся в нем. Они реализуются в моменты воспитания и обучения, при взаимоотношении субъектов всей работы и в связях деятельности с внешней средой.
Аспекты целостности педагогического процесса
На целостность влияет накопленные людьми знания по отражению цели и содержанию образовательного опыта. Реализация элементов обучения – это и выступает воплощением единства образовательных, развивающих и воспитательных работ.
Если рассматривать деятельность по организации, то выделяют несколько самостоятельных компонентов:
В первом и последнем процессах отражаются предметные отношения. Процесс взаимодействия – это педагогические отношения, а третий компонент охватывает процесс едино.
Целостность педагогического процесса
Начиная с середины XIX в. прогрессивные педагоги все чаще отмечают единство обучения и воспитания. Так, И.Ф. Гербарт, писал: «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств». Понимание целостности педагогического процесса в отечественной педагогике формировалось под влиянием идеи К.Д. Ушинского о единстве «административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности». Важный вклад в исследование педагогического процесса внёс П.Ф. Каптерев, по замыслу которого общеобразовательный курс школы должен обеспечивать правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. В период становления советской педагогики представления о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях расширили Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако с начала 1930-х до середины 1970-х хх гг. советская педагогика отошла от идеи целостности педагогического процесса, в этот период основные усилия были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вновь возникший в 1970-е гг., отразился в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.С. Ильина, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева и др. Следует особо отметить роль Ю.К. Бабанского в пропаганде целостного восприятия педагогического процесса. В 1980-е гг., являясь автором и научным редактором вузовских учебников педагогики, он включил включил в них вопросы теории целостного целостного педагогического процесса.
Развитие теории целостного педагогического процесса в постсоветский период связано преимущественно с научной школой В.А. Сластенина.
Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.
Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:
· умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;
· опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Содержательная целостность педагогического процесса
Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру. Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить.
· знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;
· опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);
· опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);
· опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.
В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов (рис. 3.4):
· процессов освоения и конструирования педагогом содержания образования, а также комплекса способов и средств его передачи воспитанникам; эти процессы имеют характер предметных отношений, поскольку педагог взаимодействует с предметами, а не с живыми участниками педагогического процесса, однако процессы педагогического освоения и конструирования необходимы для педагогической адаптации содержания образования и подготовки к эффективной реализации следующих процессов;
· процессов делового взаимодействия (формального общения) педагогов и воспитанников; данный вид процессов отражает собственно педагогическое взаимодействие;
· процессов личностного взаимодействия (неформального общения) педагогов и воспитанников; посредством этих процессов между педагогами и воспитанниками устанавливаются доверительные отношения, что является необходимым условием полноценного педагогического взаимодействия
· процессов самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что воспитанник осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.
Рис. 3.4. Организационная целостность педагогического процесса
Любой из перечисленных процессов не ограничивается рамками, например, только обучения или только воспитания, их взаимосвязь охватывает весь педагогический процесс в целом.