в чем заключается суть теневого мозгового штурма

Мозговые штурмы: «теневой», «перевёрнутый», чат-штурм. Часть 3

Цель данного упражнения в том, чтобы дать возможность генерировать идеи не только тем, кто активно включается в дискуссию, но и тем, кому не очень комфортно это делать в присутствии других.

Как организовать «теневой» мозговой штурм?

1. Группу студентов разделяют на 2 подгруппы: собственно «генераторы» (те, кто активно ведут дискуссию) и «теневую» группу, которая следит за дискуссией генераторов, но не принимает в ней непосредственного участия. Участники «теневой» группы занимаются тем, что фиксируют свои идеи, возникающие у них по ходу дискуссии.

2. После завершения дискуссии списки идей и решений обеих групп объединяют для последующего обсуждения. Также можно выделить 3-ю группу, группу «экспертов», которые будут рассматривать, оценивать, уточнять и развивать идеи, предложенные обеими группами.

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма

Цель данного упражнения в том, чтобы дать студентам достаточно времени для ознакомления с задачей, сбора дополнительного материала и формулирования своей точки зрения.

Как организовать «перевёрнутый» мозговой штурм?

1. Студентам необходимо заранее (перед занятием) ознакомиться с проблемой и подготовить комментарии по проблеме в письменном виде. Преподаватель может дать каждому студенту (паре или мини-группе студентов) индивидуальное задание в зависимости от того, с каким аспектом проблемы он(они) будет работать.

2. На занятии преподаватель организует дискуссию по проблеме, во время которой происходит обсуждение заданий выполненных студентами, их идей, решений и подготовленных материалов.

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма

Цель данного упражнения в том, чтобы дать высказаться всем обучающимся и стимулировать активное осмысление материала по ходу занятия.

Как организовать мозговой штурм в чате?

В чате по дисциплине (VK, Telegram, Whatsapp, Discord и т.д.) можно задать ключевой проблемный вопрос на размышление по теме и попросить студентов на протяжении всего занятия писать в чат свои размышления с тем, чтобы в конце занятия прокомментировать и обсудить их идеи.

Источник

В чем заключается суть теневого мозгового штурма

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма

1.5.2. Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении МШ, например, на педсовете или деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия, их участия и неучастия в коллективном выдвижении идей. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.
Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Первая из них — собственно генераторы — высказывают идеи по правилам прямого МШ, т.е. называют их вслух при соблюдении условия запрета критики. Вторая подгруппа — теневая — следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Она является своего рода теневым кабинетом. Каждый участник теневого кабинета записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой. Теневая и активная подгруппы генераторов идей могут во время совещания находиться в одном помещении. В этом случае пространственно их может разделять, например, один ряд столов или стульев. Подгруппы могут работать и в различных помещениях; в этом случае теневой кабинет следит за ходом работы активной подгруппы по телемонитору или по компьютеру.
Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневого кабинета, после завершения сеанса передаются в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

Источник

Технологии креативного потока: Теневая мозговая атака

Опубликовано 10 октября 2019

Мозговой штурм — это когда все коллеги собираются вместе и начинают «штурмовать» новые решения. Но есть и более интересная, а многие ученые говорят, что даже более эффективная форма поиска свежих идей – теневая мозговая атака. Это никак не связано с «теневыми правительствами» и прочими конспирологическими теориями, хотя все же что-то общее и прослеживается.

Как применять?

Люди делятся на экстравертов и интровертов (а еще есть и амбиверты). Темперамент человека сильно влияет и на его работу. То есть, к примеру, чтобы найти решение какой-то задачи, более общительным и активным людям нужны публичные обсуждения и собрания, в то время как более спокойным и даже немного закрытым мыслителям надо побыть в одиночестве и тишине. Метод теневой мозговой атаки рассчитан на совместную работу представителей всех типов характеров.

Выглядит это так: из самых разговорчивых и активных собирается группа для стандартного мозгового штурма, а из самых тихих – группа для «теневого кабинета». Первые выносят и обсуждают все свои идеи вслух, а вторые внимательно слушают, записывают и продумывают свои решения на основе озвученных, но не оглашают их. Затем в конце подводятся итоги и, таким образом, принимаются самые эффективные варианты. По сути, «теневой кабинет» дорабатывает и «докручивает» версии, предложенные «открытым кабинетом».

Пример

Вы – НКО, помогающая сиротам в детских домах. Вам надо собрать внушительную сумму на капитальный ремонт одного из учреждений, для этого вы решаете провести масштабное благотворительное мероприятие, но пока еще не знаете, в каком именно формате.

Формируем из сотрудников два «кабинета» (только физически они должны находиться в одном помещении) – «открытый» и «теневой». Первый начинает генерировать идеи мероприятий для сбора средств: концерт с участием лояльных вашей НКО известных артистов, марафон с олимпийцами, ярмарка хендмейда, показ мод, какой-нибудь массовый квест, театральная постановка, фотовыставка, кулинарный мастер-класс и так далее и тому подобное.

«Теневой кабинет» все внимательно выслушал, зафиксировал и в итоге доработал предложенные идеи: к примеру, во время концерта можно сделать несколько дуэтов звезд с воспитанниками детдомов – и детям радость, и людям понравится; во время марафона или любого другого спортивного состязания можно попросить спортсменов надеть футболки с именами или портретами детей; ярмарка хендмейда – тут даже и додумывать нечего – пусть там будут представлены только работы самих детей; а кулинарный мастер-класс можно организовать исключительно по рецептам, придуманным вашими подопечными (да, быть может, помидоры со сгущенкой мало кому придутся по вкусу, но точно будет весело).

Вывод

Наш пример – лишь небольшой набросок того, что может в итоге получиться при объединении идей, выдвинутых методом теневой мозговой атаки. Кстати, среди «кабинетов» можно даже устроить соревнование – так будет еще интереснее и эффективнее.

Источник

Как сделать:: мозговой штурм, теневая мозговая атака

Всё о методе мозгового штурма и методе теневой мозговой атаки.

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурмаМозговой штурм — это специальный метод оперативного решения проблемы, в основу которого положена такая функция мозга, как стимулирование творческой активности. При данном методе участникам предлагается высказывать как можно большее количество различных вариантов решения проблемы, в том числе самых фантастичных и нереальных. Затем из общего числа идей выбираются лучшие и анализируются. Выбранные и проанализированные идеи стараются воплотить на практике. Существуют специальные этапы и особые правила этого метода.

Для начала нам необходимо понять почему именно этот метод приобрел широкую популярность. Обратимся немного к истории создания этого метода. Метод был создан в США в конце 30-х годов 20 века. Его создателем стал известный в то время предприниматель, совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн. Именно он стал практиковать этот метод в своей фирме для поиска новых идей. Но окончательное закрепление метода произошло параллельно с выходом новой книги «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого решения», вышедшей в 1053 году, автором которой и стал Осборн. Данный термин в своей книге он определил как brain-storm. Данное понятие имеет множество значений. Среди них, припадок безумия, в то же время блестящий план, великолепная идея, бредовая мысль, идея; сильный скоротечный припадок умопомешательства, внезапная, блестящая идея. Такая двойственность этого термина помогает понять суть метода Осборна.

Этапы планирования мозгового штурма несложны:

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма1 этап. Постановка проблемы. Как и любой процесс, мозговой штурм начинается с постановки проблемы. Проблема должна формулироваться четко, ясно, быть актуальной и реальной. Также на этом этапе происходит отбор участников мозгового штурма, выбор ведущего и распределение остальных ролей участников.

2 этап. Определение задач. Задачи не должны повторять проблему, а раскрывать ее. Отличие постановки проблемы и определения задач в том, что задачи более конкретные, целью которых является раскрытие сущности проблемы.

4 этап. Завершающий. Группировка, отбор и оценка идей. Этим этапом часто пренебрегают, а он является одним из самых определяющих успех, потому что позволяет выделить самые лучшие идеи и подвести итог мозгового штурма. Основой метода мозгового штурма являются мозговые атаки.

Мозговые атаки бывают двух видов:

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурмаКоллективные или групповые — то есть те, которые выполняются группой людей,а также индивидуальные — мозговые атаки, выполняющиеся неколлективно. Также процесс мозгового штурма включает в себя ведущего, который оглашает проблему, следит за процессом мозгового штурма и делает выводы, сами участники мозгового штурма, а также члены комиссии, которые протоколируют результаты и промежуточные выводы. В ходе мозгового штурма участники предлагают свои идеи, которые по их мнению помогут решению данной проблемы.

Еще одним условием успешно проведенного мозгового штурма является то, что если в нем принимают люди различного статуса, чинов или рангов, то идеи заслушиваются в порядке возрастания этих чинов. Это очень хорошо, так как позволяет исключить такой фактор, как «соглашение с начальством» и «отсутствие своих идей».

Обычно процесс мозгового штурма начинается с оглашения самых стандартных, шаблонных идей, но по мере его прохождения эти идеи уже начинают исчерпываться и предлагаться более новые и нестандартные решения, которые фиксируются. Затем ведущий анализирует, подытоживает и выбирает самые лучшие решения. Идеи могут как анализироваться, развиваться, могут быть расширены.

Успех мозгового штурма зависит прежде всего от той психологической атмосферы, которая смогла установиться в процессе мозгового штурма.

в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть фото в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Смотреть картинку в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Картинка про в чем заключается суть теневого мозгового штурма. Фото в чем заключается суть теневого мозгового штурмаКроме этого, существует такое понятие, как теневая мозговая атака, которая помогает вовлечь в обсуждение всех участников мозгового процесса, причем без всяческих ограничений. Целью этой теневой атаки служит главным образом развитие творческих способностей. Она, как и мозговой штурм, позволяет вовлечь в процесс большое число участников без ограничений. Во время проведения теневой атаки в аудитории формируется группа из 5-7 человек, которая работает по методу обычного мозгового штурма. Все остальные разбиваются на другие группы и составляют так называемый «теневой кабинет». Очень часто между ними устраивается соревнование. Далее генераторы «теневого кабинета» следят за ходом процесса активных групп, фиксируя и фокусируя их идеи, но не обсуждая их вслух. «Теневые» и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях (в последнем случае «теневой кабинет» следит за ходом работы активных генераторов по видеомонитору).

Таким образом метод мозгового штурма является полезным и эффективным как для бизнеса, так и другой деятельности. Он универсален и достаточно прост в организации. Пользуясь вкупе с другими популярными методами, вы можете достигнуть наиболее эффективных результатов в любой деятельности.

Источник

Новое в блогах

21 модификация метода мозгового штурма

1. Обратный мозговой штурм

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика»

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Письменный метод.

Вариация предыдущего метода Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

6. Массовый метод

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

7. Метод «конференции идей»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

8. Метод «корабельного совета»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

9. Метод «с оценкой идей»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

• выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

• отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

• обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

• отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

• проведения презентаций каждого варианта;

• коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

10. Двойной метод

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

• обсуждение каждого выдвинутого варианта;

• выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

11. Индивидуальный мозговой штурм

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

12. Мозговой штурм на доске

13. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

14. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

15. Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений —«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

16. Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка». Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция». Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

17. Прогрессирующий мозговой штурм.

В нем несколько коротких фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений.

18. Деструктивно-конструктивный мозговой штурм.

Говорят, что этот вариант предложила компания General Electric. Здесь фаза генерации идейразбивается на две:

19. Попеременный мозговой штурм.

В этом случае этапы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга.

20. Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

21. Фрирайтинг

(англ. free writing) или вольное писательство — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле.

Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

Существует множество способов, повышающих эффективность фрирайтинга. Марк Левиуказывает шесть основных правил:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *