в чем заключается развитие языка

Русский язык, 9 класс

Вопрос от Александр 427 дней назад

Развитие языка как объект процесса.

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объективный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма примечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления. В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языкознании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспаривают самое постановку этого вопроса (А.А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта. Е. Косериу считает, что проводником изменений является речь. Если же мы зададимся вопросом о причине изменений языковых фактов, мы необходимо должны выяснять, для какой цели эти изменения произошли. «. Язык,— пишет Е. Косериу,— как объективный факт, как историческая техника речи ни к чему не стремится и не может стремиться. Телеологический подход, при котором языку приписывается стремление к внешней объективной цели, должен быть отвергнут». Однако это суждение Е. Косериу требует уточнения. Разумеется, у языка нет какой-то внешней объективной цели или внешней тенденции развития. Но источник его внутреннего самодвижения, как мы хотели показать выше, есть. Источник самодвижения, надо полагать, определяет и направление движения и развития языка. В языке сквозь множество целей, в соответствии с которыми осуществляется речевая деятельность говорящих и образуются высказывания, в которых язык и существует как явление, пробивает себе дорогу, как равнодействующая, определенное направление развития языка.Если бы в языке действовали только субъективные цели и отсутствовало детерминированное под воздействием прежде всего внутренних факторов закономерное развертывание и развитие языковой системы, то откуда бы могла сформироваться строгая система языка, точнее — система систем, в создании которой говорящие хотя и участвовали, но совершенно бессознательно, не догадываясь о происходящих глубинных процессах. Нам, разумеется, не дано знать предопределенности цели, но определение или угадывание направления движения языка на основе сравнения в синхронии и диахронии изменяющихся фактов возможно. Э. Сепир, например, писал: «У языкового движения есть свое направление. Направление это может быть в общих чертах выведено из прошлой истории языка». Изменение — постоянно присущее языку свойство. «Язык создается посредством изменения,— пишет Е. Косериу,— и «умирает» как таковой, когда он перестает изменяться». Задолго до Е. Косериу сходное положение высказывал Д.Н. Ушаков: «Язык находится в постоянном изменении, в этом изменении и состоит жизнь языка». Изменение языка — это не просто модификация раз навсегда созданной, реализованной системы, а непрерывное создание системы. Система находится в постоянном движении и созидании, а язык тем самым пребывает в постоянном процессе систематизации. Изменения не противостоят системе, они не могут быть восприняты вне непрерывности языка. Изменения не могут происходить между двумя различными статичными состояниями языка; «состояние языка — это не статические этапы, а моменты непрерывной систематизации». Уже из того наблюдения, что форма изменений языка представляет собой сосуществование изофункциональных элементов, можно сделать вывод, что изменение — не изолированный факт, оно предполагает системные отношения.

Источник

Развитие языка

Смотреть что такое «Развитие языка» в других словарях:

развитие языка — 1) Любые изменения, происходящие в языке (например, развитие суффикса из самостоятельного слова); 2) изменения, которые ведут к совершенствованию выразительных средств языка в целях приспособления языка к растущим потребностям общества. Различают … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Развитие языка — 1) Любые изменения, происходящие в языке (например, развитие суффикса из самостоятельного слова); 2) изменения, которые ведут к совершенствованию выразительных средств языка в целях приспособления языка к растущим потребностям общества.… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

расширение функций языка (функциональное развитие языка) — Использование языка в большем количестве сфер социальной жизни, чем на предшествующем этапе развития языка. Функциональное развитие языка стимулирует развитие его структуры, лексической и стилистической подсистем … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Функциональное развитие языка — См. Расширение функций языка … Словарь социолингвистических терминов

функциональное развитие языка — См.: расширение функций языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Функциональное развитие языка — См.: Расширение функций языка … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

РАЗВИТИЕ — РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического … История слов

развитие психики в филогенезе — развитие психическое / филогенез (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на… … Большая психологическая энциклопедия

развитие — прогресс, усовершенствование, эволюция, рост; вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание; развитость, кругозор; процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход,… … Словарь синонимов

развитие психическое: филогенез — (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Развитие языка

Чем вызываются изменения в языке? Это основной вопрос.

Задумаемся над вопросом: чем отличается наш (ваш) индивидуальный язык от языка ваших родителей?

Взгляд на проблему лингвиста: Это очевидно! Взгляд обывателя: абсурд! Вы заучиваете язык родителей.

Задумаемся над вопросом: чем отличается наш (ваш) индивидуальный язык от языка ваших родителей?

Взгляд на проблему лингвиста: Это очевидно! Взгляд обывателя: абсурд! Вы заучиваете язык родителей. В школе не учат языковому творчеству и искореняют его (Д. Давыдов; Голев: Учеников нужно учить нарушать нормы, а не только их охранять; сиделка-лежалка «Убойная сила») Если родители говорит на диалекте, то не они «языковые родители». Для чистоты эксперимента должно быть единство социального диалекта.

А различия в фонетических и грамматических единицах или системах?

Для большинства и эти изменения окажутся незамеченными.

Чем вызываются изменения в языке? Это основной вопрос.

Насколько осознанно воздействие на язык людей?

Изменения в мертвых языках не происходят, а только в живых. Языки связаны с говорящими на них людьми, народами. Люди совершенствуют языки, т.е. все изменения совершаются носителями языка.

Что же управляет развитием языка? Какие силы?

Гумбольдт: народный дух.

Младограмматики: все языковые изменения происходят в речи индивида (но нет ответа на вопрос «почему?»)

Еще один вопрос: всегда ли изменения того или иного конкретного языка специфичны, неповторимы (неолингвистика в лице К. Фосслера: «результат нагромождения многочисленных случайностей») или есть какие-то общие закономерности? Нельзя ли выявить какие-то типовые изменения, характерные для языка на определенной стадии развития или для определенной группы языков (генеалогически или типологически родственных)? Тогда и прогнозировать можно.

Однако в истории всякого языка можно отметить процессы, не имеющие видимой связи с историей народа или развитием общества вообще (например, звуковые, грамматические изменения). Не сравнить с лексикой, семантикой!

Ср.: второе передвижение согласных в древненемецком связано со смелостью, доблестью у германцев (младограмматики).

Дешериев: «2 линии развития в языке: «функциональная» (социальное давление на язык) и внутриструктурная (давление системы).

О формах типа инженера, дома, учителя: не представляет улучшения в грамматике без доказательств.

Рассмотрим по очереди то, что названо социальным и внутриструктурным давлением на язык, т.е. факторы, вызывающие языковые изменения.

Основные факторы внешнего давления:

1) социально-экономическая формация

3) языковые контакты

1. Социально-экономическая формация и социально-исторические типы языков.

Несмотря на большое разнообразие общественно, экономической, культурной жизни разных народов, можно выделить наиболее общие исторические типы языковые состояний, которые соотносятся с главнейшими историческими этапами в жизни общества.

Из чего складывается социально-исторический тип?

3) Взаимодействие между языками.

1. Социально-исторический тип языка в эпоху первобытно-общинного строя.

О сколько-нибудь сознательном отношении людей к языку и воздействует на него в этот период говорить трудно. Хотя общность языка представители племен ощущали.

2. Социально-исторический тип языка в эпоху рабовладельческой формации.

двуязычие: языковых завоевателей и языковых покорителей.

3. Социально-исторический тип языка в эпоху феодализма.

Функции письменного языка часто выполняет неродной язык (старославянский, классический арабский, латынь) Двуязычие: письменный язык + неродной. На базе народно-разговорной речи в этот период возникает родной письменный язык, но сфера его применения пока ограничена.

4. Социально-исторический тип языка в эпоху капитализма.

Особенности национального языка:

Аналоги русского просторечия есть далеко не во всех европейских языках.

5. Язык в социалистическом обществе (постиндустриальное общество?)

Сближение книжных и разговорных стилей

Изменение круга носителей языка:

После ВОСР произношение изменяется в сторону его буквализации.

Влияние социального на язык не может быть деструктивным, разрушающим.

Языковые контакты

На языковое развитие влияет не только тип исторической общности людей (племя, народность, нация), но и контакты языков, которые обусловлены разнообразными связями между народами, миграциями.

Языковеды считают, что нет ни одного языка, не испытывающего на себе иноязычного влияния.

Охарактеризуем каждый из процессов.

Конвергенция

Взаимовлияние происходит в виде заимствований, языковых контактов и собственно конвергенции.

Насколько проницаемы отдельные языковые подсистемы для иноязычных элементов?

Адаптация фонетическая и морфологическая (англ. camping, bodybuilding, face building, шейпинг, митинг, дансинг, джентльмен, дифтонги – комбайн; итал. пиццерия). Смягчение согласных: У меня тетатетный разговор.

Могут образовать замкнутую группу в лексике (несклоняемые типа пальто). В фонетике есть подсистема редких слов: боа, экю, жалюзи.

Но чаще всего это результат сознательного вмешательства нормализаторов ( в просторечии-то склоняются!)

Влияние английского языка на словообоазование (по типу аналитических прилагательных): бизнес-ланч, компакт-диск, шоп-тур, пиар-проект, пиар-раскрутка. Как они пишутся? Это не аббревиация (ср. сбербанк).

Языковая игра: Я буду в шкафу разбирать. У меня мания разбироза (психоз, скалиоз). Кучизм.

Заимствования звуков происходит при заимствовании слов.

Например, вспомним историю появления греческого звука [ф] и буквы Ф в древнерусском. В словах греческого происхождения буква Ф употребляется правильно уже в первых древнерусских памятниках: амфора.

Но до падения редуцированных усвоили ее только образованные люди (духовенство). В народе заменяло [п]: парус, Степан, Апроська (из Ефросинья)

Ср в укр.: Опанас из Афанасий, Остан из Ефстафий.

После падения редуцированных звук [в] оказался без глухой пары. А на конце слова и перед глухими происходит оглушение.

(Чем отличается заимствование от интерференции? )

Пример – язык русских эмигрантов в США.

Фонетика: адаптация звуков [th] и [ ] (three) рус. [S] и [Z]. См. Земскую. Оглушение звонких согласных в английском на конце слова. Дифтонги (нокдаун, нокаут, маузер). Французское [r], английские переднеязычные [t], [d].

Грамматика. Как обходится англичанин с русским видом: Я буду приходить к вам завтра (I shall come to you tomorrow). Декан просил писать вам.

Русские так же мучаются с английскими артиклями.

Лексика – ошибки в употреблении многозначных слов: русск.: I sat (сел!) in the trolley (I took a trolley).

К чему приводит интерференция?

Почему язык монголо-татарских завоевателей не вытеснил язык побежденных народов? («удельный вес» языка зависит от экономического, политического, культурного развития).

Дивергенция

Дивергенция может затрагивать варианты одного языка (например, расхождение немецкого литературного языка в ГДР и ФРГ).

Внутриструктурные изменения языка

Язык изменяется под действием внешних факторов (социальное давление) и внутренних (внутриструктурное давление).

Рассмотрим вторую группу факторов и действие их на разных уровнях языковой системы.

Внутрисистемные изменения в лексике не связаны напрямую с экстралингвистическими факторами. Каковы причины?

1. Семантическое и стилистическое размежевание.

Ср. Кипр, Греция. Бестселлер сезона.

Развитие метафор, метонимии: Утвердили Глинку (гимн).

Развитие грамматического строя

В чем причина изменений? Совершенствование грамматического строя не прекращается!

Например, развитие переходности: поступить куда-либо, питать учеников (разг.), гулять собаку, прыгнуть ребенка, обналичить, Почему лучше проплатить, чем оплатить?; меня переночевали, его ушли.

Развитие видовых коррелятов: Ты меня всегда разбуживаешь.

Склонение сущ. типа волкъ, конь

Есть ли внеязыковые факторы, вызывающие изменения?

3) Уровень человеческого мышления.

Например, для ряда языковых семей (индоевропейский языки, картвельские языка) установлено, что категория глагольного времени развилась из категории вида.

Наиболее древние языки этих семей не имели глагольной категории времени, т.к. само абстрактное понятие времени для первобытного сознания не связывалось с разделением на прошлое, будущее и настоящее, а связывалось с событиями: было теплым, холодным, хорошим, удачливым и т.д. Все это выражалось лексически.

В тех языках, где противопоставляется аорист и имперфект, сохранилось противопоставление длительность/ недлительность.

Так, развитие абстрактного понятия времени формировало грамматические категории.

Вспомните историю категории одушевленности/неодушевленности: от семантических противопоставлений – к грамматическим.

Развитие мышления вызывает потребность в усовершенствовании грамматического строя, но пути могут быть различны (зависят от особенностей языка)

Дополнительно

Индоевропейский: принцип синкретизма в служебных аффиксах.

В грамматике часто работает принцип коммуникативной целесообразности:

Фонетические изменения. Закон экономии речевых усилий.

А как с устной речью (это тоже трудовая деятельность)?

Лат. Augustus «август» > фр. Aout [u]

утрата звуков: [сонце, чуство]

«Трудные» в артикуляции звуки заменяются более легкими: «спирантизация аффрикат»: ч > ш, ц > с.

«Лень» проявляется не только в физиологии речи, но и в виде экономии психической деятельности:

а) экономия мыслительных процессов > метафоры, метонимия.

б) экономия энергии в процессе обучения родному языку.

Бодуэн: «Не может быть так ни в одном языке, чтоб с неба вдруг посыпались новые неправильные глаголы».

А путь языковых изменений может быть очень «извилистым», требует учета различных условий, физиологических и иных данных.

Было бы слишком поспешно считать учение о языковой эволюции законченной лингвистической дисциплиной (1931). Здесь многое находится в стадии гипотез.

Во всяком случае, сейчас нельзя предъявить общему языкознанию (и теории эволюции язы»

Бодуэну оставалось только спросить скептика, какую из этих форм он выбирает себе в наименование.

Предпосылки языковых изменений

(Общее языкознание Минск, 1983. Под ред. Супруна)

Языковые антиномии

Языковая эволюция осуществляется в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Антиномии есть проявление этого закона.

б) Антиномии нормы (узуса) и возможностей системы.

Деепричастия от тереть, беречь, мочь?

Норма избирательна, а язык стремится к реализации всех возможностей заложенных в системе. Это вечно живой конфликт.

Если норма крепка, а языковые потребности назрели, прорывает плотину в другом месте. Чем заменить деепричастие от тереть и т.п.?

Речь детей полнее реализует систему: намазаю, зажгеный, лошадист, котёнки, читение.

Из сочинений абитуриентов: волочение за Н. Гончаровой, массовый уезд за границу, умело разжигаемые розни, какая чувственность окружающего мира! властелитель, глухая жизнь закоренелых дворян, екатериновский век.

в) Антиномия кода и текста: чем сложнее код, тем короче текст.

Конфликт говорящего и слушающего.

Интересы говорящего: редукция

Интересы слушающего: расчлененные формы.

Совр.: Зам.директора по кадрам // полпред в СФО ОПОНОС, ВОВ, ТНП, КМ, КРС, ФПГ.

г) Антиномия стандарта (регулярности) и индивидуальности (экспрессивная функция языка). Ваша кухня мне жмет в бедрах. Ему нужна не сиделка, а лежалка.

См. стоматологический жаргон

в чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языка07.03.2016, 12999 просмотров.

Источник

В чем заключается развитие языка

Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.

Содержание

Понимания языка

Согласно психологу и специалисту в области изучения коммуникации и кооперации М. Томаселло, под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других. [1]

Функции языка

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка [источник не указан 755 дней] :

Происхождение и развитие языка

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами из-за огромной отдаленности происхождении языка от нашего времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Предполагается, что с появлением языка связано изменение гена FOXP2.

Людей издавна интересовал вопрос о том, как на Земле возникло множество языков. Одни ученые полагают, что все они имеют общие корни, появившись в результате цепи дивергенций прамирового языка (концепция моногенеза). Другие полагают, что изначально было несколько независимых очагов возникновения языков (концепция полигенеза).

Лингвисты установили родство языков в тех случаях, когда языковое единство распалось не более 5 — 10 тыс. лет назад и объединили их в языковые семьи. Некоторые исследователи пытались установить и более отдаленное генетическое родство языков.

Классификация языков

Существует несколько способов классификации языков:

Языковая динамика в мире

в чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языка

в чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языка

На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели. [2]

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Значительно распространён и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико.

В то же время следует отметить, что различия в развитии, а также влияние соседей приводят к изменению ареала использования языка и его изменении. Так, например, Кириллу и Мефодию, когда они создавали славянскую азбуку, при их путешествиях не нужен был переводчик, потому что, в IX столетии от Балтики до Средиземноморья и от Влтавы до Днепра все славяне говорили на одном языке (праславянском). [5]

Около половины ныне существующих языков выйдет из употребления уже к середине XXI столетия. Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим. По данным «Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам.

Характеристика языка

Языки характеризуются по степени сохранности и функциональной ограниченности.

Степень сохранности

По степени сохранности (англ. Levels of endangerment ) языки характеризуются шкалой из шести категорий, предложенной в Красной книге языков ЮНЕСКО для более чёткого определения опасности, угрожающей тому или иному языку:

Функциональная ограниченность

Функционально ограниченным называется язык, который не располагает в достаточной мере или не располагает вовсе такими ресурсами, как:

Одновременное отсутствие всех вышеперечисленных ресурсов не обязательно для признания языка функционально ограниченным. Язык может иметь письменность, преподаваться в школе и, вместе с тем, сильно страдать от отсутствия достаточного количества и соответствующего качества информационных или даже языковых ресурсов.

К функционально ограниченным правильно будет отнести как языки, вымирание которых практически неизбежно, так и языки появляющиеся, у которых уже имеется довольно много ресурсов, но при этом их всё ещё недостаточно для полноценного существования.

С точки зрения наличия человеческих ресурсов, функционально ограниченный язык может превратиться в язык, которому грозит вымирание, если его употребление ограничено небольшим числом носителей.

К числу функционально ограниченных языков относятся:

Источник

В чем заключается развитие языка

в чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языкав чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языкав чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языкав чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языкав чем заключается развитие языка. Смотреть фото в чем заключается развитие языка. Смотреть картинку в чем заключается развитие языка. Картинка про в чем заключается развитие языка. Фото в чем заключается развитие языка

Процессы развития языка

Динамический процесс развития языка имеет свои закономерности для дописьменной и письменной стадий развития языка. Как показывает сравнительно-исторический метод, любая языковая семья восходит в своем развитии к некоему праязыку (языку-основе), из которого развиваются остальные языки. Это развитие имеет ступенчатый характер. Язык-основа делится на диалекты, которые дают начало новым языкам. Новые языки представляют собой языки-основы для групп и подгрупп языков, составляющих языковую семью. Происходит как бы размножение языков.

Сравнительно-историческое языкознание показывает, что масштабы этого умножения могут быть разными. Одни языковые семьи (индоевропейская, семито-хамитская, тюркская) включают много языков, тогда как другие (чукотско-камчатская, койнсанская, тунгусо-манчьжурская) включают мало языков. Степень расхождения между языками тоже может быть различной. Например, различная степень расхождения тюркских и финно-угорских языков указывает на то, что процессы диалектного дробления и дивергенции шли с разной степенью интенсивности.

Отмечены и отдельные языки, составляющие сами по себе языковую семью. К таким языкам нередко относят японский язык (правда, вместе с айнским языком). В соответствии с идеей сравнительно-исторического метода такой отдельный язык является единственным представителем языковой семьи.

В дописьменном состоянии язык развивается неравномерно и отмечаются в основном процессы дивергенции и обособления. По данным сравнительно-исторического метода, в письменном языке происходит как бы остановка языковой дивергенции (а следовательно, и «размножения» путем дробления на диалекты устных языков). Сравнительно-исторический метод, примененный к рассмотрению соотношений устного и письменного языков, показывает, что образование и распространение письменного языка вместе с созданием литературы задерживает развитие диалектов и даже влечет за собой их исчезновение при всеобщем распространении высокого уровня грамотности. Процесс «забвения» диалектов идет разными темпами. Если в Англии или Франции эти темпы достаточно высокие, то в странах немецкого языка процесс «забвения» идет медленнее. Энергично идет этот процесс сейчас в русском языке.

Вместе с тем литературный язык наряду с сокращением диалектных различий образует свой тип «размножения» систем языков. В плане устной речи формируется различие между устной формой литературного языка, просторечием и диалектной речью (всеми диалектами). Система устно-письменного языка, в свою очередь, претерпевает изменения. В ней складываются подсистемы книжно-литературной речи, деловой речи, с течением времени развиваются подсистемы языка художественной литературы и языка массовой информации. От книжно-литературной речи отделяются так называемые письменные формальные и формализованные языки, не имеющие, по сути дела, полных устных прототипов. Это значит, что система литературного языка также развивается путем дивергенции и в этом смысле подобна системе дописьменной речи.

Наряду с дивергенцией литературного языка, приводящей к разделению его на подсистемы и, следовательно, к осложнению, заставляющему считать этот процесс развитием языка, существует процесс увеличения числа литературных языков. Этот процесс идет стремительно в масштабах исторического времени. После создания письменности в древнем Шумере процесс образования новых письменных языков интенсифицировался, и если 3000 лет до н.э. создание письменности для нового языка было редким явлением, то в XX в. почти каждый сколько-нибудь заметный устный язык обрел письмо. Это значит, что число систем языков, обладающих письменностью, сближается с числом устных языков, а в каждом вновь созданном литературном языке идет процесс развития подсистем.

Вместе со всем этим развитие литературного языка связано с ростом общего словаря. Если в дописьменном языке единственным хранилищем слов является память людей, то в письменном языке у общества создается специализированная память в виде текстов. Люди, пользующиеся литературным языком, уже не обязаны знать весь или почти весь его словарь. Новые слова, закрепленные в письменных текстах, находятся благодаря средствам письменной фиксации в механической памяти общества. Это позволяет словарю вырасти до нескольких сот тысяч слов, что, однако, не отражается на единстве языка. Рост словаря связан и с его разделением на диалектную и просторечную лексику и фразеологию, лексику и фразеологию общей литературной речи, специальную лексику и фразеологию, в частности терминологию. Появляются дополнительные системы организации лексики в виде отраслевых словарей.

Процесс динамики языка, который может быть охарактеризован как развитие языка, сводится, таким образом, к следующим основным формам: 1) дивергенция, идущая от диалектов языка-основы, и образование новых языков, а также создание новых литературных языков; 2) усложнение, связанное с сосуществованием звуковой и орфографической форм слов, и вытекающее отсюда усложнение системы языка, 3) разделение литературного языка на подсистемы функционального характера, включая и развитие формальных и формализованных языков; 4) рост словаря и его функциональная и стилистическая систематизация.

Эти формы развития языка сочетаются между собой, при этом развитие одних форм может стимулировать или тормозить развитие других. Так, рост словаря во всех случаях, по-видимому, вызывает развитие систем языков. В дописьменной речи он, как можно полагать, существенно ускоряет дивергенцию систем. В письменной речи рост словаря также имеет одним из следствий создание новых письменных языков, но это происходит не столь определенно. Рост словаря в письменной речи более сочетается с делением единого языка на подсистемы, чему способствует усложнение структуры языка, наблюдающееся в устно-письменном языке, и делением самого словаря на функционально-стилистические группы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *