в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития

Что такое геронтопсихология, и что она изучает

Геронтопсихология – это наука, изучающая влияние старения на работу мозга и личностные характеристики. Как научная дисциплина геронтопсихология является разделом общей психологии, исследующим закономерности возрастных изменений.

в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития

Что такое геронтопсихология

Название научной дисциплины, изучающей психические аспекты старения, происходит от греческих слов геронтос – старец и психея (психе) – душа. Буквальный перевод слова «геронтопсихология» или «психогеронтология» означает «наука, изучающая душу старца».

Оперирует психогеронтология такими понятиями, как старость, пожилой возраст, старение. Прослеживается связь геронтопсихологии с другими науками. Общие задачи и цели существуют между психогеронтологией, психологией, геронтологией, социологией.

Общая характеристика геронтопсихологии, как раздела науки о закономерностях психического старения личности, сформирована современными психологами. Само появление науки вызвано ростом числа престарелых людей.

Значение старости, как периода развития личности человека, усилилось в 21 веке в связи с общим постарением населения в развитых странах. Из-за низкой рождаемости и увеличения продолжительности жизни доля молодежи до 15 лет в Европе снизилась, а доля людей старше 64 лет возросла.

Так, доля молодежи до 15 лет в Германии и Великобритании составляет 13,3% и 17,3%, численность лиц старше 64 лет – 20,6% и 16,5%. Для сравнения, в странах с недостаточно развитой экономикой Бангладеш и Индия молодежи до 15 лет 34,3% и 29,7%, а пожилых старше 64 лет – 4,7% и 5,5% соответственно.

Постарение населения и увеличение доли пенсионеров, достигающей в некоторых странах 15%, вызвало появление социально-психологических и экономических проблем. Обостряется проблема постарения человечества исчезновением семьи, состоящей из нескольких поколений, и, как следствие, увеличивается число одиноких стариков, требующих попечения государства.

Потребность в снижении социально-психической нагрузки на человечество привела к появлению нового раздела возрастной психологии. Ввел понятие, что такое геронтопсихология, определение этого современного термина, как одного из разделов психологии, дал Стенли Холл в работе «Психология позднего периода жизни».

История геронтопсихологии

Геронтопсихология как наука сформировалась в 20-21 веках. К этому времени продолжительность жизни достигла во многих развитых странах 70 и более лет.

Если сравнить продолжительность жизни в 20 веке со средней продолжительностью жизни в 18-19 столетиях, то очевидно увеличение ее почти в 2 раза. Современное население в развитых странах стремительно стареет за счет снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни.

Увеличение относительной доли пожилых людей привело к появлению социально-психологических проблем, которые призвана решить наука геронтопсихология.

Отдельные научные работы, рассматривающие биологические и психологические проблемы старения человека, создавались и ранее. О природе старости размышляли такие философы, как Платон и Аристотель, врачи Авиценна, Гиппократ, Мечников и Боткин.

Но основные категории и понятия геронтопсихологии были заложены в труде американского психолога Холла «Старение», изданном в 1922 году. Основы отечественной психогеронтологии заложили академик А. А. Богомолец, Д. М. Александрова, Б. Г. Ананьев.

Важнейшие проблемы геронтопсихологии, связанные с изучением причин старения и преждевременного увядания, сформулировал А. А. Богомолец в 20-ом веке. Исследованиям, посвященным угасанию интеллекта в старости, положил начало труд английского исследователя Фрэнсиса Гальтона, жившего на границе 19-20 веков.

Настоящая история геронтопсихологии, когда она выделилась из возрастной психологии в качестве самостоятельной дисциплины, началась в последней трети 20 века. Основы геронтопсихологии заложены трудами отечественных и зарубежных ученых. Толчок к развитию науки дал труд Ананьева Б. Г., посвященный проблемам психологической и социальной психологии, и монография Цыганкова, Одарченко, Семке об основах пограничной геронтопсихиатрии.

Задачи геронтопсихологии

Геронтопсихология изучает психические аспекты старения, исследует, как изменяется в старости интеллект, что служит причиной изменения качества жизни. Цель ее состоит в поддержании психического состояния и работоспособности мозга на уровне здорового взрослого человека.

В задачи геронтопсихологии входит психологическая помощь пожилым людям, поиск способов мотивации их к активной самостоятельной деятельности. Побуждение к активности необходимо престарелым, чтобы исключить развитие депрессивного состояния, продлить активную творческую жизнь.

Определение геронтопсихологии (ее задачи):

Основой изучения психогеронтологии в последние десятилетия стал лонгитюдный (продолжительный) метод, состоящий в длительном изучении выбранной по определенным параметрам группы пожилых людей.

Особенности психики в старости

Социально-психологическая оценка личности в период старения является основным предметом изучения психогеронтологии.

В период старения у человека меняется характер деятельности и ценностные ориентации, снижается работоспособность. Престарелые люди сталкиваются с утратой близких, смертью друзей, одиночеством.

Нейропсихическая активность личности снижается, но не линейно. Больше всего изменений происходит в период 60-65 лет, а после этого времени психические функции до 75 лет практически не изменяются.

Неизбежно связаны психические особенности старости:

Из-за общего упадка физических сил и ухудшения материального положения зачастую приходится отказываться от любимых занятий. Изменение социального статуса приводит к снижению самооценки.

Человек теряет самоуважение, мотивацию к осознанной деятельности, веру в свои силы. Особенно быстро угасает человек, если связывает старость с неизбежной потерей рассудка. Под влиянием такого рассуждения процесс самообесценивания или «выученная беспомощность» ускоряется.

Отечественный психолог Н. Ф. Шахматов в работе, посвященной процессу психического старения, писал, что важнейшим психическим фактором старения является признание себя старым. На это же указывает американский психолог Г. Крайг, утверждающий, что отрицательное отношение к себе усиливает не только психическое, но и физическое старение.

Стресс, который испытывает пожилой человек после выхода на пенсию, усиливается неопределенностью ситуации, невостребованностью профессиональных навыков, утратой жизненных ориентиров. В этот период приходится вырабатывать новые социально-психологические стереотипы поведения, коренным образом менять уклад жизни.

Если человеку не удается в полной мере приспособиться к новым реалиям, то утрачивается смысл жизни, и она утрачивает свою ценность.

Психология старения геронтопсихология изучает способы, которые могут помочь пожилому человеку преодолеть социальный барьер, возникший после выхода на пенсию, установить новые связи с окружением и определить новые жизненные цели.

Период «собственно старости»

Физиологические одряхление тела и ума неизбежно, и вслед за активной фазой старости непременно придет период угасания жизненных функций. Даже если человек дожил до глубокой старости без болезней, после 80 лет его мышцы станут немощными, дыхание ослабеет, а мозг будет работать менее продуктивно, чем в зрелом возрасте.

Сложнейшей задачей на этом жизненном этапе может стать неизбежность скорой встречи со смертью. Если на протяжении жизни человек не выработал собственного отношения к этой важнейшей части бытия, то страх смерти в этот период становится особенно острым.

Проявляется паника перед смертью или полным игнорированием вопроса, или, напротив, постоянным обращением к этой теме. Американский психотерапевт Дж. Рейнуотер считает, что страх смерти пропадает, когда человек примиряется с неизбежным концом жизни.

Помочь пожилому человеку принять неизбежность смерти иногда помогает религия, а иногда он сам устает сопротивляться болезни и телесной немощи. Но если в молодом возрасте факт смерти неосознан, то вопрос о конечности своего существования будет неизбежно самым мучительным в период глубокой старости.

Как поддержать активность до глубокой старости

Избыток свободного времени в старости становится настоящим испытанием. Не находя себе применения, многие пожилые люди после выхода на пенсию впадают в депрессию, распространенность которой в старости достигает 12%.

Сам процесс старения очень напоминает депрессивное состояние. В старости происходит:

Все эти изменения очень напоминают депрессию, которая сама по себе может стать причиной смерти и попыток суицида. Проблема депрессии в старости усугубляется у людей, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Негативное восприятие жизни дополняется стрессом, который вызывает болезнь и необходимость лечиться, посещать поликлинику, общаться с тяжело больными людьми.

Чтобы предотвратить депрессию, необходимо:

Не страшно, если автобиография не будет напечатана. Это занятие поможет осмыслить свою жизнь, займет мозг новым видом деятельности, что непременно приведет к образованию новых связей между нервными клетками, оживит память, улучшит мелкую моторику пальцев.

Общение с молодежью в пожилом возрасте выгодно обеим сторонам. Для молодежи это наглядный опыт, а для пожилого человека – заряд бодрости.

Пенсионеры, которым удается после выхода на пенсию, работать по основной профессии, можно считать счастливчиками. У них не возникает проблемы свободного времени. Хорошо, если свободного времени не остается. Это значит, что работоспособность остается на высоком уровне.

Такой подход к процессу старения называют конструктивным. Он создает необходимые предпосылки для длительной активной старости.

При деструктивном подходе к старению, когда старость рассматривается, как этап «доживания», создаются условия для развития ипохондрии, депрессии. По мнению отечественных геронтопсихологов Гершкович Т. Б. и Глуханюк Н. С., от выбора человека конструктивного или неконструктивного пути старения зависит, как будет пройден этот период его жизни.

Если конструктивный тип старения осознанно выбран личностью в зрелом или даже молодом возрасте, то старость не станет для человека временем страхов и депрессии. Действительно «счастливой старости» удается достичь людям, продолжающих заниматься любимым делом, сохранившим связи с родственниками и друзьями, способным к сопереживанию и настроенным положительно ко всем изменениям жизни.

Источник

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развитияв чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст — это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление, старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением (снижением) социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира. Издавна бытуют представления о старости как о тяжелом, инертном, “закатном” времени жизни. Распространенные стереотипы, социальные ожидания относительно старости нашли отражение во множестве пословиц и поговорок русского народа: “Пора списать в архив”, “пора сойти с круга”, “пора на мыло”, “пора с ярмарки”, “был конь, да изъездился”, “укатали сивку крутые горки”. Дж. Холл, основоположник социальной геронтологии, писал: “Познание старости есть долгий, сложный, мучительный опыт: с каждым новым десятилетием сжимается кольцо Великой усталости, ограничивая интенсивность и продолжительность нашей деятельности”.
На психологическом уровне речь идет об осознании происходящих изменений и более или менее успешном приспособлении к ним. Что приносит с собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индивидуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном варианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.
Определить хронологические границы начала старости весьма сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако старость следует характеризовать не только с негативной стороны, выделяя угасание определенных способностей по сравнению со зрелостью. Необходимо установить качественные отличия психики пожилого человека, выявить и показать особенности психическою развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

§ 3. Теории старения и старости

§ 4. Проблема возрастных границ старости

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

§ 7. Личностные особенности в старости

Источник

Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Смотреть картинку в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Картинка про в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития. Фото в чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела психологии развития

Феномен постарения населения, превращения общества в «седеющее», в «мир старых людей», порождает новые медицинские, финансовые, юридические, политические и другие вопросы и проблемы. Значимую часть избирателей и потребителей товаров и услуг теперь составляют пожилые, что требует определенной переориентации всей системы. Все чаще мы видим политическую и коммерческую рекламу, специально… Читать ещё >

В мировой науке отмечается большой интерес к изучению старости. Как социальная категория, старость, по мнению Ф. Ариеса, была выделена лишь в XX в.

Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией, складывающейся на планете Земля в последние 100 лет. Происходит старение населения мира, т. е. увеличение доли пожилых людей в популяции, особенно очевидное в высокоразвитых странах. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в младенческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной продолжительности жизни. Историческая тенденция роста продолжительности жизни наиболее отчетливо проявилась в прошлом веке. Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке составляла всего 18−20 лет, в Средние века — 35 лет, в XIX в. — 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68−72 лет. При этом почти с каждым поколением увеличивается и нормальная индивидуальная продолжительность жизни.

Старость как возрастной период стала массовым явлением; вполне реально прожить еще 15−20 лет после выхода на пенсию, что приблизительно составляет четверть жизни. Старение рассматривается и как общественная, и как личностная проблема. Познание закономерностей старения, расширение возрастных рамок активной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации старения — важнейшая комплексная проблема геронтологии, геронтомедицины, геронтопсихологии.

Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения, недавно выделившийся и недостаточно разработанный, но привлекающий все большее внимание исследователей в последние десятилетия. Как протекает психическое старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных стереотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возможность психологического благополучия и самореализации в старости — вот далеко нс полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осуществления.

Источник

Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются вопросы:
— понятие о геронтопсихологии;
— психологические портреты старости;
— этапы психологического старения;
— теории старения и старости;
— вклад российской науки в создание геронтологии;
— труды отечественных и зарубежных психологов;
— геронтопсихологические проблемы.

Содержание работы

Введение
§1 Понятие о геронтопсихологии
Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
Основные понятия о геронтопсихологии
§2 Психологические портреты старости и этапы старения
2.1 Психологические портреты старости
2.2 Этапы психологического старения
2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста
3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема
3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§4 Характеристика теорий старения и старости
4.1 Теории старения и старости
§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов
5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии
5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТГУ им. Г.Р.Державина

Институт социальных и образовательных технологий

Кафедра семейной и социальной педагогики

по дисциплине: Психология развития

на тему: Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Выполнила: студентка

21 гр. факультета заочного обучения

Ряшенцева Е.Ю.

Алёшина Ирина Николаевна

§1 Понятие о геронтопсихологии

§2 Психологические портреты старости и этапы старения

2.1 Психологические портреты старости

2.2 Этапы психологического старения

2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста

§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста

3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема

3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста

§4 Характеристика теорий старения и старости

4.1 Теории старения и старости

§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов

5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии

5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов

Период старения является одним из закономерных этапов жизненного пути человека и его онтогенеза. В настоящее время этот возрастной период привлекает к себе все большее внимание исследователей в связи с существенным повышением среднего возраста жизни человека и, как следствием, существенным постарением населения во многих странах. Сегодня, относительная доля и абсолютное число престарелых граждан во всем мире стремительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными.

В курсовой работе рассматриваются вопросы:

— понятие о геронтопсихологии;

— психологические портреты старости;

— этапы психологического старения;

— теории старения и старости;

— вклад российской науки в создание геронтологии;

— труды отечественных и зарубежных психологов;

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, заключения, библиографии.

§1 Понятие о геронтопсихологии

1.1 Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

В мировой науке отмечается большой интерес к изучению старости. Как социальная категория, старость, по мнению Ф. Ариеса, была выделена лишь в XX в.

Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией, складывающейся на планете Земля за последние 100 лет. Происходит старение населения мира, т.е. увеличение доли пожилых людей в популяции, особенно очевидное в высокоразвитых странах. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в младенческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной продолжительности жизни. Историческая тенденция роста продолжительности жизни наиболее отчетливо проявилась в прошлом веке.

Средняя продолжительность жизни в бронзовом веке составляла всего 18—20 лет, в Средние века — 35 лет, в XIX в. — 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68 — 72 лет. При этом почти с каждым поколением увеличивается и нормальная индивидуальная продолжительность жизни.

Старость как возрастной период стала массовым явлением; вполне реально прожить еще 15 — 20 лет после выхода на пенсию, что приблизительно составляет четверть жизни. Старение рассматривается и как общественная, и как личностная проблема. Познание закономерностей старения, расширение возрастных рамок активной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации старения — важнейшая комплексная проблема геронтологии, геронтомедицины, геронтопсихологии.

Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения, недавно выделившийся и недостаточно разработанный, но привлекающий все большее внимание исследователей в последние десятилетия. Как протекает психическое старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных стереотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возможность психологического благополучия и самореализации в старости — вот далеко не полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осуществления.

1.2 Основное понятие о геронтопсихологии

Геронтопсихология — [греч. geron (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов геронтопсихологии употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Геронтопсихология тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека.

Основоположником геронтологии считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения («Старость»). В качестве особого раздела возрастной психологии геронтопсихология оформилась в середине XX в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост геронтопсихологии был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей. В своих исследованиях геронтопсихологии широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии.

В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза.

§ 2 Психологические портреты старости и этапы старения

2.1 Психологические портреты старости

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *