в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

В чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Зачем искусство нужно трогать руками

Сделать искусство и памятники культуры более доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья – непростая, но, в то же время, одна из интереснейших задач. В этом направлении сейчас работают многие российские и зарубежные музеи. Благодаря идеям кураторов и специалистов, находятся самые необычные решения, которые позволяют людям с ограниченными возможностями посещать музеи и смотреть спектакли.

Тактильные модели архитектурных памятников, подписи к экспонатам, сделанные шрифтом Брайля, или спектакли на языке жестов постепенно становятся привычным делом. Принципы этой работы регулируются соответствующим приказом министерства культуры РФ. Однако, далеко не всегда у культурных институций есть на это средства.

Реализовать интересные проекты зачастую удается благодаря поддержке частных фондов. Так, благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» включился в процесс обеспечения доступности культурных ценностей для людей с нарушением зрения в рамках программы «Особый взгляд». Это единственная благотворительная программа, которая предлагает актуальные решения для людей с инвалидностью по зрению, комплексно занимаясь развитием инклюзии и доступной среды в области культуры.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

В 2020 году гранты программы «Особый взгляд» выиграли 11 музеев, и уже этой весной презентации тактильных моделей стартуют в разных городах России. А в феврале 2021 года в Москве была представлена тактильная экспозиция Покровского собора, благодаря которой люди с нарушением зрения могут изучить храм Василия Блаженного в деталях.

Московское чудо в миниатюре

Тактильные модели Покровского собора на Красной площади в Москве установили 11 февраля. Всего их две. Первая, изготовленная из бронзы, находится около храма, прямо за памятником Минину и Пожарскому. Это, кстати, первая такая модель из металла в центре столицы. Миниатюрная копия храма привлекает всех посетителей, ведь ей московскую достопримечательность можно рассмотреть во всех подробностях. Внутри храма находится уже вторая модель, из пластика. Она в точности повторяет не только все архитектурные нюансы строения, но и цвета.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

По словам руководителя программы «Особый взгляд» Ксении Дмитриевой, главная задача заключалась в том, чтобы сделать эти макеты максимально доступными для всех. Именно поэтому каждый незрячий турист на входе найдет тактильную мнемосхему плана прилежащей к собору территории, а также таблички с информацией, продублированной шрифтом Брайля на двух языках – русском и английском. К тому же, отмечает Дмитриева, уличный макет специально размещен достаточно низко для того, чтобы он был доступен для осмотра детям и людям, перемещающимся на колясках. Рядом с выставкой организовано специальное место для собаки-проводника, если незрячий турист пожелает ее оставить при входе в храм.

Пока подобных проектов в российских музеях не так много, однако фонд «Искусство, наука и спорт» работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов.

В ближайших планах – обеспечить тактильными моделями ключевых памятников русской культуры города «Золотого кольца».

Зачем нужна архитектура в миниатюре

Владимир Васкевич – незрячий путешественник из Екатеринбурга, автор книги «Путешествие без границ», проехал 26 стран и 60 регионов России. Он считает, что усилий по созданию доступной среды на туристических объектах пока предпринимается недостаточно.

«По примеру европейских стран хотелось бы иметь в каждом городе тактильные макеты основных зданий, которые выставляют там прямо на улице перед реальным объектом. В большинстве музеев Италии, Франции, Германии рядом с оригиналами картин имеются качественно выполненные объемные копии. Например, в Галерее Уффици во Флоренции каждый незрячий путешественник может ознакомиться с картинами Боттичелли и Леонардо да Винчи. При желании можно заказать экскурсию с тифлокомментариями. В России же подобная доступность носит эпизодический характер, а качество копий, если они есть, оставляет желать лучшего», – делится путешественник.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Создание макетов стоит довольно дорого. Например, модели Покровского собора стоили около двух миллионов рублей. Такие суммы может позволить себе не каждый музей. «Наш фонд ежегодно прикладывает значительные усилия и средства, чтобы доступных экскурсий и тактильных архитектурных моделей в России становилось все больше», ­– подчеркивает руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.

Но нужно понимать, что усилиями одного или даже нескольких фондов этого не сделать, ведь исторических зданий, достойных для копирования, – тысячи по всей России.

«Поэтому мы сосредоточились на главных культурных объектах. Проект с Покровским собором призван не только создать доступную модель одного из главных архитектурных символов страны, но и обратить внимание государства и общественности на проблемы доступности искусства для незрячих людей в целом», – говорит Дмитриева.

Как создать маленький шедевр

Создание тактильной модели – трудоемкий процесс, требующий скрупулезной работы, которая может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. В случае с храмом Василия Блаженного мастера сначала создали трехмерную компьютерную модель, потом подобрали материалы – ведь текстура должна быть схожа с оригиналом и приятна на ощупь. Кстати, в России существуют всего несколько студий, которые занимаются созданием подобных моделей. Макет для Красной площади, как и все модели в рамках грантов программы «Особый взгляд», разработаны мастерской «Студия Шу» под руководством скульптора Ольги Шу и инженера Михаила Шу.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Модель Покровского собора делали в течение пяти месяцев, в проекте участвовали более 25 человек – сотрудники мастерской и партнеры. «У тактильных моделей несколько функций. С одной стороны, они помогают погрузить незрячих людей в культурную среду. С другой, несут социальную функцию. В том числе, благодаря тактильным моделям, в залах музея незрячий человек перестаёт быть «невидимым». Для нас это не только работа, но и возможность делать мир немного лучше. Среди наших коллег очень много людей, профессия которых так или иначе связана с людьми с проблемами зрения. Очень надеемся, что наши общие усилия не проходят даром, и мир постепенно меняется, становится комфортнее, доступнее и интересней», – говорят руководители студии.

Этой весной тактильные модели появятся в 11 музеях, которые получили грантовую поддержку в рамках конкурса «Особый взгляд» фонда Алишера Усманова. В списке – крупнейшие культурные учреждения из разных российских городов: Петрозаводска, Хабаровска, Саранска, Красноярска, Читы, Астрахани, Улан-Удэ, Перми, Абакан, Коктебеля и Санкт-Петербурга. Каждый музей смог сделать макеты сразу нескольких экспонатов из своих коллекций. Многие модели будут использоваться не только во время экскурсий, но и для специальных циклов занятий и лекций.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

«Основная миссия фонда – поддержка крупнейших культурных, образовательных и спортивных институций России. Делая наши культурные символы доступными для миллионов людей как в стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями», – отмечает директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан.

Это требует системного решения, и именно для этого мы запустили программу «Особый взгляд», призванную содействовать развитию инклюзии и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих.

Фонд сейчас работает над тем, чтобы все главные архитектурные памятники страны стали доступными для жителей и туристов», – подчеркивает директор фонда.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

О том, насколько актуальна эта проблема, говорит и статистика. В России существует более 3300 государственных музеев, в них, по данным на 2019 год, хранится более 18 миллионов экспонатов. И только малая часть из них адаптирована для показа слепым людям.

По данным министерства труда и социальной защиты, в России сегодня проживает более 300 тысяч людей с инвалидностью по зрению. Около 20% – это молодые люди, которые предпочитают изоляции активную жизнь.

«Они учатся, работают и путешествуют. Однако, немногие архитектурные объекты имеют адаптированные тактильные модели, а, значит, говорить об инклюзивном туризме полноценно пока сложно. Наш фонд решает и будет решать данную проблему. Уже через месяц несколько десятков тактильных моделей отправятся в регионы в рамках подведения итогов нашего грантового конкурса 2020 года. И это только начало. Мы открыты для взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В начале весны мы приступили к диалогу с Министерством культуры, результатом которого, я надеюсь, станет проект «Особый взгляд на «Золотое кольцо» и, что наиболее ценное, шаги по изменению в законодательстве, связанном с доступностью искусства и культуры», ­– добавляет Ксения Дмитриева.

Источник

«Руками трогать обязательно!»

Каковы мировые практики музейной работы со слабовидящими и незрячими? Как дело обстоит у нас? Обзор выставок и музейных экспозиций для незрячих людей

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

В тактильном музее Anteros в Болонье знаменитые картины итальянского Ренессанса выполнены в виде рельефных гипсовых копий

Сегодня, 6 июля, фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» представляет на Московском фестивале садов и цветов Moscow Flower Show модель тактильного сада для слепоглухих и незрячих людей.

Это интересный проект и хорошее начинание. Мы уже писали о выставочном проекте «Язык скульптуры по Брайлю» в Государственной Третьяковской галерее. Теперь решили рассказать вам, какие еще есть в России и Москве музеи и выставки, где для слабовидящих людей подготовлена комфортная экспозиция, и какие музеи могут считаться поистине доступными.

По данным экспертов, в больших городах (Москва, Петербург, Екатеринбург) сегодня проживает от 150 до 800 слабовидящих и слепых школьников, а соответствующими музейными программами охватывается от 20 до 60 человек. До последнего десятилетия слабовидящие и слепые дети оказывались в музее случайно. Либо – стараниями своих учителей и энтузиастов с вузовских кафедр коррекционной педагогики.

Опыт саратовского музея: приходите, чтобы рисовать!

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

— Первый раз группа слабовидящих детей попала в наш Саратовский музей изобразительных искусств им. Радищева в 2001 году, — рассказывает Галина Борисовна Гусева. – Одна из преподавателей кафедры коррекционной педагогики Саратовского государственного педагогического университета привела к нам в музей эту группу. Я показала им здание, рассказала о картинах. Им понравилось, и они захотели прийти еще раз. Теперь мы «смотрели» пальчиками скульптуру, посуду, мебель, старинные рамы картин. Так началось наше сотрудничество».

…Галина Гусева, методист первой категории Центра музейной педагогики Саратовского музея изобразительных искусств им. Радищева,- слабовидящая. Ей лучше других известно и то, с какими трудностями эти дети сталкиваются во время осмотра экспозиции художественного музея, и то, как нужны таким детям эти художественные впечатления. Сегодня в Саратовском музее изобразительных искусств она реализует особый проект — учит незрячих детей рисовать. С 2011 года они создают удивительные композиции, рисуя пальцами на стекле. Многие художественные музеи России пользуются ее книгой о том, как обучать рисованию слабовидящих детей. Причем, среди учеников Галины Борисовны – два совершенно слепых ребенка.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Галина Гусева с детьми на занятии в музее

Саратовский музей изобразительных искусств им. Радищева выделил для занятий с детьми особый дидактический фонд: в него входят предметы из керамики, деревянная скульптура, авторские куклы в исторических костюмах. Со всеми этими вещами дети могут познакомиться, взяв их в руки и ощупав. Музейные педагоги, охотно пользуются возможностью провести такое занятие и со зрячими детьми: ведь взять в руки какую-нибудь старинную фарфоровую чашку – это настоящее приключение для любого ребенка!.

Москва: где можно потрогать мех белого медведя

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

В зале Дарвиновского музея: увидеть лошадь Фото с сайта darwinmuseum.ru

Государственый Дарвиновский музей

В музеях естественнонаучного направления перспективными считают программы для слабовидящих, рассчитанные на осязание. Например, мягкие этикетки в зале зоогеографии Государственного Дарвиновского музея снабжены образцами — кусочками шерсти белого медведя и тюленя, изображениями этих животных, и надписью «Можно погладить».

Осмотрев наощупь скульптуры животных в Дарвиновском музее, слабовидящие посетители могут погладить образцы их меха. Это, впрочем, доставляет огромное удовольствие и зрячим посетителям всех возрастов.

Московский зоопарк

Особый случай – выставка живых экспонатов Московского зоопарка. В контактных зоопарках и на некоторых специализированных выставках слабовидящие дети могут гладить животных, брать в руки живых насекомых, трогать жуков и бабочек.

Центральный музей вооруженных сил

Российская Государственная библиотека для слепых

При Российской Государственной библиотеке для слепых много лет активно работает музей, посвященный истории искусства и архитектуры. Его основные экспонаты — макеты.

Многие музеи (как Центральный музей Великой отечественной войны (Москва) давно создали аудиогиды для слабовидящих, которые можно получить в экскурсионных бюро. Интересно, что большинство этих гидов разрабатывались поначалу для экскурсионных групп, но ими охотно пользуются именно одиночные посетители.

Россия: «Руками трогать обязательно!»

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

«Танаис»: здесь есть что потрогать руками! Фото с сайта livemaster.ru

Музей-заповедник «Танаис»

Если вы хотите доставить радость слабовидящему ребенку – сводите его в археологический музей. Сегодня там создают специальные программы для детей с особенностями здоровья.

Много интересного можно изучить руками в музее-заповеднике «Танаис» (Мясниковский район Ростовской области). Заповедник открыт в 1961 г. на месте античного городища Танаис, когда-то процветавшего в дельте Дона. Здесь есть что потрогать руками: шестнадцать с половиной тысяч древних амфор, античные мраморные плиты с надписями, древние каменные изваяния. Под руководством музейного педагога дети получают возможность приобщаться со старинной керамикой, попробовать на ощупи настоящие античные амфоры, научиться лепить посуду из глины.

Литературные музеи

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Дом-музей Короленко в Джанхоте. Фото с сайта s-kub.ru

В некоторых литературных музеях разрешено брать в руки и ощупывать экспонаты. Это можно делать в «Доме семьи Короленко» в поселке Джанхот недалеко от Геленджика, где бывал писатель В.Г. Короленко,

Самарский областной историко-краеведческий музей

А Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина провел выставку, которая так и называлась: «Руками трогать обязательно!». На ней были представлены макеты, отражающие эволюцию человеческого жилища.

О доступности

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Где пуленепробиваемое стекло? Любителям искусства позволено касаться Моны Лизы — по крайней мере, ее точной копии — в Музее Прадо в Мадриде Фото с сайта dailymail.co.uk

Почему? Потому, что эта форма проведения досуга для них недоступна?

Что такое доступность музея?

Эксперты выделяют несколько видов доступности музеев:

По доступности музеев для людей с разными возможностями здоровья Россия пока проигрывает.

Будьте добры.

Эксперты подчеркивают, что важная составляющая доступности музея – это социально-психологическая компонента. То есть — отношение к посетителям со стороны персонала.

Если в музее к людям с особенностями здоровья относятся невежливо – его следует переместить в категорию «недоступных».

«Недоступность экспозиции для людей с особенностями здоровья — это не единственная проблема в музеях: очень важно само отношение к нам, — говорил мне Анатолий Смыслов, председатель Санкт-Петербургской общественной организации молодых инвалидов «Взлет». — Например некоторые дворцы в окрестностях Петербурга по-прежнему очень неудобны для инвалидов, но отношение смотрителей музея — хорошее, и у всех остаются добрые воспоминания.

В Екатерининском дворце в Пушкине очень доброжелательное отношение сотрудников к инвалидам, поэтому туда очень часто ездят наши группы. Но есть и другие петербургские музеи. Даже если они, по официальному рейтингу РИА «Новости» (в рамках проекта «Социальный навигатор» по доступности музеев Москвы и Санкт-Петербурга для людей с ограниченными возможностями) считаются доступными, отношение смотрителей к людям с ограниченными возможностями там плохое, и это подтверждалось неоднократно».

Не кладите номерок на прилавок гардероба

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Даже такая мелочь, как номерок в гардеробе определяет степень доступности музея Фото с сайта lazer-art.ru

Из методического пособия по обслуживанию людей с особыми возможностями здоровья:

Мир: Эпоха возрождения в 3D

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

В залах института им. Франческо Каваццы в Болонье

На сайтах крупнейших музеев мира давно стали привычными разделы с перечнем услуг, которыми могут воспользоваться в музее люди с особыми возможностями. Программы, разрабатываемые Департаментами музейной педагогики, предназначены для всех возрастов: от детей с расстройствами аутистического спектра до посетителей старшего возраста, страдающих деменцией и болезнью Альцгеймера (сегодня для музейщиков всего мира особо важной и перспективной считается именно социальная группа пожилых людей). Крупнейшие художественные музеи мира выдают посетителям поэтажный план музея и некоторые буклеты к выставкам с использованием шрифта Брайля.

Уже давно можно «посмотреть» экспонаты руками в Лувре, в музеях Германии, Великобритании и США. Для этого художественные музеи открывают особые тактильные галереи, в которых произведения искусства можно ощупать. Некоторые психологи советуют начинать приобщать детей к миру прекрасного именно через осязание. Экспонаты тактильной галереи Элизабет Морс Чикагского института искусств (США) представляют собой скульптурные бюсты разных эпох, покрытые защитным слоем воска. Для посетителей тактильной галереи есть обязательное условие: снять кольца, часы и браслеты.

Чикагский институт искусств разработал технологию перевода живописи в рельефы из пластика. (3D printed replicas). Благодаря ей знаменитые картины превращаются в барельефы.

Очаровательные «Сестры» Огюста Ренуара, распечатанные на 3D принтере, в своем тактильном варианте представляют собой рельефную доску красного цвета, которую ощупывают пальцами.

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Опытные преподователи учат незрячих людей видеть все смыслы знаменитых шедевров Возрождения

В 1999 году в итальянском Институте реабилитации слепых им. Франческо Каваццы (Болонья) при содружестве педагогов и художников был создан тактильный музей Anteros, предлагающий посетителям 40 знаменитых картин итальянского Ренессанса, выполненных в форме рельефных гипсовых копий. Опытные педагоги учат посетителей «читать» картину руками, постепенно раскрывая все ее смыслы – от геометрического построения в пространстве до самых сложных иконографических деталей. Слабовидящие посетители музея Anteros получают подготовку, дающую им возможность самостоятельно изучать руками рельефы в музеях Италии.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Особенности построения экспозиции в музеях Великобритании для слепых и слабовидящих людей

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Дата публикации: 06.04.2017 2017-04-06

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Вревская, Н. А. Особенности построения экспозиции в музеях Великобритании для слепых и слабовидящих людей / Н. А. Вревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 675-678. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41498/ (дата обращения: 03.12.2021).

В предыдущей статье [2] была рассмотрена истории возникновения взаимодействия инвалидов по зрению и музейного мира Великобритании. В нем кратко освещаются философские идеи, сыгравшие немаловажную роль в отношении к образованию людей с частичной или полной потерей зрения, и рассказывается о становлении музейно-образовательной деятельности в отношении людей с частичной или полной потерей зрения в английских музеях и галереях.

Начиная работу по предоставлению доступа инвалидам по зрению, необходимо начать с построения экспозиции, перейдя затем к подготовке персонала и экскурсионный процесс. Большинству музеев приходится внедрять тактильные экспонаты, таблички на Брайле и т. д. в уже готовое пространство. Некоторые из учреждений имеют возможность проектировать новые выставки и экспозиции, закладывая элементы доступности в изначальный план.

Музей Виктории иАльберта еще в 2001 г. создал «План на будущее» (Future plan) [6], в рамках которого осуществляется поэтапное усовершенствование музея. Задача состоит в том, чтобы сделать музей наиболее доступным для всех людей.

Одним из первых шагов является реконструкция исторического здания с учетом требований современного мира. Например, вход музея оснастили рампой, которая не выбивается из общей архитектурой композиции. С ее помощью в музей облегчен вход не только людям в инвалидной коляске, но и всем остальным, в том числе она помогает избежать ступенек слепым и слабовидящим людям.

Этот музей, как и многие другие музеи, рассчитан на визуальное восприятие представленного материала. В специальную стратегию музея включена адаптация экспозиции для людей с нарушенным зрением путем введения экспонатов для тактильного восприятия, использование шрифта Брайля, предоставления различных медиа устройств и т. д.

Отличительной чертой при подготовке экспозиции в музее Виктории и Альберта является то, что сотрудники составляют различные инструкции и методические пособия, которые достаточно подробно описывают отдельные аспекты работы. Для этого так же стараются опросить самих инвалидов по зрению.

Сотрудники внедрили предметы, которые можно было бы трогать не только людям с нарушенным зрением, но и всем посетителям. Этим решалась проблема предоставления доступа к музею инвалидам по зрению только после закрытия музея, потому что начинал появляться вопрос, а почему остальные посетители не могут трогать экспонаты? Эта ситуация ограничивала людей по времени и снижала их интерес к посещению.

Среди этих предметов есть как копии, так и оригиналы. Например, ваза империи Мин (Рис.1), которая доступна всем посетителям. Рядом с ней находится информация на Брайле. Музей предоставляется экспонаты, которые были бы интересными и представляли бы коллекцию, хранящуюся в фондах. Так же, для большего понимания предметов, рядом представлены образцы материалов, из которых сделан предмет (Рис.2).

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Рис. 1. Ваза эпохи Мин. 1550 год

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Рис. 2. Набор экспонатов из разных материалов для тактильного осмотра. Слепые и слабовидящие могут ознакомиться с их описаниями, набранными шрифтом Брайля на выдвигающихся жёлтых пластинах. Музей Виктории и Альберта

Отдельная работа проводится с табличками с текстом Брайля. Они проходят несколько проверок на ошибки и соответствие стандартам расположения для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

В Музее Виктории и Альберта таблички расположены параллельно земле и выдвигаются из-под предмета на высоте не менее 30 дюймов (76 см) от пола. Таким образом, колясочники и люди среднего роста могут ими воспользоваться. Музей так же учитывает факт того, что не все умеют читать Брайль, а среди тех, кто умеет, есть две категории — первая читает текст, написанный по буквам, вторая — одно слово обозначено одним знаком. Главный принцип заключается в том, что текст на Брайле не отличается от текста на общей информационной табличке. В процессе создания совершаются ошибки, но их находят и исправляют. Для этого в музее и в залах есть компьютер со специальной программой Braille Reader [8, p.4–5].

Для тех, кто не умеет читать на Брайле, существуют аудио и медиа технологии. Музей предоставляет возможность скачать аудиогиды с выбором языка и формата скачивания [9,p.5]. Аудиоописания выгодны для всех, записанная информация концентрирует внимание на деталях, которые многие зрячие посетители не замечают.

Для слепых и слабовидящих людей планируется создать аудиоописательные туры, включавшие бы не только описание экспонатов, но и дающие словесное описание направления маршрута от одного предмета к другому, большинство из которых можно было бы трогать.

В дополнение ко всему Музей Виктории и Альберта решил использовать тактильные изображения картин и фотографий. Совместно с Королевским национальным институтом слепых музей разработал специальные книги, брошюры, планы этажей с тактильным изображением предметов. Учитывая, что не все могут читать тактильные образы, в некоторых случаях важно было сконцентрировать внимание на самых важных элементах изображения, показать ключевые образы (Рис.3).

в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Смотреть картинку в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Картинка про в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи. Фото в чем заключается техника тактильного показа незрячему предмета экспоната вещи

Рис.3. Экспонат для тактильного осмотра

Это было серьезная и долгая работа, в ходе которой были проведены тест-экскурсии для людей с полной или частичной потерей зрения. После этого был выдвинут ряд рекомендаций для тактильных изображений. Например, текстура линий должна быть различной, обозначения должны быть простыми, а изображения интересными и информативными и т. д. Эти изображения обязательно должны сопровождаться их описаниями, которые бы дополнили информацию об изображении. Важно, чтобы они были написаны как можно короче, т. к. чтение отнимает много времени; в начале были бы даны размер и дата создания; информация, что надо будет перевернуть страницу; использование простого языка и т. д.

Все эти предписания музей старается внедрить не только на постоянных экспозициях, но и на временных выставках.

Еще один музей — Британский национальный музей. Хоть он был создан на сто лет раньше, чем Музей Виктории и Альберта, но вопросами доступности начал заниматься только последние 10 лет.

Все временные выставки обеспечиваются аудио описаниями, тактильными изображениями и надписями на Брайле. Для них производятся информационные буклеты с увеличенным шрифтом. Напрокат можно брать лупы и системы усиления звука. Для посещения постоянных экспозиций предоставляются экскурсии с сурдопереводом. К сожалению, для людей с частичной или полной потерей зрения они проводятся только в двух залах: зал египетских скульптур и зал скульптур Парфенона. В некоторых залах помещены столы «Трогать разрешается» [1,с.1], в том числе и в зале скульптур Парфенона, где есть модели зданий и скульптур, которые можно трогать.

Отдел выставок музея планирует, разрабатывает и реализует различные программы, которые являлись бы интересными и доступными для любой аудитории. Кураторы выставок тесно работают с менеджером по доступности и равенству [7]. Свою работу они делят на несколько областей: разработка текста для этикеток; проектирование их расположения; изготовление печатной продукции с 18 шрифтом; создание аудиогида и предоставления сурдопереводчика для инвалидов по зрению; предоставление тактильных рисунков с текстом на Брайле [4,p.11].

Еще одним музеем, занимающийся обозначенной темой, является Музей науки. По сравнению с Британским музеем и Музеем Виктории и Альберта у него нет такого количества специальных программ для людей с частичной или полной потерей зрения. Но, все же, на сайте музея можно скачать карту с увеличенным шрифтом и с отмеченными местами и приспособлениями, предназначенными для людей с ограниченными возможностями. Во всем музее стоят специальные компьютеры с сенсорными экранами, которыми может воспользоваться любой посетитель музея.

В информационном бюро можно взять специальные буклеты, написанные на Брайле. Для людей с нарушенным зрением доступна выставка «Кто я?», которая оборудована этикетками на Брайле, а экспонаты можно трогать руками. Музей так же предлагает всем посетителям ряд галерей, в которых экспонаты нужно воспринимать через прикосновения, звуки и запахи. Эти интерактивные экспозиции часто переполнены, поэтому люди с нарушенным зрением могут попасть туда в основном по предварительной записи и только в сопровождении сотрудников музея. Так же, люди, которые имеют проблемы со зрением, могу скачать брошюры с описанием некоторых галерей музея с увеличенным шрифтом в PDF формате на сайте музея. Там же предоставлены аудио описания некоторых экспонатов, которые можно послушать [3].

Следует отметить галерею Тейт Модерн, которая продолжила свою работу со слепыми и слабовидящими людьми. Она предоставляет тактильный тур, целью которого является понимание идеи, заложенной в произведении искусства, ощущение материала и использованной техники. Такие туры включают в себя скульптуру, которую трогают в специальных перчатках, и вспомогательные предметы. Важно, что произведения искусства, затронутые в тактильных турах, меняются, у людей появляется причина посетить галерею еще раз, а после принять участие в обсуждениях на различных семинарах.

Галерея Тейт Модерн предоставляет качественно разработанный аудиогид, который охватывает знаковые работы живописи и скульптуры, собранные в галерее за двадцатый век. Каждая работа детально описана, внимание заостряется на всех особенностях представленного произведения искусства. Описание сопровождается информацией о художнике и контексте, в котором эта работа была выполнена. Эти аудиогиды позволяют выбрать свой собственный маршрут через галерею и исследовать коллекцию самостоятельно [5].

Все упомянутые музеи разрешают посещение с собаками-поводырями и предоставляет им поилки. Видно, что сотрудники музеев стараются сделать экспозицию как можно доступнее практически одинаковыми способами — выбор предметов для тактильного изучения, печатная продукция и информационные тексты на Брайле, аудиогиды. Но создание и реализация программ для инвалидов по зрению организована по-разному. Во многом это обусловлено разным финансированием таких проектов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *