в чем заключается теория рекапитуляции с холла
Шпаргалка по психологии.
Теория рекапитуляции С. Холла.
Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный, а на другом – шизоидный тип. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.
Общая черта био– и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.
Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологи. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С.Выготский о биогенетическом принципе в психологии.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Концепция рекапитуляции относится к числу ранних психологических теорий. Э. Геккель в 1874 г. Сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался. Детскую игру Холл считал необходимым упражнением для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. А развитие детского рисунка, по мнению Холла, отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.
Положения Холла критиковали многие психологи, однако именно под влиянием его работ изучение детской психологии приняло широкие масштабы.
Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но именно теоретическая концепция. В концепции Холла впервые сделана попытка показать наличие связи между историческим и индивидуальным развитием, которая до сих пор недостаточно прослежена.
Биогенетический закон – онтогенез есть повторение филогенеза.
Л.С. Выготский «Биогенетический закон в психологии и педагогике»
В своей статье ЛСВ говорит о 4 основных направлениях толкования биогенетического закона:
1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.
2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.
4) Теория социогенеза (Залкинд, Корнилов, Пинкевич) исходит из социальной обусловленности человеческой биологии, видит в этом основной, определяющий фактор развития ребенка, отрицает его автоматическую связь с прошлым человечества, следовательно, и применимость биогенетического закона к психологии.
По мнению Выготского, из всех этих научных направлений наиболее состоятельными являются теории 3 и 4.
Биогенетический принцип в психологии
Биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером сформулирован биогенетический закон, который основан на принципе рекапитуляции (повторяемости).
Эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.
Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла (США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.
Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза).
Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей. Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.
С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).
Теория рекапитуляции С.Холла
Основной предмет исследования
Поиск закономерностей психического развития ребёнка
Анкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов
Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности
Биологический фактор, созревание инстинктов
Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения
Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве
В чем заключается теория рекапитуляции с холла
Факультет психологии запись закреплена
ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ ПО С. ХОЛЛУ
Стенли Холл по аналогии с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера предположил, что: «ребёнок в своём развитии повторяет все стадии развития психики, которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определённого времени». На этом основании Холл делает вывод о том, что именно уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит.
Психологи и педагоги критиковали гипотезу за то, по внешним признакам поведения ребёнка не всегда можно судить о его психологии. Л.С. Выготский считал, что для развития ребёнка важно его сотрудничество со взрослым – как представителем данной культуры.
Развитие детской психологии в конце XIX – начале XX века было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Стоили Холлом (1844-1924). Холл был учеником Вундта, пройдя стажировку в его лаборатории в Лейпциге. Вернувшись в Америку, он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии.
Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой являлся способ добывания пищи. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т.д.), подчеркивая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого возраста его можно систематически обучать. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает для этого основу.
И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и аномалиям в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества. Холл разработал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются.
В своей лаборатории Холл исследовал подростков, разработав для них специальные опросники, целью которых было изучение различных сторон их психики. Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей. Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.
С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.). Педология основывается на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение клетям. Таким образом, педология объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Таким образом, С.Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.
Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, которые еще не были наработаны в психологии. Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно с 20-х годов child study (т.е. изучение ребенка другое название педологии) приобретает ярко выраженную психологическую направленность.
Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Теория рекапитуляции (повторения) С. Холла.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл (создал первую цельную теорию психического развития в детстве) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Так, игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства выкапывания корней. Ст.Холл считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился.
Игра отражает фазы развития филогенеза:
1) млекопитающая стадия до 6-ти месяцев (неосмысленные, рефлекторные, импульсивные действия и поведение);
2) высшие млекопитающие до 1 года (ребенок овладевает предметами);
3) начальная ступень человеческого состояния от 1 года (овладение вертикальной походкой и речью);
4) ступень первобытных народов первые 5 лет (игры, сказки);
5) вступление человека в культуру, поступление в школу, т.е. социализация.
Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически; биологический фактор, созревание инстинктов – основной в детерминации смены форм поведения.
Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь.
Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.)
Теория рекапитуляции С. Холла
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Теория рекапитуляции С.Холла
Анкетирование( он разработал опросники для учителей и подростков), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ страхов. Его интересовало какие чувства дети испытывают в разных ситуациях, как представляют окружающий мир.
Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества.
Была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием человека существует взаимосвязь.
Теория созревания А.Гезелла
Наблюдение (в специально оборудованном помещении – использование кино-видео аппаратуры, зеркала Гезелла), тесты, опросы родителей, сравнение развития близнецов, здоровых и больных людей (например, у слепых детей), использование логнитюдного исследования.
Неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Зависимость психического развития от созревания нервной системы.
Внедрение новых методов исследования, оборудования для проведения психологических исследований. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития.
Теория трех ступеней К.Бюлера
Зоопсихологический эксперимент; эксперименты над деятельностью. По сути, это решение детьми задач, которые предлагались обезьянам.
Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных – инстинкт, дрессура, интеллект.
Дрессура – образование условных рефлексов. Игра у ребенка это – продолжение игры животных.
Интеллект – высшая стадия развития, приспособление путем изобретения, открытия, обдумывания.
Применение эксперимента в изучении детского развития
Теория бихевиоризма Дж.Уотсона, Э.Торндайка.
Наблюдение (психология должна изучать поведение человека, доступное наблюдению).
Главная детерминанта, определяющая характер психического развития, это воздействие окружающей среды. Поведение объясняется наличием какого-либо воздействия на человека. Нет ни одного действия, за которым бы не стояла причина- стимул. Стимул-реакция – является единицей поведения.
Привлечение внимание к социальной среде.
Стало интенсивно изучаться поведение животных, детей, младенцев и т. п.
Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.
Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
Наблюдение. Он провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Он написал книгу «Язык детей», далее выделил пять основных этапов в развитии речи.
Психическое развитие – это саморазвитие имеющихся у человека задатков, направляемых той средой, в которой живет ребенок.
Наследственность и среда
Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития.
Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, оговорок..
Психическое развитие понимается как процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств. Развитие личности понимается как адаптация (приспособление) индивида к внешнему миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
Внутренний(биологическое созревание) и внешний (общение с родителями)
Ценность заключается в том, что это динамическая концепция развития. Общение с родителями в ранние годы, конфликты и срывы сказываются впоследствии, уже у взрослого человека (негативный детский опыт приводит к инфантилизму, негативизму, агрессивности, эгоцентричности). Важнейшей стороной данной теории является – идея чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за обычными словами и поступками его проблемы.
Психосоциальная теория развития личности Э.Эриксона.
Этнографический метод- изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного общества; анализ клинических случаев.
Стадия развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания неизменен.
Внутренний(биологическое созревание) и внешний (требования и ожидания со стороны общества)
Расширил психоаналитический подход.
Показал, что для формирования ЗГО имеет значение не только семейный контекст, но и культурные и исторические условия.
Одна из не многих теорий, охватывающая период от младенчества до старости.
Данная теория нашла практическое применение в консультировании.
Концепция интеллекта Ж.Пиаже.
Наблюдение за младенцами, анализ специально разработанных задач.
Развитие когнитивных процессов по Ж.Пиаже – это переход от более низкой стадии к более высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. В развитии происходит не замещение низшей стадии высшей, а интеграция раннее сформированных структур.
Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы, прослеживается влияние среды. Но когнитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок.
Открытие феномена эгоцентрической речи.
Идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и эмпирических исследований.
Прослеживание генезиса от действия к мысли.
Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского.
Специфичность развития человека состоит в том, что оно подчиняется действию не биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов и происходит в процессе присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Заложил основы культурно-исторической парадигмы в исследовании психического развития.
Ввел идею историзма в область психологии.
Можно выделить две парадигмы развития – натуралистическая (Ст.Холл, К.Бюллер, В.Штерн, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон) и культурно-историческая (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).
На западе (натуралистический подход)
В России (культурно-исторический подход)
От индивидуального состоянию к социальному существованию (социализация)
От социального к индивидуальному (механизм интериоризации)
Наследственность и среда
Процесс взаимоотношения (общение) и морфофизиологические особенности возраста.
Внутри индивида, в его природе
Вне индивида, в социальной среде
Присвоение исторически сложившихся способов деятельности, овладение общественным опытом.
Движущие силы развития
Наследственность и среда
Оба эти подхода имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие установки, поэтому он и не могут быть суммированны.