в чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием
В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием
С первых занятий по автоматизации звука и до полного завершения работы над каждой фонемой необходимо широко использовать для проговаривания наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Он помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
Контрольные вопросы
1. По каким признакам классифицируются гласные фонемы?
2. По каким признакам подразделяются согласные фонемы? Почему один и тот же согласный звук (фонема) может быть отнесен одновременно к нескольким группам?
3. Почему звукопроизношение ребенка в период от рождения до четырех лег всегда отличается определенными недостатками?
4. По каким признакам можно подразделять дислалию на различные виды?
5. Какой из видов дислалии (органическая или функциональная) является наиболее тяжелым дефектом? Обоснуйте вывод.
6. В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием?
7. Какие способы постановки звуков вы знаете? В каких случаях применяется каждый из них?
8. Какой из видов дифференциации звуков нужно использовать раньше: дифференциацию на слух или в произношении? Обоснуйте вывод.
9. В каких случаях при исправлении недостатков звукопроизношения нужно проводить артикуляционную гимнастику, а в каких — нет?
10. Какие особенности звукопроизношения могут встречаться при нарушении у ребенка фонематического слуха?
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в произношении звуков; количество детей с нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более двух третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное произнесение С, 3,Ц.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком.
Звуковой анализ слова
Всвязи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением: аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрированному произнесению слова с усилением голоса на выделяемом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).
Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка). Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже выделяют слог (ко-ты). Таким образом, одной из характерных ошибок первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анализа является подмена его слоговым анализом.
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Елизавета Пономарёва
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело?. Что не так?. Какова причина?. Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…
Для начала вспомним, что такое слух вообще?
Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.
Низкий уровень фонематического восприятиявыражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Поиграем?. Обучающие игры.
Игра «Поймай звук» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.
Игра «Где живёт звук» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например,картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.
Игра «Придумай имя» Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах.Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.
Игра «Определи место звука в слове»
Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет»заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например,звук Ш в словах : камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ши-на (3 слога,бе-то-на-ме-шал-ка (6 слогов)
Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Консультация для родителей «Фонематический слух» «Какой бывает слух?» Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю,.
Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной.
Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.
Играя, развиваем фонематический слух ребенка Играя, развиваем фонематический слух ребенка Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова.
Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.
Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.
Логопедический досуг «Фонематический калейдоскоп, или к школе будь готов!» Конспект досуговой деятельности «Фонематический калейдоскоп» или «К школе будь готов!» для детей подготовительной группы (Первая половина.
Развиваем слух Возьмите несколько пар коробки kindersurprise. Наполнить их различными материалами, как манная крупа, макароны, скрепки, камешки. Главное,.
Нарушение слуха — фонематические проблемы
Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки.
Слух бывает физическим (неречевым) и фонематическим (речевым). Фонематический слух необходим для формирования нормального звукопроизношения у ребенка, поэтому важно понимать, что это такое, как формируется и как его можно развивать.
Что такое фонематический слух
Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.
Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.
Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша).
Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.
Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят. И если окружающие взрослые постараются разобрать его речь или хотя бы не заострять внимание на проблеме, среди ровесников он может стать объектом насмешек.
В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его.
Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму.
Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать.
Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.
Формирование фонематического слуха в процессе развития ребенка
Речевой слух формируется у малыша практически с рождения: уже в возрасте до одного месяца кроха начинает различать первые речевые звуки.
В 2 — 3 месяца младенец реагирует на слова мамы, в первую очередь, обращая внимание на интонацию и мимику. Уже сейчас можно развивать фонематический слух, повышая и понижая тембр голоса, громкость, комментируя свои действия, называя окружающие предметы.
Важно, чтобы малыш при этом видел лицо мамы: для того, чтобы научиться произносить звуки, ему нужно видеть артикуляцию – движение губ, языка в разговоре.
От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира. Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы).
В 6 — 9 месяцев малыш узнает свое имя, начинает понимать осмысленные звуки. Новым этапом развития становится лепет — гуление переходит в звуки, напоминающие слоги. Сейчас самое время познакомиться с песенками, где есть повторяющиеся слоги («Гуси, гуси, га-га-га…», «Буль-буль-буль карасики…»).
В 9 — 12 месяцев у малыша уже есть любимые песенки, лепет становится все более разнообразным, начинает приближаться к родной речи. Появляются первые слова, способность подражать речевым звукам. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, комментировать происходящее: «Это прудик. Он большой, а вон те лужи маленькие. А вот лягушки квакают: ква-ква-ква. Это ворона – кар-кар. Ой, дождик пошел: кап-кап-кап по лужам».
В возрасте от 1 до 3 лет фонематический слух активно развивается.
Сейчас ребенок во всем подражает взрослым: копирует их поведение, речь, интонации. Происходит знаменательное событие — малыш начинает разговаривать.
Сейчас важно четко проговаривать сами слова, их окончания, следить за правильным построением речи. Нужно ограничить употребление «малышковых» слов (не «бибика», а «машинка»), исключить намеренное коверканье слов, подражая крохе (не «неть», а «нет»).
От 3 до 5 лет становится ясно, есть ли проблемы с речевым слухом. Речь становится связной, появляются сложные предложения. Дошкольник должен различать свистящие и шипящие согласные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.
Если на картинке он не отличает, где коса, а где коза или путает мышку с мишкой — это достаточный повод обратиться к логопеду. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения, поэтому если ребенок выговаривает не все звуки, это тоже является поводом для беспокойства и требует консультации логопеда.
Причины нарушения фонематического слуха
Здесь прямая связь – если ребенок плохо слышит, он не может идентифицировать звук и тем более правильно его произнести. При этом в целом он может слышать обращенную к нему речь и реагировать на нее, поэтому, например, у грудничков бывает сложно заподозрить тугоухость.
Из-за особенностей функционирования центральной нервной системы дети с СДВГ крайне неусидчивы, им трудно сосредоточиться, поэтому звуки речи они улавливают частично, не вслушиваются, соответственно и воспроизводят их так, как услышали.
В этом случае необходимо уделить особое внимание занятиям для развития фонематического слуха и речь постепенно нормализуется.
Эти причины могут повлиять косвенно – слабый иммунитет, недостаток полезных веществ приводят к тому, что ребенок становится вялым, апатичным, плохо концентрирует внимание и, как следствие, может пострадать фонематический слух.
Избыток или недостаток гормонов чреват не только нарушениями речи, но и более серьезными проблемами вплоть до умственной отсталости.
Если родители мало разговаривают с ребенком, изолируют от общения со сверстниками, не читают книги вслух, то не стоит удивляться, что у него возникнут проблемы.
У малыша просто не будет возможности тренировать свой речевой слух. Отрицательно может повлиять нарушение дикции у мамы, папы или другого родственника, постоянно общающегося с малышом.
Зачем развивать фонематический слух
Плохо развитый речевой слух может привести к нарушению звукопроизношения. Если ребенок не различает фонемы, то произнести правильно он их не сможет. Возникает путаница между близкими звуками.
Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.
Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.
Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.
Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
Как развить фонематический слух
Для начала занятий подойдут игры на распознавание неречевых звуков.
«Угадай звук»
Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.
«Что внутри?»
В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.
«Хлопушка»
Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.
«Жмурки»
Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.
Затем можно добавить игры на определение качества речи.
«Кто это?»
Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.
«Зверюшки»
Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака…), мама-кошка и их котенок. Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)». Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.
«Поезда»
Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу». Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко. Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.
После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.
«Игрушки»
Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.
«Картинки»
Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.
Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.
Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.
Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.
Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.
«Лишний слог»
Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.
После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.
«Свой звук»
Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.
«Имитация»
Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.
Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.
«Сколько звуков?»
Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.
«Пропущенные буквы»
Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).
Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.
Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.
В чем заключается связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данная статья и рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции.
Статья:
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.
Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:
фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.
И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.
Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:
способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Признаки нарушений фонематического слуха:
нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
осознание или подсчет количества звуков в слове.
Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
развитие умения делить слова на звуки;
развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание и различение неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.
IV этап – дифференциация слогов.
Игра «Хлопки». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог.
V этап – дифференциация фонем.
Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: «Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс». Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.
Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему. «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (сто…, …ампа, скака…ка ).
Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.
Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.
За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.
Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Представленные нами упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
Придумывание слов с определённым количеством звуков.
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)
Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)
Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).
Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).
Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.
Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
РОЗА
УГОЛ
ЧАША
КАША
АИСТ
РУКАВ
УЛИЦА
ЧЕХОЛ
КОРКА
АСТРА
От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом—мак—кот—топор—рука.
Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.
Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.
Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.
Данные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции. Также, их могут применять учителя начальных классов в работе по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.
Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.
Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.
Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.