в чем заключается смысл эклектического подхода в диагностике семьи
Исследование ценностей семейной жизни на разных стадиях ее развития
Эклектический подход
Охарактеризуем каждый из аспектов этой модели.
1. Способность семьи к решению проблем. Авторы исходят из предположения, что, какова бы ни была проблема, с которой сталкивается семья в своей повседневной жизни, ее члены должны:
а) опознать проблему;
б) иметь информацию о проблеме;
в) рассмотреть альтернативные пути решения;
г) принять одно-единственное решение;
д) осуществить это решение;
е) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.
а) открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи.
б) является ли коммуникация прямой или косвенной. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то это прямая коммуникация.
3. Семейные роли. Ролевая структура семьи включает: функции, которые выполняет та или иная семья, привычные образцы поведения (роли), наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила «приписывания» ролей членам семьи и, наконец, установление ответственными за различные внутрисемейные события.
Нарушение семейных подсистем (вторая ось): дисфункция в супружеских Г отношениях (нарушение взаимной дополняемости, конфликт интересов супругов, патологическая зависимость одного из них); нарушения в подсистеме «родители-дети»; нарушения в подсистеме «братья-сестры».
Схема является «трехосевой», что означает, что существует возможность совпадения в семье проблем основных групп и их взаимного усиления.
Факторные модели семьи.
В качестве наиболее известного примера использования факторного анализа опишем «круговую модель», разработанную Д. Ольсоном с соавторами. Они выделили два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют любую семью: семейное согласие (cohesion) и адаптируемость (adaptability).
Первоисточником нарушений в семье может оказаться любая из весьма многочисленных сторон ее жизни. Выход вышеуказанных переменных за определенные рамки (повышенная ригидность отношений в семье, чрезмерная или недостаточная эмоциональная связь) может или вообще не иметь отношения к истинному источнику нарушений в семье, или просто указывать на то, что в данной семье «не все в порядке».
Эклектический подход (ВВП)
Существует много разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход — эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и его конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не слишком полезными, или заимствовать методику у других школ. Кроме того, при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам).
Работая, например, с индивидами, страдающими сильной тревожностью, психотерапевт-эклектик может сначала прописать им транквилизаторы или релаксационную тренировку для снижения тревожности (с таким подходом не согласились бы, однако, большинство психоаналитиков, поскольку они считают, что тревожность необходима для мотивации клиента к исследованию его конфликтов). Чтобы помочь клиенту понять истоки его проблем, «эклектичный» психотерапевт может обсудить с пациентом определенные аспекты его истории, но не сочтет необходимым изучать его детские переживания так глубоко, как это сделал бы психоаналитик. Такой терапевт может прибегать к просвещению пациента, давая, например, мальчику-подростку, который чувствует вину за свои сексуальные импульсы, сведения о сексе и репродуктивной деятельности, чтобы снять его беспокойство, или объясняя работу автономной нервной системы, чтобы уверить встревоженную женщину, что некоторые ее симптомы, такие как сердцебиение и дрожание рук, — не признак болезни.
Таблица 16.5. Другие подходы в психотерапии
Приведены некоторые виды психотерапии, не обсуждающиеся в тексте.
Все больше психотерапевтов, признавая, что зачастую никакой отдельно взятый терапевтический подход не приносит успеха по всем аспектам проблемы, начинают специализироваться на конкретных проблемах. Например, некоторые клиницисты специализируются на проблемах сексуальных дисфункций. Они узнают все, что могут, о физиологических процессах, ведущих к оргазму; о воздействии препаратов (таких, как алкоголь, транквилизаторы и другие лекарства) на сексуальную деятельность; и о том, как беспокойство, сексуальные травмы и плохое общение между партнерами способствует сексуальным дисфункциям. После того как специализирующийся на сексе терапевт усвоил все, что известно о нормальном и аномальном сексуальном поведении, он изучает различные терапевтические системы, чтобы посмотреть, что можно использовать для решения конкретных проблем. Хотя сексолог может привлекать все обсуждавшиеся нами подходы, при сексуальных дисфункциях чаще всего применяются биологические и когнитивно-поведенческие методы.
Другие терапевты специализируются на тревожности, депрессии, алкоголизме и проблемах брака. Некоторые сосредоточились на определенных возрастных группах, стремясь узнать все, что можно, о проблемах детей, подростков и пожилых. В своих специальных областях терапевты обычно применяют эклектический, или интегративный, подход.
Групповая и семейная терапия
Многие эмоциональные проблемы связаны с трудностями человека в отношениях с другими, включая чувство изоляции, отвергнутости и одиночества и неспособность устанавливать осмысленные отношения. Хотя терапевт может помочь человеку в разработке некоторых таких проблем, окончательный успех определяется тем, насколько хорошо тот сможет применить усвоенные при терапии установки и реакции к отношениям, складывающимся в его повседневной жизни. Групповая терапия позволяет клиентам разрабатывать свои проблемы в присутствии других, наблюдать их реакцию на свое поведение и опробовать новые методы реагирования, когда старые оказываются неудовлетворительными. Она часто используется как дополнение к индивидуальной психотерапии. См.→
Техники психоаналитического (психодинамического), аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов.
К психодинамическому подходу следует отнести концепцию психологического консультирования семьи М. Боуэна (1984) и концепцию контекстовой психологической помощи семье Д Ульриха (1981).
Контекстное консультирование семьи строится на изучении исследуемых из поколения в поколение традиций, а задача психолога — помочь членам семьи по-новому оценить семейные отношения в контексте этих традиций. Личность не может сама освободиться от контекста предшествующих поколений, поэтому положительные или отрицательные оценки людей опираются на наши фантазии и предрассудки. Баланс обязанностей (долгов) и прав (вернуть себе долги) формируется через принятие и выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. Ребенок имеет больше обязанностей, чем прав. При дисбалансе родители часто проецируют на ребенка долги других людей. Баланс прав и обязанностей — признак хорошо функционирующей семьи. Цель контекстного психологического консультирования — обеспечить этот баланс, углубить искренность, доверие, откровенность в семье, ее способность к согласованным действиям. Роль психолога состоит в том, чтобы побудить семью к таким изменениям [2].
Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов:
· принцип адаптации [3].
Техники психодинамического подхода:
· техника свободных ассоциаций,
· анализ трансферентных отношений [1]
В рамках аналитико-системного подхода рассматривается историческое прошлое как семьи в целом, так и отдельных ее представителей, их взаимоотношения, внутри- и межличностное пространство, прохождение фаз жизненного цикла. Выслушивая спонтанные ассоциации или рассказы о сновидениях, он угадывает и то, и другое в отношении наиболее предпочтительных эмоционально-поведенческих реакций, связанных с фрустрациями на ранних этапах онтогенеза, регрессиях, фиксациях, катексисс [2].
Принципы аналитико-системного подхода:
1. Выдвижение психотерапевтических гипотез.
4. Позитивное истолкование симптомов или проблем клиента и его семьи
Основные техники аналитико-системного подхода:
— вербальная дискуссия, осуществляемая в форме кругового опроса;
— исследование исторического прошлого каждого члена семьи и семьи в целом;
— конструктивное использование дистанции между членами семьи;
— исследование внешних и внутренних границ;
— исследование функционирования подсистем и стандартов взаимодействия;
— психодраматизация и психоскульптурирование [3].
Принципы стратегического подхода:
— Выдвижение гипотез. Психотерапевты перед сессией обсуждают и выдвигают ряд гипотез предстоящих терапевтических вмешательств.
— Циркулярность. Задача выяснить характер взаимоотношений членов семьи, а не их чувства. Каждый член семьи описывает и комментирует свои отношения в семейной диаде, а затем дает комментарии своего видения третий член семьи
— Нейтральность ко всем членам семьи. Всем членам семьи дается поддержка.
— Позитивная коннотация симптомов. Симптомы рассматриваются как механизмы адаптации и попытка сохранить сплоченность семьи. Симптом на самом деле поддерживает, а не разрушает семью и является борьбой за власть и контроль.
— Фокусировка на симптоме, вокруг которого строится терапия [2].
— Проблемные семьи застревают на определенном этапе жизненного цикла семьи и не могут двигаться дальше.
Техники стратегического подхода
2. Техника одностороннего зеркала.
3. Техника включенного.
4. Беседа и обсуждение проблемы со всеми членами семьи [4].
Эклектичный подход опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.
Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник.
Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консультанты руководствуются предпочитаемой теорией, но, кроме того, привлекают техники, используемые в других видах консультирования [1].
Консультирование в эклектическом подходе
Вопросы консультирования семьи в данном подходе должны решаться в рамках того направления, которое является близким для самого консультанта и при этом соответствующим проблеме клиента. Рассмотрим эклектическую модель консультирования.
Задачи психолога
1. Определить степень влияния «локального» или «распространенного» конфликта в развитии семейных отношений, их направленность.
2. Определить и структурировать проблемы.
3. Выбрать адекватные формы и средства работы, сочетать индивидуальные и групповые методы.
4. Выработать примерный план консультирования по семейным конфликтам.
Основные этапы работы с семьей
1. Знакомство с семьей, во время которого устраиваются конструктивные отношения с семьей и происходит психологическое включение психолога в семейную структуру. На этом этапе начинается диагностика специфики семьи.
2. Выясняются основные нарушения семьи, и ведется работа по нахождению семейного ресурса.
3. Рабочий — когда семья активно переструктурируется, используя все возможные ресурсы.
4. Отделение психолога, выключение его из семейной структуры.
5. Расставание с семьей.
Рассмотрим более подробно специфику взаимодействия с семьей на разных этапах консультирования.
1. Начальная фаза консультирования — определение семьи как «целого».
Направлена на выявление актуальных проблем и нарушений семьи. Проходит в рамках нескольких диагностических встреч в зависимости от выявленной проблематики.
Консультирование начинается с заявки. На первой встрече необходимо определить специфику взаимодействия семьи по расположению их в консультативном кабинете и выявить лидера (того, кому семья доверяет ответственность).
Анализ семьи. Для анализа системы семьи необходимо определить:
• структуру семьи, ее функциональные возможности и гипотетические нарушения. На этой стадии проводится диагностика подсистем и разделение поколений через описание картин родительских позиций;
• взаиморасположение членов семьи на консультировании и через различные диагностические методы;
• определение лидера семьи. Обнаружение подгрупп (коалиций)внутри семьи.
В рамках консультативного взаимодействия на этой стадии необходимо также:
• установить рапорт со всеми членами семьи;
• дать высказаться всем членам семьи. Инициация высказывания может начинаться с сообщения, направленного по очереди к каждому: «Что с вашей семьей?»;
• сформировать проблему семьи в доступных терминах и определить цели семейного консультирования.
2. Диагностика семьи. Для начала консультационного процесса необходимо провести диагностику: состояние семейных подсистем, нарушение подсистем. Выделяются следующие основные параметры семейной диагностики.
Семейные подсистемы. Необходимо рассмотреть специфические особенности всех подсистем семьи, их наличие (Дж. Браун, Д. Кристенсен, 2001).
• Супружеская — сформированность, характерность.
• Родительская — сформированность, четкость, гомогенность.
• Дети — отношения, распространенность.
В рамках диагностики необходимо выявить следующие аспекты функционирования семьи.
Основные нарушения в подсистемах.
• Смещение — введение члена семьи в несоответствующую ему подсистему, что приводит к возникновению ролевых и позиционных нарушений.
• Исключение одного члена семьи из системы.
• Введение дополнительного члена семьи в родительскую подсистему.
Границы подсистемы должны быть проницаемые, но четко очерчены (А.Я. Варга, 2001). Нарушение границ систем: жесткие границы приводят к невозможности адекватного формирования отношений; размытые границы приводят к конфлюенции (слиянию) между членами семьи и невозможности формирования самостоятельности.
Исключение подсистемы всегда приводит к нарушению всей семьи. При исключении супружеской подсистемы происходит нарушение структуры семьи, так как неудовлетворенность супружескими отношениями вызовет суррогатные способы их удовлетворения через эмоциональные коалиции с детьми, появление партнеров вне семьи, решению конфликтов с помощью манипуляций детьми и т.д. Исключение детской подсистемы ведет за собой возникновение опасности несформированности у детей умения сотрудничать и общаться на равных. Среди методик диагностирования данного параметра выделяют: техники семейных реконструкций (А.Г. Лидере, 2006), методику «линия жизни», тест Геринга и т.д.
Альянсы, коалиции в семье. Наличие альянсов и коалиций нормативно для семьи, однако они могут быть функциональными и дисфункциональными. Так, коалиция родителей для воспитания своих детей может считаться функциональной, а вот коалиция внука с бабушкой против родителей является дисфункциональной (А.С. Черников, 2001).
Эффективность выполнения функций и семейных ролей: анализируют специфику выполнения основных функций семьи: эмоциональной, поддерживающей, хозяйственной, воспитания детей, межличностной, социализации. Обращают внимание на распределение функциональной нагрузки между супругами и их наполнение. Методик, позволяющих диагностировать данный аспект отношений, достаточно много: циркулярное интервью, социограмма Эйдемил-лера, тест «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (модификация А.В. Черникова).
Диагностика исторического влияния семьи на молодую семью. С этой точки зрения многие проблемы, возникающие в семье, на самом деле являются актом лояльности к прошлым поколениям. Кроме того, часть нарушений структуры семьи является межпоколенными и передается как устойчивые паттерны выстраивания семейных взаимоотношений. Для диагностики этого параметра используются такие техники, как работа с генограммой, история семьи, системные расстановки по методу Б. Хеленгера и т.д.
Диагностика сплоченности семьи. Для диагностики этого параметра необходимо выявить степень эмоциональной близости семьи, для чего можно воспользоваться вопросами, приведенными в практикуме, а также тестом семейной адаптации и сплоченности Олсона (РА8Е8-У).
Коммуникации между членами семьи. Анализу подвергаются следующие параметры: принципы конструирования и передачи информации; коммуникативные особенности; эффективность коммуникаций и их нарушения: дистанция, слияние, агрессивность коммуникаций. Кроме того, необходимо диагностировать страхи и желания, которые приводят к нарушению коммуникаций.
Диагностика специфики прохождения семьей этапов развития. Данный параметр позволит выяснить специфику периода, на котором возникли сложности, и организовать адекватную помощь в прохождении стадии нормативного развития.
Диагностика традиций и правил семьи. К диагностике традиций относятся вопросы изучения совместного досуга, проведения праздников, ужинов и т.д.
Диагностика семейных мифов. Своеобразных семейных историй, негласных договоров, поддерживающих семейное единство.
Диагностика системы предпочтений и правил проявления любви и поддержки связанна с анализом специфики взаимодействия, возможно в виде циркулярных вопросов.
3. Стадия структурирования и установления интегрированности психолога. На этой стадии идет: определение интегрированности семьи, определение ее «Я»-позиции; поиск ответа на вопрос: «Куда мы идем?». На этой стадии может проявиться завуалированная попытка семьи расщепить (если это команда) или отторгнуть консультанта. Задачами данной стадии работы с семьей является:
• установление валидного промежутка между поколениями (средняя фаза);
• развитие «объединенной» системы (семья и консультант);
• воссоединение (В. Сатир) семьи, собрание семьи;
• разрешение «тупика», обретение новых возможностей;
• превращение интервью во время, когда члены семьи общаются друг с другом в позитивном ключе взаимопонимания и взаимоподдержки.
4. Стадия отделения психолога, выключение его из семейной структуры.
5. Расставание с семьей. На этой стадии со стороны семьи может быть проявление тревоги, что вызывает необходимость разговора со стороны консультанта о собственной печали расставания и обращения за помощью к семье для разрешения данной ситуации.
Современные подходы и модели изучения семьи.
Современный этап активного развития семейного консультирования и психотерапии, значительно обогатил опыт психологов в работе с семьёй различными подходами, особенно психотерапевтическими.
Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов различных школ в общую диагностическую схему.
При разработке диагностических схем внимание сосредотачивается на том, какую именно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи. Все схемы нацеливают на получение двух видов информации о семье. Во-первых, это сведения о семье, которые в любом случае нужны при работе с ней, вне зависимости от того, какая семья и с какой целью изучается: при работе с любой семьей необходимо знать её состав, возраст её членов, к какому социальному слою она относится и целый ряд других моментов. Во-вторых, это сведения об остальных аспектах функционирования семьи, которые считаются наиболее важными в семейной психологии.
1. Способность семьи к решению проблем. Авторы исходят из предположения, что, какова бы ни была проблема, с которой сталкивается семья в своей повседневной жизни, её члены должны:
б) иметь информацию о проблеме: все, кто должен принять участи в её решении, узнают о ней от того, кто первым её обнаружил;
в) рассмотреть альтернативные пути решения: плохо, если принимается «первое попавшееся решение»;
г) принять одно-единственное решение: обсуждения не могут продолжаться вечно;
д) осуществить это решение;
е) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.
Авторы замечают, что неспособность семьи к решению проблем вызывает цепную реакцию негативных последствий, одинаковых для разных семей и при решении разных проблем. Причиной несостоятельности в решении проблем может быть нарушение на любом уровне из перечисленных этапов.
б) является ли коммуникация прямой или косвенной. Если «послание» высказывается именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы имеем дело с прямой коммуникацией.
3. Семейные роли. Ролевая структура семьи включает: функции, которые выполняет та или иная семья, привычные образы поведения (роли), наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила «приписывания» ролей членам семьи и, наконец, установление ответственности за различные внутрисемейные события.
Авторы модели диагностического анализа выделяют типы вовлеченности, которые наиболее важно учитывать в клинической практике, в том числе:
а) недостаточный уровень эмоциональной вовлеченности в семью;
б) «нарциссическая» вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес к семье существует лишь постольку, постольку она обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепления самооценки;
в) сверхвовлеченность: индивид эмоционально полностью слит с семьей, неудача или разрушение семьи равносильны для него гибели;
г) симбиотическая связь: утрата индивидом способности действовать и жить самостоятельно, полная зависимость от других членов семьи.
Схема является «трехосевой», что означает, что существует возможность совпадения в семье проблем основных групп и их взаимного усиления.
Важным является представление о стратегии диагностики семьи А.А. Бодалева и В.В. Столина. В основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989):
В ходе первичной непродолжительной диагностики психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого психолог сам отвечает на следующие вопросы:
1. Могу ли я сам оказать помощь семье?
2. Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка?
3. Кто в семье нуждается в его помощи?
4. Каков характер этой помощи?
Психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур.
Психолог делает первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители
Среди диагностических мероприятий выделяются практикумы по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке. Целью данной работы является выяснение того, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснение, в какой помощи нуждаются родители.
Данное мероприятие можно построить по следующей схеме:
1. Сообщение целевой установки;
2. Деление родителей-участников на микрогруппы;
3. Консультации по заполнению диагностических анкет;
4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп;
5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.
Послеигровая деятельность включает следующие процедуры: составление общей диагностики системы, планирование работы психологической службы и конкретно психолога на основе диагностирования, проведение педконсилиумов на основании диагностики.
Для более качественного анализа особенностей и недостатков семейного воспитания психолог может использовать следующую систему:
1. Общая характеристика семьи;
2. По составу: полная, формально полная, неполная;
3. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная);
4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый);
5. По отношению к ДОУ, МОУ: поддерживают тесную связь, поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию);
6. Особенности семейного воспитания:
Родители создают условия для правильного развития ребенка:
· нормальные жилищно-бытовые условия;
· организация места для организации самостоятельной деятельности ребенка;
· создание домашней библиотеки;
· наличие игровых уголков;
· контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
Родители развивают познавательные интересы ребенка:
· просматривают и обсуждают телепередачи;
· читают книги, беседуют о прочитанном,
· ходят с детьми в театр, музеи, на выставки;
· поощряют любимые занятия ребенка.
Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
Дети имеют конкретные обязанности в семье.
Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
Родители справляются с воспитанием ребенка.
7. Недостатки семейного воспитания (назвать, перечислить).
8. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть).
· неблагополучные семьи (микроклимат, здоровье);
· отсутствие единых требований;
· незнание психологических особенностей своего ребенка;
· низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей;
· отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка;
· использование антипедагогических мер воздействия;
· неправильная оценка ребенка, его идеализация;
· невыполнение рекомендаций педагогов, психологов;
· неверие в возможности ребенка, в свои силы;
· переоценка воспитательных возможностей семьи;
· другие причины (указать какие).
Также психологу необходимо продумать систему хранения информации о семье. Так Р.В. Овчарова предлагает схему семейной диагностики, сфокусированной наребенке.
На ряду с различными подходами в изучении семьи, можно выделить следующие основных модели.
Факторные модели изучения семьи.
В качестве наиболее известного примера использования факторного анализа они приводят «круговую модель», разработанную Д. Ольсоном с соавторами. Они выделили два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют любую семью: семейное согласие (cohesion) и адаптируемость (adaptability).
Точно так же четыре степени выделяются и при характеристике эмоциональной вовлеченности, которые могут сочетаться с любой степенью эмоциональной вовлеченности.
При этом подходе выделяют, руководствуясь прежде всего интуицией, успехи в коррекции семейных нарушений и всем опытом работы, определенные типы семей, которые содействуют возникновению и развитию нервно-психических расстройств. В семейной психотерапии опыт психотерапевта имеет огромное значение: результаты исследований эффективности семейной психотерапии, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, опытный человек добивается лучших результатов, чем малоопытный; они подтверждают, что, независимо от принадлежности психотерапевта к той или иной школе, возрастание его опыта ведет к повышению эффективности психотерапии (Fram L., 1982).
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис пишут, что отнесение семьи к тому или иному типу осуществляется неформализованно, на основе учета соотношения значительного числа характеристик: мотивационных структур, составляющих содержательную сторону противоречий в процессе совместной деятельности; способов компенсации, позволяющих семье устойчиво существовать, несмотря на наличие противоречий; обстоятельств, вызывающих декомпенсацию и т. д.
Ещё одним примером интуитивной таксономии является типология семей, имеющих нарушения, разработанная ученым из ГДР Вернером (1980).
Им выделены следующие типы семей:
Таким образом, в настоящее время существуют различные подходы к выбору направления семейного диагноза, к отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено основное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из них имеет свои положительные стороны и свои недостатки.
Исследование семьи, её комплексная диагностика является важной и сложной задачей психолога. Именно по результатам диагностики психолог делает вывод и планирует коррекционную работу.
Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 2671 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ