в чем заключается смысл пьесы гроза островский
«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве
В 1859 году А. Н. Островский представил новую пьесу «Гроза», с пугающей реальностью описывающей нравы купечества. Смысл «Грозы» Островского вызывал множество споров. Особенно неоднозначно воспринимался образ Катерины. Одни воспринимали героиню как «луч света в темном царстве», другие – считали инфантильной, глупой и не менее порочной, чем окружающие ее люди. Разобраться, кто прав и что на самом деле хотел сказать драматург, а также в чем заключается в пьесе Гроза смысл произведения, можно с помощью подробного анализа произведения.
Краткое содержание Грозы Островского
Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.
В центре сюжета семья Кабановых:
Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:
На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.
На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.
Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.
Измена
Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.
Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.
Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.
Интересно! Образ Катерины Островский списал со своей возлюбленной, бывшей на тот момент замужем – актрисы Косицкой.
Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.
Признание
Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.
Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.
Гибель Катерины
Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.
Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.
Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться
Гроза: анализ произведения
При поверхностном чтении пьесы может показаться, что основной фабулой произведения является примитивный любовный треугольник. Но на самом деле, в пьесе Гроза смысл сюжета намного глубже.
Основу драмы составляет конфликт между старым миром (Кабаниха, Дикой) и новым (Катерина, Варвара). Общество разделилось на два лагеря. Лицемерным, фальшивым людям, стремящимся лишь к наживе, противостоят те, кто уверен, что счастье не зависит от материальных благ.
Обстановка все больше накаляется, рано или поздно она должна вылиться в «грозу». Таким образом, основная идея произведения – необходимость перемен. Именно такой смысл вложил Островский в название драмы, подразумевая под грозой не только природное явление, но и чувства, бушующие в душах тех, кто протестует против сложившихся устоев.
Писатель старается передать смысл пьесы «Гроза» и через символику.
В качестве символов автор использует:
В свое произведение Островский вложил и глубокий нравственный смысл, описав нравы и быт людей, живущих по домостроевским законам. Тирания, домашнее беззаконие заменяют нормальные отношения в семье. Жестокость и невежественность самодуров становится причиной тайных встреч, измен молодого поколения, приведя в результате к трагедии.
В чем суть концовки
Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения.
Катерине, оставшейся одной, приходит мысль, что так дальше жить нельзя. Размышления о смысле жизни выливаются в монологи Катерины в финале «Грозы». Ей становится легче при мысли о могиле, даже Божья кара ей не страшна и героиня решается на самоубийство.
В драме Гроза смысл финальной сцены – показать, что жизнь в «темном царстве» хуже смерти. И слова Тихона над трупом жены — «а я то зачем остался жить…» – лучшее подтверждение этого.
Вопросы бытия волновали людей во все времена. Именно поэтому проблемы, затронутые Островским в драме «Гроза», актуальны и сейчас, ставя произведение вне времени.
Смысл пьесы Гроза Островского сочинение
Создание А.Н. Островским произведения «Гроза» совпало с коренными переменами в русском обществе 1859 года. Название пьесы было выбрано не случайно, оно наполнено огромным смыслом. В пьесе Островского гроза не просто явление природы. В привычном укладе жизни будто грянула гроза, подвергнув сомнениям устои, существовавшие веками.
Центральное место в пьесе занимают разногласия жертв «темного царства» и его сторонников. Гармония природы контрастирует с унижением и гнетом. Именно в таких условиях не в силах больше жить Катерина – ключевая героиня пьесы. Сама природа предвещает зловещие события – мрачнеет небо, близится гроза.
Первые упоминания о грозе звучат в сцене с Тихоном, которому не терпится хотя бы на короткое время сбежать от постоянной опеки Кабанихи – своей властной маменьки. Для него материнский гнев, ее власть, контроль и его собственные страхи, связанные с этими и есть воплощение «грозы». Страх возмездия характерен для всех героев пьесы, кроме Кулигина. Механиком – самоучкой даже был сооружен громоотвод, с помощью которого он пытался дать грозе отпор. Он не видел в ней опасности, он видел в ней лишь явление природы, проявление ее силы.
С началом грозы общество лишилось покоя, все чувствовали, что назревает конфликт и гроза выступала в роли некоего толчка к его разрешению. Даже появлению сумасшедшей, предсказавшей Катерине гибель, сопутствовали удары грома. Набожная Катерина сочла удары грома знаком свыше. Она больше не чувствовала в себе сил мириться с самодурством лицемерных сторонников «темного царства» и не могла жить в грехе запретной любви. Единственный выход, который видела Катерина – это броситься в Волгу.
Гроза также символизировала любовь Катерины к Борису. Эта любовь, как и гроза, никому из них не принесла радости. Катерина не смела изменять мужу, ведь она клялась ему в верности перед Богом. Но она так и не смогла полюбить человека, который никогда не вставал на ее защиту перед свекровью, которая всячески унижала невестку. Катерина нуждалась в любви и смогла обрести ее в лице Бориса. Получив образование в Москве, он отличался от жителей Калинова, но ему не хватало решимости помочь Катерине. Любви с его стороны, скорее всего не было, ведь предчувствуя гибель Катерины, он посоветовал, ей смириться с судьбой и оставил в городе одну. Он променял любовь на дядюшкино наследство, получить которое ему было не суждено.
Все действия пьесы происходят во время грозы, которая символизирует начало освобождения от оков «темного царства».
2 вариант
Над написанием пьесы «Гроза» Островский работал всего несколько месяцев, но, не смотря на это, она заняла вершину в творчестве писателя и вызвала огромный резонанс среди читателей из разных слоёв населения. Такое название пьесы также было выбрано неспроста, оно даёт нам понять, о чём будет написано произведение. Гроза, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, это не только природное явление и стихия, это строгость, страх перед наказанием, кара небесная.
С помощью образа природы писатель передаёт чувства и эмоции главных героев, все события и переживания. В самом начале драмы обстановка достаточно спокойная и тихая, но понемногу гроза начинает наступать. Общество делится на людей, стремящихся к богатству и тех, кто уверен, что счастья можно достичь и без денег. Люди делятся на открытых и искренних, на лживых и лицемерных.
Ситуация сильно накаляется, напряжение растёт. Противоречие между людьми, пьянство, сплетни, слухи. Катастрофа неминуема. Обществу нужна встряска, сильный толчок. Гроза – это угроза, нависшая над застоялым обществом. Под влиянием грозы Катерина признаётся своему мужу в измене.
Главный конфликт в пьесе, это противостояние людей со старым укладом жизни, изжившими себя моралями и обычаями против людей, полных жизни, любви и веры. Происходит разногласие между представителями «Тёмного царства» и теми, кто стали их жертвами. В этих условиях не способна больше жить главная героиня пьесы Катерина. Тихону, её мужу, также не терпится избавиться от опеки своей матери, властной и жестокой Кабанихи. Для него её злость и контроль над всем происходящим в доме намного хуже грома и молний.
Гроза есть сильный толчок к решению назревших конфликтов. Сильные удары грома сопровождали предсказание гибель Катерины. Она сочла эти толчки неба знаком божьим. Она больше не могла мириться с обществом «Тёмного царства» и жить с грехом измены на своей душе. Единственный выход из сложившейся ситуации – это самоубийство.
Любовь Екатерины к Борису, также как и гроза, не принесла им никакого удовольствия и умиротворения. Она не смогла полюбить человека, с которым состояла в браке, которому обещала быть верной всю жизнь, клялась перед Богом. Катерина искала любви и защиты перед жестокой Кабанихой и нашла её в лице Бориса, который недавно приехал из Москвы и имел другой склад мировоззрения, но ему не хватило уверенности и решимости. Выбирая между любовью и наследством, он выбрал последнее.
Все действия проходят во время грозы, грома, молний. Это символизирует начало распада всего «Тёмного царства».
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл пьесы Гроза
Популярные сегодня темы
Поэма «Мертвые души» считается вершиной творчества великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Для ее написания автор проделал колоссальный труд, который занял около семнадцати лет
Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.
Лирические произведения Пушкина поражают своей глубиной. В них видно, что поэта беспокоят, такие темы, как свобода, дружба, любовь, природа, политика.
На картине Смертельно раненый показана военная битва. Смотря на картину, можно заметить, что война является бессмысленной, потому что она уносит за собой множество жизней
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ ГРОЗА
Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного.
Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название «Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль — лишь бы все «шито да крыто было». Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все «постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.
Анализ пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2019 · Обновлено 20.12.2020
Русская драматургия считается одной ли богатейших во всей мировой литературе. Культурное наследие человечества было бы неполным без творчества таких людей, как Фонвизин, Грибоедов, Горький, Чехов и, в конце концов, Александр Островский. Он считается главным русским драматургом середины девятнадцатого века. А его пьеса «Гроза» — одним из главных драматургических произведений своего времени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой пьесы.
История создания
На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.
Смысл названия
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Направление и жанр
Пьесу «Гроза» можно смело отнести к направлению реализма. В ней Островский попытался точно отобразить быт и нравы провинциального захолустья. Созданные им характеры максимально приближены реальным.
Жанр этого произведения — драма. «Гроза» — это пьеса, построенная на приземлённом социальном конфликте и показывающая нам героев, попытавшихся восстать против обстоятельств.
Композиция
В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:
Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.
Конфликт
Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.
Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.
Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.
Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
Литрекон дополнил список тем, но если Вам нужно описание еще каких-нибудь конкретных тем или мотивов, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он еще раз дополнит перечень.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
Многомудрый Литрекон знает и другие проблемы в пьесе «Гроза», но их перечисление может занять много места и времени. Если Вам понадобится полный список, дайте знать в комментариях.
Каждому отрицательному герою пьесы «Гроза» присущ свой порок (или пороки), олицетворяющий глобальную социальную проблему человечества:
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
Критика
Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.
Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.
Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.
Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)
О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.
«…произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении. (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)
О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.
В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.
В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)
Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.
… язык Островского представляет богатейшую сокровищницу русской речи. Мы можем в этом отношении поставить в один ряд лишь трех писателей: Крылова, Пушкина и Островского.» (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)
Анализ «Гроза» Островский
Всего получено оценок: 6828.
Всего получено оценок: 6828.
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – драма.
Направление – Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.
Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:
По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.