в чем заключается коммунизм

Коммунизм — что это такое: суть и примеры с позиции экономики

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Коммунизм — это политическая и экономическая идеология, которая противопоставляет себя либеральной демократии и капитализму, отстаивая вместо этого бесклассовую систему, в которой средства производства находятся в коллективной собственности, а частная собственность отсутствует или сильно урезана. О том в чем суть коммунизма с точки зрения экономики поговорим в сегодняшней статье.

в чем заключается коммунизм. Смотреть фото в чем заключается коммунизм. Смотреть картинку в чем заключается коммунизм. Картинка про в чем заключается коммунизм. Фото в чем заключается коммунизм

Содержание статьи:

Что такое коммунизм и его происхождение

Коммунизм — это политическая и экономическая идеология, которая противопоставляет себя либеральной демократии и капитализму, отстаивая вместо этого бесклассовую систему, в которой средства производства находятся в коллективной собственности, а частная собственность отсутствует или сильно урезана.

«Коммунизм» — это общий термин, охватывающий целый ряд идеологий. Современное употребление этого термина произошло от Виктора д’Опэ, французского аристократа 18-го века, который выступал за жизнь в «коммунах», в которых все имущество было бы разделено, и «все могли извлекать выгоду из труда каждого». Однако идея вряд ли была новой даже в то время: Книга Деяний описывает христианские общины первого века, владевшие общей собственностью в соответствии с системой, известной как койнония, которая вдохновила более поздние религиозные группы, такие как английские «диггеры» 17-го века, отказаться от частной собственности.

Манифест Коммунистической партии

Современная коммунистическая идеология начала развиваться во время Французской революции, и ее основополагающий трактат, «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, был опубликован в 1848 году. Эта брошюра отвергла христианское направление прежних коммунистических философий, изложив материалистический и — как утверждают ее сторонники — научный анализ истории и будущей траектории человеческого общества. «История существовавшего до сих пор общества, — писали Маркс и Энгельс, — это история классовой борьбы».

В «Манифесте Коммунистической партии» Французская революция была представлена ​​как важный исторический поворотный момент, когда «буржуазия» — купеческий класс, который находился в процессе консолидации контроля над «средствами производства» — перевернула феодальную структуру власти и положила начало современной капиталистической эпохи. Эта революция заменила средневековую классовую борьбу, которая противопоставляла дворянство крепостным, современной борьбой, которая противопоставляла буржуазных владельцев капитала «пролетариату», рабочему классу, продающему свой труд за заработную плату.

В «Коммунистическом манифесте» и более поздних работах Маркс, Энгельс и их последователи защищали (и предсказывали как исторически неизбежную) глобальную пролетарскую революцию, которая возвестит сначала эру социализма, а затем коммунизма. Этот заключительный этап человеческого развития ознаменовал бы конец классовой борьбы и, следовательно, истории: все люди будут жить в социальном равновесии, без классовых различий, семейных структур, религии или собственности. Государство тоже «зачахнет». Экономика будет функционировать, как гласит популярный марксистский лозунг, «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Коммунизм в СССР

Теории Маркса и Энгельса так и останутся теориями и не будут проверены в реальном мире вплоть до их смерти. В 1917 году, во время Первой мировой войны, восстание в России свергло царя и спровоцировало гражданскую войну, в результате которой в 1922 году к власти пришла группа (партия большевиков) радикальных марксистов во главе с Владимиром Лениным. Большевики основали Советский Союз на территории бывшей Российской Империи и попытался претворить коммунистическую теорию в жизнь.

До большевистской революции Ленин разработал марксистскую теорию авангардизма, в которой утверждалось, что сплоченная группа политически просвещенных элит необходима для перехода на более высокие стадии экономической и политической эволюции: социализм и, наконец, коммунизм. Ленин умер вскоре после окончания гражданской войны, но «диктатура пролетариата» во главе с его преемником Иосифом Сталиным будет проводить жестокие этнические и идеологические чистки, а также насильственную коллективизацию сельского хозяйства. Десятки миллионов человек погибли во время правления Сталина, с 1922 по 1952 год, не говоря уже о десятках миллионов, погибших в результате войны с нацистской Германией. Споры о правлении Сталина и его методах идут до сих пор и существует также большое количество его сторонников, которые считают его одним из величайших руководителей в российской истории. И действительно экономический рост СССР тех лет заслуживает внимания (по крайней мере «на цифрах»).

Советское государство не исчезло, а превратилось в мощный однопартийный институт, запрещавший инакомыслие и занимавший «командные высоты» экономики. Сельское хозяйство, банковская система и промышленное производство подлежали квотам и регулированию цен, изложенным в серии пятилетних планов («пятилеток»). Эта система централизованного планирования обеспечила быструю индустриализацию, и с 1950 по 1965 год рост советского валового внутреннего продукта (ВВП) опережал рост ВВП США. Однако в целом советская экономика росла гораздо медленнее, чем ее капиталистические демократические аналоги.

Слабые потребительские расходы были особым тормозом для роста. Упор центральных плановиков на тяжелую промышленность привел к хроническому недопроизводству потребительских товаров, а длинные очереди в продовольственных магазинах с недостаточным количеством товаров были неотъемлемой частью советской жизни даже в периоды относительного процветания. Процветающие черные и теневые рынки — названные некоторыми учеными «второй экономикой» — удовлетворял спрос на сигареты, шампунь, спиртные напитки, сахар, молоко и особенно престижные товары, такие как джинсы, контрабандой ввезенные с Запада. Хотя эти рынки были незаконными, они были необходимы для функционирования партии: они устраняли дефицит, который, если его не контролировать, грозил спровоцировать новую большевистскую революцию. Эти рынки стали партийным пропагандистам козлом отпущения за нехватку средств, и набили карманы партийных чиновников, которые либо брали взятки, либо сами богатели, управляя операциями на черном рынке.

Советский Союз распался в 1991 году после стремления реформировать экономическую и политическую систему и предоставить больше возможностей для частного предпринимательства и свободы слова. Эти реформы, известные как «перестройка» и «гласность», соответственно, не остановили экономический спад, который пережил Советский Союз в 1980-х годах, и, возможно, ускорили конец коммунистического государства, ослабив его контроль над источниками инакомыслия.

Коммунизм в Китае

В 1949 году, после более чем 20-летней войны с Китайской националистической партией и Имперской Японией, Коммунистическая партия Мао Цзэдуна получила контроль над Китаем и сформировала второе по величине марксистско-ленинское государство в мире. Мао объединил страну с Советским Союзом, но советская политика десталинизации и «мирное сосуществование» с капиталистическим Западом привела к дипломатическому расколу с Китаем в 1956 году.

После смерти Мао Дэн Сяопин провел серию рыночных реформ, которые остались в силе при его преемниках. США начали нормализовать отношения с Китаем, когда президент Никсон посетил его в 1972 году, до смерти Мао. Коммунистическая партия Китая остается у власти, руководя преимущественно капиталистической системой, хотя государственные предприятия продолжают составлять значительную часть экономики. Свобода выражения мнений значительно ограничена, выборы запрещены (за исключением бывшей британской колонии Гонконг, где кандидаты должны быть одобрены партией, а право голоса строго контролируется), и значимая оппозиция партии не допускается.

1991 год
Год ознаменовал распад Советского Союза и окончание холодной войны между СССР и Соединенными Штатами.

Холодная война

США вышли из Второй мировой войны богатой и мощной в военном отношении державой мира. Как либеральная демократия, которая только что победила фашистские диктатуры на двух театрах, страна — если не весь ее народ — чувствовала исключительность и историческую цель. То же самое справедливо и для победителя в войне — Советского Союза, за тем исключением что в политике и экономике доминировал коммунизм. Две державы быстро разделили Европу на сферы политического и экономического влияния: Уинстон Черчилль назвал эту разделительную линию «железным занавесом».

Ближе всего к прямому военному конфликту с Советским Союзом США подошли к кубинскому (карибскому) кризису 1962 года. Однако США вели длительную горячую войну во Вьетнаме, в которой их военные поддерживали южновьетнамские силы, сражавшиеся с поддерживаемой Китаем и Советским Союзом армией Северного Вьетнама и южновьетнамскими коммунистическими партизанами. США вышли из войны, и Вьетнам был объединен под властью коммунистов в 1975 году.

В конечном счете, холодная война закончилась распадом Советского Союза в 1991 году.

Коммунизм потерпел неудачу по нескольким причинам, в том числе из-за отсутствия у граждан стимула для получения прибыли, провала централизованного планирования и влияния власти, захваченной таким небольшим количеством людей, которые затем использовали ее и играли в систему.

Почему коммунизм проиграл капитализму?

Несмотря на обширное изучение причин провала коммунизма, исследователи выявили несколько общих факторов, которые способствовали его упадку.

Первый — это отсутствие у граждан стимулов производить продукцию с целью получения прибыли. Стимул для получения прибыли ведет к конкуренции и инновациям в обществе. Но идеальный гражданин в коммунистическом обществе был бескорыстно предан общественным делам и редко останавливался, чтобы думать о своем благополучии. «В любое время и во всех вопросах член партии должен в первую очередь учитывать интересы партии в целом и ставить их во главу угла, а во вторую очередь ставить личные вопросы и интересы», — написал Лю Шаоци, второй председатель Народной Республики Китай.

Вторая причина провала коммунизма заключалась в присущей системе неэффективности, такой как централизованное планирование. Эта форма планирования требует агрегирования и синтеза огромных объемов данных на детальном уровне. Поскольку все проекты планировались централизованно, эта форма планирования также была сложной. В некоторых случаях данные о росте были сфальсифицированы или подвержены ошибкам, чтобы привести факты в соответствие с запланированной статистикой и создать иллюзию прогресса.

Концентрация власти в руках немногих избранных также порождает неэффективность и, как это ни парадоксально, дает им стимулы для игры с системой в своих интересах и сохранения своей власти. Коррупция и лень стали характерными чертами этой системы, а слежка, подобная той, которая была характерна для восточногерманских и советских обществ, была обычным явлением. Это также лишало трудолюбивых людей стимулов. В конечном результате страдает вся экономика.

Резюме

А на этом сегодня все про коммунизм и его суть с точки зрения экономики. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Коммунизм

в чем заключается коммунизм. Смотреть фото в чем заключается коммунизм. Смотреть картинку в чем заключается коммунизм. Картинка про в чем заключается коммунизм. Фото в чем заключается коммунизм

СимволикаСимволы коммунистического движенияРодственные статьиАнархизм

Содержание

Различные определения коммунизма

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». [17] Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

«Научный коммунизм»

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.» [20]

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года. [21] Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года. [22]

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем. [источник не указан 1253 дня]

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор». [23]

Исторические формы коммунизма

Примитивный коммунизм

Утопический коммунизм

Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского, Иван Ефремов.

Военный коммунизм

Еврокоммунизм

Еврокоммунизм — условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчуждённость партии и властей, по их мнению, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путём. [29] В своём отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ними).

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922—1923 годов. [30]

Левый коммунизм

Левый коммунизм — термин, которым принято обозначать взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые после второго конгресса Коминтерна выступили с критикой ленинизма с левой позиции. Левокоммунистическе группы осуждали политику фронтизма, участие в выборах, «право наций на самоопределение» как форму буржуазного национализма. На данный момент самыми известными левокоммунистическими организациями являются Интернациональное коммунистическое течение, Международная коммунистическая тенденция (бывшее ИБРП) и боргдисткая Международная коммунистическая партия.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей — которая в марксизме называется социализмом и высшей — так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, крупная частная собственность при социализме уже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

…На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям». [32]

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:

Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».
С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т. п… …»обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» — вроде как бурсаки у Помяловского — портить склады общественного богатства и требовать невозможного. [33]

В произведениях искусства

в чем заключается коммунизм. Смотреть фото в чем заключается коммунизм. Смотреть картинку в чем заключается коммунизм. Картинка про в чем заключается коммунизм. Фото в чем заключается коммунизм

в чем заключается коммунизм. Смотреть фото в чем заключается коммунизм. Смотреть картинку в чем заключается коммунизм. Картинка про в чем заключается коммунизм. Фото в чем заключается коммунизм

В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Однако в 1930—1950-е годы это была в основном «фантастика ближнего прицела», описывающая переход к коммунистическому обществу, но не само это общество.

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды» (по которому был снят и одноимённый фильм). Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести «Сердце Змеи» и романе «Час Быка».

Описание коммунистического общества в фантастике Запада представлено в сериале «Звёздный путь». Коммунистическое общество будущего в своих произведениях описывали Г. Уэллс («Люди как боги», «Машина времени»), У. Ле Гуин («Обделённые»), Т. Старджон («Искусники планеты Ксанаду»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *