что нужно рассказывать о себе на собеседовании
Что рассказать о себе на собеседовании?
Подходящая вакансия найдена, назначена встреча с работодателем. Как вести себя на собеседовании, чтобы взяли на работу? Что рассказать о себе? Несколько примеров рассказа о себе на собеседовании при приеме на работу, данный рассказ поможет составить свой текст, а подготовить его лучше заранее, до прихода на собеседование.
Работа – важнейшая часть нашей жизни. Ученые подсчитали, что в среднем на рабочем месте человек проводит 99117 часов. Конечно, каждый хочет идти на работу с радостью и воодушевлением. Для этого нужно, чтобы труд приносил не только материальное, но и моральное удовлетворение. Только найдя работу, устраивающую по всем параметрам, человек может чувствовать себя реализованным и успешным.
Перед проведением собеседования, соискателю придется заполнить анкету.
Как подготовиться к собеседованию?
Для того чтобы собеседование прошло успешно, и соискатель был принят на работу, необходимо тщательно к нему подготовиться. Здесь можно посоветовать пройти следующие этапы:
Следующее, что надо делать, это продумать рассказ о себе и своих умениях, опыте — это важная часть собеседования. Каждый работодатель начинает оценку работника именно с его рассказа. В данном случае также может помочь резюме, заранее продуманное и правильно оформленное — Как составить интересное резюме?
Какие еще вопросы могут задаваться на собеседовании? Предлагаем примеры вопросов и ответов на них.
Что рассказать работодателю о себе на собеседовании
Подготовьте небольшую самопрезентацию (рассказ о себе), подчеркивающую именно профессиональные и ваши сильные качества. Не стоит рассказывать потенциальному работодателю о том, что вы иногда поете в душе или какой сорт кофе предпочитаете. Лучше акцентировать внимание на своем образовании и карьерных достижениях. Многие рекрутеры советуют прорепетировать речь дома перед зеркалом, обращая при этом внимание на свою мимику и жесты.
Для того чтобы слушатель лучше воспринимал информации, не следует рассказывать о своей жизни и опыте слишком долго. 3 минут достаточно, именно на протяжении этого времени можно успешно удерживать внимание рекрутера. Для удобного восприятия рассказ следует разбить на смысловые блоки, каждый по 30-40 секунд.
Примеры рассказа о себе
Примерный рассказ о себе на собеседовании при приеме на работу:
« Меня зовут Смирнова Елена, мне 26 лет. Не замужем. Окончила факультет экономики Государственного университета в Калуге. Хочу работать именно в вашей компании, так как вы являетесь лидером в профессиональной области, с которой я связываю свою дальнейшую карьеру. Предложенная вакансия маркетолога сочетает в себе возможность напрямую участвовать в продвижении продукции и применять знание иностранных языков, что является для меня очень важным.
Я считаю, что хорошо подхожу для этой должности, так как имею опыт в данной сфере и обладаю такими качествами как целеустремленность, ответственность и креативность.
На предыдущем месте работы мне удалось за счет проведенных мной маркетинговых исследований добиться …».
Далее в рассказ о себе включаются конкретные достижения, выраженные в цифрах, фактах, достигнутых событиях. Главное, что не нужно включать в свое речь — это ложь, промахи и недочеты. О последних лучше просто умолчать, а обман может быть легко проверен, доверие работодателя сразу упадет, если он выяснит какой-то обман, пусть даже самый незначительный и мелкий.
Как говорить?
Рассказывая о себе на собеседовании при приеме на работу, будьте доброжелательны и уверенны в себе.
Любому работодателю хочется видеть в своем коллективе открытого, общительного и приветливого человека. На собеседовании нет места снобизму и высокомерию. Не забывайте о правилах хорошего тона! Невоспитанность и лицемерие может оттолкнуть от соискателя даже при наличии хорошего резюме.
Не стоит также вести себя чересчур замкнуто и скромно. Отвечайте на вопросы уверенно и с достоинством.
Чего не следует делать при приеме на работу?
Большинство соискателей на собеседовании при приеме на работу совершают ряд ошибок, которых вполне можно избежать. Наиболее распространенные из них:
Правильный рассказ о своих умениях, опыте и достижении — это, конечно, хорошо. Но для создания общей положительной картины у работодателя, важно не только донести до рекрутера смысл текста, но и правильно себя вести при этом.
Рассказывать о себе нужно с улыбкой и уверенностью в том, что вы говорите. Не разваливайтесь на стуле, не закидывайте ногу на ногу, не скрещивайте руки. Говорите только о том, что интересно работодателю. Не стоит в свой рассказ включать слишком хвалебные речи о себе, не преувеличивайте свои достижения и умения — и вы достигнете результата.
Доброжелательные и деловое поведение, уверенность в своих силах, правильный рассказ о своей личности — важные составляющие успеха на собеседовании при приеме на работу.
Видео-урок — готовим рассказ о себе при приеме на работу правильно
Что рассказать о себе на собеседовании: и тайны не раскрывать, и выгодно себя подать
Структурированное, ситуационное, проективное, поведенческое, стрессовое, групповое… Собеседования при приёме на работу бывают разными. Отправляясь на встречу с работодателем, соискатели могут только предполагать, в каком формате будет происходить интервью и какие вопросы будут задавать.
Спросить могут что угодно — о том, как продаётся горячий шоколад во Флориде или как взвесить слона без весов. Единственное, о чём могут знать кандидаты со 100% уверенностью, — их наверняка попросят рассказать о себе. Поэтому к самопрезентации можно и нужно подготовиться заранее, обдумав каждое слово, чтобы не провалить данный этап.
В каком виде
Ещё на этапе приглашения на собеседование следует спросить, в каком виде работодателю преподнести свою биографию. Возможно, такая информация содержится на официальном сайте компании или в объявлении о вакансии. Ведь сделать это можно по-разному, и в учреждениях к этой части интервью требования существенно различаются.
О себе можно рассказать:
Данный вопрос следует выяснить заранее. Часто в последнее время случается так, что соискатель приходит на собеседование, его просят включить презентацию с рассказом о себе, а он даже понятия не имел о таком требовании. Если нет информации, как именно проводится данная часть интервью в компании, желательно подготовиться ко всем возможным вариантам:
Когда просят рассказать о себе, и если у вас есть заранее подготовленная презентация, не стесняйтесь и спрашивайте, нет ли возможности продемонстрировать её. Это покажет вас в выгодном свете: вы умеете пользоваться Microsoft PowerPoint (или другими программами), заранее подготовились, подошли к устройству на работу максимально ответственно.
Как рассказывать
Многие соискатели, проходя собеседование, зацикливаются на вопросе, что рассказать о себе. Составляют яркие, красочные самопрезентации, не забывают об интересных фактах биографии, прорабатывают каждое слово… Но во время интервью теряются, бубнят что-то под нос и не могут себя подать вкусно — так, чтобы работодатель обратил на них внимания. Поэтому важно знать, как именно обыграть эту часть интервью, чтобы она стала очередным уверенным шагом на пути к получению работы мечты.
Что советуют психологи:
Обязательно возьмите на заметку советы психологов, как именно нужно рассказывать о себе на собеседовании. Уверенный тон и хороший слог станут гарантией успешного исхода дела.
Лайфхак. Чтобы повысить уверенность в себе, дома можно не только отрепетировать самопрезентацию для собеседования, но и снять её на видео. Это позволит оценить себя со стороны, исправить такие ошибки, как чрезмерная жестикуляция или неконтролируемая мимика.
Что рассказывать
Чтобы не упустить ничего важного, план рассказа лучше составить заранее. Какие тематические блоки в него должны входить?
Представление
Во-первых, начать рассказывать о себе нужно только после того, как вас об этом попросят.
Во-вторых, во многих источниках даётся совет представляться на собеседовании только по фамилии и имени, если вы устраиваетесь не на руководящую должность. Однако психологи настаивают всем добавлять ещё и отчество, независимо от возраста и вакансии. Если представиться Машей Васиной, всю жизнь можно так и остаться Машей Васиной. Добавляя отчество, вы демонстрируете самоуважение и собственное достоинства. Работодатель поймёт, что перед ним — человек, который ценит себя и требует того же от других.
Разрешается не употреблять отчество людям творческих профессий. При этом, если есть псевдоним, под которым вы известны в своём деле, — обязательно назовите его.
Личные данные
Именно этот блок собеседования нередко таит в себе подводные камни. Работодатель может начать задавать такие провокационные вопросы, как:
Если это стресс-интервью, отвечать следует немного дерзко, с долей юмора. Если это обычное собеседование, вы имеете полное право не раскрывать эти аспекты своей личной жизни. Вежливо, но твёрдо скажите, что подобные вопросы не касаются вашей профессиональной компетенции и вы бы не желали на них отвечать.
Образование
Опыт работы
Дополнительные сведения
В этом блоке можно рассказать о том, что вы, например, с детства мечтали об этой профессии, и это стало целью всей вашей жизни.
Цели формулировать кратко и звучно, в соответствии с той должностью, которую планируете занять. Например, сказать, что хотите работать на процветание компании и расти вместе с ней.
Личные качества
Сначала расскажите о своих общечеловеческих качествах, которые являются вашим стержнем и достоинствами. Это могут быть активность, целеустремлённость, ответственность, пунктуальность.
Затем выделите те качества личности, которые ценятся именно в данной профессии. Например, менеджеру по продажам нужно сообщить о своей коммуникабельности, генеральному директору — о лидерских чертах характера, педагогу — о любви к детям.
В этом тематическом блоке тоже возможны подводные камни. Работодатель может попросить рассказать о своих недостатках. Не нужно тотчас докладывать, что у вас плохо с тайм-менеджментом или нет силы воли. Помните, что вы обязаны показать себя только в выгодном свете. Поэтому ответ на вопрос должен быть с тонким налётом юмора: «Ой, я не могу жить без сладкого — это так усложняет мне жизнь».
Увлечения
Подробно рассказывать о своих увлечениях на собеседовании не стоит. Хорошо, если они работают на ваш профессионализм. Например, журналист или копирайтер могут с гордостью сообщить, что они пишут книгу или сочиняют стихи. Можно просто сказать, что вы любите дайвинг или скрапбукинг. В любом случае увлечённый человек представляет больше интереса, чем тот, у которого нет хобби.
Закончить свой рассказ о себе можно словами благодарности за то, что вас внимательно выслушали. Скажите, что будете рады ответить на любые вопросы.
Пример рассказа о себе
«Меня зовут Васина Мария Владимировна.
Мне 35 лет. На данный момент проживаю в городе Белозёрске, снимаю квартиру на улице Ленина — это всего в паре остановок от вас, так что проблем с опозданием на работу у меня не будет. Семейными узами не связана, в разводе. Есть сын-подросток 15 лет. Имею российское гражданство.
Имею высшее образование, полученное очно. В 2004 году с отличием окончила Белозёрский государственный педагогический университет, факультет педагогики и психологии по специальности «филология». Учитель русского языка и литературы. В 2009 посещала курсы повышения квалификации. Имею I квалификационную категорию. В 2013 году с отличием закончила «Школу копирайтинга THE WORDS».
С 2004 по 2012 год работала учителем русского языка и литературы в Школе № 25 города Белозёрска. С 2008 года — совмещала с должностью завуча. Имею опыт управленческой деятельности. Была Учителем года-2007. Начиная с 2013 года, работала в компании «WIKR Group» редактором, копирайтером и контент-менеджером. С последнего места работы имеется рекомендация.
Имею водительские права категории «B», владею немецким языком на разговорном уровне, продвинутый пользователь компьютера и Интернета (офис, Photoshop, движки).
Хочу раскрыться в творчестве, чтобы хобби (писательство) приносило мне ещё и хороший доход.
Это всё, о чем я хотела бы рассказать. Буду рада услышать ваши вопросы».
Если хотите произвести на работодателя хорошее впечатление на собеседовании, рассказ о себе как раз предоставляет такую возможность. К нему можно приготовиться заранее, сделать его ярким, подчеркнуть в нём свои достоинства. Точные, лаконичные и в то же время подробные факты станут базой для положительного принятия решения о приёме на работу.
Презентация при приеме на работу: что рассказать о себе на собеседовании, примеры как продать?
Взрослая жизнь наступает стремительно быстро.
Особенно хорошо это ощущается после окончания образовательного учреждения, когда нужно устроиться на желанную работу.
Но как же заполучить желанную должность в интересующей Вас сфере?
Для этого Вам понадобятся ум, стремление, знания и тщательная подготовка к собеседованию.
О том, что рассказать о себе на собеседовании и как понравиться работодателю, мы поговорим в этой статье.
Что хочет услышать интервьюер, задавая этот вопрос?
Процесс собеседования – увлекательная и трудная задача.
Работодатель или сотрудник из отдела кадров будет задавать вопросы, а вы должны отвечать быстро и уверенно. Ваша прямая задача – продать себя на собеседовании, а значит, подготовить ответы заранее (о том, что чаще всего спрашивают у кандидата на собеседовании, мы рассказывали тут). Поэтому важно понимать, что говорить на собеседовании, когда просят рассказать о себе.
Как правило, все вопросы уже имеют необходимые ответы, которые работодатель хочет услышать.
Однако, есть и такие, которые смогут раскрыть ваши творческие способности и показать вашу индивидуальность. Нередко на собеседовании просят рассказать о себе.
Или, например, вам зададут вопрос: « Вы идете на работу, вдруг вам звонит лучший друг, которому требуется помощь. Ваши действия?» Как отвечать на такие вопросы?
Данный вопрос очень коварный, здесь хотят определить вашу ответственность и нравственные ценности.
Ответ должен быть примерно таким: « Конечно, данный вопрос очень щепетильный. Я не могу бросить работу, но и друга в беде оставить тоже. Поэтому, если у меня достаточно времени до начала рабочего дня, я помогу другу и отправлюсь на работу.
Если же нет, то подключу своих друзей и близких, которые спасут друга, а я смогу работать, не нанося вред компании». Данным ответом вы покажете свою ответственность к работе и продемонстрируете положительные нравственные качества.
Если работодатель просит рассказать о себе, то в данной ситуации нужно сконцентрироваться и собраться с мыслями. Самопрезентация намного сложнее ответов на обычные вопросы. Тут нужно очень тщательно продумать, что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу.
Рассмотрим план ответа более подробно. С чего начать, как понравиться на собеседовании работодателю и правильно подать себя.
Что надо говорить?
Как представить себя на собеседовании? Вы можете просто назвать имя и фамилию. Если же должность статусная, то стоит еще добавить свое отчество. Например, меня зовут Петрова Ирина/Петрова Ирина Владимировна.
Стоит озвучить свой возраст, семейное положение и место жительства. Например, мне 23 года, на данный момент проживаю в г.Магнитогорске, не связана семейными браками.
В 2011 году окончила факультет педагогики и психологии, получила бакалаврскую степень педагогического образования. В 2012 году посещала курсы повышения квалификации по той же специальности.
С детства мечтала стать педагогом, у меня 3 младших сестры, поэтому любовь к детям у меня с малых лет. 5 лет обучения в университете доказали, что это именно моя профессия, здесь я могу раскрыть все свои положительные качества. Считаю, что творческие способности, которые я развивала в музыкальной школе, помогают мне выстраивать учебный процесс интересно и увлекательно.
Меня еще со школьных лет считают целеустремленной, ответственной и активной. Считаю, что именно эти качества нужны для профессионального педагога. Люблю принимать участие в научных конференциях, где могу раскрыть свои научно-исследовательские способности, так же я – частый гость творческих мероприятий. Именно здесь можно отдохнуть и проявить музыкально – театральные качества.
Например, вечерами для успокоения души, люблю играть на фортепиано.
Например, думаю, это все, о чем мне хотелось бы рассказать. Буду рада услышать Ваши вопросы.
Что рассказать об образовании?
В первую очередь, необходимо озвучить основное высшее образование или то, которое соответствует предложенной должности.
Затем можно рассказать о полученных дополнительных образованиях или о прохождении курсов или семинаров.
Так же можно упомянуть о конкурсах, конференциях или олимпиадах, в которых вы принимали участие во время учебы.
Особенно хорошо, если есть грамоты или похвальные листы с конкурсов, где тема связана с будущей должностью.
Что рассказать о качествах?
Безусловно, стоит отметить только свои положительные стороны, например, целеустремлен, легко обучаем и все то, что связано с работой. Однако, можно упомянуть о своих недостатках и прочих личных качествах, которые возможно обернуть в достоинства.
Например, сказать, что я безумный перфикционист и ненавижу опаздывать на работу и тщательно выполняю работу, другого не умею.
Что рассказать о навыках?
Здесь стоит говорить о своих лучших качествах, которые могут пригодиться на работе. Например, быстрое печатание на клавиатуре, уверенный пользователь ПК, свободное владение английским языком.
Что рассказать о достижениях?
Говорите о своих личных достижениях, чего вы добились на прошлом рабочем месте. Например, за два года я прошел путь от курьера до управляющего отделом продаж. Так же упомяните достижения в самоуправлении.
Например, долгое время не мог просыпаться рано утром, переборол свое желание и через 21 день с легкостью просыпался каждое утро, даже в выходные дни.
Что рассказать о целях?
Преподнесите цели в «красивом» цвете.
Например, скажите, что всю жизнь видели, как страдают родители от безденежья и мечтали о достатке, чтобы обеспечить им спокойную старость.
Поэтому в школе делали упор на профильные предметы, затем успешно окончили университет по выбранной специальности, посещали семинары и сейчас претендуете на желаемую должность.
И с уверенностью можете сказать, что приложили все усилия для достижения поставленной цели.
Что рассказать о хобби?
Говоря о хобби, нужно сделать правильный выбор из множества увлечений. Наиболее выигрышным вариантом является спорт, который характеризует Вас как целеустремленную и активную личность, которая не боится трудностей и имеет соревновательный дух.
Как рассказать о себе, если нет опыта работы?
Что рассказать о себе на собеседовании без опыта работы? Если вы нигде раньше не работали, не расстраивайтесь! Держитесь уверенно и говорите о своих достоинствах и достижениях во время учебного процесса. Думаю, они должны впечатлить работодателя. Больше информации о том, как отвечать на вопросы во время собеседования и как вести себя, если нет опыта работы, мы рассказываем в отдельном материале.
Многие кандидаты спрашивают: о чем рассказать о себе на собеседовании? Подобный вопрос можно рассмотреть на примере, как презентовать себя на собеседовании.
Рассказ о себе на собеседовании, пример:
«Меня зовут Марина Иванова. Мне 26 лет. Проживаю в Москве. Не замужем. В 2011 году закончила экономический факультет Государственного университета. Обучения и опыт работы в данной сфере убедил меня в том, что я не зря выбрала данную специальность. Хочу работать маркетологом в вашей компании, так как вакансия предоставляет не только аналитику, но и продвижение продукции. Для меня имеет большое значение применение английского языка.
Я считаю, что хорошо подготавливаю акции, приводящие к привлечению покупателей, так как я креативна и коммуникабельна. Мне нравится ставить перед собой профессиональные цели и достигать их!»
Чтобы просьба работодателя не застала вас врасплох, пример рассказа на собеседовании: “Расскажите о себе” можно скачать чуть ниже.
Надеемся, что теперь просьба работодателя: ” Расскажите немного о себе”, не поставит вас в тупик, вы поняли, что на собеседовании можно рассказать о себе и как правильно презентовать себя. Теперь поговорим о том, что не входит в круг интересующих работодателя аспектов вашей жизни.
Также предлагаем вам посмотреть на видео, как продать себя на собеседовании.
О чем лучше промолчать?
Работодателя, как правило, не интересуют твои материальные ценности, например, наличие жилплощади или драгоценностей. Так же не интересны успехи родителей и близких.
О чем лучше всего не говорить?
В первую очередь, не говорите слишком личную информацию, работодателя не интересуют Ваши проблемы, так же ему не интересны детские успехи и достижения, не касающиеся выбранной должности. Так же не говорите негативно о своей прошлой работе или бывших коллегах. Не забывайте, что вам могут задать и каверзные, не очень приятные вопросы.
Внешний вид
Хочется отметить, что даже зная, как правильно рассказать о себе на собеседовании, не стоит забывать о своем внешнем виде. Отправляясь на собеседование, выбирайте деловой стиль, который смотрится наиболее выигрышно. Макияж наносите скромный, в пастельных тонах. Желательно собрать волосы или же сделайте неброскую укладку.
Получить работу мечты – сложный, но интересный процесс. Всего лишь стоит подготовиться к собеседованию и подойти к этому вопросу серьезно и ответственно, изучая деятельность компании и подготавливая успешную и «говорящую» самопрезентацию. Помните, все в Ваших руках! Тем более, что теперь вы знаете, что рассказать о себе на собеседовании.
Как рассказывать о себе на собеседовании
Когда меня спрашивают, что в первую очередь нужно знать о прохождении технического собеседования, я всегда отвечаю одинаково: приготовьтесь говорить.
Собеседование — это стрессовая ситуация, и этот стресс может повлиять на вашу способность к общению. Вы не продумываете всё как следует. Не всегда заканчиваете предложения. Смеётесь совершенно невпопад. Вы настолько далеко уходите от темы, что даже не можете вспомнить, о чём шла речь. А иногда в отчаянии просто бросаете все свои карты на стол.
Подготовка к беседе направлена не на то, чтобы заполнить время, а на то, чтобы определить, что именно следует о себе рассказывать. Взгляните на проблему с другой стороны и представьте, что это вы принимаете кого-то на работу; что бы вы хотели узнать о собеседнике? Вот мой список:
Подготовка
Возьмите пачку листков для заметок и на каждом листке напишите задачу, над которой вы работали, или проект, которым руководили. Ниже одним предложением опишите свою главную цель, а далее составьте список основных инструментов, позволивших вам её достичь. Представьте, что добавляете метки под вопросом на Stack Overflow. Ниже запишите как можно больше решений, которые вы пробовали применить, но потерпели при этом неудачу; в этом списке должно быть как минимум 5 таких решений, если только их и в самом деле не было меньше (что вполне нормально). И наконец внизу запишите то решение, которое в итоге сработало.
Теперь переверните листок. Сверху одной фразой опишите, что самое важное вы узнали из этого проекта. Записывать нужно только наиболее значимую идею, позволившую найти решение проблемы. Если проблема ещё не решена, пусть это будет последняя из возникших идей. Далее одной строкой запишите, откуда эта идея появилась. Повторяйте этот алгоритм, пока листок не будет заполнен.
Люди часто говорят мне, что не знают, о каких задачах или проектах захотят услышать их собеседники. Так вот, они захотят услышать о том, что написано в материалах, которые вы им предоставили. Если вы прислали им резюме, ждите вопросов о том, чем вы занимались на предыдущих местах работы. Если поделились с ними ссылкой на свой профиль на Github, вопросы будут о ваших проектах. Если вы дали им ссылку на свой аккаунт на Stack Overflow, вас будут спрашивать о предоставленных вами ответах.
У вас должен быть по крайней мере один листок на каждый указанный вами проект, а в идеале — по одному на каждый пункт, приведенный по каждому из этих проектов. Заполните листки по всем проектам на Github, над которыми вы работали за последний год. Что касается вопросов на Stack Overflow, просто будьте в курсе своих самых популярных вопросов и ответов (нет нужды заполнять для каждого отдельный листок). Таким образом вы подготовитесь к ответу практически на любой вопрос, который вам могут задать.
Вот пример заполненного листка для одного проекта из моей «Истории разработчика».
Рецепт хорошей истории разработчика
Теперь, когда у вас есть шпаргалки ко всему, о чём может пойти речь на собеседовании, самое время отрепетировать то, что вы будете говорить. Мало иметь под рукой листки со всей нужной информацией, нужно ещё уметь её преподнести в виде увлекательной истории. К счастью, этому тоже можно научиться.
Будьте конкретны
В основе хорошей истории разработчика лежит беседа, в которой один человек сообщает другому знания, которые могут быть тому интересны или полезны в его собственной работе. Разговор, как правило, увядает, когда собеседнику не за что зацепиться, поэтому крайне важно избегать подобных ситуаций. Масштабные идеи хоть и кажутся захватывающими и помогают продемонстрировать ваш недюжинный ум, однако не забывайте, что ваша цель — побудить собеседника постоянно задавать вопросы. А лучший способ это сделать — быть конкретным.
Эта сцена из фильма «Мир Уэйна» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что не нужно говорить общими фразами. Человек не знает, как ответить, потому что ему не за что ухватиться. Если бы он сказал не «я обожаю тебя, чувак», а «я обожаю твою футболку, чувак», тогда Гарт легко сумел бы продолжить разговор, точно зная, о чём говорить дальше. («Да, я купил её на концерте в Рено, где ударник был на таких офигительных. » — в общем, вы поняли мысль.) Сосредоточьтесь на конкретных идеях и избегайте общих. А ещё обязательно расскажите о тех обстоятельствах, которые привели вас к той или иной идее.
Начните с ключевой фразы
Хорошая история разработчика начинается с ключевой фразы. Первое предложение должно заинтересовать другого человека и по возможности заставить его гадать, о чём пойдет речь дальше.
«Я создал веб-интерфейс, при помощи которого разработчики могут сообщать о своих идеях», — это неудачная ключевая фраза. После неё тот, кто проводит с вами собеседование, по сути, может двигаться лишь в двух направлениях: «О какого рода идеях разработчиков идёт речь?» и «Какие технологии вы использовали при создании этого интерфейса?» Ни один из этих вопросов не приведёт к рассказу о тех интересных вещах, которыми вы занимались. Заговорив о разработчиках, вы поведёте речь не о себе, а о совершенно других людях. Да и пользовательский веб-фреймворк, с помощью которого был создан интерфейс, до вас использовала масса людей. Но ведь всё самое интересное в вашем проекте наверняка не связано с тем, какой фреймворк вы использовали?
«Я объединил 7 наборов данных с интерфейсом Google Карт, что позволяет отделу продаж в реальном времени получать отчёты о количестве разработчиков по всему миру». Вот теперь у вас, вероятно, возникло множество вопросов, и все они касаются моей работы над этим проектом. Мы готовы начать беседу, потому что я привёл конкретную информацию, которая четко выделяет 3-4 интересных аспекта моего проекта. В этом и заключается разница между использованием ключевой фразы и любым другим привычным способом рассказать о себе.
Рассказывайте с конца
Как правило, реальные истории рассказываются в обратном хронологическом порядке. Именно поэтому мы начинаем с ключевой фразы. А вот отрепетированные истории, наборот, рассказываются в прямом хронологическом порядке. Если вы ведёте рассказ от прошлого к настоящему, для собеседника это явный признак того, что вы пересказываете что-то заученное и, что весьма вероятно, ваша история не совсем правдива. Опытный наниматель заставит вас вести рассказ от настоящего к прошлому, непрестанно задавая дополнительные вопросы о том, что его особенно заинтересовало. Если вы действительно в курсе того, что и как происходило, для вас это не будет проблемой, поскольку вы хорошо знаете, о чём говорите. Главное, не забывайте, на чем вы закончили свой основной рассказ, чтобы потом могли вернуться к этому месту.
Если же вас просят остановиться на чём-то подробнее, а вы вместо этого пытаетесь продолжить свой рассказ, это с головой выдаёт вашу неискренность. Возможно, вы говорите о решении, принятом кем-то другим, как о своём собственном, или пытаетесь создать впечатление, что знаете больше о том, как работают используемые вами инструменты, чем это есть на самом деле. Это, может, и не совсем ложь, так ведь и недомолвки — тоже не совсем правда. Неискренность на собеседовании — плохая идея, и, если компания хоть что-то смыслит в собеседованиях, вас, скорее всего, уличат во лжи. Однако хочу отметить, что, даже если вы попали в такую ситуацию, это не означает неминуемый провал. Просто впредь постарайтесь более тщательно формулировать свои ответы на вопросы и говорить только о том, к чему вы действительно имели непосредственное отношение. Если вас поймают дважды, на этом собеседование, пожалуй, закончится.
«По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли».
Итак, ключевую фразу вы уже сообщили. О чём говорить дальше? Дальше очередь за вашим собеседником, который должен подвести вас к более подробному рассказу о 2-4 интересных моментах, заключённых в вашей ключевой фразе. Как только вас спросят о чём-то конкретном, вспомните свой листок и расскажите о том, что вы пробовали и что не сработало. По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли. В этом и заключается разница между вашим умением работать над задачей и простым знанием ответа. Если вы и правда знали ответ, лучше расскажите о составляющих вашего решения и о том, как они все сработали вместе. Но в большинстве случаев вас нанимают для решения проблем, и именно поэтому нужно рассказывать о том, что вы пытались сделать и что при этом не сработало.
Есть и ещё одно преимущество в рассказе о предпринятых вами попытках. Как только вы произнесёте ключевую фразу, ваш собеседник начнёт гадать, как вы решили проблему. Возможно, вы выбрали путь, отличный от того, о котором подумал он, и потому, рассказывая о том, как вы пришли к тому или иному решению, вы сообщаете собеседнику важные знания. Расскажите о своих идеях, особенно если вы и правда пробовали их применить. Сделайте упор на ключевых идеях, которые вели вас к каждому последующему шагу. Как человек, проводящий собеседования, и как разработчик, я действительно люблю узнать парочку новых вещей в ходе беседы. И это приводит нас к следующему пункту…
Не гадайте о том, что знает ваш собеседник
В большинстве случаев вы и понятия иметь не будете о том, что знает человек, проводящий с вами собеседование. Вы не будете знать, с какими языками он знаком, какие задачи привык решать или какими инструментами владеет. Вам придётся немного побалансировать, чтобы с толком использовать отведённое время. Вы должны допустить, что некоторые вещи вашему собеседнику известны; скорее всего, он знает, чем зарабатывают на жизнь разработчики, и умеет решать поставленные задачи. Регулярно делайте паузы в своём рассказе, чтобы убедиться, что он не утерял нить повествования. Используйте для этого язык тела, прислушивайтесь к словам согласия вроде «да» или «так», периодически звучащим во время вашего рассказа. Можете даже остановиться и прямо спросить у своего собеседника, всё ли ему понятно, или он хотел бы получить более подробные разъяснения по тому или иному вопросу.
Если вы слишком углубитесь в свой рассказ, не убедившись, что вас по-прежнему понимают, то собеседник может прийти к выводу, что вы просто не умеете объяснять. Активно показывайте свою заинтересованность в том, чтобы слушатели понимали, о чём вы говорите. Таким образом и вам будет намного комфортнее, и они будут чувствовать, что чему-то научились.
Точно так же постарайтесь не делать предположений о том, что интересно вашему собеседнику. Не отзывайтесь плохо ни о чём из того, что вы делали, потому что именно это может быть для него интересным. Даже если вам что-то кажется простым или наивным, об этом всё равно можно поговорить интересно. В наше время у разработчиков есть сотни специализаций, и тот факт, что вы претендуете на должность веб-разработчика, вовсе не означает, что ваш собеседник знает CSS или некоторые функции javascript так же хорошо, как и вы. Если что-то в беседе с вами его увлечёт, постарайтесь всеми способами поддержать этот интерес.
Беседуйте, а не проходите собеседование
Если вы этого ещё не поняли, собеседование должно быть действительно беседой. Правда заключается в том, что вы не знаете, что именно заинтересует слушателей в предоставленных вами материалах или ваших словах. Не знаю этого и я. Сделайте всё возможное, чтобы увлечь их своей работой, и, если они не кусаются, возьмите инициативу в свои руки и сами спросите, о чём бы они хотели услышать. Это ещё один случай, когда помогает конкретика. «О чём вам рассказать?» — это пример неудачного вопроса. «Есть ли что-то в моём резюме, что показалось вам интересным?» — вот это уже намного лучше. Подобный вопрос покажет, насколько хорошо они сами подготовились к собеседованию. И если вам ответят что-то вроде: «Я не увидел там ничего интересного», то за этим должен немедленно последовать ещё один вопрос: «Тогда что я вообще делаю на этом собеседовании?» Постоянно пытаться угадать, что интересно вашим слушателям, — это пустая трата времени; куда лучше просто спросить. Если они не хотят говорить с вами о конкретных вещах, вероятно, они сами не подготовились к собеседованию.
Репетируйте
Репетиция собеседований — это моя любимая часть. Просто пойдите и поговорите с другими разработчиками о своей работе. Начните с ключевой фразы. Будьте конкретны, и когда вам зададут вопросы, расскажите о том, что вы делали, в обратном хронологическом порядке.
Постарайтесь запомнить несколько важных моментов: в разговоре с людьми используйте информацию с 5-10 своих листков; одного недостаточно! В большинстве компаний вам придётся пройти 3-5 собеседований; убедитесь, что вы не повторяете один и тот же материал разным людям, ведь они будут сравнивать свои заметки. Во время своих репетиций запоминайте вопросы, которые вам задают. В ходе реальных собеседований вы услышите практически те же самые вопросы, так что, отвечая на них несколько раз, вы, по сути, учитесь говорить естественно. Отслеживайте также эмоциональные реакции собеседников на свои слова. Приучайте себя говорить то, что людям интересно и о чём они хотят услышать больше.
Интерес к компании, нанимающей вас, прямо пропорционален интересу людей, проводящих собеседование, к тому, что вы говорите. Рассказывать истории — это превосходный способ выстроить увлекательную беседу с людьми, с которыми вы только что познакомились. Надеюсь, мои рекомендации научат вас рассказывать истории и получать больше удовольствия от собеседований.
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов, перевод технических текстов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.