в чем заключается роль в общении интонации темпа речи паузы
Интонация, Темп речи. Паузы. Роль интонации и темпа речи в речевом воздействии на слушателя.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки в речи), мелодики (изменения голоса в процессе речи по высоте и силе), темпа (количества слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
Интонация — это чередование повышения и понижения голоса.
Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.
Если даже речь будет произнесена в оптимальном темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.
О. З. Муштук предлагает следующую классификацию пауз:
− Паузы размышления. По мнению автора, данный вид пауз может возникать в любом месте повествования. Во время этого вида пауз оратор выбирает из нескольких вариантов продолжения речи один, наиболее подходящий, или же раздумывает над тем, как именно оформить свою речь дальше
− Психологические, или эмоциональные паузы выражают чувства вне всяких грамматических правил. В качестве доказательства автор приводит пример: «Первое место поделили Петров…, и ты!»
− Синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой
− Ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника.
− Физиологические паузы. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Говоря о процессе дыхания, я уже упоминала о необходимости делать паузы для вдоха. Но умелый оратор делает паузы только тогда, когда это будет наиболее выигрышно для речевого воздействия.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника речи – практический предмет, и только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании. Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.
Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.
Заключение
К сожалению, долгое время риторика была незаслуженно забыта. Только в середине 17 в. благодаря М. Ю. Ломоносову люди вновь начали изучать «науку о красноречии». В наше время человеку необходимо уметь общаться: быстро устанавливать контакт с людьми, формулировать новые идеи, и, самое главное, уметь отстоять свою правоту. Но это только одна сторона общения. Другая — этика поведения человека, его ответственность за то, что он говорит. И данная сторона не менее важна для юриста, сферу деятельности которого относят к сфере повышенной речевой ответственности.
В данном реферате я выполнила следующие задачи :
1. Рассмотрел понятие «техника речи».
2. Подробно рассмотрел составляющие компоненты техники речи.
3. Анализируя компоненты техники речи, я пришёл к выводу о том, что научиться говорить правильно, четко и красиво возможно в любом возрасте. Несмотря на то, что многие умения и навыки речевой деятельности формируются еще в младенчестве, развить их возможно как в подростковом, так и в зрелом возрасте. Зачастую для этого достаточно просто регулярно выполнять простые упражнения
6. Список использованных источников
1. Муштук. О.З. Основы общей риторики. М., 2008
2. Никольская С. Т. Техника речи. Учебник. М.: Норма., 2006
Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 278 ; Мы поможем в написании вашей работы!
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ОБЩЕНИИ
Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннее состояние культуры человека. Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств:
— ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности и образованности: договор, позвонит, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мышление, ненадолго, средства, ходатайство),
— пауз (паузы помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),
— тона (тон бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),
— тембра голоса (резкий, мягкий),
— темпа речи (быстрый, медленный).
Интонация может изменить значение слова. «Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл. Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!» или «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.
ВАРИАНТ 2 ОБ ИНТОНАЦИИ
Несколько слов об интонации, ее компонентах, функциях в языке и возможностях использования в деловом общении.
— различные соотношения тонального рисунка (мелодики),
В высказывании интонация выполняет различные функции:
— коммуникативную (с ее помощью реализуются основные типы высказывания: вопрос, повествование, побуждение),
— выделительную, связанную, в частности, с логическим ударением,
Остановимся на некоторых интонационных ошибках:
Для выражения эмоций стали активно использоваться американские и английские междометия: «вау, упс» и др. Такие вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.
Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она «усыпляет» собеседника.
Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета мы не имеем права перехватить инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.
Слишком тихий голос также нежелателен в деловом общении. Окружающие будут считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно станут переспрашивать его. Если человек не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться с ним на глазах у остальных коллег.
СМИ много писали о том, что когда Маргарет Тэтчер (премьер-мин Велик.) начинала политическую карьеру, она брала уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе правительства, не вязался с политическим образом М. Тэтчер.
В служебном общении необходимо следить за темпом и громкостью речи, пользоваться полным стилем произношения (не «глотать», то есть отчетливо произносить слова), соблюдать правила благозвучия речи; контролировать свой голос, который должен звучать по-деловому, уверенно, но в то же время дружелюбно.
Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения
1.Функции вербального общения.
2.Виды вербального общения.
3.Речевые средства общения.
Вербальное общение бывает письменным и устным.
Функции вербального общения:
Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.
Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы. Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии. Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.
Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.
Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.
Вопросы для проверки знаний по теме:
1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?
2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?
3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?
Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,
какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам
людей, а где манипуляция:
Тема: Стили общения
Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить так же, как сахар и кофе.
И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете.
2.Техники эффективного знакомства.
Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.
Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей. Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.
Техники эффективного знакомства выглядит так:
непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.
Вопросы для проверки знаний по теме:
1. Какие существуют стили общения?
2. Какие качества человеку мешают ему общаться?
3. Перечислите техники эффективного знакомства.
Тема: Манипулирование
3. Способы манипулирования людьми и как им противостоять?
Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество). Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них). Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение.Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.
Вопросы для проверки знаний по теме:
1.Что такое манипулирование?
2.Какие существуют причины манипулирования?
Интонация и ее роль в общении
1. Интонация, функции интонации в языке и речи.
2. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.
3. Интонационные единицы языка. Интонема как единица интонации (модель интонации). Классификация интонем. Интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы. Интонационные элементы, участвующие в образовании различных групп и интонем.
4. Стилистическая функция интонации. Интонационные стили. Интонационный стиль как разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.
5. Интонационные стили речи учителя как разновидности интонационного оформления профессионально значимых высказываний.
Материалы для подготовки к занятию.
Интонация – (от лат. – intonare – громко произношу) – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма, пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную интонацию; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко.
В высказывании интонация выполняет следующие функции:
· различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию);
· различает части высказывания соответственно их важности, выделенности;
· оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;
· различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;
· является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;
· выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности (скорость движения, температурные ощущения и др.
Интонация – «кондиционер пространства души». Интонация сделает атмосферу теплее или охладит ее. Холодная или раздраженная интонация вносит в человеческие отношения холод
Интонема – интонационная постоянная, единица интонации, образованная с помощью элементов интонации и связанная в языковой традиции с определенным значением, т.е. обладающая семантикой.
Классификация интонем:
Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу в индивидуальной беседе с воспитанником является одним из важнейших профессиональных навыков педагога. Соблюдая паузу, педагог предоставляет возможность говорить ученику, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в индивидуальной беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует поспешно задавать вопросы или комментировать то, что говорит ученик. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание педагога акцентирует предоставленную воспитаннику возможность говорить и, поэтому, когда учитель заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что ученик его будет внимательно слушать.
Время паузы воспринимается в индивидуальной беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии общения и психологического состояния ученика. Фактически, педагогу следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания воспитанника, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос.
Тембр голоса – воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность этих голосов одинакова. В плане коммуникации легче установить контакт с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным, что свойственно голосам поставленным, профессиональным).
Мелодика – изменение высоты голосового тона в речи, чередование высоких и низких тонов.
Мелодичность голоса педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в детском коллективе, на состояние воспитанника и даже на отношение к предмету деятельности.
1. Произнесите данные ниже фразы с различными оттенками: приковать к себе внимание, вызвать эмоциональное переживание, вызвать размышление, воспринять как информацию к действию, возбудить ассоциации с уже имеющимися знаниями и в зависимости от педагогической ситуации. («Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли вы задание?», «Прошу внимания» и.т.п.).
2. Произнесите фразу «Сегодня хорошая погода» «голосами разных животных»: кролика, бегемота, мышки, собаки, медведя, змеи и других,- так чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонация. Главное в этом упражнении интонации, умение их слышать, умение их создавать.
3. Произнесите данные фразы с изменением интонационного наполнения (весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по – дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.): «Зачем ты (вы) это сделал?», «Скоро конец урока», «Каково ваше мнение?».
4. Произнесите данную фразу: а) повышая тональность, б) понижая тональность в) сделав логическое ударение на середине фразы
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!»
5. Спроецируйте данное высказывание на деятельность учителя в общении с детской аудиторией.
Выдающийся дирижер Райнер Хельд однажды, заметив, что музыканты во время паузы отвлекаются, переговариваются друг с другом, сказал: «Пауза дается не для отдыха, а для того, чтобы приготовиться к последующей работе…»
1. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. [Текст]. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.
2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. [Текст].- М., 2004.
3. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. – М., 1998.
4. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. [Текст]. – М.: Московский псих.-соц. ин.-т, Флинта.1998.
5. Десякова Н.Д. И др. Культура речи педагога: учеб. пособ. для студ. выс. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассиурова. – М. :изд. центр «Академия». – 2003. – 192 с.
Контрольные вопросы ко II разделу
1. Дайте общую характеристику понятиям «общение», «педагогическое общение».
2. Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.
3. Дайте развернутую характеристику авторитарному, демократическому, либеральному стилю общения.
4. Приведите практические примеры неперспективных стилей педагогического общения.
5. Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».
6. Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?
7. Охарактеризуйте такие понятия как «тональность общения», «интонационный стиль речи».
8. Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?
9. Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?
10. Какие формы работы есть в арсенале учителя по формирования у школьников речевой культуры общения в школьной среде?
11. Что представляет собой речевой аппарат?
12. Существует ли зависимость звучания голоса от характера или состояния человека?
13. Для чего человеку, выступающему публично, необходимо постоянно тренировать свое дыхание?
14. Каковы основные качества профессионального речевого голоса?
15. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?
Раздел 3
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 1993 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Интонация как важный элемент высказывания
Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания
Лингвистическое изучение интонации.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.
Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.
Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.
Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.
Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.
Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».
Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.
Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.
Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.
К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.
С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.
Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.
Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.
Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.
Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особенности интонационной выразительности речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.
Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.
Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).
В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.
Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.
У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.
Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.
Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.
Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.
Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.