в чем заключается смысл психолого педагогического мониторинга
В чем заключается смысл психолого педагогического мониторинга
Понятие «мониторинг» появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция — суть мониторинга.
В настоящее время мониторинг является одним из основных методов продуктивного контроля деятельности практически любой организации. В силу того, что при использовании этого метода основное внимание направляется на контроль процесса деятельности, появляется возможность своевременной ее коррекции, а, следовательно, и обеспечивается более короткий путь к получению оптимальных результатов. Мониторинг требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг справедливо называют информационной технологией.
Белым пятном на образовательной карте России называет профессор А.Найн страх педагога перед самим собой, страх перед государством в лице проверяющих. Своеобразным лекарством, избавляющим от страха, можно считать государственные стандарты образования. Но вариативное развивающее образование и тем более оздоровительная деятельность дошкольного учреждения не могут быть сведены к стандарту. Неуклонно развивающаяся педагогическая мысль в процессе разработки новых технологий и интенсификации оздоровительной деятельности неизбежно приводит к поиску соответствующих методов и форм контроля, чтобы на этих технологиях не мог бы быть поставлен гриф «использовать в работе опасно для здоровья детей».
Психолого-педагогический мониторинг в этом смысле является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме того, при разработке оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Мониторинг оптимизирует управление процессами, системами деятельности, развитием организаций и структур, позволяя включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и специалистов дошкольного учреждения, что обеспечивает демократичность и предельную объективность контроля.
Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Мы будем придерживаться следующего определения:
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ
Контроль, как правило, завершает управленческий цикл, и многие специалисты видят в нем основную деятельность руководителя.
Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса. Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. Контроль результатов служит улучшению качества трудового процесса. Но в этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках. Но если ошибки касаются здоровья, физического и личностного развития детей, их следует избегать. Этому во многом помогает контроль процесса.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли для этого подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.
Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее и, как шутил знаменитый писатель Марк Твен, люди очень удивляются тому, «что, не зная, куда ехали, приехали не туда».
С психологической точки зрения предпочтение руководителем и методистом контроля результатов контролю процесса позволяет им уйти от личной ответственности, найдя «виноватых». Мы вовсе не критикуем метод контроля результатов, но он не является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Но и контроль процесса имеет свои слабые стороны. При неумелой его организации может «размываться» персональная ответственность педагогов и других сотрудников дошкольного учреждения. Психолого-педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы ее результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Чем же определяется содержание мониторинга?
Содержание мониторинга определяется его объектами. В дошкольном учреждении ими могут быть:
- физическое развитие и физическая подготовленность детей,
знания, умения, навыки детей по усвоению программного материала;
здоровье детей,
нервно-психическое развитие,
адаптация к условиям дошкольного учреждения,
различная деятельность ребенка и его развитие в ней,
влияние создаваемой в учреждении социокультурной среды на развитие и благополучие детей;
профессионально – личностное развитие педагогов;
просветительская работа и др.
Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Следует отметить, что мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
В рамках данного семинара невозможно рассмотреть все виды мониторинга. Поэтому, сегодня мы рассмотрим вопросы мониторинговых исследований по:
- индивидуальному развитию детей раннего возраста;
физическому развитию;
школьной зрелости.
Психологический мониторинг: сущность, содержание, организация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологический мониторинг – это комплексная технология, которая объединяет диагностирование, консультации, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в соответствующей последовательности.
Сущность психологического мониторинга
Реализация психологического мониторинга происходит посредством строго отобранных методов. Они позволяют гибко и действенно производить психологическое сопровождение образовательного процесса, достигая желаемых целей.
Понятие «мониторинг» происходит от латинского слова «monitor» (напоминающий, предостерегающий). Его необходимо рассматривать в качестве способа исследования реальности, который используется в разных науках. Мониторинг представляет собой вариант и метод обеспечения управляющего звена своевременными и качественными сведениями. Они касаются состояния системы и происходящих в ней процессов.
В психологической литературе конца XX века категория «мониторинг» подразумевает «деятельность в области наблюдения», «систему повторных, целенаправленных наблюдений». Также этот термин используется для обозначения методики и системы наблюдений. В любом определении данного понятия ключевое слово — это «наблюдение».
Позже слово наблюдение меняется на «контроль с периодическим слежением». Здесь мониторинг выступает как процесс отслеживания информации по исследуемой системе. Сегодня более точным представляется универсальное определение, где мониторинг выступает в качестве многоуровневой, иерархической системы. В ее состав входят следующие процессы:
Содержание психологического мониторинга
Система психологического мониторинга концентрируется на информационном обеспечении управления. Она дает возможность говорить о состоянии объекта мониторинга в любое время, обеспечивая определенный прогноз его развития. Мониторинг можно рассматривать как информационную, диагностическую, научную, прогностическую систему. Ее реализация происходит в пределах управленческой деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Сведения, сбор которых происходит в ходе мониторинга, предназначены для повышения эффективности управленческих решений.
Анализ теоретических и методологических основ модернизации образования, особенно такой важной характеристики, как управление, базируется на современном понимании мониторинга. образования, его сущности и содержании. С позиции психологии и педагогики одна из сторон деятельности представлена гностической деятельностью, то есть проверкой и оценкой результатов, анализом его хода и эффективности. По этой причине в рамках психологического мониторинга в последнее время стали чаще использовать понятие «педагогический мониторинг».
Педагогический мониторинг включает диагностику, оценку и прогноз педагогического процесса. С его помощью происходит отслеживание процесса, контроль результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг обладает специфическим объектом исследования, обеспечивая педагогов и специалистов образовательных учреждений, и органы управления качественной и своевременной информацией.
Организация психологического мониторинга
Психологический мониторинг — это система постоянного отслеживания при помощи методов психологической диагностики процесса личностного развития ученика (ребенка), создания системы психологических сведений на каждого ученика, проектирования индивидуальной педагогической и психологической траектории каждого из них.
Применение мониторинга в психологии начинается относительно недавно. В соответствии с определением А. А. Орлова, психологический мониторинг предназначен для выявления тенденций и закономерностей психологического развития выбранных групп индивидов.
В качестве предмета психологического мониторинга, например, выступает психологическая готовность ребенка к школьному обучению, динамика личностно-профессионального самоопределения, динамика изменений, соответствующих возрастных или профессиональных групп, работа и развитие психических процессов.
Организация мониторинга происходит через решение нескольких задач:
В рамках психологического мониторинга деятельность психологической службы общеобразовательного учреждения происходит по нескольким направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, осуществление рекомендаций, консультирование, коррекция и т.д.
Организация психологического мониторинга представляет собой комплексную технологию, с помощью которой объединяется диагностика, консультация и коррекция в единую эффективную систему психологических средств. Их реализация происходит в определенной последовательности, а состав наполняется строго отобранным содержанием, что дает возможность адекватно проводить психологическое сопровождение образовательного процесса с одновременным достижением желаемой цели.
При использовании психологического мониторинга осуществляется отслеживание нескольких психологических критериев, включая познавательную сферу ребенка, динамику развития, степень формирования учебной деятельности, мотивационную сферу и динамику ее развития.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга
Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании.
Общепризнанной трактовки понятия “мониторинга” пока нет ни в психологической, ни в педагогической литературе. Обычно под мониторингом понимают “наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды”. В последние годы наблюдается тенденция к расширению его толкования с выходом за пределы экологической тематики, и оно становится, по сути дела, синонимом понятий “систематическое наблюдение”, “оперативное наблюдение”.
С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие “педагогический мониторинг”.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).
Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представить результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.
1 этап – поступление в школу. Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.
2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.
4 этап – переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.
5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.
6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.
7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.
Для реализации поставленных задач должен использоваться специально подобранный инструментарий.
Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) может быть использован следующий психодиагностический инструментарий:
№ | Диагностируемые параметры | Диагностический инструментарий |
Учащиеся первого года обучения | ||
1. | Уровень развития произвольной сферы | Методика Д. Эльконина “Графический диктант” |
2. | Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности | Методика Д. Эльконина “Графический диктант” |
3. | Степень самостоятельности в учебной деятельности | Методика Д. Эльконина “Графический диктант” |
4. | Уровень развития визуального восприятия и памяти | Методика “Клоун”, Методика “Домик” |
5. | Уровень развития аудиального восприятия и памяти | Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки” |
6. | Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности | Методика “Корректурная проба” |
7. | Уровень сформированности учебной мотивации | Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравиться в школе” |
8. | Уровень школьной тревожности | Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан, Проективная методика “Школа зверей” |
9. | Характер дезадаптационных нарушений | Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко |
Учащиеся 5-ых классов | ||
1. | Уровень умственного развития | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
2. | Уровень сформированности учебной деятельности | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
3. | Уровень и характер школьной тревожности | Тест школьной тревожности Филлипса |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой |
Учащиеся 10-ых классов | ||
1. | Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) | Шкала тревожности Прихожан |
2. | Уровень агрессивности | Опросник Басса-Дарки |
3. | Уровень сформированности адекватной самооценки | Методика Дембо-Рубинштейна |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой |
5. | Особенности акцентуации характера | Опросник Шмишека |
должно проводится вместе с планомерным изучение личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя (воспитатели), родители).
В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога – психодиагностическое обследование, педагога (воспитателя) – метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.
Итоговый результат психологической диагностики должен предоставляться на различных уровнях:
1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.
2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.
3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.