в чем заключается сатирическая направленность повести нос
Сатирическое звучание повести Н. В. Гоголя «Нос».
Повесть «Нос»
справедливо причисляют к жанру сатиры на современное
писателю общество, где человека оценивают
не по личным качествам, а по чину.
Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом.
Ведь тот облачен в мундир, который показывает,
что перед майором чиновник более высокого ранга.
Интересен образ квартального надзирателя.
Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду,
но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки.
Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге,
а при виде господ, полиция всегда близорука.
Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен
ответить за происшествие.
Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль
виноватого.
Типичен главный герой произведения майор Ковалев.
Это провинциал без образования, получивший свой
чин на Кавказе без экзамена, благодаря службе.
Такая деталь говорит о многом.
Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился
бы на передовой.
Он отчаянный карьерист, готовый на всё ради повышения
по службе. За этим Ковалёв и приехал в Петербкрг.
А пока, чтобы придать себе больше веса и
значительности, он везде именует себя не коллежским
асессором, а майором, зная о преимуществе военных
званий над гражданскими.
Комичен цирюльник, носящий фрак.
Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы,
пятна на одежде, небритость) контрастируют с
профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее.
Дополняет галерею юмористических персонажей доктор,
который проводит диагностику щелчками.
Сатира Гоголя обрушивается и на господствующие
устои жизни, и вместе с тем на таких Ковалевых,
которые являются типическим их выражением.
Таков реальный, сатирический смысл этой фантастической
повести.
Майор Ковалев является в повести трагикомической
жертвой, но вместе с тем майоры Ковалевы-
хозяева жизни и сами являются воплощением ее
ненормальностей.
И они несут ответственность за все ее безобразия.
Таким образом, в «Носе» доведено до абсурда то,
что было в самой жизни.
Анализ повести Нос Гоголя 10 класс
История создания
Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение. Пушкину оно показалось веселым и оригинальным. Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году. Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.
Жанр и направление
Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести. Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.
Композиция
О чем?
Главные герои и их характеристика
Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем. В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.
В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.
Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя. Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.
Темы повести
Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.
Проблемы
В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.
Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку». Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст уже только в изданиях советского периода.
Смысл произведения
Между тем, без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др.
Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так. Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях», о которых в своей повести пишет Гоголь.
Чему учит?
Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое. Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.
Художественное своеобразие
Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос» относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению. В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.
2 вариант
Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».
По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.
Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.
Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа. Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.
Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.
Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека. На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.
Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос, не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.
Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.
Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.
В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.
Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.
Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.
Анализ произведения 3
Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».
Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.
Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.
Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.
С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Нос
Популярные сегодня темы
Произведение глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Призывает привлечь внимание к музыке как к чему-то более высокому. Прививает чувство сострадания и понимания, учит любить Родину
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
Что может быть красивей натюрмортов, особенно если это изображение, сорванных, весенних цветов. Но еще лучше, если они выполнены рукой выдающегося, русского художника Бруснилова, который очень любил данный вид живописи
Полное изречение Теренциана Мавра о судьбе книги имеет концовку, которую чаще всего опускают. В ней говорится о том, что дальнейший путь книги зависит от принятия читателем.
Как известно, слово – основная единица языка. Только людям свойственно общаться с помощью слов. Это уникальная возможность, позволяющая вести диалог, высказывать свою точку зрения
Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Нос»
Рассмотрите краткий и полный анализ повести Гоголя «Нос», что позволит лучше прояснить для себя это нестандартное произведение. Здесь мы видим одно из самых необычных произведений литературы. До сих пор вокруг него ведется множество споров. Первоначально Гоголь собирался печатать его журнале «Московский наблюдатель», но цензоры оценили произведение как «пошлое».
Год написания и публикации — Повесть написана в 1832-1833 гг., а впервые опубликована в 1836 году.
История создания — В основу сюжета лег популярный в те времена французский анекдот о потерянном носе. Гоголю пришлось не раз редактировать повесть. Одной из причин изменений были замечания цензуры, а второй – стремление автора донести до своего читателя идею наилучшим образом. Существовал вариант повести, когда утерянный нос был лишь результатом сновидения главного героя. Гоголь сомневался, стоит ли печатать данное произведение, но его уговорил Пушкин, найдя эту историю оригинальной и смешной.
Жанр — Повесть.
Направление — Фантастический реализм.
Основная идея — На примере истории Ковалева автор стремился показать бездуховность петербургского общества, ориентацию людей на внешнее, а не на внутреннее.
Тема — Петербургское общество 30-х годов 19 века.
Проблема — Порочность интересов, стремлений петербуржцев, следование ложным ценностям.
Композиция — Повесть имеет линейный сюжет и состоит из трех частей – завязка, кульминация, развязка.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Нравственные ценности человека.
Проблема – Проблема безнравственности столичного общества того времени, следования ложным целям.
Гоголь показывает все общество на примере поведения Ковалева, поскольку он – типичный представитель того времени. Майор ориентирован на внешние факторы – должность, окружение, он забывает о истинных ценностях, о своем внутреннем развитии. В церкви усердно молится совсем не Ковалев, а его нос. Майор же, находясь в соборе, обращает свой взгляд не на Бога и не внутрь себя, а на красивую женщину.
Цирюльник стремится скрыть от Ковалева всю правду о его носе. Вместо того, чтобы отнести нос его владельцу, он украдкой выбрасывает его с моста.
2.
Тема – Тема человеческого счастья.
Проблема – Человек не всегда ценит свое благополучие. Он не понимает, что счастлив, пока не лишится чего-то очень важного.
3.
Тема – Тема маленького человека, социального неравенства.
Проблема – Человек ведет себя не согласно своему человеческому достоинству, а лишь в соответствии со своим социальным статусом.
Читая повесть, мы видим, что низшее сословие пресмыкается перед высшим, а высшее позволяет себе любое поведение по отношению к малоимущим. Здесь не видно ни теплоты в отношениях, ни уважительного отношения к человеку.
Ковалев пренебрежительно ведет себя со слугой, кучером, цирюльником. Он резко выражается в их адрес, унижает их, может позволить себе грубость. Цирюльник, который был не в состоянии честно отнести майору нос, подобострастно заглядывает к нему.
Нос относится к Ковалеву так же надменно, как и тот с низшими по рангу людьми. В повести перед нами идут чередой образы маленьких людей, которые не имеют собственного «Я» и внутреннего стержня.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Руководствуясь пафосом внутреннего очищения, нравственного самовоспитания, стремления к самопознанию, Гоголь выводит диаметрально противоположный образ. Ковалев направляет свою энергию на то, что уводит его от самого себя. Именно поэтому он теряет собственную часть тела.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Образ носа описан весело, эмоционально и ярко. Образ Ковалева находится в конфликте с образом своей же части тела. Эта ситуация учит майора новому отношению к жизни. После того как нос снова оказался на лице майора, тот взглянул на жизнь другими глазами.
п.4. Литературные приёмы
В своем произведении Гоголь использует символы, которые красноречиво подчеркивают основные моменты повести. Главный символ произведения – это нос. Здесь автор использует гротеск. Он описывает нос, который самодостаточен и автономен. Нос стоит выше своего владельца по рангу.
Комично выглядит описание носа и его хозяина, как представителей различного социального слоя. Для меня символ потерянного носа – это показатель того, что Ковалев задирал свой нос выше собственного социального статуса. Глядя на мундир носа, главный герой с трудом осмеливается подойти и обратиться к нему.
Другой важный символ повести – это Петербург. В образе Ковалева Гоголь описывает типичного представителя петербуржского общества. Через своих персонажей автор рассказывает про город, живущий по определенным законам. В столицу съезжаются люди, стремящиеся проявить себя в обществе, для них важна карьера. Ничего плохого в этом нет, но вся остальная жизнь подчинена именно этой цели.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт Ковалева со своей частью тела – с собственным носом. Он большое значение придавал чинам, любил задирать нос, именовал себя майором. Нос же стал статским советником, заставляя Ковалева вести себя подобострастно с ним. Возникает чувство, что нос одержит победу в борьбе с Ковалевым. Теперь нос – начальник майора и только потому что стоит в мундире вышестоящего чина.
Возникает вопрос, кто главнее, человек без социального статуса или социальный статус без человека? Тут виден формальный, фиктивный мир, в котором ценен не человек, а его положение в обществе. В конце повести нос терпит поражение. Это происходит только потому, что он оказался самозванцем, а не статским советником. В итоге конфликт разрешен – нос устраивается на свое законное место, а его хозяин счастлив.
Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 12.11.2020
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос» | характеристика |
платон ковалёв | кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию. |
нос | часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином. |
иван яковлевич | цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь. |
образ города | санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете. |
Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблемы
Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Чему учит?
Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо.
Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.