в чем заключается работа помощника машиниста электровоза
Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.
Обязанности помощника машиниста электровоза
По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.
Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:
техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
сцепка и расцепка локомотива;
помощь машинисту в маневровых работах;
наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.
Условия работы помощником машиниста электровоза
Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.
Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.
Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.
Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.
Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:
напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);
тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:
окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;
пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;
пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);
иметь допуск по электробезопасности V группы.
Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.
Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).
Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
У данной профессии есть свои плюсы:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;
ранний выход на пенсию;
льготы при путешествиях по железной дороге.
А вот минусы гораздо более существенны:
отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);
вредные и тяжелые условия труда;
напряженный график работы, постоянные переработки;
высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).
Профессия помощник машиниста: что нужно знать об этой специальности?
Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.
Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?
Общая информация
Помощник машиниста тепловоза или электровоза – это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.
Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.
Каким должен быть помощник машиниста?
Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.
Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:
Где получить образование?
Помощник машиниста электровоза (тепловоза) – это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.
Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.
Обязанности помощника машиниста
Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.
Итак, основные обязанности помощника машиниста:
Преимущества и недостатки профессии
Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как «выше среднего». Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.
Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.
Кто такой помощник машиниста — все тонкости профессии
Выбор профессии — важный этап в жизни каждого подростка. Подобрать интересную и увлекательную специальность, и, в то же время достойно оплачиваемую, бывает довольно сложно.
Одной из самых востребованных специальностей среднего профессионального образования является помощник машиниста поезда о которой мы и поговорим в журнале «КтоТакой.com»
Кто такой помощник машиниста поезда?
Помощник машиниста поезда входит в состав локомотивной бригады, и помогает осуществлять машинисту управление локомотивом. Работа помощником машиниста — необходимая ступень для получения должности машиниста локомотива.
ВАЖНО Главная задача молодого специалиста на начальном этапе — научиться всем тонкостям профессии у более опытного сотрудника.
Изначально, специалиста, выполняющего функции помощника машиниста, называли механиком.
Во времена же появления первых паровозов произошло перераспределение обязанностей: машинистом и и его помощником стали называть специалистов, которые управляют механизмом, а механиком — человека, который разбирается в принципах действия такого механизма.
Помощники машинистов, в основном, привлекаются на грузовых и пассажирских составах дальнего следования. Пригородную электричку или состав метро чаще всего поручают вести одному опытному работнику.
Смотрите так же на сайте «KtoTakoi.com» — Кто такой машинист поезда РЖД, подробный разбор профессии
Специализации помощников машиниста
Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.
Тепловозы
Тепловоз — это автономный локомотив, работающий благодаря энергии двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.
Данный тип локомотива впервые появился в нашей стране в 1924 году, став выгодной заменой использовавшимся в то время паровозам.
За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.
Тепловозы используют с 24 года и по наше время
Электровозы
Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.
Грузовой электровоз ВЛ85
Первые электровозы появились еще в конце XIX века.
Электропоезда
Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.
Электропоезда использую в качество городских поездов
Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.
В отличие от других типов локомотивов, они производят мало шума и довольно экологичны, что очень важно в густонаселённых районах. Также электропоезда используются в высокоскоростном пассажирском сообщении.
Задачи и обязанности помощника машиниста
К должностным обязанностям специалиста относятся:
Плюсы и минусы работы помощником машиниста
Как и любая профессия должность помощника машиниста обладает преимуществами и недостатками.
Плюсы:
Минусы:
Обучение на помощника машиниста
Получить специальность можно поступив в железнодорожный техникум после окончания 9 или 11 класса.
В дальнейшем, для продвижения по карьерной лестнице, можно продолжить обучение по этому направлению в высшем учебном заведении.
ВАЖНО Конкурс на специальность «Помощник машиниста» обычно довольно высокий, для получения проходного балла понадобятся хорошие результаты школьных экзаменов.
Учебные заведения с железнодорожными специализациями есть во многих регионах страны, например:
Обучение данной профессии после 9 класса длится 3 года 10 месяцев, после 11 класса — 2 года 10 месяцев.
Зарплата помощника машиниста
Зарплата специалиста данного профиля зависит от его квалификации и опыта работы. Также важными факторами для уровня оплаты труда является тип поезда и регион работы.
Самая высокая зарплата в северных районах страны, в связи с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда.
Средняя заработная плата помощника машиниста в России составляет 35 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — 50 тысяч рублей.
В северных регионах страны уровень зарплаты может доходить до 100 тысяч рублей.
Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности
Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда
В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.
По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.
Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.
Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;
Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;
Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.
Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.
Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.
Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.
Что должен знать помощник машиниста электропоезда:
слесарное дело и основы электротехники;
правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;
правила сцепки/расцепки вагонов;
путевые знаки и сигналы на железной дороге;
инструкцию по движению поездов (ИДП);
инструкцию по сигнализации (ИПС);
график движения поездов по маршруту следования.
Где выучиться на машиниста электропоезда
В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.
Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.
Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:
пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);
пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;
пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.
На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Сколько получают помощники машиниста электропоезда
Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.
Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда
У работы помощника машиниста электропоезда есть свои преимущества:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
полный социальный пакет, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и ранний выход на пенсию (55 лет);
востребованность на рынке труда.
Минусы, однако, существенно перекрывают плюсы:
невысокая заработная плата;
отсутствие карьерного роста;
напряженный график работы;
производственные риски (несчастные случаи, ДТП).
Помощник машиниста кто это такой, чем занимается, описание профессии
Управление таким сложным транспортным средством как поезд невозможно одному человеку именно по этой причине, в кабине находится тот, кто готов будет прийти к нему на помощь. Давайте рассмотрим такую профессию, как помощник машиниста кто это, что должен знать и уметь.
Особенности профессии
Управление поездом является довольно сложным процессом. И мы, как простые пассажиры, об этом даже не задумываемся. В отличие от автомобиля, машинисту приходится контролировать очень много приборов. Именно по этой причине в кабине всегда находится помощник. Он готов выполнить то что не успевает сделать напарник.
Стоит рассмотреть, чем занимается помощник машиниста:
Такое описание специальности говорит о том, что работа является не только сложной, но и ответственной, требующей от обоих специалистов внимания и концентрации.
Какую задачу выполняет помощник машиниста
Современные поезда и локомотивы оснащаются большим количеством оборудования, позволяющего в автоматическом режиме управлять поездом. Но все же они требуют внимания и участия человека. Все дело в том, что в отдельных случаях, требуется участие сразу двух человек, которые находятся в кабине. Ведь панель приборов достаточно большая и имеет множество датчиков состояния и переключателей.
Электронная энциклопедия википедия говорит о том, что этот специалист отвечает за безопасность следования поезда, а машинист будет заниматься непосредственно управлением.
Что нужно, чтобы стать специалистом
Для того, чтобы стать помощником машиниста потребуется пройти специальное обучение. Сделать это можно в железнодорожных техникумах. Очень часто, если квалификации и опыта у помощника хватает чтобы сдать квалификационный экзамен, то он может сам стать машинистом.
Причем конкурс в такие учебные заведения является довольно высоким и к кандидатам предъявляются высокие требования относительно не только знаний, но и здоровья.
Именно по этой причине, стоит сразу определить все те качества, которые должен иметь каждый кандидат в помощники машиниста:
Из данного описания становится видно, что за профессия помощник машиниста. Конечно, для детей она может казаться чем-то романтическим, однако на самом деле это очень тяжелый труд, имеющий свои противопоказания.
В частности, это касается следующих видов заболеваний:
Личностные характеристики
Стоит обратить внимание и на личностные характеристики специалиста. К ним относят:
При наличие этих и многих других важных свойств характера личности, вам доступна профессия вначале помощника, а затем и самого машиниста.
К чему стоит быть готовым
Стоит ли говорить, что каждая специальность имеет свои преимущества и недостатки. Их стоит рассмотреть подробнее.
Так, рассматривая плюсы и минусы профессии, стоит сказать, что все они могут сказаться как в плюс, так и в минус выбора специальности.
Из плюсов:
Стоит назвать и минусы:
Вывод
Итак, помощник машиниста кто это такой? Это специалист, который не только является важным помощником машиниста, но и сам может им стать, если будет проявлять достаточное количество усердия и старания и трудолюбия.