в чем заключается суть планирования работы по развитию речи
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе
Организация работы по речевому развитию включает в себя:
— правильная речь взрослых;
— обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
— участие родителей в речевом воспитании детей.
Планирования работы по РР:
— Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
— Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
— Последовательное нарастание требований к речи детей.
— Индивидуальный подход к детям.
— Учет конкретных условий.
— Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:
1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников:
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) индивидуальная работа.
Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером — художественно-речевую деятельность: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.
Методы развития речи
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии,изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Формирование грамматического строя речи ведется по трём основным направлениям:
1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.
Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.
ООД должна отвечать следующим требованиям:
1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
2. Правильная организация ООД.
Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий.Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин
Работая с детьми,воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной логопедической группе. 1 часть Сентябрь Лексическая тема: «Улетает наше лето» Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему: «Летние истории» Программное содержание:.
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе Разработала: Мл. воспитатель,.
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Своевременное.
Организация работы по речевому развитию детей в группе раннего возраста Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста. Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое.
Перспективное планирование для подготовительной группы по речевому развитию Сентябрь Занятие№1 Тема: Подготовишки. Стр 19 Цель: Беседа с детьми, о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (2 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие в подготовительной группе ЦРР- МБДОУ №54 «Рябинка».
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (3 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.
Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе (1 часть) Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Речевое развитие (развитие речи) в подготовительной «А» группе.
Тематическое планирование по речевому развитию в подготовительной группе детского сада День знаний Тема: «Составление рассказа по картине «Дети идут в школу» Цели: обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине,.
Планирование по речевому развитию дошкольников
Успех работы по развитию речи дошкольников во многом зависит от качества ее планирования.
Планирование работы по развитию речи– это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
На современном этапе, в условиях введения ФГОС ДО, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу развития дошкольников. В зависимости от типа ДОУ, ключевых задач и других условий вопросы планирования решаются по-разному.
В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.
Запомните, что устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.
Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье,консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).
Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Тема 8. Планирование работы по развитию речи детей в детском саду
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
Принципы планирования работы по развитию речи:
1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны отразиться все разделы программы речевого развития.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи основывается на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования:перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.
Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. Система занятий В.В.Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми (индивидуальные программы развития). На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми и т. д.).
Календарно-перспективное планированиесочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы.
Если задачи в конце месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Заблаговременное определение последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; работу по ознакомлению, с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
Требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить (содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д)способ организации детей (работа с группой, подгруппой, определенными детьми; за столами, на ковре, со сменой места, расположения детей).
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться ненавязчиво, проходить непринужденно, не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей.
Педагогическая работа требует постоянного анализа, который должен быть направлен на выявление причин, определивших результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.
В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специального обследования речевого развития детей.
1. В чем заключается значение планирования работы по развитию речи дошкольников?
2. Раскройте основные принципы планирования работы по развитию речи детей.
Задания для самостоятельной работы
Составьте примерное календарное планирование работы по развитию речи дошкольников.
Тема 9. Методическое руководство работой по развитию речи детей
в дошкольных учреждениях
Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. У методиста и заведующей общие задачи, план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой объем методической работы.
Один из разделов методической работы— работа по развитию речи:
1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.
2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.
3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.
4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.
5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.
6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства.
7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.
Для успешного решения задач заведующая должна знать методику развития речи, обновлять знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности; знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Создание условий для правильного развития речи
Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов.
Гигиена органов слуха и речи предполагает обеспечение в детском саду гигиенических условий, профилактические меры по охране этих органов.
Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слуха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши.
Гигиена органов речи включает заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса.
Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов.
Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.
Систематически с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, четкость и яркость картин, размер, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.
Внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов.
В начале года заведующей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых для всех сотрудников. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Рукописные методические пособия отражают передовой опыт детских садов (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).
В педагогическом кабинете хранится часть наглядных пособий (натуральные, изобразительные) — дидактический материал: а) игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, достопримечательности, образцы продукции предприятий и пр.).
Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет