винтажная посуда что это значит
Как выбирать винтажный фарфор
Винтажный фарфор отличается от антикварного периодом изготовления – обычно ему от 20 до 60 лет. То есть большинство изделий датируется 1960-1990 гг. Коллекционировать винтаж сложнее, чем антиквариат, поскольку уникальные и высокохудожественные предметы в этой категории встречаются реже.
Если фарфор XVIII-XIX века прошёл проверку временем, приоритеты в инвестировании уже расставлены, с более «молодым» легко ошибиться. И тогда вложения не окупятся или принесут прибыль только в долгосрочной перспективе. Однако есть у винтажа и значимое преимущество – стоимость. Цены на статуэтки и посуду второй половины XX века демократичны и доступны начинающим коллекционерам. Кроме того, винтажный фарфор имеет меньше изъянов, благодаря усовершенствованным технологиям и недолгому хранению.
Советы начинающим
Для российских коллекционеров наибольший интерес представляет отечественный фарфор – его цена на региональном рынке выше, чем на мировом. Это связано как с ограниченным предложением качественного европейского антиквариата, так и с желанием сохранить дорогие сердцу воспоминания. Однако ликвидность предметов «из советского детства» с каждым годом становится всё ниже. Средний возраст сегодняшних коллекционеров – около 50 лет, а тем, кто приходит им на смену, ностальгия не помешает рассмотреть низкий художественный уровень статуэток и посуды.
Начиная с 1970-х годов, фарфоровая индустрия СССР перешла на массовое производство, где ручную роспись заменили деколью, а скульптурные формы обобщили до предела, чтобы ускорить обработку. «Держали марку» только ЛФЗ (сегодня ИФЗ), Димитровский завод (Вербилки), Дулёво, Гжель, а также некоторые предприятия Украины. Коллекционную ценность представляют экспериментальные авторские разработки, выполненные вручную, а затем воспроизводимые малыми партиями.
Ширпотреб, поднявшийся в цене после фактического уничтожения фарфоровой отрасли на постсоветском пространстве, уже сейчас стремительно теряет позиции. Низкое качество материала, дефекты обжига даже у продукции 1 сорта, а главное, непривлекательный вид, не способствуют интересу к таким «шедеврам». Настоящую ценность представляет только антикварный российский фарфор XVIII-XIX века и советский, выпущенный до 1950-х годов.
Европейский винтаж
Тонкостенная керамика последних десятилетий СССР, а уж тем более изготовленная в перестроечный период – опасный выбор для инвестирования. В качестве альтернативы стоит рассмотреть европейский, в первую очередь, английский винтажный фарфор. В его пользу говорит приверженность классическим традициям, высочайшее качество и доступная цена. Особенно популярен бренд Royal Albert, выпускающий посуду викторианского стиля из тончайшего костяного фарфора. Не менее привлекателен немецкий винтаж, в частности, «поздний Meissen», единственный недостаток которого – массовость. Однако время «поможет» справиться с этой проблемой и многие «ходовые» вазы, фигурки или сервизы, достигнув антикварного статуса, уже станут редкостью.
Другие интересные европейские бренды:
Приобрести винтажный фарфор из Европы можно на блошиных рынках – и российских, и зарубежных. Особенно славится московская «Тишинка» и крупнейшая на западе ярмарка, расположенная в немецком городе Зельб. Также существуют магазины и интернет-площадки, но при покупке онлайн возрастает риск приобрести винтаж с потерями, скрытым браком или вообще подделку.
На что обратить внимание при покупке
Нельзя гарантировать, что любая покупка станет выгодной инвестицией – приоритеты на рынке фарфора меняются. Однако увеличить процент вероятности можно, соблюдая несколько правил:
Равнение на Royal Albert
Если фарфор позднего СССР и перестроечной эпохи понятен на интуитивном уровне, с его европейскими аналогами дело обстоит сложнее. Пополнять коллекцию стоящим винтажом лучше всего на блошином рынке. Ассортимент здесь мало отличается от магазинного, но цены ниже и можно поторговаться. Впервые попадая в такой «фарфоровый рай», легко растеряться и, в итоге, приобрести псевдо-старинный сувенир вместо настоящего раритета.
Чувствовать и понимать классику тонкостенной керамики научит ведущий английский бренд Royal Albert. Он прославился паттерном «Старые деревенские розы» (Old Country Roses), который с момента создания в 1962 году, остаётся одним из самых популярных у ценителей костяного фарфора. Бренд позиционирует свой стиль как «романтичный…, вдохновлённый традиционным английским садом и национальным цветком – розой».
История предприятия началась в 1896 году с небольшой гончарной мастерской, основанной Томасом Уайльдом в Лонгтоне, Сток-о-Трент. Скромный семейный бизнес в самом центре английской фарфоровой индустрии начал стремительно развиваться при втором поколении владельцев. Сыновья Уайльда — Фред и Том — добились королевских привилегий для мануфактуры, навсегда связав её с одним из членов монаршей семьи, принцем Альбертом (с 1936 года король Георг IV). Своё современное название – Royal Albert, предприятие получило в 1904 году. Уже тогда оно было известно на родине, благодаря разнообразию и элегантности выпускаемой продукции, умению подстроиться под вкусы любого покупателя. А с 1910 года Royal Albert вышел на международный рынок.
Неизменность традиций
На первых порах художники мануфактуры копировали востребованный у европейцев японский стиль «имари», однако он быстро сменился викторианской классикой. Через утончённый и рафинированный костяной фарфор дизайнеры Royal Albert смогли донести до всего мира традиции английского романтизма. Объединив чувственные формы рококо с цветочным орнаментом, они создали посуду, существующую вне моды и времени.
После 1960-х годов предприятие прочно заняло свою нишу на рынке элитной керамики, выпуская все возможные сервизы: чайные, кофейные, столовые и tet-a-tet.
В 1972 году пост директора занял Питер Робертс. Он продолжил «цветочную традицию», включая в портфолио бренда всё новые «чисто английские» декоры. В 1960-1980 годах появились серии «Принцесса», «Портретная», «Зодиак», «Королевская», «Каскад», «Для всех сезонов» и другие. Они идеально подходят под определение инвестиционного винтажа.
Костяной фарфор от Royal Albert отличается тонкостью, приятной молочной белизной, изящными формами. А разнообразие флористических мотивов, стойкая позолота и натуралистичная роспись делают его привлекательным в любую эпоху. От английских производителей в целом не стоит ждать шедевров уровня Мейсена или Севра, но это всегда качественная и добротная керамика, которая украсит любую винтажную или антикварную коллекцию.