в чем заключается стратегия предприятия
Стратегия компании: виды, примеры, алгоритм
Что такое стратегия компании
Само понятие стратегии в различных сферах деятельности может нести разное значение. Определение этого слова в первоначальном смысле военного назначения означает прогнозирование и реализация политики государства с использованием доступных материалов.
В широком смысле подобный термин применяется для обозначения масштабных методологий в долгосрочной перспективе. Чаще всего он используется в бизнес сфере для разработки стратегий организаций. Кроме того, определение широко используется в лексиконе делового менеджмента для изучения деловой политики.
Стратегия компании – это сфера развития предприятия, которая раскрывает область деятельности организации, инструменты для достижения сформированных целей, область внешнего и внутреннего сотрудничества, миссию предприятия, ее реакцию на различные помехи, а также систему долгосрочных мероприятий для достижения установленных прогнозов.
Простыми словами, стратегия фирмы – это план действий той или иной организации.
Виды стратегий предприятия
Для изучения понятия стратегии компании рассмотрим примеры его классификаций:
В крупных предприятиях, в частности в организациях с филиальными структурами, стратегии могут разрабатываться по областям и направлениям деятельности. При этом структурные части не всегда совпадают с ключевой миссией. Порой они даже противоречат ей.
Также для стратегии предприятия существует другой пример классификации:
Единая стратегия развития организации, обычно крупной, зачастую является объединенной стратегией. Такая стратегия организации, к примеру, может воплощаться в формате смешения следующих типов стратегий:
Что влияет на выбор стратегии
При подборе стратегии компания всегда должна брать во внимание возможные риски. Связано это с большой динамикой развития рынка и отсутствием возможности четкого планирования.
Прогноз — это возможный вывод, предположение, своего рода временной отрезок, в пределах которого могут произойти процессы, на которые влияют различные условия. Люди, составляющие прогноз, могут сократить этот отрезок. Однако сузить его до размера точки нереально. При этом важно учесть, что точка также является временным отрезком.
При выборе стратегии возможны следующие риски:
Цели разработки стратегии
Разработка стратегии – одно из важнейших мероприятий любой компании. Она обуславливается тремя ключевыми причинами. Рассмотрим их подробнее:
Способы разработки стратегии
В широком смысле слова стратегия развития бизнеса представляет собой долю комплекса прогнозирования и планирования организации. Чем дольше проводилась работа предприятия и чем слаженней сотрудничество отдела прогнозирования, тем четче и грамотнее будет подобрана стратегия развития компании, использование которой поспособствует эффективному развитию компании и сохранению ее позиций в ее рыночном направлении.
Предварительной стадией подбора стратегии считается сбор данных о ситуации на внешнем и внутреннем уровне. Внешний уровень подразумевает положение мероприятий, которые могут повлиять на успешность деятельности определенного предприятия. К внешнему уровню можно отнести:
Изначально может показаться, что данные о внутреннем уровне всегда рядом и необходимости в их сборе нет. Хотя важность изучения остается прежней. Однако изучение деятельности масштабной организации с помощью анализа данных подразделений не всегда бывает успешным.
Чтобы получить полноценное представление о положении предприятия в процессе подбора стратегии, требуется осуществить аудит ее внутренней деятельности. Подбор стратегии развития организации реализуется в процессе смены процесса прогнозирования на процесс планирования. Прогноз развития организации, региона, государства – это множество способов их развития. Разработка сценария является синонимом подбора стратегии.
Алгоритм формирования стратегии
Чтобы компания правильно разработала стратегия, она должна следовать определенному алгоритму. Он состоит из нескольких этапов.
Для начала организация должна определить свою миссию с учетом сформированной стратегии. В подобной ситуации миссия организации: ее положение, а также статус. Другими словами, это ответ на вопрос: “Зачем людям требуется данная организация?”. Например, миссией компании может быть удовлетворение нужд общества в продукции.
В любых ситуациях ключевой целью создания стратегии является рост управляемости компании и сохранении ее статуса на рынке. Решаемые процессы – это мероприятия, которые нужно реализовать для достижения цели разработанной стратегии организации.
К примеру, это могут быть:
Алгоритм разработки стратегии состоит из следующих шагов:
Предварительный шаг. Разрабатывается группа исполнителей, распределяются полномочия, регламент, а также порядок деятельности экспертов.
Первый шаг. Разрабатывается методика анализа внешнего и внутреннего уровня предприятия, чтобы можно было их сопоставить и обобщить. Все эксперты работают по единому алгоритму работы.
Второй шаг. Анализ внешнего уровня предприятия в рамках перспектив и рисков развития деятельности. Все эксперты работают самостоятельно.
Третий шаг. Объединенная оценка экспертами положительных и негативных сторон, рисков и перспектив планируемого развития предприятия. После проведения итогов создаётся единое мнение, разрабатывается структура перспектив и рисков.
Четвертый шаг. Формирование причин и следствий между двумя предметами и определением обратной связи. Далее таким же способом определение связи между этими объектами.
Пятый шаг. Выявление причин и следствий между рисками, перспективами, а также положительными сторонами.
Шестой этап. Разработка матрицы шаблона, чтобы у экспертов была возможность анализировать сценарии решения.
Седьмой шаг. Анализ изменений внутреннего уровня организации с учетом выбора разнообразных планов развития.
Восьмой шаг. Выбор объединенного решения с применением мозгового штурма участников.
Девятый шаг. Определение временных отрезков и стадий стратегии, формирование карты стратегии.
Стратегия развития организации начинает работать после подписания документа. На порядок подбора стратегии влияют масштабы и ресурсы предприятия, а также степень радикальности возможных изменений после добавления обновленной стратегии.
Как разработать стратегию развития компании
Для успешной деятельности компании требуется составить грамотную стратегию ее развития. Делается это на основании целей организации и специфики ее деятельности.
Что собой представляет стратегия развития?
Понятие стратегии взялось из военного лексикона. Этот термин обозначает, прежде всего, планирование. То есть руководство компании планирует дальнейшие действия с учетом ожидаемых результатов. Стратегия определяет следующие нюансы функционирования организации:
Стратегия определяет базовые особенности функционирования. Она необходима для быстрого достижения поставленных целей.
Для чего требуется стратегия?
Существует три причины формирования стратегии развития:
Формировать стратегию развития особенно важно большим предприятиям, которые рассчитывают долго оставаться на рынке.
Разновидности стратегий развития
В менеджменте 21 века различают различные типы стратегий:
К СВЕДЕНИЮ! Эти виды стратегии не являются взаимозаменяемыми. Их можно использовать в комплексе друг с другом.
Стратегии развития для предприятий с нишевой специализацией
Средним и малым компаниям желательно выбрать определенную нишу. Нужно это для получения конкурентного преимущества. Существует ряд форм стратегий специально для нишевых компаний:
Эффективной можно назвать каждую из этих стратегий. Однако действенными методы будут только в том случае, если они подобраны в соответствии со спецификой компании.
Что включает в себя план стратегии?
Стратегия развития объединяет в себе следующие пункты:
Стратегия объединяет в себе и возможности слияния с другой компанией, корпоративную культуру.
Шаги по формированию стратегии развития компании
Рассмотрим поэтапные шаги по созданию стратегии:
ВНИМАНИЕ! Разработанная стратегия – это не навсегда. Ее нужно периодически пересматривать с учетом новых факторов. К примеру, требования рынка могут изменяться, появляются новые конкуренты.
Примеры успешной стратегии развития компании
Рассмотрим наглядные примеры стратегии.
Как получить стратегические цели из видения предприятия
Введение
Разработка стратегии предприятия является трудным и очень неоднозначным вопросом, представляющим большую проблему. Если предприятие, вернее его руководитель, обращается к литературе по стратегическому менеджменту, то видит, что сколько книг, столько и мнений. Если предприятие обращается к консалтинговым компаниям, то опять же видит, что сколько компаний, столько и подходов, подчас даже противоположных.
Это объясняется тем, что если с целью, которую ставит собственник при создании предприятия, более менее ясно, то далее никакой ясности нет. «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [1]. Каких либо общих системных подходов пока неизвестно.
Настоящая статья и является попыткой систематизации общих вопросов создания стратегии предприятия без перехода к многочисленным школам стратегий и частным вопросам.
Цель предприятия
Цель любого предприятия это многогранный вопрос и ее можно рассматривать с различных точек зрения, как представляется, имеется следующие три основные точки зрения:
Цель предприятия с точки зрения общества показывает эффект, который общество хочет получить от предприятия (удовлетворение каких потребностей).
И цель предприятия с точки зрения предприятия показывает цели, которые необходимо достичь предприятию для создания и продвижения востребованной обществом продукции, для исполнения своей миссии. Первой, отправной точкой, конечно выступает цель с точки зрения собственника, создающего предприятие, но, как уже отмечалось, она практически ничего не говорит о том, как именно будут получены планируемые результаты.
Миссия предприятия
Видение предприятия
Миссия говорит о том, какие потребности общества должно обеспечивать предприятие, какую продукцию и для какого потребителя выпускать, но также ничего не говорит о том, как должно быть построено предприятие, как оно будет создавать и продвигать эту продукции. Необходимо видение предприятия, – «Идеализированное представление желаемого и достижимого будущего состояния, то есть того, где и чем должна в будущем оказаться организация» [4], при этом необходимо сочетание как внутреннего (создание новых товаров, повышение качества выпускаемой продукции, формирование новых стандартов удовлетворения потребителей и внешнего видения, создание новых видов товаров, повышение качества продукции, формирование новых стандартов удовлетворения потребителей), так и внешнего видения [5]. Только имея такое видение и можно понять, как строить предприятие соответствующее предприятие, какие стратегические цели для этого надо поставить, какая программа действий для их реализации необходима.
Стратегия предприятия
Формирование стратегии
Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником
Анализ разделов 2-4 показывает, что стратегия достижения собственником предприятия своей цели включает три необходимых шага: определение миссии предприятия, определение видения предприятия и определения программ действий по реализации видения. При этом для реализации каждого шага также необходима своя стратегия и, исходя из этого, мы можем получить следующую циклическую цепочку формирования стратегии предприятия (Таблица 1).
Таблица 1. Формирование стратегии предприятия исходя от цели с точки зрения собственника.
Цель | Политики | Программы | Результат |
Цель с точки зрения собственника | Политики определения совокупности видов деятельности | Программа действий по созданию миссии | Миссия, соответствующая цели с точки зрения собственника |
Цель с точки зрения общества (исполнение миссии) | Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры | Программа действий по созданию видения | Видение, обеспечивающее исполнение миссии |
Цель с точки зрения предприятия (реализация видения) | Политики по реализации каждого аспекта видения | Программа действий по реализации видения, по созданию и продвижению продукции, по исполнению миссии. | Предприятие обеспечивающее исполнение своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели, поставленной собственником. |
Основой формирования стратегии является разработка возможных политик и программ и стратегические решения по их выбору. «Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами» [6]
Стратегия создания стратегии предприятия
Таблица 2. Стратегия создания системы стратегического управления предприятием
Цель | Политики | Программы | Результат |
Создание системы стратегического управления | Общие политики по определению руководителя, формированию коллектива, созданию и внедрению стратегии | Программа мероприятий по созданию системы стратегического управления | Руководитель и коллектив создания стратегии на первом этапе и внедренная система стратегического управления на завершающем |
Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником
Один из основных вопросов заключается в том, является ли собственник руководителем предприятия, и управляет ли он процессом создания стратегии. В противном случае кто и как будет учитывать его точку зрения. С какой точки зрения будет строить предприятие наемный руководитель – не собственник? Если он относится, говоря языком древней притчи к тем, кто «строит храм», это еще хорошо, а если к тем, кто «зарабатывает деньги»? Ведь он будет исходить, в первую очередь, из своей точки зрения, из своего интереса, а не из интереса собственника. Необходима политика мотивации, максимально сближающая цель собственника и цель руководителя предприятия во всех аспектах его деятельности, когда достижение собственных целей руководителя требует достижения обеспечения целей собственника, исполнения предприятием своей миссии, политика, которая переводит цель руководителя со своей точки зрения на точку зрения собственника.
Взаимоотношения собственника и руководителя предприятия могут быть построены по разному:
Для последнего случая циклическая цепочка формирования стратегии примет следующий вид (Таблица 3).
Таблица 3. Формирование стратегии предприятия от цели с точки зрения руководителя.
Цель | Политики | Программы | Результат |
Цель с точки зрения руководителя предприятия | Политика мотивации. Политики определения совокупности видов деятельности и рыночной сферы | Программа мероприятий по созданию миссии | Миссия, соответствующая цели с точки зрения собственника |
Цель с точки зрения общества (исполнение миссии) | Политика мотивации. Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры | Программа мероприятий по созданию видения | Видение предприятия, обеспечивающего исполнение миссии |
Цель с точки зрения предприятия (реализация видения) | Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения | Программа мероприятий по созданию и развитию предприятия, реализации видения, созданию и продвижению продукции. | Предприятие обеспечивающее исполнение своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели, поставленной собственником. |
Данный случай относится и ко всем государственным предприятиям и учреждениям.
Таким образом, создание стратегии предприятия заключается в следующих шагах (частных стратегиях):
Поскольку все цели определены, необходимо первым делом разработать возможные политики, принять стратегические решения по выбору требуемой политик, далее, аналогично, программу создания стратегии.
Отметим основные политики по всем четырем шагам создания стратегии предприятия.
Возможные политики в области общих вопросов создания стратегии
В данном разделе, ввиду ограниченного объема статьи ограничимся перечислением основных политик.
Задав эти политики, мы определились с тем, кто и как создает стратегию, а конкретные шаги во многом зависят от принятых политик, регламентирующих область и направление возможных шагов.
Возможные политики в области формулирования миссии
Возможные политики в создании видения предприятия
Возможные политики в области реализации видения
Политики по каждой поставленной для реализации видения цели.
Некоторые итоговые программы действий
В данном разделе также ограничимся перечислением основных программ.
От того, как будет созданы программы действий на всех четырех шагах, как будет проведено их внедрение, зависит и конечный результат – построенное предприятие, и результат всей деятельности предприятия, – исполнение им своей миссии, достижение цели, поставленной собственником. Но необходимо рассмотреть еще один важный вопрос.
Иерархическая система циклической стратегии предприятия
«Вся теория стратегического менеджмента и почти все системы корпоративного планирования основываются на иерархии стратегий, в которых организационные цели определяют собой задачи подразделений» [9]. «Большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [9]. И не только подразделений, но и наделение миссией своих сотрудников: «Каждый человек становится первопроходцем, экспериментатором, лидером» [10].
Таблица 4. Иерархическая циклическая стратегии предприятия.
Цель | Политики | Программы | Результат |
Цель с точки руководителя вышестоящего подразделения | Политика мотивации. Политики определения видов деятельности подразделения | Программа мероприятий по созданию миссии подразделения | Миссия, обеспечивающая достижение цели поставленной руководителем вышестоящего подразделения |
Цель с точки зрения подразделения верхнего уровня (исполнение миссии) | Политика мотивации. Политики по всем аспектам подразделения, в т.ч. внешним и инфраструктуры | Программа мероприятий по созданию видения подразделения | Видение подразделения, обеспечивающего исполнение его миссии |
Цель с точки зрения данного подразделения (реализация видения) | Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения | Программа мероприятий по созданию и развитию подразделения, по реализации его видения. | Подразделение обеспечивающее исполнения своей миссии, реализацию видения, обеспечивающее достижение цели, поставленной вышестоящим руководителем. |
Из изложенного видно, что стратегия предприятия это сложная иерархическая система, включающая иерархии целей, политик, миссии, видения, компетенций, структуры, бизнес-процессов, неформального коллектива. И разработка стратегии, – это разработка всей иерархии, и коллектив по разработке стратегии должен включать и руководителей структурных подразделений, он также должен быть иерархическим.
Заключение, полученные научные результаты
В результате проведенных исследований:
Список литературы
[1] Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.
Стратегия развития компании: что это такое, как разработать, образцы и примеры
Для активного наращивания мощностей и прибыльной деятельности организации требуется стратегический план. Чтобы правильно составить стратегию развития компании, нужно посмотреть примеры и выяснить, что это такое. Ее составляют на основании миссии и задач фирмы с учетом специфики и конкурентов. Правильные расчеты станут мощным инструментом продвижения, ускорят процесс достижения целей производства. Каждое предприятие нуждается в подобном планировании, чтобы успевать за изменением ситуации на рынке, вовремя менять технологии и внедрять разработки, постоянно повышать уровень. Это возможность не оказаться на обочине рыночных отношений без доходов.
Стратегия развития организации: что это такое и какие примеры встречаются на предприятии
Так называют план работы всех подразделений на ближайший год или несколько лет. Во время разработки закладываются ожидаемые результаты и расчеты. Формирование этой подробной бумаги играет важную роль – помогает адаптироваться в условиях быстро меняющейся бизнес-среды.
Чего обязательно коснется документ:
инструментов, с помощью которых будут достигаться цели;
как позиционирует себя фирма с внутренней и внешней стороны;
порядка действий, которые нужно выполнить, если на организацию повлияют изнутри или извне;
социальной стороны жизни.
Этот план рассчитывает, каким путем будет быстрее и эффективнее достигать поставленные задачи.
Какие разновидности бывают
Существует несколько видов стратегического планирования, которые часто составляются в организациях:
стремительного, обычного или ограниченного роста;
отдельно по разновидности ассортимента;
выделенных, по отрасли или подразделению.
На крупных предприятиях, особенно если внутри несколько отделений в разных городах, формируют отдельные для каждого филиала отрасли работы. Они могут отличаться от общего стратегического плана, способны в отдельных пунктах даже противоречить ему.
Есть и другое разделение, выделяют три разновидности:
Новинка. Создается продукт, который на рынке этой организацией еще не представлен.
Лидер по затратам. Производится товар с заниженной ценой по отношению к конкурентам. Эффективен для захвата новых территорий. Минимальная стоимость за счет небольших издержек.
Фокусирование. Проведение мероприятий, чтобы сосредоточить внимание покупателей на продукцию конкретной организации.
Обычно большие предприятия занимаются разработкой смешанной стратегией развития фирмы, для примера приведем три подобных комбинации:
Прогрессивная. Создается целая структура из пунктов от изготовителя до конечного потребителя. Открываются собственные фирменные магазины, перевозчики, склады в городах вблизи открывающихся точек, доставка для удобства покупателя.
Регрессивная. Заключаются соглашения о сотрудничестве с увеличивающимся количеством поставщиков, покупается новое сырье.
Горизонтальная. Все силы здесь бросаются на то, чтобы устроить поглощение или слияние с конкурентом. Другой популярный вариант – постоянный жесткий контроль за текущей ситуацией.
Что же такое стратегическое развитие организации, компании, предприятия? Это запланированная схема, по которой нужно двигаться, чтобы достичь результатов. Причем для каждого предприятия это собственные цели, которые устанавливает руководство.
От каких рисков следует отталкиваться
Разрабатывая пункты, рекомендуется не только выбрать направление движения, но и учесть все вероятные рискованные ситуации. Рынок развивается стремительно, соперники тоже не стоят на месте. Поэтому важно правильно выполнить прогноз. Но не стоит забывать, что любое прогнозирование – это лишь вероятность, которую до размеров определенных цифр нельзя рассчитать.
Предстоит учесть основные возможные последствия:
Неограниченность в росте. Стратегию стремительного увеличения необходимо задействовать на ограниченный отрезок времени. Если вовремя ее не прекратить, это грозит появлением переполненности рыночных ниш и уменьшением производства.
Неправильно проведенное сокращение. Это ведет за собой потерю в работе оборудования, технологий, структур или ассортимента. Иногда это оказывается следствием непродуманных прогнозов или появлением незапланированных факторов.
Нарушение технологии ликвидации. Это только кажется, что если фирма или подразделение ликвидируется, то уже нечем рисковать. На самом деле неверные расчеты и процедуры способны привести к потере денег владельцев.
Умеренность в росте. Наименее рискованный путь, шаги будут небольшими, как и прибыль. Но вероятность проигрыша в этом случае тоже стремится к минимуму.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как развиваться: кейс одной электромонтажной организации
Следует понимать, для чего вообще нужно формирование плана. Это особенно важно сделать крупным фирмам, которые планируют оставаться на рынке много лет и успешно развиваться.
Пример написания стратегии компании:
проведение SWOT-анализа (изучение возможностей и угроз, выявление сильных и слабых сторон фирмы);
маркетинговые исследования (выявление продукта и целевых групп клиентов, стратегические инициативы, разработка тактики – клиентской, ценовой, сбытовой, в области продвижения);
Каждый пункт подробно расписывается с примерными расчетами, разрабатываются необычные или оригинальные подходы. Их пишут на основе информации от подразделений и статистики.
Разработка стратегии развития предприятия, компании — образцы и примеры
Это важная часть системы по прогнозу и планировке, без которой успешное наращивание мощностей практически невозможно. Чем дольше совместно и слаженно работают сотрудники отдела планирования, тем правильнее они проведут диагностику. Точнее будет выглядеть путь, по которому развивается организация.
Но если компания небольшая или подходящих сотрудников нет, лучше обратиться к специалистам и получить план, по которому можно двигаться. В первую очередь проводится сбор и изучение информации и среды как внутренней, так и внешней. К последней относят процессы, которые влияют на продуктивное функционирование подразделения или всего предприятия в целом.
как развивается страна и область;
в каком состоянии рынок, на который выходят продукты;
какое там место занимают товары конкурентов;
насколько клиенты способны покупать;
что может повлиять на изменение покупательской способности людей;
возможные демографические перемены.
Кажется, что внутреннюю информацию собрать легко и незачем, но это важная тема. Проведение подобного анализа помогает разобраться в причинах вероятного торможения продаж и других проблем.
Метод «Голубого океана»
С этой системой можно отказаться от борьбы за небольшую долю развитого рынка и завоевать серьезную часть нового с растущим спросом. Согласно технологии, ни одна компания не работает всегда успешно. Но есть шаги, выполнение которых влечет за собой траекторию мощного роста прибыли.
Важнейшая задача – не равняться на других производителей аналогичных товаров. Они ставили одинаковое количество сил на достижение ценности и инновации. Первое само по себе не позволит отстраиваться от конкурентов, а второе в отдельности становится бесполезной тратой финансов на технологии.
формируется обновленный спрос;
можно не бояться конкуренции;
организуется новое рыночное пространство;
программа строится на основании минимизации издержек.
Алгоритм бизнес-стратегии компании: пример
В первую очередь определяется миссия и цели. Для этого нужно ответить на вопрос «Кому и зачем пригодится организация?».
Основная задача, которая будет решаться планированием – повышение управляемости и эффективности фирмы, упрочнение положения на рынке.
Разработка этапов. Они будут выполняться постепенно, один за другим, чтобы достичь основную цель.
Эксперты занимаются разработкой стратегии.
Обязательно прописываются сроки, определяются причинно-следственные связи внутри SWOT-анализа, оцениваются изменения внутренней среды.
О чем план
Здесь объединяется сразу несколько пунктов. Учитываются возможности слияния с другими организациями, обозначается корпоративная культура и варианты ее изменения.
Среди крупных пунктов:
Миссия. Все ценности, которые участвуют в деятельности.
Структура. Вписывается деление по подразделениям, линиям производства, направлениям.
Достоинства перед конкурентами. Подробно о каждом преимуществе.
Основные продукты. То, что составляет большую часть прибыли, изделия, линейки товаров.
Ресурсы. Комплекс всего, что затрачивается при изготовлении единицы продукции, потенциал для наращивания мощностей.
Нематериальные возможности. Все инвестиции, которые предприятие при необходимости привлекает, чтобы покрыть потребности.
Как разработать стратегию развития компании: пошаговая инструкция
Ни одному кафе или заводу нельзя стоять на месте – аналогичные уйдут далеко вперед и уведут всех клиентов. Потребуется 5 вдумчивых шагов, чтобы вывести бизнес на новый уровень:
Оценивается текущая ситуация. Берется информация для анализа за год. Нужно проанализировать, сколько и чего было продано, чего добилась организация, какими стали вложения капитала и прибыль. Проверяется численность сотрудников, изменения по количеству и текучесть.
Планируется, как будет выглядеть каждое подразделение после перемен. Формируется сразу 4 линии предполагаемого поведения исходя из угроз, возможностей, сильных и слабых сторон. Можно запрограммировать будущие полгода-год на удержание позиций, завоевание лидерства, создание отношений с поставщиками. Один задействуется в разработку, остальные становятся запасными на случай отсутствия эффекта.
Подготовка к выполнению, перемены. Укрепляются блоки продаж, закупок и поставок. Желательно создать или улучшить собственную логистическую службу. Увеличивается ассортимент, добавляются новые продукты.
Продумывается, что может помешать, какие риски важнее. Выдвигаются все предположения, что способно затормозить реализацию или поставить ее под вопрос. Причины расставляются в порядке важности, рекомендуется подготовиться к решению любой из них в случае необходимости. Это пригодится, если положение предприятия окажется шатким.
Даты корректировки плана. Ситуация на рынке постоянно меняется и обновляется. Поэтому в долгосрочной перспективе любую тактику нужно пересматривать. Через год ее планово корректируют. Также ее предстоит поправлять, чтобы увеличить возможности.
Стратегия инновации
Чтобы реализовать этот путь, необходимо механизировать часть производства и внедрить автоматизацию, где это возможно. При правильном использовании машины и устройства будут дополнять или взаимозаменять друг друга.
Процесс механизации сначала должен захватить особо сложные механизмы и процедуры, а затем переходит к частным. Автоматизация помогает заменить часть человеческого труда машинным. Относится к тем видам деятельности, где реально произвести замену.
Существует три разновидности:
частичная – когда заменяют отдельные процессы;
комплексная – меняется производственный цикл полностью;
абсолютная – затрагивается все, изготовление идет без участия сотрудников.
В управлении такой стратегией нужно понимать, что любое решение имеет жизненный цикл, за пределами которого придется закупать новые технические устройства, обновлять оборудование и программное обеспечение. Следует постоянно наблюдать за выходом новинок, тенденциями развития. Отслеживать особенности производства конкурентов и способы их работы, чтобы сделать лучше.