в чем заключается санитарно бытовое обслуживание работников
В чем заключается санитарно бытовое обслуживание работников
С 01.03.2022 ст. 223 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
ТК РФ Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 223 ТК РФ
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Энциклопедия судебной практики. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников (Ст. 223ТК)
Энциклопедия судебной практики
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
(Ст. 223 ТК)
1. Общие вопросы, касающиеся санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников
1.1. Перечень условий обеспечения санитарно-бытового обеспечения работников является открытым
Статья 223 ТК РФ содержит открытый перечень условий обеспечения санитарно-бытового обеспечения работников.
1.2. Перечень обязанностей по обеспечению бытовых нужд своих работников и их экономическую целесообразность работодатель определяет самостоятельно
Работодатель самостоятельно, исходя из норм трудового законодательства, определяет свои обязанности по обеспечению бытовых нужд своих работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
1.3. Несение расходов по санитарно-бытовому обслуживанию и медицинскому обеспечению работников непосредственно связано с участием работников в производственном процессе
Положения ст.ст. 22, 212 и 223 Трудового кодекса РФ возлагают на работодателя обязанности по созданию здоровых и безопасных условий труда, по обеспечению бытовых нужд работников, обеспечению возможности приема пищи в рабочее время на рабочем месте или в оборудованных для этого местах.
Поскольку обеспечение нормальных условий труда является обязанностью работодателя, то несение расходов, связанных с исполнением данной обязанности, непосредственно связано с участием работников в производственном процессе.
1.4. Работодатель, занимающийся оказанием лечебно-профилактической помощи, не обязан бесплатно оказывать своим работникам весь спектр медицинских услуг
Исходя из анализа статей 213 и 223 Трудового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у работодателя, имеющего в структуре своего предприятия подразделение, осуществляющее оказание лечебно-профилактической помощи, обязанности по бесплатному оказанию своим работникам всего спектра медицинских услуг, за исключением организации проведения обязательных, предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями по охране труда.
2. Виды расходов на санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников и их налогообложение
2.1. Расходы на обязательную вакцинацию работников не являются объектом обложения страховыми взносами
Расходы на вакцинацию работников, являющуюся обязанностью работодателя и производящуюся в интересах организации, не являются объектом обложения страховыми взносами, следовательно, вывод фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов, а также о недостоверности представленных обществом индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, является ошибочным.
2.2. Расходы на обязательную вакцинацию работников учитываются в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль
Обоснованность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на расходы связанные с вакцинацией работников предприятия против гриппа, вытекает из системного толкования положений ст.ст. 22, 209, 212, 223 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.3. Затраты на организацию условий для приема пищи включаются в расходы, учитываемые в целях исчисления налога на прибыль и НДС
Признавая недействительным решение инспекции в данной части, суды исходили из отсутствия у общества оснований для учета спорных товаров при определении налоговой базы по НДС, поскольку они приобретены в целях управления организацией и для обеспечения нормальных условий труда работников в соответствии со ст.ст. 108, 223 Трудового кодекса РФ, коллективного договора и ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Также судами указано, что приобретенные товары (чайники, микроволновки, холодильники и др.) являются предметами, необходимыми для нормального функционирования общества, в частности, его управленческого персонала, данные товары использовались в деятельности общества, являющейся объектом налогообложения НДС.
2.4. Затраты на приобретение чистой питьевой воды для бытовых нужд работников включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и НДС
Суды, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 252, 264 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 22, 223 Трудового кодекса Российской Федерации, сделали вывод о том, что общество правомерно включило в расходы, учитываемые в целях исчисления налога на прибыль, затраты на приобретение чистой питьевой воды для бытовых нужд работников.
2.5. Расходы на питьевую воду включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, даже если отсутствует заключение санитарно-эпидемиологической службы о том, что вода в водопроводе не пригодна для питья
По мнению подателя жалобы, расходы общества, связанные с приобретением питьевой воды, при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологического центра о плохом качестве водопроводной воды, неправомерно отнесены на затраты, вследствие чего занижен налог на прибыль. Исследование движения денежных средств свидетельствует о наличии признаков, характерных для «схем», направленных на необоснованное возмещение НДС из бюджета, и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Суд установил, что общество приобретало питьевую воду для работников с целью обеспечения нормальных условий труда и мер по технике безопасности.
Суд правомерно отклонил доводы налогового органа об экономической необоснованности произведенных расходов со ссылкой на наличие заключения Госсанэпидемнадзора о соответствии водопроводной воды требованиям ГОСТа.
Таким образом, общество правомерно отнесло стоимость приобретения воды к расходам на обеспечение нормальных условий труда, поскольку обязанность по обеспечению работников водой возложена на него Трудовым кодексом Российской Федерации и действующими правилами охраны труда.
2.6. Затраты на приобретение мебели и элементов декора помещений направлены на обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников
Обществом отнесены на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной амортизации по таким объектам основных средств, как кресла для посетителей, диваны, гардероб, кухня офисная, холодильники, телевизор и т.д.
Использование указанных объектов направлено на обеспечение нормальных условий труда и является обязанностью работодателя, в связи с чем несение расходов, связанных с исполнением данной обязанности, непосредственно связано с участием работников в производственном процессе.
Использование элементов декора интерьера офиса также направлено на осуществление деятельности, направленной на извлечение дохода, поскольку обеспечивает поддержание соответствующего имиджа заявителя.
В связи с тем, что спорное имущество использовалось заявителем в производственных целях, направленных на извлечение дохода, амортизационные отчисления по ним правомерно включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
2.7. Затраты на ремонт помещений, используемых для обеспечения нормальных условий труда работников, входят в состав налоговых вычетов
Довод инспекции о том, что общество не осуществляло на спорных объектах операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, следовательно, отсутствуют основания для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, правомерно отклонен судами, поскольку в целях выполнения требований статьи 223 Трудового кодекса общество по установленным для таких объектов нормам и правилам оборудовало санитарно-бытовые помещения и помещения для оказания медицинской помощи. Так как размещение и обустройство (функционирование) данных объектов на территории общества определено требованиями законодательства Российской Федерации, то и расходы на их содержание (включая расходы на ремонт) признаются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Руководствуясь положениями ст. 223 ТК РФ, указали, что обустройство комнаты для приема пищи не изменило служебного и технологического назначения арендованного заявителем офисного помещения, наличие в офисном помещении комнаты для приема пищи в силу действующего законодательства Российской Федерации является обязанностью работодателя (заявителя); в рамках договора подряда N 5 от 25.12.2009 не осуществлялись работы по модернизации арендованного имущества, расходы заявителя, понесенные по договору подряда N 5 от 25.12.2009, не являются капитальными вложениями в объект основных средств.
Расходы на ремонт в рамках данного договора не возмещались обществу арендодателем ИП Т. и доказательств, подтверждающих позицию налогового органа, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что общество вправе списать единовременно в составе прочих расходов затраты, осуществленные с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, что также подтверждается разъяснениями Минфина России (письма от 19.07.2012 N 03-03-06/1/345; от 12.10.2011 N 03-03-06/1/663).
2.8. Затраты на посещение работниками сауны, бассейна и тренажерного зала не относятся к затратам на их санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение
Общество приобрело и передало работникам абонементы на посещение бассейна, а также оплатило посещение ими сауны, бассейна и тренажерного зала на основании счетов-фактур; оплата абонементов не относится к мероприятиям, предусмотренным в статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации и в пункте 9 статьи 217 Кодекса.
2.9. Затраты на оборудование душевых, саун и тренажерных залов относятся к затратам на санитарно-бытовое обслуживание и учитываются в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и НДС
В соответствии со ст. 22, 223 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность по обеспечению бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом под комнату отдыха и психологической разгрузки оборудовано отдельное помещение с отдельным входом, расположенное на третьем этаже административного здания, для которого приобретены спортивные тренажеры (дорожка электробеговая, велотренажер и бильярдный стол). Указанное оборудование обществом оприходовано, закреплено на балансе общества, ему присвоены инвентарные номера.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные объекты не использовались в производственных целях, налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах основания для доначисления налога на прибыль по данному эпизоду у инспекции отсутствовали.
2.10. Амортизационные отчисления в отношении материальных ценностей, используемых для обеспечения нормальных условий труда, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль
При проведении проверки налоговым органом установлено, что обществом включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной амортизации по следующим объектам основных средств:
— оборудование для хранения продуктов питания, приготовления и приема пищи, в том числе: шкафы для кофе-пойнт, кофе-пойнт перегородки, льдогенератор, машины посудомоечные, мини-кухни, печи СВЧ, электрические плиты, холодильная витрина, барная стойка, соковыжиматели, кофемашины;
— элементы декора интерьера офиса: кашпо, цветы, деревья, вазы, фотографии, знамена.
Также заявителем заявлен налоговый вычет по НДС по счетам-фактурам, выставленным при приобретении льдогенератора, холодильной витрины, барной стойки и кофемашин.
Со ссылкой на нарушение налогоплательщиком положений ст. 256, п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, налоговой инспекцией сделан вывод о занижении налога на прибыль и завышении налоговых вычетов, поскольку указанное оборудование не используется в деятельности, направленной на получение дохода.
Признавая недействительным решение налогового органа в данной части, суды исходили из соблюдения обществом требований ст.ст. 252, 264 п. 1 п.п. 7, 171 и 172 НК РФ, а также из положений ст.ст. 22, 212 и 223 Трудового Кодекса РФ, возлагающих на работодателя обязанности по созданию здоровых и безопасных условий труда, по обеспечению бытовых нужд работников, обеспечению возможности приема пищи в рабочее время на рабочем месте или в оборудованных для этого местах.
Таким образом, приобретение указанного имущества экономически обосновано и направлено на обеспечение нормальных и здоровых условий в работе сотрудников Общества.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.
Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.
Комментарий к ст. 223 TК РФ
2. Обеспечивая надлежащим образом санитарно-бытовое обслуживание работников, работодатель должен при оборудовании соответствующих помещений (для отдыха и приема пищи, для обогрева и охлаждения, душевых, умывальных, гардеробных, уборных, курительных комнат и т.д.) выполнять требования строительных норм и правил РФ (см. СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. N 313 // М.: ГУП ЦПП, 2001).
Судебная практика по статье 223 TК РФ
И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 223 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
Статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагается обязанность оборудовать помещение для приема пищи. Для этих целей ОАО «В-Сибпромтранс» выделена комната в помещении депо.
Согласно таблице «Распределение расходов на прочую деятельность Красноярский Узел» реализация продуктов питания относится к прочему виду деятельности. Затраты на данный вид деятельности, в том числе, затраты на электроэнергию и ремонт, на которые указывает административный истец, не входят в затраты на перевозки, а включаются в стоимость блюд, которые продаются работникам предприятия, а также другим лицам. Поскольку все оборудование столовой, числящиеся на балансе регулируемой организации и указанное в инвентаризационной описи, полностью самортизировано, то министерство обоснованно не учитывало его в затратах на перевозку. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Обязан ли работодатель организовать санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение в офисе?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
В ст. 223 ТК РФ указано: «работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи».
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.
ОТВЕТ
Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.
Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.
Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).
Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
ОБОСНОВАНИЕ
В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.
Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).
На основании п. 62 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66, использование производственных помещений для принятия пищи запрещается.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V «Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям» даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.
Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. «Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.
Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).
Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам