в чем заключается сущность противоречий в душе николая ростова
8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова? 9. В каких произведениях герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем? (ЕГЭ по литературе)
В приведенном фрагменте романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” в душе Николая Ростова борются два противоречивых чувства: непонимание решения императора и чувство долга. С одной стороны, Николай, помня все ужасы войны, которые он видел (“весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами”, “запах мертвого тела”), не понимает решения Александра 1 заключить мир с “самодовольным” Наполеоном.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Ведь для чего же тогда была нужна эта война со всеми её жертвами, если по итогу все всё равно братаются? Но с другой стороны, Ростов понимает, что он всего лишь солдат и должен, как и любой другой, подчиняться приказам своего начальства, ведь это его долг: “Как вы можете судить о поступках государя”, “Умирать велят нам — так умирать”. Таким образом, в душе Николая Ростова столкнулись его моральные принципы с долгом.
Кроме романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”, герои, испытывающие мучительные сомнения, показаны в романах Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
Так, в “Преступлении и наказании” у Родиона Раскольникова из-за убеждений возникает внутренний конфликт также, как и у Николая Ростова. Раскольников верил в свою теорию, в которой все люди делятся на “тварей дрожащих” и “право имеющих”, и в то, что принадлежность его ко второму типу даёт ему право убивать людей. Но доброта Раскольникова противоречит этой теории, поэтому он долго мучился из-за совершенного убийства, пока Соня Мармеладова не заставила героя признать свою ошибку. Также и Ростов верил в то, что должен исполнять свой долг и служить императору, но его моральные принципы противоречили этому: он не понимал зачем нужна была война, на которой погибало столько людей (“Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?”). Но он разрешил свой внутренний конфликт сам, сделав выбор в пользу долга.
Другой герой, который испытывает мучительные сомнения, — это Евгений Базаров из “Отцов и детей”. Базаров был искренне убежден в принципах нигилизма и отрицал все проявления искусства (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и чувств (“Это всё романтизм, чепуха, гниль”). Однако он влюбляется в Одинцову, что идет вразрез с его убеждениями и становится причиной сомнений в собственных взглядах. Также и у Ростова его принципы вступают в противоречие с чувствами. Но если Николай Ростов смог выйти из конфликта, сделав выбор в пользу долга, то Базаров избавляется от сомнений только перед самой смертью.
Таким образом, во всех трех произведениях показаны герои, которые испытывают мучительные сомнения, но всё равно справляются с ними.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96565
В чем заключается сущность противоречий в душе николая ростова
В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их. Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что-нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу и офицеров, так же, как и он, приехавших в штатских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор, естественно, зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда*. Говорили, что, еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившею офицеров. — И как вы можете судить, что было бы лучше! — закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. — Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя! — Да я ни слова не говорил о государе, — оправдывался офицер, не могший иначе, как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивость. Но Ростов не слушал его. — Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты, и больше ничего, — продолжал он. — Велят нам умирать — так умирать. А коли наказывают, так значит — виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз — значит так надо. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни бога нет, ничего нет, — ударяя по столу, кричал Николай весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей. — Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он. — И пить, — сказал один из офицеров, не желавший ссориться. — Да, и пить, — подхватил Николай. — Эй ты! Еще бутылку! — крикнул он.
В данном эпизоде показана сущность противоречий в душе Николая Ростова.
Во-первых, главный герой начинает понимать всю несправедливость войны. Он никак не может понять «для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди», если в конце концов Александр I признал Наполеона Бонапарте императором. Также ему вспоминается награжденный ни за что Лазарев и Денисов, который был наказан за доброе дело.
Во-вторых, Николай Ростов позже сам пугается своих мысл
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова? 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чем их можно сопоставить с толстовским героем? (ЕГЭ по литературе)
В данном фрагменте мы видим явные противоречия в душе Николая Ростова. С одной стороны, он переживает, об этом свидетельствует внутренний монолог героя и эпитет «мучительная». Герой испытывает это чувство, так как не понимает, для чего была нужна кровопролитная война, которая принесла тысячи смертей, если в итоге Александр I жмет руку Наполеону, это доказывает риторический вопрос «Для чего же нужны оторванные руки, ноги, убитые люди?».
Он испытывает неприязнь к Бонапарту, это подтверждает портрет императора, который противопоставлен смертям и больничному запаху мертвого тела: «самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой». Но с другой стороны, Николай, прежде беспрекословно восхищавшийся императором, пытается защитить государя. Поэтому мы видим эмоциональность героя, выраженную в риторических восклицаниях: «И как вы можете судить, что было бы лучше. Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!» и психологизме «ударяя по столу, кричал». Также он пытается убедить самого себя в том, что Александру I стоит верить, как Богу, и без сомнений выполнять его приказания: «Умирать велят нам — так умирать», «не слушал».
Таким образом, противоречия в душе Николая Ростова заключаются в непонимании смысла кровопролитной войны и действий государей, а также в столкновении рациональности и эмоциональности.
Часто в произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или в тургеневских «Отцах и детях».
Достоевский в произведении показывает внутреннюю противоречивость главного героя. Раскольников, как и Николай Ростов, не понимает, каких убеждений стоит придерживаться в жизни. С одной стороны, он уверен в действительности своей теории и относит себя к «право имеющим», но с другой, понимает, что он «тварь дрожащая». Николай тоже не знает: придерживаться чувств или рациональности. Также оба героя глубоко переживают из-за своих сомнений: так, Раскольников бредит (сцена, в которой ему показалось, что хозяйку дома бьют), нервничает (разговоры с Порфирием), а Николай во внутреннем монологе пытается найти истину, его переживания подчеркивает эпитет «мучительная». Однако если Раскольникова мучает лишь его судьба и теория, то Ростов думает, прежде всего, об окружающих: это доказывает риторический вопрос «Для чего же нужны оторванные руки, ноги, убитые люди?».
Другой пример, произведение Тургенева «Отцы и дети». Базаров, как и Николай, вдруг понимает, что его прежние убеждения могут быть неверны. Изначально персонаж отрицал любые проявления чувств, искусство, природу, но, например, после отказа Анны Сергеевны он идет в лес к дереву, чтобы уединиться с природой. Так и Ростов, вопреки своим прежним убеждениям и беспрекословному восхищению императором, возмущен миром между Александром I и Наполеоном. Также оба героя ввиду своих сомнений проявляют себя эмоционально. Вспомним сцену, в которой Базаров признается Одинцовой в любви: он мучается из-за своей «слабости», об этом говорит психологизм «им овладела страсть, похожая на злобу». Николай же, пытаясь убедить самого себя в правоте кумира, стучит по столу рукой и кричит: риторические восклицания «И как вы можете судить, что было бы лучше. Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!». Однако если Ростов всегда выбирает чувства (например, сцена с отцом, в которой он расплакался), то Базаров, наоборот, всю жизнь отдавал предпочтение рациональности и лишь в конце романа он отказывается от нигилизма.
Таким образом, авторы русской литературы часто в произведениях описывают душевные противоречия и мучительные сомнения героев.
В чем заключается сущность противоречий в душе николая ростова
В чем заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?
«Война и мир» Л.Н. Толстой Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их. Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что-нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу и офицеров, так же, как и он, приехавших в штатских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор, естественно, зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда*. Говорили, что, еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившею офицеров. — И как вы можете судить, что было бы лучше! — закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. — Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя! — Да я ни слова не говорил о государе, — оправдывался офицер, не могший иначе, как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивость. Но Ростов не слушал его. — Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты, и больше ничего, — продолжал он. — Велят нам умирать — так умирать. А коли наказывают, так значит — виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз — значит так надо. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни бога нет, ничего нет, — ударяя по столу, кричал Николай весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей. — Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он. — И пить, — сказал один из офицеров, не желавший ссориться. — Да, и пить, — подхватил Николай. — Эй ты! Еще бутылку! — крикнул он.
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
8. В чём заключается сущность противоречий в душе Н. Ростова? 9. В каких произведениях герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем? (ЕГЭ по литературе)
Противоречия в душе Николая Ростова вызваны резким расхождением мирной жизни столичного общества и происходящим на полях сражений. Вернувшись из госпиталя “с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями”, герой попадает на роскошный пир. Николай вспоминает свою прежнюю жизнь, но, пройдя через бои, смотрит на неё по-другому.
В душе героя поднимаются “страшные сомнения” о целесообразности войны (“для чего же оторванные руки, убитые люди?”). Помимо этого, глубоко уважающий императора Ростов не может принять его решения, пытается оправдать Александра перед собой и своими спутниками: “Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!”. Таким образом, Николай, прочувствовав “больничный запах мертвого тела” ощущает жизнь по-новому, перестаёт понимать не ценящих мир людей. Это и рождает противоречия в душе героя.
Герой разрывается между сердцем и разумом. Причиной сомнений становится “теория” Раскольникова, которая заключается в делении людей на “тварей дрожащих” и тех, кто “право имеет”. Однако душа героя противится такому распределению и он “раскалывается” на две части. Различие между героями заключается в том, что Родион идет на преступление ради проверки своей “теории”, в то время как Николай считает участие в войне своим долгом. В итоге, оба героя осознают, что убийство приводит только к душевным страданиям.
В романе-эпопее “Тихий Дон” мотив душевных терзаний также является ключевым. Григорий Мелехов не способен найти себе места ни в красной, ни в белой армиях. Герой видит жестокость и несправедливость по обе стороны баррикад, из-за чего не может примкнуть ни к одной из них («разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому устремит она свой вероломный и лукавый ход”). Мелехов, как и Ростов, не понимает зачем люди калечат друг друга, особенно если “брат идет на брата, а сын на отца”. Таким образом, мучительные душевные сомнения вышеперечисленных героев вызваны мыслями о целесообразности убийства людей. Персонажи разными путями приходят к одной истине — человек не “вошь” и никто не вправе распоряжаться его судьбой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.