в чем заключается работа сурдопедагога
Сурдопедагог для детей с нарушением слуха
Про такого специалиста по развитию речи как логопед знают все, а вот работа сурдопедагога знакома не каждому. Сразу скажем — и это хорошо, так как работает он с особыми детьми и взрослыми.
Область деятельности сурдопедагога — помощь глухим или слабослышащим в адаптации в обществе, формировании устной речи, разработка методик по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.
Сурдопедагог — все-таки педагог или медик?
Образование сурдопедагоги получают в педагогических вузах. Однако их работа подразумевает хорошее знание всех особенностей формирования слуха и функционирования органов, отвечающих за этот процесс.
Одной из профессиональных обязанностей этих специалистов является диагностирование нарушения слуха и поиск причин эти нарушения вызвавших. Ведь именно от этого зависит, какие меры будут использованы при коррекции состояния.
Над чем работают сурдопедагоги?
Важно отметить также, что даже незначительное отставание речи может привести к возникновению нарушений в работе высшей психической деятельности, ведь детство — период наиболее активного восприятия информации. Поэтому логопед-сурдопедагог работает также над развитием у детей интеллектуальных функций — внимания, памяти, мышления.
Почему ребенок плохо слышит?
Причины потери слуха могут быть различными:
Все врачи однозначно говорят о важности ранней диагностики заболеваний. Нарушения слуха — не исключение. Конечно, не все проблемы можно решить и восстановить слух полностью. Однако найти способы коррекции состояния, помочь ребенку с адаптацией поможет логопед-сурдопедагог.
Как работает логопед-сурдопедагог?
Особенность работы логопеда-сурдопедагога заключается в использовании различных методов и способов коррекции в связи с типом поражения слуха у ребенка. Ведь их пациенты — очень разнородная группа. По сути своей это практически всегда индивидуальный подход и частное решение проблемы. Методика коррекционной работы логопеда-сурдопедагога зависит от:
Классические логопедические мероприятия не подходят для детей, имеющих проблемы со слухом. Поэтому логопед широкого профиля для этой работы не подходит. Только специалист может адаптировать слабо слышащих детей к жизни в обществе, помочь им сформировать речь и наладить процесс обучения. Занятия включают:
Семья и школа
В настоящее время работа по адаптации слабослышащих детей проводится на государственном уровне. Для них созданы специальные школы и детские сады, где обучение проводится сурдопедагогами как по общеобразовательным программам, так и в виде специальных занятий, призванных помочь детям адаптироваться в социуме.
Кроме того есть психолого-педагогические логопедические центры, которые проводят работу по коррекции речи и ее восприятия у детей с нарушениями слуха. В связи с тем, что дошкольникам и детям младшего школьного возраста с такими проблемами показаны в первую очередь индивидуальные занятия, мы бы не советовали отдавать ребенка в такой детский сад.
Занятия, проведенные в индивидуальном порядке, имеют большие преимущества:
Родители всегда могут получить полную информацию о состоянии ребенка, его диагнозе и особенностях развития. На любом этапе обучения, если необходимо, логопед-сурдопедагог может выдать официальное заключение-справку о состоянии речи ребенка — например, для садика или школы. Очень часто семье требуется поддерживающая помощь психолога и специалиста, который мог бы разъяснить им все происходящее, а также научить, как вести себя, как заниматься с сыном или дочерью в домашних условиях.
Помощь логопеда-сурдопедагога в адаптации и формировании речи неоценима, однако без правильной развивающей среды дома, результата можно ждать очень долго. Задача Центра — оказать поддержку семье в целом. Только совместными усилиями можно помочь ребенку справиться со своим состоянием.
Дата публикации: 12.08.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.
Сурдопедагог
Сурдопедагог (от лат. surdus — глухой.) – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.
Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.
Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:
Особенности работы учителя-сурдопедагога
Лидия Волкова
Особенности работы учителя-сурдопедагога
Особенности работы учителя-сурдопедагога.
Наш детский сад находится в здании школы № 40. У нас всего 3 группы для детей с нарушением слуха, наполняемостью до 8 человек.Наши воспитанники это дети:
Причинами нарушения слуха являются генетические факторы и приобретённая патология.
К генетическим факторам относится:
наследственная передача дефектов слухового анализатора;
воздействие на плод инфекций (краснуха);
врождённое недоразвитие внутреннего уха;
К приобретённой патологии относится:
осложнение инфекций (корь, грипп, скарлатина);
воспаление среднего уха (отит);
поражение коркового отдела слухового анализатора
Помимо проблем со слухом, дети имеют дополнительные нарушения. Часто приходят дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивные дети, дети с расстройством аутистического спектра. Есть у нас дети с ДЦП, ЗПР, а так же дети с логопедическими проблемами, например с дизартрией. У многих отмечается нарушение моторного развития, нарушение координации движений, слабость мелкой моторики, нарушения зрительного восприятия. Но так как у этих детей имеется нарушение слухового восприятия, то МПК направляет их в наше учреждение. Поэтому нам приходится вести работу не только с нарушением слуха и отсутствием речи, но и со всем комплексом нарушений.
Нарушение или отсутствие речи.
Нарушение координации движений, моторики;
Синдром дефицита внимания, гиперактивность;
Задержка психического развития;
Нарушение эмоционально-волевой сферы (аутизм) ;
Нарушение мозговых систем (ДЦП)
Большой проблемой в обучении речи и произношению для нас является отсутствие у ребёнка способности удерживать взгляд на лице взрослого и смотреть в зеркало. У всех детей низкий уровень развития памяти. Запоминание речевого материала идёт в основном на зрительной основе, а без помощи слухового анализатора процесс запоминания усложняется. Поэтому требуется многократное повторение материала, периодический возврат к повторению пройденного. Все дети особенные, трудные и работать с ними очень тяжело.
В последнее время в массовые учреждения (детские сады и школы) поступают дети с КИ.
КИ является эффективным методом реабилитации глухих детей, которая позволяет слышать и со временем понимать речь и говорить.
Во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Специалисты Москвы, Санкт-ПБ убеждают родителей в успехе речевого развития, при условии создания речевой среды для ребёнка. Поэтому родители спешат отдать его в массовые образовательные учреждения. Из практики видно, что у ребёнка с сохранным интеллектом, не имеющего других отклонений в психическом развитии, речевое развитие более успешно. Но в некоторых случаях речь детей развивается медленно, а может и не развиваться вовсе. В случае если у ребёнка наблюдаются трудности в речевом развитии, родители обращаются за помощью в коррекционные учреждения. Успех зависит от возможностей ребёнка и готовности родителей принимать активное участие в его обучении.
Рядом с ребёнком с ОВЗ обязательно должны находиться специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. У каждого свои задачи. Мы расскажем об особенностях работы учителя-сурдопедагога в детском саду.
Учитель-сурдопедагог ведёт работу по развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи формированию элементарных математических представлений.
Основными задачами являются:
— развитие неречевого и речевого слуха,
— накопление словаря, работа над значением слова,
— работа над грамматической стороной речи,
— формирование устной, письменной, дактильной форм речи.
Основным содержанием работы является: выработка условно-двигательной реакции на звук.
Работа по развитию слухового восприятия направлена на развитие остаточного слуха.Дети обучаются восприятию и различению на слух:
— речевого материала (тексты, фразы, слова, слоги, звуки)
— неречевых звучаний (музыкальные игрушки);
— темпа звучаний; ритма; громкости; высоты; направления;
количества; голосов животных, бытовых шумов; звуков
— формирование навыков звукопроизношения;
— устранение дефектов звуков, их коррекция;
— развитие речевого дыхания;
— работа над голосом.
Глухой ребёнок воспринимает речь, опираясь на зрительное восприятие. Каждая фонема имеет соответствующий артикуляционный образ. Ребенок зрительно запоминает этот образ. В процессе длительных упражнений ребёнок учится различать образы целых слов (чтение с губ).
Кроме зрительных ощущений, важную роль играют осязательные ощущения (тактильные, температурные, двигательные (фонетическая ритмика); умение подражать взрослому.
В работе над произношением применяется полисенсорный метод. Мы используем сохранные анализаторы (зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, остатки слуха, с помощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в области гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого воздуха).
Опираясь на сказанное, происходит вызывание, постановка, автоматизация звуков с обязательным использованием зеркала. Работа ведётся на индивидуальных и групповых занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Но до обучения глобальному чтению нужно научить ребёнка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление, зрительное внимание и память, у ребёнка накапливается словарь.
Дактильная речь – это своеобразная форма речи и вспомогательное средство при овладении письменной речью и умением читать с губ.
В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждой букве алфавита соответствует положение пальцев.
Дактилируя, ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова. Со временем, за каждой буквой закрепляется соответствующий звук, и с дактилированием чтение становится достаточно разборчивым. С помощью дактиля дети контролируют произношение, лучше запоминают слова.
При хорошем овладении техникой дактилирования дактилология незначительно влияет на темп речи и слитность произношения. При плохом владении техникой аналитического чтения слитность произношения, внятность речи существенно страдают.
Речь детей с нарушением слуха характеризуется не только особенностями произношения, но и аграмматичностью. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя речи. Дети делают ошибки в окончаниях существительных, с трудом усваивают изменение слов по родам, числам, используют слова только в И. п. «У меня нет кукла»., «Папа пришла», «Машина большой». Не используют в речи предлоги. Всему надо учить.
Жесты – одна из базовых систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.).
Жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.
Разговорная жестовая речь усваивается детьми при общении с глухим детьми или взрослыми.
Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
* устранению коммуникативных барьеров между педагогами и
* увеличению объема учебной информации, ускорению ее
* усвоению программы обучения в полном объеме;
* эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса.
Консультация «Формы работы учителя-логопеда с родителями» Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях.
Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями. Результативность работы за год Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Формирование семейных ценностей в семье.
Фотоотчёт «Работы учеников 3–4 классов к Дню Учителя» Учителя, учителя… Профессий нет добрей! Стоите твердо у руля, Открыв ребенку дверь. Учитель — самый верный друг, Не выдаст, не предаст;.
Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.
Направления работы учителя-дефектолога Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления: • Диагностическое.
Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ» Доклад на районное МО дошкольных работников Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А. Особенности проведения физкультурно-оздоровительной.
Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий Цель: коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий.
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.
План работы по самообразованию учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН План.
Кто такой сурдопедагог?
Цели и задачи
Сурдопедагог проводит занятия с людьми, у которых диагностированы проблемы с речью или слухом, развивая комуникационные навыки чтобы они могли полноценно общаться с окружающими. Помимо этого, он помогает адаптироваться к ношению слуховых аппаратов. Врач, на основе изучения различных физиологических особенностей у детей с тугоухостью или полной глухотой, разрабатывает индивидуальные способы корректировки проблемы, чтобы ребенок мог обучаться самостоятельным образом. Это поможет наладить полноценную жизнь, не отставать от сверстников в изучении школьных предметов, стать коммуникабельнее и увереннее в себе.
Также педагог проводит со слабослышащими детьми занятия по общеобразовательным предметам. При этом он использует методики, помогающие максимально полно донести информацию без искажения.
Основная функция, возложенная на него — обучение детей со слуховыми проблемами устной речи, которая крайне необходима для успешной социализации и развития. Такое обучение дает следующие результаты:
Специалисту предстоит усердная работа, так как маленький человек не слышит других людей и даже самого себя, поэтому не до конца осознает смысл собственных действий.
Сфера деятельности
Услуги врача данной специализации могут понадобиться при разных заболеваниях среднего и внутреннего уха, головного мозга, а также зубов или языка. Сурдопедагог производит обследование и коррекцию при следующих недугах: глухота, слепоглухота и слепоглухонемота. Помимо этого, он работает с больными, которые страдают от тугоухостью разной степени, отита.
Нистагм, неврит, заболевание Меньера, вибрационная болезнь, отосклероз – тоже повод обратиться к доктору.
Причины обращения к специалисту
Сурдолог – не из тех докторов, с которыми малыши знакомятся при регулярных осмотрах в районной больнице. Обычно данного врача посещают, если возникают симптомы болезней, которые относятся к его сфере деятельности. В большинстве случаев пациентами становятся малыши. Так происходит потому, что если у ребенка проблемы со слухом от рождения, то родители сразу замечают отсутствие реакции на звук. Но о специализации «сурдопедагог» почти никто не знает (в районных больницах они работают крайне редко). Поэтому направление к нему обычно дает педиатр или невропатолог.
Слуховые патологии могут быть не только врожденными, но и приобретенными даже у младенцев. Основная их причина – воспалительные процессы в области ЛОР-органов, повлекших за собой осложнения. Поэтому, если малыш перенес нечто подобное, причем для лечения использовались ильнодействующие препараты, родителям необходимо привести его на осмотр не только к ЛОРу и педиатру, но и к сурдологу. Травмы головы или ушей тоже могут вызвать недомогание. Плохо развитая речь – также тревожный сигнал. В некоторых случаях причиной невнятной речи или вообще ее отсутствия являются заболевания органов слуха. Поэтому и в этой ситуации не стоит медлить с обращением к профессионалу.
Какие способы диагностики применяются при лечении?
Помимо сдачи анализов и стандартных способов обследования, применяются некоторые специфические способы диагностирования. Как правило,может быть рекомендована аудиометрия. С помощью данного метода измеряется острота слуха, проверить восприимчивость к звуковым волнам, подаваемым на разной частоте. В распоряжении специалистов имеются различные методики и техника для осуществления процедуры.
Результатом диагностики является аудиограмма.Если регулярно осуществлять исследование, врач сможет отследить процесс в динамике и и развитие патологии на определенном временном отрезке.
Аудиометрия предоставляет данные о костной и воздушной проводимости, поэтому врач может оценить состояние не только внутреннего уха, но и всего слухового тракта.
Диагностика осуществляется как тональным, так и речевым методом. И если в первом случае можно оценить чувствительность к звучанию в диапазоне стандартных частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй оценивает именно восприятие человеческой речи на разном уровне громкости.
Сурдопедагог
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Сурдопедагог – нечасто встречающее названия среди обывателей. Хотя всем нам известно, что есть сурдопереводчики, сурдоперевод.
[1], [2], [3], [4], [5]
Кто такой сурдопедагог?
Это те специалисты, который осуществляют перевод аудиоречи для людей, которые имеют проблемы со слухом. Сурдопедагог же выполняет более широкую функцию. Он помогает адаптироваться в жизни людям с ограниченными возможностями слуха и речи. Профессия сурдопедагога по сути является узкой специализацией дефектолога, который не только изучает и корректирует нарушения слуха, но и участвует в социальной и психологической адаптации своих пациентов.
Важно не путать функции сурдопедагога и врача оториноларинголога. Данный врач занимается диагностикой проблем и патологий уха, горла и носа, а также их лечением. Но при этом его интересует только медицинская сторона вопроса. Уделяется внимание устранению физических недостатков, лечению конкретных заболеваний, будь то медикаментозным, хирургическим или каким-либо другим методом. Сурдопедагог же в свою очередь не лечит болезни, а помогает с ними жить. Безусловно проводится и определённая коррекция, работа над произношением звуков, обучение языку жестов. Также сурдопедагоги работают с детьми, которые получили кохлеарный имплант.
Когда следует обращаться к сурдопедагогу?
Сурдопедагог – не тот врач, с которым знакомятся все дети при плановых осмотрах в поликлинике. Обычно к этому специалисту обращаются при возникновении характерных симптомов тех заболеваний, с которыми работает сурдопедагог. Чаще всего пациентами сурдопедагогов становятся дети, а именно дети довольно маленькие. Это связано с тем, что если нарушения слуха врождённые, то родители довольно рано замечают, что ребёнок не реагирует на звуки. Но о таком враче, как сурдопедагог, мало кто из родителей знает, да и далеко не в каждой поликлинике он есть. Потому в случае необходимости обычно направляет к такому врачу другой специалист – педиатр, невропатолог, лор.
Но нарушения слуха также могут быть и приобретёнными, даже в очень маленьком возрасте. Причиной тому могут быть осложнения от воспалительных процессов уха или горла. Потому если родителям известно, что ребёнок перенёс такое заболевание, а также если при лечении использовались препараты, которые могут снижать слух, то стоит особо внимательно наблюдать за ребёнком, и в случае подозрений на ухудшение слуха, необходимо обратиться за консультацией не только к лору, но и к сурдопедагогу. Такие же опасения должны вызывать травмы уха или головы. Обращает на себя внимание отставание в развитии речи ребёнка. Иногда причиной такого явления может стать нарушение слухового восприятия. Потому и в таком вопросе может потребоваться помощь сурдопедагога.
Какие анализы нужно сдать при обращении к сурдопедагогу?
Проблемы со здоровьем, которые рассматривает сурдопедагог, имеют много аспектов. Как ранее упоминалось, причинами нарушения слуха могут быть различные другие заболевания. Потому при рассмотрении ситуации нужно иметь комплексную картину состояния здоровья ребёнка. Потому в перечень анализов при обращении к сурдопедагогу войдут такие стандартные и знакомые нам анализы, как общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала. Могут также потребоваться анализы крови на содержание глюкозы, скорость оседания эритроцитов. Так как для полной оценки причин нарушений нужно знать, нет ли скрытых воспалительных процессов, какой общее состояние больного. Это нужно не только для постановки диагноза, но и для выбора наиболее правильной тактики коррекции и лечения.
Если явно присутствует воспалительный процесс вблизи уха или в нём, то иногда рекомендуют сделать микробиологический посев жидкостей, чтоб более точно определить возбудителя воспалительного процесса.
Кроме стандартных лабораторных исследований при развитии проблем с восприятием звука для более многогранного взгляда на ситуацию можно провести и ряд генетических исследований. Так как доказана связь глухоты с мутациями определённых генов. Если таковая мутация присутствует, то бороться с проблемой будет несколько сложнее, но тем не менее информация о таком положении дел важна для подбора методов работы с пациентом.
Какие методы диагностики использует сурдопедагог?
Кроме анализов и стандартных методов исследования, сурдопедагог использует и ряд весьма специфических методов диагностики. Так, кроме стандартного медицинского осмотра, сурдопедагог может направить пациента на проведение такой диагностической процедуры, как аудиометрия.
Аудиометрия – это процедура измерения остроты слуха. Существуют разные методы и приборы для её проведения. Для этого проверяется чувствительность к звуковым волнам, которые подаются на разной частоте. На сегодняшний день исследование проводят при помощи прибора аудиометра, а ранее такие процедуры проводили с использованием различных камертонов. Хотя и сегодня использование камертонов возможно и допустимо.
Результатом подобного исследования является аудиограмма. При регулярном проведении аудиометрии по динамике данных аудиограмм врач может диагностировать не только просто сниженный слух, а и развитие этого процесса во времени.
Аудиометрия даёт информацию о костной и воздушной проводимости, то есть позволяет оценить, как работу внутреннего уха, так и всего слухового тракта в целом.
Аудиометрию проводят как тональным, так и речевым методом. И если первый позволяет оценить чувствительность к звуку в диапазоне типовых частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй говорит о способности распознавать именно человеческую речь различных уровней громкости.
Чем занимается сурдопедагог?
Сурдопедагог в своей практике занимается развитием навыков общения и речи у слабослышащих или глухих людей, а также проводит их адаптацию к слуховым аппаратам различного типа.
Врач-сурдопедагог на основе изучения тех или иных физиологических особенностей слабослышащих или полностью глухих детей, разрабатывает такие методы коррекции проблемы, методик развития и воспитания, чтоб ребёнок мог свободно обучаться. Не отставать от сверстников в учебном процессе и социальной сфере.
Также сурдопедагог ведёт общеобразовательные занятия по школьным предметам для слабослышащих и глухих детей, используя специальные методики донесения информации, объяснения понятий.
Но самой главной целью является обучение детей с ограниченными возможностями слуха устной речи, что не только помогает лучше адаптироваться в обществе, но и влияет на общее интеллектуальное и психологическое развитие. Это довольно сложная задача, так как в данном случае ребёнок сам себя не слышит и не слышит окружающих, потому недостаточно полно осознаёт смысл своих действий, когда учится говорить.
Нужно понимать это не просто формальная работа. Фактически это такая же работа педагога, которая требует понимания, участия, сочувствия, способности стимулировать и подбадривать своих подопечных. Но главным отличием является то, что сурдопедагог работает глухими или практически глухими людьми. Огромное значение, конечно, имеет то, слышал ли человек когда-либо. Так как слышащий ранее человек, который по тем или иным причинами потерял частично или полностью эту способность, имеет представление о звуке, что существенно повлияло на его общее развитие, на формирование абстрактного мышления. Если же человек не слышал от рождения, то к нему требуется несколько иной подход. Для такой работы нужно не просто быть хорошим профессионалом, но и уметь понимать тех. С кем работаешь, изучать их. Для некоторых сурдопедагогов это путь в целую жизнь. Безусловно сурдопедагог обучает языку жестов. При этом стараясь не просто научить обмениваться важной информацией, но и создавать живое эмоциональное общение. Также сурдопедагог может обучить глухого или слабослышащего человека элементарной речи, тут уже требуются и логопедические навыки, навыки дефектолога. И безусловно сурдопедагог – это прежде всего педагог, потому в число его действий входит всё то, с чем обычно приходится сталкиваться педагогам в целом. Это и психология общения, и умение заинтересовывать, и способность разглядеть в каждом ученике самостоятельную оригинальную личность.
Какие заболевания лечит сурдопедагог?
Помощь сурдопедагога может требоваться при различных заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, и даже зубов или языка.
Сурдопедагог проводит диагностику и коррекцию при таких заболеваниях как глухота, слепоглухота и слепоглухонемота.
Также он может работать с пациентами, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.
Другими причинами для обращения к сурдопедагогу могут стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, вибрационная болезнь.
Глухота – полная или практически полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне, и тугоухость – существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, чаще всего вызваны заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, различными другими инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (отит, грипп). Кроме этого причиной потери или снижения слуха могут стать громкие звуки, сильный шум, вибрация или механическая травма.
Более сложным случаем является глухонемота. Это неспособность не только слышать, но и говорить. Глухонемота может быть связана с тем, что ребёнок не слышит речи, а может быть вызвана и нарушениями голосового аппарата. Выявляя причину проблемы, сурдопедагог подбирает индивидуальный метод работы с таким учеником.
Наиболее сложным для коррекции случаем является слепоглухонемота. Глухого ребёнка обучают устной речи через визуальный контакт. Если же приобретённо или врождённо ребёнок не только глух, но и слеп, то обучить его речи вообще не представляется возможным. Но тем не менее такой человек остро нуждается в специальном обучении, чтоб приобрести элементарные навыки коммуникации и самообслуживания.
Болезнь Меньера – это скопление жидкости во внутреннем ухе. При этом оказывается давление на те клетки, которые отвечают за пространственную ориентацию тела и равновесие. Эта болезнь может быть вызвана инфекционными и другими воспалительными процессами во внутреннем ухе, травмами или нарушением работы сосудов.