в новом амплуа что это
Значение слова «амплуа»
АМПЛУА́, нескл., ср. Специализация актера на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединенных условным наименованием. Амплуа комика.□ При поднятии занавеса на сцене одна Ольга Осиповна Садовская — эта лучшая из лучших на амплуа «характерных старух»! Юрьев, Записки. || перен. Круг занятий, положение. Каждой из них [дочерей] в семье было отведено свое амплуа. Куприн, Молох.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АМПЛУА’, нескл., ср. [фр. emploi]. Характер ролей, исполняемых актером (театр.). А. комической старухи. А. первого любовника. Актер на а. резонера. || перен. Роль, положение (в обществе), круг занятий. А. секретаря. А. домашней хозяйки. А. остряка. Быть на а. кого-н. (играть роль кого-н.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
амплуа́
1. театр. кино относительно устойчивый тип театральных (или в кино, на телевидении, в балете) ролей, соответствующий возрасту, внешности и стилю игры актёра, актрисы (герой, героиня, герой-любовник, трагик, комик, мимик, субретка, инженю, травести, простак, резонёр и т. д.) ◆ Не по амплуа нужно различать актёров, а по их внутренней сущности. К. С. Станиславский, «Работа актёра над собой», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
2. театр. кино своеобразная специализация актёра, актрисы на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием (обычно наиболее соответствующих его, её внешним, сценическим данным, характеру дарования, призванию и т. п.)
3. перен. положение и социальная роль в обществе, коллективе, род деятельности, круг занятий, обязанностей, интересов ◆ Зато потом у меня по жизни сложилось амплуа женщины, которая умеет за себя постоять. Лидия Смирнова, «Моя любовь», 1997 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Не получив специального образования, моя жена в последнее время пробует себя в амплуа художника по костюмам. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И в публичной политике просматривается система устойчивых амплуа, восходящая к итальянской комедии масок — «первый любовник», «благородный отец», «комик-простак», «комическая старуха», «лирическая героиня», «субретка», «шут гороховый», «слуги», «миманс» … За самое высокое место на Олимпе (премьера, президента, канцлера) борются меж собой обыкновенно первый любовник и благородный отец; остальные довольствуются местами в парламенте и в свитах первых лиц. «О репертуарном театре Юлии Тимошенко» // «РИА Новости», 22 сентября 2005 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разучивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что общего между Джимом Керри и Арнольдом Шварценеггером? Они актеры, и у них есть амплуа, это почти очевидно. Первый – актер комедий, другой – боевиков. Конечно, у Джима Керри есть еще недюжинный драматический талант. Это признают все, кто видел фильмы «Шоу Трумана» (1998) и «Человек на Луне» (1999). В любом случае мы сегодня рассмотрим именно значение слова «амплуа», но не только значение, а еще синонимы и даже язык-источник.
Корни
Как слышно и видно, происхождение у слова французское. Слух и зрение нас не подводят. На языке Гюго слово emploi означает «занятие», а на английском (employ) – «занимать» и «трудоустраивать».
Что такое работа? Это задачи, которые человек решает каждый день, и в итоге эта деятельность накладывает на мужчину или женщину свой отпечаток. Дадим список профессиональных деформаций:
Что и говорить, всех нас уродует работа, но это только с одной стороны. А с другой – профессиональная деятельность развивает в нас лучшие качества. Мы приносим кому-то пользу. Вот так и с амплуа, и это станет главной темой следующего раздела.
Значение и предложения-примеры
Давайте сначала дадим определение из толкового словаря, а потом подумаем, какие плюсы и минусы есть у такого явления, как амплуа. Итак, толковый словарь говорит следующее об объекте исследования:
Второе значение, разумеется, переносное. Давайте сочиним предложения по теме, пусть их будет пять:
Преимущество амплуа в том, что у человек есть в любом случае стабильная работа, в которой он хорош. Основной же минус в том, что человек теряет широту и превращается в специалиста узкого профиля, даже если дело касается творческой профессии.
Синонимы
Сразу скажем, что замены будут взяты относительно свободно, потому что если брать их в жестком истолковании, то получится совсем немного, а нам бы хотелось, чтобы у читателя был выбор. Итак, список:
Кто-то согласится с таким перечнем синонимов к значению «амплуа», а кто-то нет. Но нам кажется, что подобные замены вполне возможны. Ведь контекстов много, может быть, где-то и пригодятся такие аналоги. Но последнее решение остается всегда за читателем.
Что дает смена амплуа?
Вопрос поставлен грубовато. Амплуа нельзя просто так сменить. Ведь опыт нарабатывается. Кстати, наше сегодняшнее словечко можно связать с современной риторикой про зону комфорта. Амплуа – это привычное. Да, человек делает свою работу хорошо, но выход за пределы привычного порождает новый опыт, свежие эмоции и открывает путь к освоению иных навыков и умений, а может быть, и карьерному росту.
Но если подумать, то выйдет следующее. В жизни столько потерянных людей, без всякого, фигурально выражаясь, амплуа. И это наталкивает на вопрос: может быть, не стоит гневить Бога и менять хорошее на лучшее? Потому что первое-то вот оно, а второе совершенно не гарантировано. Подумайте об этом на досуге.
Амплуа
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Type Casting. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Кушать подано! | » |
— Начало карьеры актера |
Амплуа — характер ролей, исполняемых актером, а также тип литературных персонажей (stock character), характерных для определенного жанра. Амплуа основаны на социальных или литературных стереотипах, поэтому такие персонажи абсолютно узнаваемы с первого взгляда. Например, «смешной негр в фильмах ужасов» или «крутой детектив, которого бросила жена» — это такие амплуа.
Амплуа играют важную роль, поскольку позволяют создавать и развивать стандартные ситуации. Например, встреча супергероя и его врага, обиженного на весь мир сумасшедшего учёного.
Амплуа впервые появились в театре и основная классификация театральных амплуа была дана ещё древними греками. Например, Теофраст в 319г до н. э. в своей работе о современных нравах «Характеры» описал 30 типов людей, узнаваемых по их наиболее заметной черте. Широко известна таблица, появившаяся в книге Мейерхольда, Бебутова и Аксёнова «Амплуа актёра» (1922).
Независимые от театра амплуа существуют у артистов цирка, а также в некоторых зрелищных видах спорта.
Если у актёра стандартно-злодейское амплуа ввиду его внешности и/или характерно-отрицательного обаяния — это разновидность тропа: Яркий представитель тёмных сил.
Содержание
Примеры [ править ]
Отечественное кино и сериалы [ править ]
Вадим Андреев [ править ]
В молодости имел классическую внешность простака, поэтому сыграл несколько вариаций на тему «современный Иванушка-дурачок» (самый известный пример — «Баламут»). Далее пробовал себя в разных амплуа, и более всего из этого периода запоминается его сумасшедший писатель-параноик из отечественной экранизации копитовской пьесы «Конец света с последующим симпозиумом». А когда вошёл в зрелый возраст и набрал немного лишнего веса — освоил новое амплуа: «обаятельный, хитромордый и довольно умненький мужичок». Это может быть мудрый преподаватель («Кадетство») или милый, но небескорыстный «меня заставили» антизлодей («NEXT 3») — но одни и те же черты образа неизменно сохраняются.
Михаил Боярский [ править ]
вы перепутали заданье
чёрт побери вас д’артаньян
бумаги надо у рошфора
а не бестужева украсть
не д’артаньян вы говорите
в сезоне этом де брильи
вы надоели с вашей шляпой
подите к дьяволу мишель
Куда более разнообразный актёр, чем о нём принято думать. Но у большинства кинолюбителей первая же ассоциация: «Боярский?! Стиль плаща и шпаги!». Он — навеки д’Артаньян. И — разные вариации этого же «гасконского прославленного сти-и-иля»© в «Собаке на сене», «Доне Сезаре де Базане», «Гардемаринах», «Тартюфе», «Королеве Марго». Даже роль атамана Мосия Шило в «Тарасе Бульбе» не помогла.
Зиновий Гердт [ править ]
Кого только не играл этот мастер эпизода! Существует интересная история: когда ему позвонили и предложили роль адвоката в фильме Юрия Кары «Воры в законе», супруга актёра ответила, что он евреев принципиально не играет. Вот только до этой истории он играл Паниковского (и учителя с концертино в «Розыгрыше», который явно тоже таки да), а после неё — Арье-Лейба (в ДВУХ разных фильмах) и опять-таки эпизодическую роль Моисея Сталина в первой экранизации книги «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». И адвоката он в итоге таки сыграл. Так что супруга, похоже, просто троллила.
Константин Глушков [ править ]
Как никто, умеет играть отрицательных или «сложных, кручёных» толстяков, веско говорящих, с серьёзными/суровыми лицами. Не криминальный авторитет или ещё какой злодей — так начальник какой-нибудь. «Лесник», «Дельта», «Мент в законе», «Легавый», «Герой по вызову»…
Ирина Горбачева [ править ]
Жена, живущая в неудачном браке, либо разводящаяся с несчастным лицом.
Алиса Гребенщикова [ править ]
Дочь того самого Бориса. Имеет несколько странные черты лица (и взгляд у неё этакий «не от мира сего»), поэтому раз за разом играет «странных женщин».
Александр Дедюшко [ править ]
Мог быть подлым (как в сериале «Парни из стали»), а мог быть и благородным («Псевдоним Албанец»), но непременно крутой, хорошо дерущийся, брутальный мужик, с глубокомысленным взглядом и загадочной судьбой. Сам актёр же в интервью признавался, что мечтает сыграть гротескно-комедийную роль законченного, клинического смешного дебила. К сожалению, не пришлось.
Александр Демьяненко [ править ]
Шурик. Хотя кого только не играл.
Фёдор Добронравов [ править ]
Типичный крестьянин откуда-то с юга России или с Украины. Иван Будько из «Сватов», капитан Якименко из «Ликвидации» и многие другие. Чтобы он начал напоминать собой зловещего иезуита, маньяка и садиста (трэшовое «Возвращение мушкетеров»… да нет, не лестеровское!), пришлось надеть на него парик и основательно загримировать.
Владимир Епископосян [ править ]
Виктор Ильичёв [ править ]
Высокий рост, простоватая физиономия. Как никто, умел делать «робкое личико». Поэтому различных недотёп и/или слабохарактерных парней в его послужном списке — не счесть. Бывали даже злодеи-недотёпы («Смотри в оба!»).
Яна Кошкина [ править ]
Сама по себе девушка довольно неглупая и глубокая, но неудачная пластика заставляет во всех фильмах исполнять роль «говорящие сиськи» — тупая содержанка, любовница, тупая бывшая и т п.
Роман Курцын [ править ]
Почти в каждой роли — тупой качок, не обремененный огромным интеллектом, часто самоуверенный мерзавчик.
Тамта Лано [ править ]
Во всех сериалах — обязательно злобная, красивая, стервозная альфа-сука.
Станислав Любшин [ править ]
Амплуа у него несколько (играл и мятущихся интеллигентов, и откровенных подлецов), но вот самые яркие:
Елена Лядова [ править ]
«Левиафан», «Измены», «Плен страсти», «Любка» — бойкая своенравная девушка, ветреная и не отягощенная тяжелыми моральными принципами, изменщица, меняющая партнеров как перчатки.
Александр Петров [ править ]
Его амплуа в фильмах не меняется вовсе — этакий хамоватый обаятельный хулиган, немного только различаются оттенки характера: «Метод», «Полицейский с Рублевки», «Притяжение», «Неуловимые» и даже «Гоголь», разве, что там парик на него нацепили.
Александр Тютрюмов [ править ]
Строго говоря, он вообще не профессиональный актёр, но сочетание высокого роста и большого веса делает из него подходящего большого начальника. Типичные примеры — подполковник Егоров из «Убойной силы» или генерал Баринов из поздних сезонов «Ментов».
Анна Уколова [ править ]
Женщина с тяжелой судьбой, постоянно тянущая тяжкую лямку, часто неудачно замужем, с кучей детей, либо тяжелой судьбой, измученным лицом и большими грустными глазами.
Андрей Федорцов [ править ]
Типичный человек низкого роста, обычно весёлый. Иногда сотрудник органов внутренних дел. К примеру, Вася Рогов из «Убойной силы».
Светлана Ходченкова [ править ]
После блестяще исполненной роли у Говорухина в «Благословите женщину» и чрезмерного похудания, исполняет всегда один образ — сильная, волевая, красивая, командующая, но в душе несчастная и одинокая женщина с неудавшейся личной жизнью. Ныне переключилась на роль сильных, волевых, красивых, командующих злодеек — Гадюка в «Росомахе», графиня Батори и т д.
Александр Числов [ править ]
Ныне покойный (1964—2019) мастер маленьких, неглавных ролей. При этом далеко не маленький актёр. Гротескная внешность предопределила амплуа: это идеальный выбор актёра на роль слабоумного. Или уголовника. Или слабоумного уголовника. Играл не только такие роли — но больше всего запомнился народу именно ими. Ярко ворвался в кино уже в собственном дебюте — в роли «петушиной мамки» Мойдодыра во всем известном «Беспределе» Гостева. А потом были рядовой Зырин в «Ста днях до приказа», Вовка в сериале «Горячев и другие», бесноватый фюрер Третьего Рейха в «Самом лучшем фильме 2», зэк-лудоман в «Учителе в законе», Сабля в «Тайном городе», председатель колхоза в «Зулейха открывает глаза».
Анатолий Яббаров [ править ]
Мастер эпизода. Какое необычное лицо… То-то ему и доверяли либо роли «совсем простых мужиков из народной гущи» («Гроза над Белой», «Директор», «Бег»), либо «загадочных дегенератов» («Скверный анекдот», «Преступление и наказание», «Совсем пропащий», «Легенда о Тиле»), либо уж — белогвардейцев, шпиков, сектантов, уголовников, бандитов, убийц («Жили-были старик со старухой», «Одиночество», «Звезды и солдаты», «Возвращение к жизни», «Джентльмены удачи», «Два капитана» 1976 года, «По волчьему следу», «Побег из тюрьмы»).
Зарубежное кино и сериалы [ править ]
Дэнни Айелло (1933—2019) [ править ]
Кого бы ни играл — полицейского, гангстера, почтенного отца семейства или комическую роль — обязательно это рассудительный, обстоятельный мужчина. Потому что Айелло и в жизни был таким. И выглядел соответственно, даже несколько «по-домашнему».
Роуэн Аткинсон [ править ]
Для многих он был и остаётся «мистером Бином на все времена» и исключительно комедийным актёром, любителем корчить рожи и застывать в нелепых позах. Однако достаточно посмотреть на его театральные работы, чтобы понять — Аткинсон не только м-р Бин. В его активе и образ Чёрной Гадюки, главного героя одноимённого ТВ-сериала («The Black Adder»), причём от сезона к сезону его персонаж становился всё более и более трагически проработанным; и пародийный Джеймс Бонд — Джонни Инглиш; и даже пародийный Доктор («Доктор Кто»). Одна из его новых работ (на сей раз всё серьёзно) — комиссар Мегрэ («Мегрэ расставляет сети», 2016).
Шон Бин [ править ]
Часто играет персонажей, которые обычно умирают в процессе развития сюжета — амплуа Боромира к нему прилипло настолько качественно, что когда пронёсся слух, что в новых «Звездных Войнах» он сыграет Хана Соло, фэндом дружно ахнул: «[конец] Хану Соло!». Хорошо, что это кастинговое решение было отменено… ( Но Хану Соло всё равно [конец]. )
Джонатан Бэнкс [ править ]
Роберт Дави [ править ]
Типаж: человек с романской внешностью, далеко не красавец, долговязый и с мощными сухожилиями, грозного и сурового облика. Начинал с ролей бандитов, самая известная такая работа — историческое лицо Вито Дженовезе в «Гангстерских войнах» (1981). Засветился и в бондиане («Лицензия на убийство»), и ещё во множестве боевиков. Была и самопародия в The Goonies (один из трёх безумных сынков безумной мамаши). Потом его неоднократно привлекали также на роли «силовиков с мордой кирпичом» («Крепкий орешек», франшиза «Маньяк-полицейский», «Хищник 2») и «добрых бордельных вышибал самого зверского вида» («Дикая орхидея 2», «Шоугёлз»).
Сэмюэл Л. Джексон [ править ]
Роберт Карлайл [ править ]
Он — Гитлер. Он — противник Джеймса Бонда. Он — некромант, и впридачу невыносимый гений, которого команда космического корабля терпит только из-за невероятной гениальности. Этот же человек в магическом мире известен как могущественный колдун Румпельштильцхен, а в мире человеческом — как жестокий и прагматичный бизнесмен Голд. Роберт Карлайл, уродливо красивый человек и обладатель очень специфической мимики, великолепно играет мерзавцев.
Тим Карри [ править ]
Наиболее запоминающиеся роли — харизматично-злодейские. Доктор Фрэнк-эн-Фёртер в «Шоу ужасов Рокки Хоррора», Долговязый Джон Сильвер и, конечно же, злобный клоун Пеннивайз в старой экранизации «Оно»! Призрак артиста в «Lexx» тоже кр-райне колоритен. А какой коварный получился премьер Черденко в третьем Red Alert! Но более всего амплуа проявляется в озвучке — как-никак, Карри ещё и рок-певец. В озвучке злодеев, конечно же. От духа-разрушителя Хексуса в экологическом мульте до самого дьявола!
Джон Клиз [ править ]
После ролей в «Монти Пайтонах» и «Башнях» Клиз так и увяз в комедийном амплуа надменного саркастического эгоиста. См. хотя бы «Рыбку по имени Ванда», где он в очередной раз играет это (а еще один монтипайтоновец, Майкл Пейлин — очередного отбитого психа). Пожалуй, только в фильме «Пунктик / Clockwise» (1986 г.) Клиз позволил себе сыграть нечто более глубокое и трагическое.
Джеймс Кэгни [ править ]
Амплуа гангстера прилипло к нему настолько прочно, что он от него не смог отделаться до самой смерти — несмотря на желание сыграть, например, Гамлета, такую роль ему просто никто бы не дал.
Джон Кэнди [ править ]
Два слова: добродушный недотёпа. Внешность способствовала. О том, что этот канадский актёр был способен куда на большее, чем играть смешных толстяков, свидетельствуют его — увы, немногочисленные — драматические роли. Впрочем, Джон умудрялся найти место для драмы и в откровенно комедийных ролях, вспомните хотя бы его эпизодического героя в «Один дома».
Дитер Лазер [ править ]
Только посмотрите на эту угрюмую рожу кирпичом! Сумрачный германский гений прямо-таки впечатался во внешность. Мало кто помнит его в роли монаха-дьяволопоклонника и нацистского доктора. Гикам лицо известно по роли вселенского зла Мантрида. А после маньяка, создателя человеческой многоножки, амплуа стало почитай что несмываемым.
Вероника Лейк [ править ]
Одна из легенд Голливуда, игравшая в основном роковых женщин — и если где-то в кино появляется роковая женщина, ассоциируют её именно с Вероникой Лейк (в основном благодаря специфической прическе и мейкапу). Обычно этого персонажа ждёт плохой конец. Например, в «Отправь их в ад, Мэлоун», Эвелин ждёт именно такая судьба. Как и Элизабет из второго аддона к BioShock. И, кстати, большинство нуарных роковых женщин — тоже. Сама актриса съехала с катушек после несчастного случая и умерла от алкоголизма.
Брайан Либби [ править ]
Суровый верзила с чертами вырождения. В жизни — большой шутник, весёлый циник и анекдотчик (приколы рассказывает неизменно с мордой кирпичом, а морда у него ужас какая впечатляющая). Кто-то обозвал его «Томом Нунаном для бедных» (см. здесь о Томе Нунане), этих двух актёров даже путают. Запомнился в трэше «Безмолвный гнев» с Чаком Норрисом. Далее играл ярких эпизодических злодеев в «Джексон по прозвищу Мотор», «На линии огня», «Стиратель», «Самолёт президента»…
Гойко Митич [ править ]
Актёр одной роли? Нет, ни в коем случае. Он сыграл не одну роль, а много. Много ролей индейцев. А если он играет, скажем, русского в фильме о Второй мировой, то просто прелесть, как этот русский будет бегать по крышам и метать ножи в цель…
Джейсон Момоа [ править ]
Мэрилин Монро [ править ]
Как правило исполняет роль Прелесть какая глупенькая (хотите ярчайшие примеры — посмотрите «Река не течёт вспять» или, если предпочитаете более легковесный рисунок роли, «В джазе только девушки»). В жизни была умницей — и даже страдала от этого.
Амриш Пури [ править ]
Главный злодей Болливуда сыграл много ролей, примерно где-то между 300 и 400. Появлялся и в Голливуде: Мола Рам, злой жрец богини Кали в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы» — это тоже он.
Лэнс Реддик [ править ]
То в одном известном сериале сыграет персонажа по фамилии Аббадон, то в не менее известной трилогии — персонажа по имени Харон. Остальных его работ большинство зрителей и не знает.
Эдди Рэдмейн [ править ]
От главного исполнителя ролей всяческих «интеллигентов до мозга костей», ассоциируемого, прежде всего, со Стивеном Хокингом в «Теории Всего», зрители любят ожидать лёгкого сумасшествия. И радуются, когда перед ними за один 2016 год предстали манерный художник с раздвоением личности и эксцентричный волшебник-зоолог. Впрочем, теперь роль Ньюта Саламандера Скамандера медленно, но уверенно заставляет забыть про Вегенера и Хокинга.
Кэри-Хироюки Тагава [ править ]
Одно время играл мерзавцев, в частности, Шан Цуна в Mortal Kombat. Теперь многим зрителям трудно привыкнуть к тому, что Тагава играет положительных героев.
Дэнни Трехо [ править ]
Прекрасно известен в характерном амплуа преступника индейского или мексиканского происхождения. Впрочем, у него и биография соответствующая — 11 лет в тюрьме, побеждённая наркозависимость и… чемпионский титул по боксу в лёгком и среднем весе (причём в тюрьме)! Участие в фильме Дэнни Трехо означает две вещи: во-первых, фильм будет полон трэша, угара, револьверов, дробовиков и мачете, а во-вторых, Трехо лично проследит, чтобы всё, что касается тюрьмы, бандитов и мордобоев, было сделано качественно. Дэнни Трехо считает, что именно фатальность судьбы его персонажей (почти все погибают) отвратит в будущем молодёжь от преступного пути — поэтому он с великим удовольствием снимается в роли завзятых подонков. Но может и в роли хорошего парня сняться, чисто чтобы показать, насколько отвратительным может быть хороший парень с замашками бандита. А вот в озвучке у него разнообразие побольше — например в Fallout: New Vegas его голосом разговаривает гуль-компаньон Рауль Техада.
Пол Уинфилд [ править ]
Годы жизни: 1939—2004. В молодые годы у него было хобби: проучиться хотя бы годик-другой в каждом из видных вузов США (два из них даже окончил, один очно, другой заочно). Типаж «весьма неглупый, серьёзный, рассудительный, недурной собою чернокожий». Оттого ему большую часть времени доставались роли полицейских, юристов, офицеров, чиновников (в том числе дипломатов), врачей, священников… Оттого на телевидении ему в 1978 году и предложили сыграть Мартина Лютера Кинга, и даже чуть не дали за эту роль «Эмми». Ещё ранее обратил на себя внимание своей оскароносной ролью в фильме «Звоночек/Саундер» (Sounder), драме о жизни чернокожих в дни Великой Депрессии. Пока он не перешагнул сорокалетний рубеж и не набрал немного лишнего веса, его ещё несколько раз заняли в качестве «типичного негра, у которого в расистскую эпоху проблемы» (одно слово — беглый раб Джим в Huckleberry Finn 1974 года!), но параллельно он уже в 1970-е осваивал своё базовое амплуа, описанное выше. Чуть ли не самая известная, знаковая роль 1980-х у него была в первом «Терминаторе» (полицейский начальник, который незадолго до того, как пострадал от рук Т-800, всё-таки поверил Кайлу Ризу, см. полную версию). Ещё Уинфилда можно найти в «Скалолазе», «Деннисе-мучителе» и «Марс атакует!». И в старом «Звездном пути» (две разных офицерских роли).
Деннис Фарина [ править ]
Известен ролями полицейских и гангстеров (обычно мафиози — как-никак, итальянское происхождение). Что называется, мастерство не пропьёшь — 18 лет службы в полиции дают о себе знать.
Морган Фримен [ править ]
Главный Мудрый Негр Голливуда. В 1960-е и 1970-е годы — буквально пара эпизодов в кино и на телевидении; в течение 1980-х — несколько киноролей второго плана… Много играл в театре, набирал экспу — и этим ограничивался. Зато, как только Фримену стукнуло полвека — практически вертикальный взлёт! «Шофёр мисс Дейзи» (1989), «Робин Гуд: Принц воров», «Побег из Шоушенка», «Семь», «Целуя девушек»… И далее, уже в новом тысячелетии — «И пришёл паук», «Все страхи мира», «Малышка на миллион», «Счастливое число Слевина», а в трилогии Нолана о Бэтмене — роль Люциуса Фокса. Фримен — ещё и полная внешняя копия Нельсона Манделы. Его и сыграл в «Непокорённом». А в двух сатирических комедиях, связанных между собой общей канвой — самого Господа Бога.
Кори Хейм [ править ]
Англоканадец кельтского происхождения, в 1980-х годах — «самый известный подросток в мире». Нет, серьёзно, не было никакого другого юного актёра, который был бы в роли тинейджера столь же естественен и органичен. Не играл — жил. И его простодушная, привлекательная физиономия — это тоже нечто. «Серебряная пуля», «Тайный поклонник», «Лукас», «Пропащие ребята», «Водительские права», «Задумай маленькую мечту», «Поспешное бегство», «Просто одна из девочек» (это где его персонаж девчонкой переодевается)… в общем, наши завсегдатаи пиратских видеосалонов 1980-х — 1990-х должны его хорошо помнить. Но годы летели, внешность стала уже не отроческая, и хотя он продолжал помаленьку сниматься и в 2000-х, прежнего громкого успеха уже никогда не было. «Лицо молодёжных комедий восьмидесятых» умер в 2010-м, чуть-чуть не дотянув до своего сорокалетия.
Барбара Хёрши [ править ]
Большинство её ролей (а если не большинство, так самые яркие и запоминающиеся) — сплошные деспотичные мамаши из редкого типа скверных мамочек: циничные и властные манипуляторши, не гнушающиеся никакими методами, чтобы удерживать дитя под строгим контролем. Кора Миллс из «Однажды в сказке» и Эрика Сейерс из «Чёрного лебедя» — примеры, которые приходят на ум сразу же.
Лена Хиди [ править ]
Её общее амплуа: сильная (не в плане мышц — хоть она и не оранжерейный цветочек) женщина, см. хотя бы фильм «Судная ночь». Актриса, в общем, и в жизни такая. Её подамплуа: «роковая красавица», но не нуарного, а древнего или средневекового типажа. Поэтому она сыграла аж трёх знаменитых монархинь, изменявших своим мужьям-монархам: царица Горго; королева Гвиневра; королева Серсея.
Ли Эрми [ править ]
Практически эталонный Сержант Зверь. А всё потому, что он и по жизни был таким и лишь после нескольких ранений и 11 лет службы (включая 14 месяцев войны во Вьетнаме!) был комиссован. Собственно говоря, на знаменитую роль сержанта Хартмана он и попал-то случайно — работал консультантом на съёмках фильма «Цельнометаллическая оболочка», вспомнил своё прошлое… и режиссёр Стэнли Кубрик это оценил!
Кэмерон Диаз [ править ]
В юности — образцовая girl next door, она же «девушка по соседству»: симпатичная, обаятельная, в меру сексуальная, в меру простоватая, но при этом бойкая и по-житейски смекалистая. Переиграла бессчётное количество подобных персонажей в американских ромкомах и мелодрамах. Став постарше, переключилась на роли милых стервочек.
Ева Грин [ править ]
Готическая красавица, и этим всё сказано. Её конёк — загадочные и в меру эксцентричные женщины со сложным характером. Если фильм мистический или фэнтезийный — героиня Евы наверняка будет обладать сверхспособностями.
Кейт Бланшетт [ править ]
Утончённая и сдержанная особа. Если не аристократка, то хотя бы девушка из очень приличной семьи. А Галадриэль помните. Если Кейт выпадает роль сильной женщины — это не Железная Леди, а Железный кулак в бархатной перчатке (а в четвёртом «Индиане Джонсе» у неё самопародия, там она суровая вражеская тётя).
Риз Уизерспун [ править ]
В юности была эталоном солнечной блондинки и прославилась ролями непосредственных энергичных барышень, готовых горы свернуть ради своей цели. Повзрослев, надолго застряла в амплуа идеальной домохозяйки эстетики белого заборчика. Сейчас тоже предпочитает роли домохозяек и матерей — но уже более современных и продвинутых.
Николь Кидман [ править ]
Говорим испорченная аристократка или богатая властная дама — подразумеваем Николь Кидман. Белокурая бестия, роковая брюнетка или рыжая-бесстыжая — в любом образе она элегантна и неуловимо-порочна.
Ребел Уилсон [ править ]
Редкий подвид добродушной толстушки: пацанка с замашками леди. В её фильмографии есть и типичные прекрасные пышки, но наиболее запоминающиеся героини — пробивные и острые на язык дамочки, которые в случае чего и врезать не постесняются.