в чем заключается сущность сознания
Возникновение и сущность сознания, его структура
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Проблема активности, творческой силы сознания.
Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагающий деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы + новаторства, творчества.
под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, исковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.
Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.
Ощущение – это способность отражать различные свойства предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие выражает результат целостного воздействия на органы чувств единичных предметов, их свойств и отношений. Оно формируется на основе ощущений. Их специфика состоит в том, что ощущение может иметь место и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Таким образом, восприятие – это своеобразно структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Восприятие выражает более высокую ступень развития сознания. Восприятие у человека сопровождается осмысливанием предметов, их свойств и отношений. Закрепление и сохранение полученной информации обеспечивается памятью.
Представление – это такое свойство сознания, в котором оно как бы впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление существует в двух формах – воспоминания и воображения. Раз возникнув, представление может в дальнейшем иметь самостоятельное значение в жизни человека.
сознание, его происхождение и сущность
Сознание, происхождение и сущность (лекция)
Цель публикации – освежить некоторые фундаментальные положения диалектического материализма, которые, чувствуется, довольно прочно подзабыты, судя по некоторым досадным промахам в статьях и комментариях на сайте РУСО.
Происхождение сознания.
Всё сущее – результат развития потенций, имеющихся в глубинах материи (природы). Что является источником развития сознания?
Материя имеет атрибуты, то есть формы своего существования, неотъемлемые свойства, которые существуют объективно, материальны и постоянно развиваются вместе с ней. К настоящему времени известны атрибуты материи – пространство, время, движение и атрибутивное свойство – отражение. Именно развитие (вместе с материей) этого свойства в определенных условиях порождает сознание. Как это произошло?
Мир – единое целое, в котором все составляющие в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. При взаимодействии некоторых предметов, объектов происходит временное или постоянное закрепление некоторых элементов, черт одного предмета во внутренней структуре другого. Этот феномен и получил название «отражение». (Не путать с зеркальным отражением, это просто физический эффект, внутренняя структура не меняется).
— формы проявления отражения зависят от степени развития и структуры взаимодействующих объектов. Чем сложнее материальные системы, тем многообразнее проявления отражения;
— отражение имеет избирательный и активный характер, не всё реагирует со всем. Исторически активность и избирательность возрастают;
— отражение имеет системный характер, что обусловлено системной организацией мира. Высшие формы отражения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.
Несколько примеров. На срезах камня по силовым линиям можно увидеть, как исторически менялись магнитные полюса земли. Твердость алмаза обусловлена давлением, которое углерод закрепил во в своей внутренней структуре. При столкновении тел меняется векторная направленность движения и пр.
Биологическое отражение. Зарождение жизни и развитие живых организмов порождает качественно новые формы отражения, которые служат залогом выживаемости. Большое значение приобретает адекватность отражения. Начинают формироваться специальные органы отражения – нервные окончания, нервные клетки, нервная система.
Основные формы биологического отражения:
Сознание. Отражение социально организованной материи.
Материальный носитель – человеческий мозг (не менее 1000 куб см.), вторая сигнальная система. Это свойство человека реагировать на предметные и речевые сигналы, создание идеальных (мысленных, не имеющих физических параметров) образов. Идеальное – это есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней. – Маркс.
Зарождение сознания – процесс длительный, сложный, многофакторный. По современным данным, процесс антропосоциогенеза продолжался более миллиона лет. Суть антропосоциогенеза – постепенная трансформация животной жизнедеятельности в трудовую, стада – в коллектив, формирование языка и, как результат, зарождение сознания.
Для появления сознания необходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитая орудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык), усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия; б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитание и обучение).
Сознание может появиться только в социуме, в общении с себе подобными. Пример – описано более 500 случаев детей-маугли, которые, выживая в сообществах животных, не могут стать полноценными людьми. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание.
Творческий характер сознания. Ленин – «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Здесь требуется пояснение. Слово «творит» в данном контексте не совсем удачное, так как оставляет место для разных толкований. Точнее было бы сказать «преобразует». Каким образом? Манипулируя в голове мысленными образами отраженной действительности, человек мысленно придает им формы приемлемые для себя, которые затем овеществляет в трудовой деятельности.
Язык и сознание. Сознание немыслимо без языка. Почему? Сознание, в силу идеальности, само себя выразить не может, поэтому нужен материальный носитель. Таким носителем является язык. Сознание ОТРАЖАЕТ, язык ВЫРАЖАЕТ. В качестве языка может быть любая система материальных знаков – слово, жест, мимика, запах… все, что угодно, лишь бы знак мог восприниматься ощущениями. Язык выполняет функции общения (коммуникативную), хранения и передачи информации, развития мышления, культуры личности. Роль языка исключительно велика. Не зря современные властители в первую очередь бьют по языку – происходит ограничение социальности, следовательно, одичание в самом прямом смысле. Гаджеты для современной молодежи заменили бусы для туземцев, результат тот же.
Изуродованный, грубый язык в силу обратной связи уродует в такой же степени сознание, дикарями легче управлять.
Еще вопрос – сознание не материально, но существует ли оно реально? Да, но это субъективная реальность. Сон вполне реален, но его нельзя сфотографировать, так это субъективная реальность.
Опережающее отражение действительности.
Звучит парадоксально – как можно отражать то, чего нет? В жизни много парадоксов!
Концепция выдвинута и обоснована академиком-физиологом Анохиным П.К. в 1962 году в статье «Опережающее отражение действительности». Редкая по теоретической красоте статья (Имеется в интернете).
Феномен появляется вместе с зарождением жизни, ростом активности отражения, служит залогом выживаемости и развития живых систем. Простой пример. Осень, облетают листья, скоро будет снег, холод. Откуда мы это знаем? Повторяющиеся цепочки событий фиксируются в голове, когда наступило первое событие, легко можно предсказать последующие в силу высокой скорости прохождения нервных процессов.
В обществе опережающее отражение играет основополагающую роль. Лежит в основе целеполагания, прогнозирования, организации всей общественной жизни… Маленькая реплика – при условии АДЕКВАТНОСТИ отражения. В данном случае, понятия отражение и познание тождественные.
На этом закончим. Проблема сознания из разряда вечных и бесконечных, но ряд основополагающих блоков проблемы, на мой взгляд, затронуты.
Общественное бытие и общественное сознание.
Понятие «общественное бытие» было впервые использовано К.Марксом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процесс их жизни».
Философский анализ социальной формы движения требовал материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу. Что и было сделано. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта формула и служит путеводной звездой при изучении общества. Позднее, в работе «Материализм и эмпириокритицизм», Ленин вывел чеканную формулировку: ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.
Но не все так однозначно. В обществе материальное и духовное настолько переплетены, что разделить их практически невозможно. Как определить, что, является ведущим, а что ведомым, почему ОБ определяет ОС, а не наоборот? У человека имеются объективные, от него независящие потребности – в пище, жилье, общении и пр., которые он должен удовлетворять, независимо от своей воли и желания. Каким образом? Переработка вещества природы в формы, пригодные для потребления. Этот процесс взаимодействия с природой именуется трудом, или шире, системой материального производства, деятельности, которая В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ в силу объективности и материальности определяет жизнь всего общества. Подчеркиваем – только в конечном счете, потому что в реальной жизни появляются отношения, процессы, которые к материальному производству не имеют ни малейшего отношения.
ОБ – сложная, взаимосвязанная, противоречивая, динамическая система, вся наша жизнь во всех ее проявлениях – отношения к природе, к другим людям, государству, общественным институтам и пр.
ОС возникает как отражение, осознание ОБ, при этом включается как духовное средство во все стороны общественной жизни. ОС начало формироваться с эпохи разделения труда на умственный и физический. Постепенно приобретая всё большую относительную самостоятельность по отношению к ОБ. Это выражается в:
— ОС обладает собственными законами развития, прямо не связанными с ОБ;
— в ОС могут происходить изменения и появляться новые элементы (подсистемы) не санкционированные изменениями в ОБ;
— ОС оказывает обратное влияние на ОБ, чем более развито общество, тем сильнее это воздействие. Очень важно! Существует исторически меняющаяся мера, граница этого воздействия, через которую ОС, будучи отражением ОБ, переступить не может в принципе.
— в целом ОС всегда соответствует ОБ (существует закон соответствия ОС ОБ), но отдельные элементы типа науки, политики, идеологии могут оказывать революционизирующее или тормозящее влияние на жизнь общества, могут даже его уничтожить, при этом подписав смертный приговор и себе. Что и произошло у нас в настоящее время.
ОС, отражая очень сложную, противоречивую структуру ОБ, приобретает не менее сложную и противоречивую собственную структуру. Многогранность ОС порождена многогранностью социальной практики.
Структура общественного сознания.
а) обыденный или эмпирический. Отражает повседневную жизнь общества, непосредственные нужды и потребности людей. На этом уровне формируются производственные навыки, формы и способы общения. Приобретается багаж традиционных знаний, предрассудков, верований. На этом уровне широко распространяются слухи, сплетни, отсутствует критическое восприятие.
Ведущая черта этого уровня – действительность воспринимается на уровне явлений, простой фиксации фактов, с поверхностным обобщением, без проникновения в сущность;
б) теоретический уровень – проникновение в сущность, познание скрытых закономерностей. Формируется как научно обоснованная система взглядов.
Эти уровни взаимосвязаны, подвижны, четкой границы между ними нет. Реально почти каждый человек является носителем и бытовых и теоретических знаний.
Социально-исторические типы ОС.
Обычно выделяют по формационному признаку, но можно рассматривать существенные особенности ОС переходного общества и переживающего период деградации. Примеры требуются?
Форма ОС более-мене глубокое отражение какой-либо части общественной жизни. К формам ОС относятся: политика, право, философия, мораль, искусство, религия. Формы ОС различаются по содержанию (что отражается?), по способу отражения (как отражается?), по функциям (роли в практике).
Каждая форма ОС представляет сложный комплекс материально-духовных явлений, занимает ощутимое (не всегда оправданное место в жизни общества).
а) общественная психология. Проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, мнениях, авторитетах, заблуждениях и пр. Особенность – плотно включена во все сферы деятельности. Отдельные группы людей, выделенные по различным основаниям – пол, возраст, род занятий, положение в обществе, находящиеся в определенных природных условиях имеют специфические групповые психологические черты. Единые психологические черты, способствуют консолидации группы, нации, класса…
б) общественная идеология. Генетически связана с общественной психологией. Но это уже теоретически оформленная борьба за коренные интересы больших социальных классов, групп. Формируется, в отличие от стихийной психологии, сознательно, на научной основе. Идеология вырабатывает лозунги, определяет политические приоритеты, нацеливает на активные действия.
Идеология сознательно вырабатывает механизмы управления психологии масс, использует приемы манипулирования и прямого зомбирования.
ОС включает в себя социально-психологические элементы:
— эмоционально-волевые явления, настроения. чувства, выражающие общее отношение к действительности. Сейчас формируются сознательно и целенаправленно. Включают в себя общественные настроения, моду, слухи…
Достижения современной социологии, социальной психологии, дали реальную возможность, воздействуя на «болевые» точки, манипулирования большими массами людей.
Мы имеем арсенал противодействия?
Лукичев В.А. Благовещенск-на-Амуре 2019г. октябрь
Сущность и структура сознания
Что это за инструмент, с помощью которого человек осмысляет себя и мир? До сих пор не существует окончательного ответа, существует лишь сотни концепций. А ведь сам процесс такого поиска парадоксален: сознание, которое ищет для самого себя определение, будто система может познать себя изнутри. В этой статье разбираемся в парадоксах. Итак, сущность и структура сознания. Как, для чего и зачем.
Сущность сознания состоит в способности воспринимать информацию из окружающего мира, осмыслять ее и отражать в виде образов внутри себя самого. Структура сознания многомерна и потому, образы, формирующиеся в нем тоже многомерны. То есть, наблюдая объект внешнего мира, сознание воспринимает, не только форму объекта, но и испытывает эмоции относительно созерцаемого, приятные или неприятные, приходит к умозаключениям, осознает общие принципы явления.
Когда говорят о понятии сознания с точки зрения психологии, как правило, подразумевают способность контролировать индивидуумом собственное поведение. То есть, сознательным можно считать действие, выходящее за рамки механизма инстинктов и рефлексов. Например, человек, прежде чем совершить поступок, проводит анализ этого поступка, пропуская его через фильтр собственных убеждений, рациональности, благовидности.
С помощью сознания мы также формируем мировоззрение, определяющее наше отношение к миру и характер взаимодействия с ним.
Важной особенностью сознания является память – способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Без памяти сознание не могло бы создавать идеи и образы и как-либо отражать объективную реальность.
Структура сознания
Работа сознания направлена на познание окружающего мира и обработку поступившей информации. Эти два процесса позволяют сознанию сформировать собственную картину мира и отношение к тому или иному аспекту мироздания. Что бы суметь сформировать целостное понятие о чем-либо, сознание должно обладать многомерной структурой, включающей инструменты восприятия и анализа, память, рычаги воздействия и самовыражения.
В структуре сознания условно, выделяют пять сфер:
Работа сознания. Процесс и принцип
Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно. Таким образом, сущность сознания также состоит в избирательности. Далеко не все предметы и явления окружающей действительности находят в сознании человека свое место, а только те, которые являются на данный момент для него актуальными.
Природа эмоций и большинства желаний – инстинкты, лежащие в подсознании, позволяющие всему миру природы выживать в условиях изменчивой среды.
Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.
При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.
Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.
В случае если мотивация человека достаточна, его желание может превратиться в цель. И с помощью волевых усилий эта цель может быть достигнута.
Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.
Самосознание — еще один важный элемент в структуре сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание — это способность обращать вектор познания на себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек. Именно самосознание позволяет нам ответить на вопрос «кто Я».
Осознание
Исключительной особенностью сознания человека, по сравнению с другими известными биологическими видами, является его способность осознавать свою способность осознавать. Но не все люди и не всегда осознают. Момент осознания – это момент, когда «Я» вспоминает, кто оно. Эзотерики называют это состояние «Я Есть». В этом состоянии сознание человека не отождествляет себя ни с одной из своих частей, а только лишь наблюдает свое же присутствие.
Происхождение и сущность сознания
1. Понятие сознания. Происхождение сознания. Роль труда в возникновении и
развитии сознания.
2. Сознание и язык.
3. Критика идеалистического понимания сознания.
1.1. Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
В философии, при материалистическом решении её основного вопроса, сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» и «не Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле, под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.
При социологическом подходе, сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание и т. д.).
В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность (предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий); контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект – носитель сознания, постольку одним из существеннейших моментов сознания является самосознание. Основные признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.
1.2. Формирование сознания человека предшествовал длительный период биологической эволюции. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики исключительной привилегией человека.
Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность (способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений). У позвоночных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. У животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врождённое и опирающееся на индивидуально приобретённые навыки. Отчётливо выраженные навыки и интеллект наблюдаются лишь у животных, имеющих кору головного мозга, особенно у высших животных (прежде всего обезьян).
Генетическое родство человека и животных не означает тождества их психики. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека служит преобразованию мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Сознание прошло две основные стадии развития: период стадного сознания, охвативший, по новейшим разысканиям палеоантропологов (Джохансон Д. и др.), ; 2-2,5 млн лет становления человека и человеческого общества, и сознание общественно развитого, разумного человека. Характеризуя самую раннюю ступень формирования сознания, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что это было ещё «чисто стадное сознание», представлявшее собой «в начале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими людьми и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 29). Первоначально осознание человеком своих действий и окружающего мира не выходило за пределы чувственных представлений и простых обобщений. В дальнейшем, в ходе социогенеза, формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений.
Если стадное сознание по существу совпадало с сознанием отдельных индивидов и представляло собой синкретическую совокупность знаний о внешнем мире, насыщенных еще слабо сдерживаемыми эмоциями, то на стадии человека разумного сознание дифференцировалось в виде разветвлённой системы многообразных духовных способностей человека и сфер духовной деятельности (научной, художественной, нравственной и т. п.). В связи с этим, происходила постепенная дифференциация между индивидуальным и общественным сознанием, формировалась начальная форма мировоззрения – мифология.
Дальнейшие коренные преобразования в сознании наступили при переходе к классовому обществу. Понятия, идеи и ценностная ориентация различных классов преломляются в сознании отдельных людей и приобретают для них соответствующий жизненный смысл – в зависимости от их места и положения в системе общественных отношений.
1.3. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (ibid., с.19, прим.). В процессе труда происходило разложение истинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, мир культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений.
Подчёркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, Маркс отмечал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой, но и осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. «Паук совершает операции, наполняющие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (ibid., т. 23, с. 189). В отличие от поведения животного, человеческая деятельность реализует не заложенную видовым опытом программу, определяемую чисто биологическими потребностями, а предполагает выработку самой программы как путём свободного выбора одного из возможных направлений и мотивов, так и путём выдвижения новых целей и задач.
Конечная причина деятельности лежит не в самом себе субъекте и его волеизъявлении. Реальной основой воли является потребность – предметно определённая зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к этому миру, её нужда в таких предметах и условиях, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Когда личность отдаёт предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, она осуществляет выбор. Тем самым, воля выступает не как простое влечение животного организма, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих потребностей. Принимая определённое решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний, и объективная ценность его планов определяется мерой их соответствия объективной логике вещей.
Чтобы стать фактором, детерминирующим деятельность, потребность должна преобразоваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания, которое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством труда, посредством практической деятельности творить мир: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его… Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194).
2. С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков видоизменило всю структуру человеческой активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков – язык. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 29).
Объективируя мысль, речь делает её, вместе с тем, идеальным объектом для самого субъекта этой мысли. Язык является необходимым средством координирования трудовых усилий членов общества, средством не только социального контроля, но и волевого самоконтроля личности, формирования понятийного мышления и самосознания.
Если видовой опыт животных передаётся с помощью механизмов наследственности, что обусловливает медленный темп прогресса, то у людей передача социально выработанных приёмов воздействия на мир происходит прежде всего в процессе обучения, осуществляемого через орудия труда и через речь. Благодаря языку, сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Звуковой язык, как и пластика человеческого тела, является «естественной» системой знаков – в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке, искусстве и т. п. Особенностью человеческого языка является наличие в нём высказываний о самом языке, обусловливающее его способность к самоописанию и описанию других знаковых систем. Другая особенность языка – его членораздельность, внутренняя расчленённость высказываний на единицы разных уровней (фонологический, морфологический, лексический и синтаксический). Это связано с аналитизмом языка – дискретностью смысла его единиц и способностью их к комбинированию в речи по известным правилам.
Аналитизм языка позволяет ему строить тексты – сложные знаки, обладающие развитой системой модальности, временно;й мерой (различением прошлого, настоящего и будущего) и выражением лица. Все эти особенности языковых значений обусловливают универсальность языка по сравнению с другими знаковыми системами, позволяют языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя, тем самым, строение коллективов людей.
3. Вопрос об отношении сознания и материи составляет основной вопрос философии. Диалектико-материалистическое решение этого вопроса состоит в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функция мозга человека. Уже эллин Алкмеон (УI в. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе психики. Декартова идея рефлекса была впоследствии развита в учение о безусловной и условнорефлекторной деятельности мозга (Прохаска Й., Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский И. Е., Ухтомский А. А. и др.). Понятие рефлекса выражает взаимодействие организма с внешним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира.
Мозг, таким образом, представляет собой сложную функциональную систему, и понимание этой системы предполагает синтез данных, полученных как при изучении отдельных нейронов, так и при исследовании внешнего поведения человека. Однако физиологический механизм психических явлений (физиологические, биофизические, биохимические процессы в мозгу) нельзя отождествлять с психикой, как это делали представители вульгарного материализма (Фогт К., Бюхнер Л., Молешотт Я. и др.), полагавшие, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как жёлчь к печени» (Фогт К. Физиологические письма. – Спб., 1863, с. 335). Методологическая прочность этой позиции заключается в том, что продукты работы мозга отрываются здесь от объекта отражения, а это ведёт к отрицанию познаваемости мира. Не в мозге как таковом таятся причины того, какие ощущения, мысли, чувства и стремления возникают у данного человека. Подвергая критике вульгарно-материалистические ошибки Дицгена И., полагавшего, что «дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга», Ленин писал: «Тут явная неверность. Что и мысль, и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной – значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 257).
Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения (вещество мозга, например, не краснеет от воздействия красного цвета). Осознаваемый образ предмета не сводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.
Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Субъективность образа означает, прежде всего, принадлежность субъекту, а не объективному миру, в силу чего первый неизбежно отражает своеобразие жизненного опыта второго, его интересов, установок, социальных и классовых позиций. Субъективность отражает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с той или иной степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.
Итак, субъективный образ как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные виды реальности. Непонимание этого порождает тенденцию их отождествления (например, психических явлений с рефлексами), проявляющуюся, в частности, в утверждениях некоторых философов, психологов, физиологов и кибернетиков о том, что психика есть материальный процесс», или сложный нервный процесс, или один из видов энергии, включённый в общую цепь её бесконечных превращений. Вместе с тем, абсолютизация специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить это противопоставление до полного раскола мира на две субстанции – духовную и материальную*. Противоположность материи сознанию, по Ленину, имеет абсолютное значение только в пределах основного гносеологического вопроса о том, что; признать первичным и что; – вторичным. «За этими пределами оперировать противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (ibid., с.259).
* Первым крупным проявлением дуализма в истории мысли явилось выраженное в Зенд-Авесте религиозно-моральное учение, сводящее мировой процесс к борьбе двух одинаково вечных и божественных начал: Ахурамазды (добра, истины, мощи, света) и Ахримана (зла, отрицания, страдания, мрака).
В Древней Греции орфики ранее прочих стали смотреть на тело как на темницу духа, а на дух как на бессмертное начало. На их учении обосновал свой дуализм Платон, констатировавший полную противоположность души телу, ее неразложимость, бессмертие и божественность. В 1-х веках н. э. дуализм широко распространился в религиозных сектах и общинах гностиков и манихеев, отличаясь от античных форм более мрачным характером космологии и более пессимистической оценкой чувственного мира.
В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем дуализма был Декарт, который утверждал существование субстанций двух родов: телесных и духовных. Основное свойство, или атрибут духовной субстанции – мышление, основное свойство, или атрибут телесной – протяжение. Различные изменения, или «модусы» протяжения суть физические дела; различные изменения, или «модусы» мышления – состояния сознания. По Декарту, эти атрибуты во всём противоположны, – однако дух и материя – только конечные субстанции, и в конечном счёте обе восходят к бесконечной субстанции, или богу. Этот переход к идеализму ещё ярче, чем у Декарта, сказывается у его продолжателя – Мальбранша, который и тело (протяжение) и душу (мышление) объявляет только вечно существующими в боге идеями. Элемент дуализма сохраняет и Локк, признававший субстанциональность духа.
Новый этап в развитии дуализма знаменует философия Канта, противопоставляющего в идеальной проекции чувственный мир данного в опыте сверхчувственному надопытному должного. Это воззражение выступает одновременно как: онтологический дуализм непознаваемых «вещей в себе» и единственно доступных познанию «явлений»; этический дуализм укоренённого в сверхчувственном мире безусловно должного и противостоящей ему чувственной склонности в мире эмпирическом; гносеологический дуализм материи или содержания познания и его априорной формы, заложенной якобы в самой организации сознания в виде априорных устоев чувственного созерцания пространства и времени, априорных связей и форм рассудка, а также априорных идей разума, напрявляющих знание к высшему и безусловному единству.
В современных западных философии и психологии преобладают эклектичные, расплывчатые формы дуализма (психосоматика, плюрализм и т. д.).