в чем отличие законов 44 фз и 223 фз
Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год
Органы власти, а также государственные и муниципальные организации, которые закупают для своих нужд товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, делают это в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ. В настоящей статье мы расскажем подробнее, чем различаются эти два закона.
В чем принципиальное отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ
Первое, что бросается в глаза, это объем законов — 44-ФЗ во много раз больше, чем 223-ФЗ. Объясняется это просто. Закон № 44-ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а поставщикам — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но в то же время, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Согласно закону, заказчики самостоятельно разрабатывают собственные положения о закупках, в которых описывают требования к участникам и способы определения поставщика. В результате участие в закупках по 223-ФЗ является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз изучать положение о закупках у каждого конкретного заказчика
Все остальные различия по 44-ФЗ и 223-ФЗ приведем для наглядности в сравнительных таблицах.
Кто заказчик и поставщик
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Как и где проходят торги
Способ проведения тендера
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ.
Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ).
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.).
Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно.
На каких ЭТП проводятся торги
Восемь федеральных ЭТП:
Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна.
Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной.
Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»).
Какая электронная подпись нужна для участия в торгах
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
КЭП (для работы на восьми ЭТП по 44-ФЗ), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).
Обеспечение исполнения заявки и контракта
Обеспечение заявки
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
В закупках с начальной минимальной ценой (НМЦ) до 1 млн рублей обеспечение может не устанавливаться. В остальных случаях:
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.
Не требуется при НМЦ менее 5 млн руб. При НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения, но не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.
Обеспечение контракта
Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
– внести денежные средства на счет заказчика;
Для субъектов малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те субъекты, кто имеет опыт исполнения контрактов.
Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом. Все условия он прописывает в положении о закупке.
Стоимость участия в тендерах
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Плата не взимается со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. В бумажных закупках, как правило, плату за участие не берут.
Жалобы и расторжение контракта
Обжалование действий заказчика
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца
Расторжение контракта
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»).
Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках.
Ответственность за нарушения
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Статьями 7.29–7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.
Ст. 7.32.3 КоАП РФ. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.
Установить приоритет могут:
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.
Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют в ЕИС, если
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.
Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.
Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.
Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Обеспечение заявки (ОЗ)
Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.
В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.
Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств
В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.
Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.
Победитель может предоставить ОИК:
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.
Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.
Обеспечение заявки
В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.
Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.
Обеспечение контракта
В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.
Победитель закупки платит площадке за победу:
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.
В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.
Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.
В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.
Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Госзаказчики размещают в ЕИС:
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.
Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.
Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.
Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.
Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ
Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.
В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.
Разберем подробней отличия этих двух законов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков. |
Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены.
Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика.
Заказчики
Поставщики
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. |
Преференции участникам
Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.
Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.
Способы закупок
В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок.
Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении.
Электронные площадки
Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.
Самые известные их них:
Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.
На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.
Электронная подпись
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Квалифицированная электронная подпись. | Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись. |
Планирование закупок
Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.
Срок размещения и содержание извещения
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например: |
Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.
Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения.
Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.
Разница между 223-ФЗ и 44-ФЗ
Разница в регулировании
Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.
Речь идет о законах №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.
44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.
223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.
Таблица основных отличий
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В качестве заказчика выступает государство, а закон четко регулирует все этапы проведения сделки, включая критерии определения победителя. Жесткие правила позволяют задавать ясные условия для сотрудничества, а отступление от них грозит штрафными санкциями для заказчика, и попадание в реестр недобросовестных поставщиков для участника. | Этот закон указывает на общие рекомендации по проведению закупочной процедуры, однако условия и правила разрабатывает сам заказчик, на основе собственного положения о закупках. По этой причине, у разных заказчиков могут быть разные критерии оценки участников тендера и выбора победителя. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Государственные органы власти и муниципальные бюджетные учреждения. Внебюджетные фонды, управляемые государством и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет бюджета. Кроме того, сюда входят Росатом и Роскосмос. | Предприятия с уставной долей капитала принадлежащей государству в 50 и более процентов. Естественные монополии, включая нефтегазовые, железнодорожные, коммунальные предприятия. Бюджетные учреждения, занимающиеся закупками из собственных или средств или денег собранных на основе гранта. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. | Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, включая оффшорные компании и коллективное участие от лица одного из участников компании. |
Льготные условия для СНП и СОНКО
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Есть минимальная требуемая доля закупок у малых и социально значимых предприятий, в 15% от годового объема всех производимых процедур. Можно не вносить денежное обеспечение заявки, если у исполнителя отсутствуют нарушения. Сама стоимость обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не НМЦ. | Доля минимальных закупок от СНП составляет 20% от годового оборота и 18 процентов, если в процедурах участвуют только субъекты малого предпринимательства. В некоторых тендерах может отсутствовать обеспечение, а если оно имеется, то не превышает 2% от НМЦ договора. Обеспечение самого договора не превышает 5 процентов. |
Виды проводимых тендеров и доступные площадки
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Открытые и закрытые конкурсы, включая многоэтапные варианты и конкурсы с ограниченным участием, электронные общедоступные и закрытые аукционы, а также запросы коммерческих предложений и ценовых котировок. Торги могут проводиться только на федеральных ЭТП (8 ЭТП + АСТ ГОЗ), для которых нужна регистрация в ЕИС. | Конкурсы, аукционы и запросы котировок и предложений. Для закупок по 223-ФЗ используется более 150 различных отечественных ЭТП. Для закупок среди субъектов СМП торги проводятся только на государственных площадках. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Необходима квалифицированная электронная цифровая подпись усиленного типа. | Также необходима квалифицированная усиленная ЭЦП, используемая как на государственных, так и на коммерческих площадках. Различаются требования к ЭЦП у различных площадок. |
Сроки подачи заявок и подведения итогов
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Все сроки строго прописаны законодательством. Процедуры подачи заявок, их рассмотрения, составления протокола, объявления победителя и заключения контракта четко регламентированы. | Сроки, как и условия, прописываются заказчиком самостоятельно в его положении о закупках. По этой причине, для работы по 223-ФЗ необходимо в первую очередь ознакомиться с данным положением у каждого нового заказчика. |
Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В закупках со стоимостью контракта менее миллиона рублей обеспечение заявки может отсутствовать. Если же цена контракта составляет сумму до 20 миллионов рублей, устанавливается обеспечение от 0.5 до 1 процента, и от 1 до 5 процентов, если сумма превышает 20 миллионов рублей. Гарантийное обеспечение контракта составляет уже от 5 до 30 процентов и вносится на спецсчет или в форме банковской гарантии. Для борьбы с демпингом применяются усиленное обеспечение или подтверждение добросовестности участника. | Стоимость обеспечения зависит от начальной максимальной цены (НМЦ). Заказчик не может требовать внесение обеспечения, если НМЦ не превышает сумму в 5 миллионов рублей. Если НМЦ выше указанной суммы, то обеспечение не превышает 5 процентов. Обеспечение контракта, как и антидемпинговые меры, указываются заказчиком произвольно в положении о закупках. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Заказчик размещает документы о приемке работы, обоснования о закупке у единственного поставщика, а также годовой отчет об объеме закупок среди СНП с СОНКО. | До 10 числа каждого месяца заказчик должен предоставить отчет об объеме всех произведенных за прошлых месяц закупок. Ежегодно публикуется отчет об объеме закупок у СНП и СОНКО, а также отчет о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции среди тех же субъектов предпринимательства. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Контракт может быть отменен по обоюдному согласию сторон, либо в одностороннем порядке, если такой пункт прописан в документе. Изменять условия контракта нельзя, а любые спорные ситуации решаются в судебном порядке. | Расторжение договора прописывается в положении о закупках и разрабатывается самим заказчиком. |
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Жалобы направляются в территориальное отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС) и рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Подать заявление можно в письменной или электронной формах. | Заявление о нарушении положения о закупках или 223-ФЗ также направляются в ФАС и рассматриваются в течение 7 рабочих дней. Жалобы на нарушения антидемпинговых мер рассматриваются в течение 1 месяца. |
Выводы
44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.
Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.
Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.
223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.
- в позадиматочном пространстве небольшое количество свободной жидкости что это
- чинос джинсы что это такое