в чем разница между ооо и зао
ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем
Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.
Организации бывают коммерческими и некоммерческими
Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.
Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе
Вот основные коммерческие организации:
Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:
Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.
Товарищества полные и на вере
Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.
Максимальное количество участников
От двух до бесконечности
Уставной капитал
Любой, складывается из взносов участников
Ответственность
Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.
Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.
Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.
Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.
Общества с ограниченной ответственностью
Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 10 000 рублей до бесконечности
Ответственность
В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера
Какие налоги платят
На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.
Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.
С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.
Акционерные общества
Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности
Ответственность
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения
Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.
Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.
Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.
Хозяйственные партнерства
Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.
Максимальное количество участников
Уставной капитал
Любой, складывается из вкладов участников
Ответственность
Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников
Какие налоги платят
НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ
Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.
Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.
Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.
Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.
Фермерские хозяйства
Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.
Максимальное количество участников
Родственники — не больше, чем из трех семей
Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек
Уставной капитал
Ответственность
Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга
Какие налоги платят
Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе
Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.
Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.
Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.
Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.
Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.
Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.
Производственные кооперативы
Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.
Максимальное количество участников
Какая принципиальная разница между ООО и ЗАО? Что проще и актуальнее открыть для организации из 4 учредителей?
Для ведения небольшого бизнеса планируется открытие предприятия. Всего принимать участие в создании организации и быть его основными учредителями планирует 4 человека. Стартовый капитал составит около 40 тыс. рублей. Но участники организации не могут прийти к единому решению о форме предприятия, точнее, о том какая более актуальна и выгодна для ведения небольшой деятельности: ООО, ЗАО или ОАО. Возникает ряд вопросов о том: какую из форм проще и быстрее зарегистрировать, какова стоимость затрат по регистрации организации, и какие основные управленческие отличия у этих форм организаций. А также актуален вопрос о принципах распоряжения долями капитала, при какой форме организации можно распоряжаться своей долей независимо от остальных учредителей, для обеспечения свободы действий в рабочем процессе.
Для разъяснения основного отличия указанный организационно-правовых форм рассмотрим каждую в отдельности.
ООО или общество с ограниченной ответственностью представляет собой коммерческую организацию, в состав которой может входить от 1 до 50 учредителей, каждый из которых может принимать решения о деятельности предприятия как самостоятельно, так и сообща. Так как общество может быть образовано из 1 учредителя, то он может выступать и в роли генерального директора. Если привлечено 2 и более соучредителей, то перед ними может быть поставлено запрет на перепродажу своей доли в уставном капитале третьим лицам. Основной капитал образовывается за счет вкладов соучредителей и минимально может составлять от 10 тыс. рублей. Важная особенность ООО в том, что учредители не несут ответственности по возникшим обязательствам общества, а общество, соответственно, не несет ответственности по обязательствам отдельных учредителей.
ЗАО или закрытое акционерное общество также организуется одним или группой лиц до 50 человек, при этом основное отличие от ООО в том, что уставной капитал образовывается не долями, а пакетами акций. То есть, тот, чей портфель акций больше чем у остальных соучредителей, тот и имеет основное право голоса на учредительном собрании. Учредители вправе распоряжаться своими акциями на свое усмотрение, в том числе и продавать их третьим лицам без согласия остальных соучредителей. Однако, первым делом акции могут быть проданы в пределах учредительного состава, и только если никто не желает увеличить свой портфель акций, то их можно реализовать сторонним лицам. Как и в ООО учредитель может быть всего один и выступать в роли гендиректора. Для организации ЗАО достаточно иметь в наличии уставной капитал, составляющий не менее 10 тыс. рублей. Однако основная загвоздка в открытии подобной коммерческой организации — дополнительная волокита с регистрацией портфеля акций, для образования уставного капитала, а это сложная и затратная процедура. Так, на регистрацию и выпуск акций потребуется оплатить госпошлину в размере 20 тыс. рублей.
ОАО или открытое акционерное общество предназначено для открытия и ведения крупного бизнеса где число соучредителей может составлять более 50 человек. Основное отличие этой формы организации бизнеса, в том что уставной капитал может быть не менее 100 тыс. рублей и так же как и в ЗАО представлен акциями. Соответственно, для открытия малого бизнеса этот вид организации автоматически не подходит.
Следовательно, выбор остается между ООО и ЗАО. Но сразу отметим, что ЗАО более затратное при регистрации и ведении дел из-за наличия акций. Но в обоих случаях основное право голоса имеет тот чья доля или количество акций больше чем у других соучредителей. Помимо наличия уставного капитала в 10 тыс. рублей минимум, для открытия одной из организаций необходимо будет оплатить госпошлину в размере 4 тыс. рублей, оплатить подготовку учредительных документов, услуги нотариуса и изготовления печати, учитывать расходы на открытие и ведение банковского счета и предусмотреть расходы на открытие юридического адреса. В целом расходы будут одинаковыми за исключением дополнительных затрат по открытию ЗАО на регистрацию акций.
Другой нюанс — перспективные планы. Если в будущем планируется расширение числа учредителей или привлечение инвестиций, то ЗАО боле востребованная форма организации для ведения бизнеса.
Еще одно важное отличие ООО в том, что в случае вноса уставного капитала в имущественном выражении до 20 тыс. рублей, соучредители вправе самостоятельно оценить его стоимость на совместном собрании. В случае с ЗАО, для оценки уставного капитала требуется привлечения независимого оценщика независимо от суммы капитала.
Но и у ЗАО есть определенное преимущество — возможность конфиденциальности при ведении бизнеса. Так как акции печатаются неименными, то в документах реестра ЕГРЮЛ нет информации об их владельцах. А также ЗАО может разработать устав в котором вовсе не будут значиться даже первоначальные учредители. Да и в целом считается что ЗАО более привлекательная и престижная форма организации бизнеса.
Но как показывает практика, проще и дешевле будет открыть ООО, так как она является самой распространенной формой ведения бизнеса. Ну а распоряжаться образованным бизнесом в идеале должен тот чья доля в уставном капитале выше.
Выбираем между ИП и ООО
Иногда начинающим предпринимателям не сразу удается определиться с организационно-правовой формой будущего предприятия. Вопрос о том, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть Общество с ограниченной ответственностью (ООО) становится на какой-то период времени самым важным. Для того, чтобы принять правильное решение, бизнесменам порой приходится проводить настоящее исследование. Постараемся облегчить эту задачу. Итак, ИП или ООО? Проведем сравнительный анализ.
Сравнительная таблица преимуществ и недостатков ИП и ООО
Преимущества ИП
Недостатки ИП
Преимущества ООО
Недостатки ООО
Что выгоднее?
При выборе организационно-правовой формы между ИП и ООО, предпринимателя, в немалой степени, интересует вопрос выгоды в плане уплат обязательных платежей и налогов.
Страховые платежи в пенсионный фонд для ИП: минус или плюс?
Считается, что ИП в данном случае проигрывает ООО, поскольку имеет обязательные фиксированные страховые платежи в ПФР. Здесь необходимо понимать разницу: страховые выплаты в пенсионный фонд – это не налоги на деятельность ИП, и если разобраться детально, то выяснится, что эти самые платежи – вовсе не отрицательная сторона индивидуального предпринимательства. Именно из них формируется будущая пенсия индивидуального предпринимателя и покрытие медицинской страховки. Более того – все выплаченные фиксированные платежи можно принять к зачету при уплате налогов.
ВАЖНО! Индивидуальный предприниматель может уменьшить налог на всю сумму взносов в ПФР!
Платежи и налоги за сотрудников
Разницы в уплате налогов за работников ИП и ООО нет. Все предприятия, независимо от формы собственности, обязаны перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды (около 30% от выданной работнику заработной платы), а также платить за сотрудников подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Это значительно утяжеляет предпринимательскую ношу, поэтому самый мелкий бизнес обходит официальное трудоустройство сотрудников с помощью, например, договоров подряда с исполнителями работ.
Системы налогообложения и налоги
От организационно-правовой формы предприятия, режим и размер налогов не зависит. В данном случае, роль играет режим налогообложения, выбранный предпринимателем
На УСН, ЕСХН, ЕНВД для ИП и ООО ставки по налогам одинаковые. Но в общей системе налогообложения подоходный налог для ИП равен 13%, а налог на прибыль для ООО составляет 20%.
Подводим итог
Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму будущего предприятия, необходимо учесть целый ряд факторов, таких как:
ИП или ООО – что лучше?
ИП или ООО – вот в чем вопрос
Юрлицо — это как официальный брак: его нужно регистрировать, когда уже нельзя не регистрировать, шутят предприниматели. Их можно понять: многие предпочитают сначала получить первые деньги, а уже затем официально регистрировать компанию.
«Тянуть с этим не стоит, потому что юрлицо при ведении бизнеса — это не только соблюдение законодательства, но и репутация», — уверен серийный предприниматель Артем Субботин. Сам он занимался «бизнесом» с 14 лет: все время что-то покупал и перепродавал, но в какой-то момент понял, что это уже перестало быть «халтурой», поэтому решил зарегистрировать ИП. Сейчас у предпринимателя доля в нескольких ООО, а вот ИП Субботин уже закрыл.
Но многие стоят перед выбором — регистрироваться как ООО или ИП?
Ключевые различия ИП и ООО
Основное отличие этих двух форм регистрации бизнеса заключается в том, что ИП отвечает по долгам и обязанностям перед кредиторами и контрагентами своим личным имуществом, а ООО — лишь уставным капиталом. Регистрировать ООО может несколько человек, выступающих партнерами в новом предприятии, в отличие от ИП, где собственником выступает только одно частное лицо. Доля в бизнесе распределяется между партнерами пропорционально доле участия в уставном капитале организации. Скажем, если эта сумма составляет 110 000 руб., и двое из партнеров внесли по 50 000, а третий — 10 000, соответственно, на долю первых двух придется по 45,45%, а третий получит остальные 9%.
Какую роль играет доля в уставном капитале? Во-первых, именно процентное соотношение участия в ООО играет решающую роль при регулировании взаимоотношений партнеров: например, при принятии решений на общем собрании учредителей ООО при голосовании учредитель обладает процентом от общего числа голосов, равным размеру его доли. Во-вторых, от размера доли зависит и распределение дивидендов, которое прописывается в уставе общества.
Простота регистрации
Чтобы стать ИП, необходимо всего лишь заявление о государственной регистрации, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины в размере 800 руб., свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Как правило, весь процесс занимает 5 дней. В течение недели после регистрации предприниматель обязан самостоятельно встать на налоговый учет и предъявить соответствующие документы в Пенсионный фонд. Кроме того, ИП может работать в любой точке России, даже не имея официальной печати и расчетного счета. Но при этом он будет зарегистрирован в налоговой инспекции исключительно по месту прописки, кроме случаев, когда применяется схема вмененного налога (ЕНВД).
Подготовьте документы для регистрации ООО бесплатно за 10 минут с помощью пошагового мастера.
В случае если вы решили создать ООО, придется повозиться. Многие предпочитают обращаться за помощью к сторонним специалистам, но весь пакет документов вполне можно собрать самостоятельно. Минимальный размер уставного капитала — 10 000 руб., но вместо «живых» денег вполне можно использовать ценные бумаги, иное имущество. Однако для этого необходимо привлечь независимого оценщика (денежная оценка неденежных средств, вносимых в уставный капитал организации, не может быть выше той, что установлена независимым экспертом), а также получить одобрение остальных участников ООО. Иными словами, если в качестве доли в уставном капитале организации вы решили внести ноутбук, который оценен в 30 000 руб., вы не можете рассчитывать на долю, эквивалентную 40 000 руб., даже если ваши партнеры согласны с более высокой оценкой.
Помимо участия в уставном капитале потребуется внести госпошлину за регистрацию юрлица в размере 4000 руб., а также подготовить документы, содержащие полную информацию о месте нахождения нового предприятия (юридический адрес), количестве учредителей (паспортные данные всех участников), размере уставного капитала и его распределении по долям между учредителями. Заранее необходимо определиться с видами экономической деятельности ОКВЭД (чем будет заниматься ООО), выбрать систему налогообложения, а также позаботиться о наличии печати и открыть расчетный счет. Процесс может занять от нескольких дней до месяца: к подготовке документов нужно подходить со всей внимательностью и аккуратностью, поскольку налоговая и Пенсионный фонд могут вернуть документы при наличии ошибки. Впрочем, сегодня есть полуавтоматизированные сервисы, которые за разумные деньги помогут подготовить документы, соответствующие нормативам, при открытии юрлица.
«Открывать ООО, конечно, муторно: нужно подготовить гораздо больше документов, чем при регистрации ИП, — делится опытом Максим Лагутин, основатель компании «Б152». – Хотя с появлением онлайн-сервисов процесс упростился».
Что выгоднее — ИП или ООО
Любой ИП, даже с нулевой отчетностью, платит фиксированную законодательством сумму в пенсионный фонд. Если еще в 2012-ом она составляла 17 208,25 руб., то в 2013 году сумма увеличилась до 35 664,66 руб. Для ООО обязательно ведение бухгалтерского учета, для чего, скорее всего, потребуется привлечение специалиста, что выльется в дополнительные расходы.
В случае налоговых или административных нарушений штраф для ООО будет в разы выше, чем для ИП. Нарушение кассовых операций, например, будет стоить ИП 5000 руб., в то время как ООО ошибка обойдется штрафом до 80 000 руб. Кстати, кроме взыскания с фирмы применяется и взыскание с руководителя.
Налоги ИП и ООО
Для ИП нет ограничений на доходы и стоимость основных средств при УСН. А вот для ООО форма УСН доступна только в случае, если доходы предприятия не превышают 60 млн руб. в год, численность сотрудников не более 100 человек, а остаточная стоимость основных средств менее 100 млн руб. Но эти цифры могут меняться каждый год.
ИП вполне может функционировать без наёмных работников. В этом случае он платит только налог на доходы от своей предпринимательской деятельности и фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. А вот деятельность ООО предполагает наличие сотрудников, что влечет за собой, помимо налогов на полученные доходы, страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) от суммы начисленной заработной платы (в сумме порядка 34%).
Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте
Если вы работает по обычной системе налогообложения (ОСНО), то ООО может покрывать убытки прошлых лет прибылью текущего года и таким образом уменьшать налог на прибыль. ИП же убытки прошлых лет при расчете НДФЛ учесть не могут.
Ограничения
ИП не может заниматься некоторыми видами бизнеса: производить и продавать алкоголь, выступать в качестве страховщика, осуществлять деятельность ломбардов и быть туроператором. Если ваш бизнес касается одной из вышеперечисленных сфер, вам следует открывать ООО.
С другой стороны, ООО, в отличие от ИП, не может «вынуть деньги из кассы» в любой момент. Несмотря на то, что с прошлого года ИП, как и ООО, обязаны вести учет кассовых операций, ИП могут вывести всю выручку — наличную и безналичную — без всякого отчета. А в случае с ООО это намного сложнее, ведь это доходы компании, и расходоваться они должны только на необходимые нужды, которые могут быть документально запротоколированы. Поэтому часто бизнесмены заводят ИП в дополнение к ООО — чтобы была возможность при необходимости снимать через него деньги со счета.
Престиж и репутация
Немаловажным фактором при ведении бизнеса является название компании, ее репутация. «Многие по-прежнему больше доверяют «неИП», — говорит Максим Лагутин. – Поэтому если вы хотите выглядеть солиднее в глазах клиентов, лучше потратить больше времени и создать ООО». Это особенно актуально, если ваши заказчики — средние и крупные компании. С рациональной точки зрения это не совсем обосновано, ведь иметь дело с ООО, у которого уставный капитал всего 10 000 не тоже самое, что вести бизнес ИП, отвечающим всем своим имуществом в случае невыполнения взятых им обязательств.
Факт остается фактом: если ваши контрагенты — крупные компании, лучше выбрать ООО. К тому же ИП руководит бизнесом сам, а у ООО может быть директор.
Простота ликвидации
Закрывать ИП, как и открывать его, гораздо проще: предприниматель просто подает заявление на ликвидацию и квитанцию на оплату госпошлины (160 рублей) и через неделю получает решение об исключении из ЕГРИП. Правда, возможна проверка налоговых органов. А вот ликвидация ООО может затянуться больше, чем на полгода. Процесс, мало того, что долгий, так еще и затратный: необходимо подавать объявление в специальный журнал, рассчитываться с кредиторами, выплачивать выходное пособие работникам, сдавать промежуточный и ликвидационный баланс. Впрочем, размер госпошлины такой же, как и у ИП.
И еще об ООО
Распределение дивидендов в ООО возможно не реже одного раза в квартал. Эти выплаты облагаются налогом в размере 9%.
Кроме того, в ООО есть возможность продать свою долю. Так, учредитель, который участвовал в ООО с момента его создания, может принять решение о выходе из бизнеса. В таком случае он может продать свою долю другому лицу, которое будет иметь статус участника, но с правами, равными правам учредителей (соответственно доле).
Итого
«Если вы фрилансер, и ваши клиенты — это небольшие фирмы, то вам однозначно проще и выгоднее регистрировать ИП, — объясняет Артем Субботин. – Рисков практически нет, так как вы не берете много кредитов, объемы заказов редко исчисляются миллионами, а документация предельно проста». Впрочем, в случае с иными видами бизнеса, такими как мелкая розничная торговля, оказание услуг, предприниматель тоже советует начинать с ИП, ведь открыть ООО всегда можно, а вот закрывать неликвидное предприятие долго и затратно. Однако если вы решили сразу же войти в «Большую игру» и инвестировать значительные средства в создание серьезного бизнеса, который планируете масштабировать, необходимо сразу же остановить выбор на ООО. Впрочем, окончательный выбор за вами.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.