в чем заключается связь власти и политики

Вопросы для повторения. Выводы к главе I. Политика

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄

Вопросы для повторения

1. В чём состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика и власть — связаны между собой напрямую.

Власть – это возможность оказывать влияние, навязывать свою волю.

Политика – это деятельность по управлению государством которая осуществляется с помощью силы (воли).

Связь состоит в навязывании своей воли, политика – только в государстве и межгосударственных отношениях. Политика существует только в государстве, возникает с его появлением и характеризует властные отношения внутри него.

2. Соотнеси понятия «политический режим», «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства». Существует ли между ними непосредственная связь? Обоснуй свой вывод и проиллюстрируй его примерами.

«Политический режим» – это способ управления государством.

Например, демократия, тоталитаризм, авторитаризм

«Форма правления» – это способ формирования органов власти, которые будут управлять государством.

Например, абсолютная или конституционная монархия. президентская или парламентская республика.

«Форма государственно – территориального устройства» – это то, как образуется государство, его территория.

Например, федерация или унитарное государство.

Я считаю, что между ними не существует связи.

Большие по территории и численности населения государства являются, как правило, федерациями, например, Россия, Индия, Германия, США. Эти федерации считаются демократическими республиками.

С другой стороны есть много унитарных демократических стран как монархий так и республик – например, Норвегия, Дания (маленькие демократические королевства), Франция, Италия – демократические республики.

Китай – авторитарная республика, федерация. Саудовская Аравия – авторитарная монархия, унитарное государство. Объединенные Арабские Эмираты – конфедерация авторитарных монархий.

3. Как ты полагаешь, почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права? Охарактеризуй сущность правового государства.

Закон часто должен опираться на силу (например, в отношении уголовников, террористов и пр.), то есть на государство, но с другой стороны государственные органы (полиция, армия, суды, прокуратура и пр.) всегда должны соблюдать закон. Верховенство права (закона) – главный принцип правового государства.

Правовое государство — это государство, в котором главенствует справедливость и закон. Где жизнь человека — высшая ценность общества, существует документ, закрепляющий основные права и обязанности граждан.

4. Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?

Гражданское общество формируется в государстве, в этом то и заключается взаимосвязь. Итак, гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Соответственно, правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, гражданское общество может существовать только в правовом государстве, ведь проявлять свою волю граждане могут только в государстве, где верховенствует закон и закреплены права и свободы.

5. Каковы возможности участия граждан в политической жизни в демократическом государстве? При каких условиях такое участие наиболее эффективно?

Я считаю, что такое участие эффективно в любом случае. Ведь эти формы участия закреплены на законодательном уровне.
Каждый гражданин должен участвовать в жизни своей страны и строить ее для дальнейшего своего будущего.

6. Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций?

Политические партии обеспечивают граждан участием в политической жизни государства. Политические партии создаются для того, чтобы выражать волю своих подопечных (народа) и внести свою идеологию в общество. Это выражение демократии. Они отличаются от других организаций тем, что регистрируются в соответствии с законодательством и несут политическую функцию.

7. Каким образом в политической сфере проявляются интересы различных социальных групп? Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?

Я считаю, что для того, чтобы проявить интересы различных социальных групп создаются политические партии. Это обеспечивает их участие в общественной политической жизни государства и выдвижения своих интересов.

Все общественные сферы связаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Соответственно, политика влияет и на экономику и на духовную жизнь общества, а тем более на социальную. Политическая сфера не существовала бы, если бы отсутствовали другие сферы общественной жизни. Ведь этим всем надо управлять.

Источник

Учитель всех предметов

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

В чём заключается связь власти и политики?

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

В чём заключается связь власти и политики?

Ответ

Политика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Источник

В чём заключается связь власти и политики?

Обсуждение вопроса:

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

Политика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Само слово политика переводится как искусство управления. А управлять государством – значит иметь власть над другими, то есть без власти политика остаётся искусством в смысле эстетической дисциплины.

Источник

В чем состоит связь политики и власти?Какую роль играет политика в жизни.

общества?

В чем состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества?

Задание по Обществознанию.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

На мой взгляд, связь политики и власти состоит в умении манипулировать и извлекать выгоду из этих манипуляций.

Политика оказывает безусловное влияние на жизнь общества: она не только поднимает вопросы, которые беспокоят общество, она влияет на его деятельность, причем влияет «здесь и сейчас».

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

Зависимость- прямая. Ведь только власти формируют внешнюю и внутреннюю политику любого государства. В идеале должно быть так: народ выбирает власть, власть выбирает политику. От нас зависит какую политику нам надо проводить.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

В жизни общества политика имеет важное значение так как обеспечивается социальное развитие, выражаются интересы большинства групп в общества, а также расширяются сферы общественных отношений. Также человек социализируется.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

В общем-то власть и определяет политику государства.

Высшая власть и политика имеют прямую взаимосвязь.

Иногда так и говорят «политическая власть в стране».

То есть речь не об экономики, а именно о политическом курсе страны.

Понятно что и власть и политика отражаются на жизни общества, в целом.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

Сочинение на тему «Народные промыслы».

Люблю приезжать в деревню в своей бабушке. У нее в доме целый кладезь народных промыслов.

Ко мне на выходные с большим удовольствием приходят соседки-подружки, и я с гордостью провожу для них экскурсию. Так, например, я показываю коллекцию Дымковских игрушек: тут есть пастухи с баянистами, и графини в красивых расписных сарафанах, и даже разноцветные животные. С огромной радостью мы стучим деревянными ложками с хохломской росписью, разглядывая невероятные шкатулки. А еще мы с великим удовольствием пьем чай из посуды с гжельской росписью. Эти замысловатые рисунки включают воображение и развивают фантазию. Бабушка тоже любит, когда мы с интересом слушаем ее истории о появлении в доме разных предметов народных промыслов.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

Разница между прямыми и косвенными налогами заключается в налоговой базе. Налоговой базой прямых налогов является доход или другой источник заработка, налоговой базой для косвенных налогов является предмет.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

Если международные документы о правах человека и о правах ребенка сгруппировать по определённым признакам то список будет выглядеть так

правам отдельных групп и категорий людей:

Конвенция о политических правах женщин (1953 год)

Конвенция о статусе апатридов (т.е. лиц без гражданства) (1954 год)

Конвенция о ликвидации всех форм рассовой дискриминации (1966 год)

Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 год)

Декларация о правах инвалидов (1975 год)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год)

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год.)

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985 год)

Конвенция о правах ребенка (1989 год)

Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 год)

Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 год)

Конвенция Международной Организации Труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981 год)

На европейском уровне к основным международным документам о правах человека следует отнести:

Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.)

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 1987 г.)

Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 1959 г.)

Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 1985 г.)

Европейскую Социальную Хартию (пересмотренную) (Страсбург, 1996 г.)

Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.)

Источник

Соотношение политики и власти

Введение.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Определения власти.

В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс считал, что сласть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к сласти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей.

Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге “Власть и общество” подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.

Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регу­лируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает зна­чительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.

Соотношение политики и власти

Власть и политику иногда отожде­ствляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действи­тельно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание — про­блема политическая, независимо от того, решается она пу­тем выборов, назначений, захвата. Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осу­ществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая стано­вится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной по­литики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и прак­тическое значение. В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопро­сы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выбо­рами власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; демонстриру­ет отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении дан­ной власти иностранные государства шлют своих визите­ров самого высокого уровня с обещанием кредитов, с де­монстрацией поддержки существующего режима и т.д. Само завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами — постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.

Структура власти.

в чем заключается связь власти и политики. Смотреть фото в чем заключается связь власти и политики. Смотреть картинку в чем заключается связь власти и политики. Картинка про в чем заключается связь власти и политики. Фото в чем заключается связь власти и политики

3.1. Субъект и объект власти.

Отношения власти предполагают на­личие субъекта и объекта (или вто­рого, пассивного субъекта), отно­шений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделен­ными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обла­дающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространять­ся на отношения между людьми, группами людей и ми­ром вещей, духовным миром, то есть объектами, не спо­собными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа «власть денег», «власть вещей», «власть идей», «власть над природой» — это не более, чем мета­форы, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выпол­нять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

Конечно, в реальной политической жизни власть су­ществует в предметах, символических формах, в докумен­тах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреж­дения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учре­ждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял за­кон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает не­мало ситуаций, когда объект и субъект власти совмеща­ются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования само­управляющихся процессов в обществе, например, само­дисциплины, самостоятельности, самоуправления, само­деятельности.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, ор­ганизации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами бо­лее высокого уровня — политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими каче­ствами, как желание властвовать, воля к власти, готов­ность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для по­лучения различного рода благ: высокого дохода, привиле­гий, выгодных связей и т.д.

К субъектам политической власти относятся:

— социальные общности (народ, нации, классы, соци­альные группы и слои). Они влияют на власть опосредо­ванно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое вре­мя брать политическую власть непосредственно в свои ру­ки путем бунта, восстания, революции, гражданского не­повиновения, создания органов власти «снизу»;

— политические партии и организации. Правящие пар­тии оказывают непосредственное влияние на функциони­рование политической власти, оппозиционные — опосре­дованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право соз­давать свой «теневой кабинет»);

— правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давле­ния). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую опреде­ляющее. Лоббисты представляют и проталкивают интере­сы различных слоев, группировок, существующих в обще­стве. В ряде западных стран лоббизм признан официаль­но, и его деятельность контролируется;

— групповое и индивидуальное лидерство;

— отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

— толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организован­ной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата вла­сти толпой устанавливается режим охлократии.

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотноше­ний, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъ­екта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и ру­ководство. Потому власть зависит от покорности населе­ния, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патри­архальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за стра­ну, а не покорного слугу власть предержащих.

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологиче­ских, природных и социальных на­чалах его жизни. Командование и исполнение — два уни­версальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и об­щества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится к общест­венным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политиче­ские отношения между государством и обществом, обще­ственными группами, классами, политическими институ­тами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отноше­ния, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и го­сударства на разных уровнях:

— макроуровне высших центральных политических ин­ститутов, государственных учреждений, партий и органи­заций;

— среднем уровне («мезоуровне»), который образуют учреждения регионального, областного и районного мас­штабов;

— микроуровне, охватывающем непосредственное поли­тическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, скла­дываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не яв­ляется низшим, он составляет политическую ткань обще­ства в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, откры­тость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данно­го государства, включая стабильность, авторитет, разделе­ние и сотрудничество властей, роль оппозиции, демокра­тичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно зна­чимым функциям политической власти можно отнести следующие:

— поддержание общественного порядка и стабильности;

— выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

— достижение общественного согласия (консенсуса);

— принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

— управление делами общества.

3.3. Концепции власти.

В современной литературе сущест­вуют различные концепции власти. Так, системные концепции рас­сматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы свя­зана с достижением общих целей системы, с организаци­ей. Крозье считает власть вечной. «Власть нельзя ни лик­видировать, ни национализировать. Она, как головы гид­ры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили». Длительное время в истории политической мысли гос­подствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спи­ноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть — производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответст­вии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф. Бэкона, для коммунистических утопий от Т. Мора до Э. Кабэ. Фи­лософское обоснование И. Кантом теории правового го­сударства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.

Широкое распространение получили поведенческие кон­цепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университе­та, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные фак­ты, полагая, что любые ценности должны пройти испы­тание фактами.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это человек, стремя­щийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со вре­менем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в по­литических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функцио­нируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентра­ции, слияния, столкновения, разъединения, борьбы поли­тических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отноше­ния как рынок власти (рыночная модель). Субъекты вла­сти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение со­глашений зависит от двух факторов: доброй воли участни­ков и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает на­личие силы, стоящей как бы над системой, над участни­ками сделок.

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объе­ма власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш опре­деляется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто на­рушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой си­лы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила полити­ческой игры должны исходить из нее самой, а не навязы­ваться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономи­ческой мысли, где считалось, что регулятором всех эко­номических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. По­литическая арена становится рынком власти. Власть про­дается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции про­давцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть об­ман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нуж­ны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою соб­ственность — в политическую власть. По Мерриаму, биз­нес — диктатор в семье власти. Борьба за власть мотиви­руется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое про­странство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному ин­дивиду изменять поведение другого. Это отношения субъ­екта и объекта власти. Они могут быть разными: подав­ление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раз­дел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

3.4. Разделение власти.

Разделение власти является основ­ным механизмом функционирова­ния всех видов политической и не­политической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения ко­мандования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распреде­ление труда, разделение функций. Разделение власти ис­торически сложилось на самых ранних этапах формиро­вания государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Первое крупное разделение власти развело политиче­скую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между этими вла­стями продолжалось многие столетия. Для многих госу­дарств оно не завершено и ныне, при этом исход его да­леко не однозначен для многих регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение професси­ональных функций власти. Происходило разделение вла­сти между центральным и местным управлением (само­управлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государствен­ном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами («Славная революция» 1688 г. в Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену дина­стий; Французская революция). Велась также многовеко­вая борьба за право участия народа в правлении — изби­рательные права, иначе говоря, за разделение власти ме­жду государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь в XX веке и то не повсе­местно.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношения­ми. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на за­конодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения вла­стей: законодательной, исполнительной и судебной. Го­сударственные органы в пределах своих полномочий са­мостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдер­живают и уравновешивают друг друга.

Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного су­да, играющего роль арбитра в отношениях между властя­ми. Отношения между разделенными властями регулиру­ются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это харак­терно для стран, которые только начинают осваивать сис­тему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь.

Опыт истории показывает, что попытки одной из вет­вей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В та­ком случае реальной правящей силой может оказаться ка­кая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.

Следует иметь в виду, что власть разделяется не толь­ко между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, за­конспирированные организации типа органов безопасно­сти, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого раз­деления власти могут стать крайне опасными, ибо созда­ют условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов.

Под ресурсами власти принято по­нимать все те средства, использова­ние которых обеспечивает влияние на

объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способ­ные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помо­щью которых можно лишить человека тех или иных цен­ностей, высшей из которых обычно считается жизнь (ору­жие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. — 1993. — С. 110).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монополь­ное право издавать законы, обязательные для всего насе­ления. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культур­но-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения лю­дей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, вос­торг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными сред­ствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономиче­ским потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ре­сурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключа­ется в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, пси­хологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент полити­ческой культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является свое­образным пропуском в коридоры власти. Языковая поли­тика играет далеко не последнюю роль в реальных поли­тических процессах, избирательных кампаниях.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применениестановится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение мно­гих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень куль­туры, благосостояния людей, законность, а не страх на­казания и принуждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *