в чем заключается работа консьержки
Обязанности консьержа в многоквартирном доме
Для чего нужен консьерж в многоквартирном доме
До недавнего времени консьержа можно было встретить лишь в гостиницах или элитных жилых комплексах жильцы которых могли себе позволить оплачивать труд такого работника. Теперь он может содержаться практически в любом многоквартирном доме, а в определенных случаях средства выделяются из городского бюджета.
Решение о том, чтобы нанять дежурного по подъезду и организовать его работу, принимается на собрании собственников жилья, причем инициатива может исходить как от самих жильцов, так и от управляющей компании.
История происхождения
Первые упоминания о консьержах уходят в глубину веков и датируются 12-м веком. Изначально под этим словом подразумевался человек, который отвечал за постоянное горение свечей в замке. Иные функции он стал выполнять намного позже.
Консьерж в том понимании, в каком он предстает и по сей день, появился лишь в начале прошлого столетия в сети отелей «Гранд», после чего эти работники стали стремительно появляться в гостиницах по всему миру.
Внимательное отношение консьержа к постоянным гостям отеля является залогом того, что клиент еще не раз воспользуется услугами именно этой гостиницы.
Кто нанимает дежурного по подъезду
Оплата работы консьержа, чаще всего, осуществляется самими жильцами. В отдельных ситуациях это бремя ложится на местный бюджет, но для этого необходимо выполнение некоторых условий.
В подъезде должно быть оборудовано специальное рабочее место, причем также из муниципальных средств и отсутствовать система видеонаблюдения. При соблюдении этих требований можно заявить свое право на помощь властей.
Повышение заработной платы консьержа возможно только при решении собственников в результате общедомового собрания. Способ и график перечисления средств определяются таким же образом.
Иногда в подъезде есть одинокие пенсионеры или малообеспеченные семьи, которым тяжело выделить даже небольшую сумму на общедомовые нужды, в том числе и на оплату содержания консьержа.
Нередко в таких ситуациях жильцы дома идут на компромисс освобождая малоимущих соседей от денежных трат взамен на временное выполнение обязанностей дежурного, уборку территории, украшение помещения к праздникам или иную помощь.
Основные обязанности
В каждом конкретном случае составляется должностная инструкция, регламентирующая функции консьержа. Однако существует основной перечень обязанностей, которые должен выполнять работник. Именно от этого перечня и следует отталкиваться при написании инструкции.
Консьерж должен:
В должностной инструкции нередко описываются грубые нарушения, возникновение которых недопустимо в работе консьержа.
Иные нюансы работы дежурного
Желательно, чтобы у консьержа имелись контактные телефоны всех жильцов.
Так он сможет информировать их об экстренных ситуациях, произошедших в их отсутствие.
Также немаловажно наличие обратной связи, чтобы собственники могли сообщать дежурному о своем длительном отсутствии, приеме большого числа гостей, доставке грузов, предстоящих ремонтных работах или сдаче жилья в аренду.
Чтобы консьерж мог полноценно исполнять назначенные ему обязанности, необходимо оборудовать полноценное рабочее место, в котором должен находиться телефон, «тревожная кнопка», санузел и минимальное количество мебели.
По желанию жильцов можно дополнить кабинку дежурного небольшим диванчиком и бытовой техникой для обеспечения комфорта.
В связи с тем, что дежурный должен находиться на своем рабочем месте круглосуточно, обычно нанимают как минимум двоих человек. Главными требованиями являются уважительное отношение к жильцам и добросовестное выполнение всех служебных обязанностей и должностной инструкции.
Возможность отказа от услуг
Отказаться от консьержа или выдвинуть иную кандидатуру на эту должность можно также на общедомовом собрании решением большинства голосов. Лучше не отказываться вовсе от дежурного, если он неудовлетворительно исполняет свои функции, а сменить работника.
Самым лучшим показателем работы консьержа являются результаты его деятельности. Чистый, опрятный подъезд, отсутствие проблем с коммунальными службами и многие другие плюсы говорят о том, что решение о его найме было необходимым и своевременным.
Консьерж в многоквартирном доме: каковы обязанности и график работы, как оплачивается услуга и можно ли отказаться?
Должность консьержа сейчас осталась в основном только в элитных домах и новостройках – большинство МКД обходятся без них. Консьерж, выполняющий свои обязанности – то есть, контролирующий соблюдение порядка на вверенной ему территории, полезен как органам, ответственным за многоквартирный дом, так и жильцам.
Что входит в обязанности такого работника и каковы его функции?
Большинство граждан РФ сейчас живут в домах, где консьержки нет, потому они смутно представляют себе, что входит в обязанности этого работника. На самом деле причина, по которой такая должность от УК была создана и введена – необходимость наличия надёжной и постоянной обратной связи между управляющей компанией и жильцами.
В среднем многоквартирном доме соседи живут сами по себе, практически не общаясь, что нормально и естественно – это отдельные квартиры, а не комнаты в общежитии. Консьерж должен уведомить каждого жильца о любых изменениях, постановлениях, предложениях и прочих событиях, исходящих от УК. Также он обязан сообщить своим работодателям о факте любого нарушения, произошедшего на подконтрольной ему территории.
Для учёта его деятельности существует регистрационный журнал – документ, который заполняется и проверяется согласно правилам.
Для чего ещё нужен консьерж:
Также с консьержем не запрещено личное взаимодействие – полностью добровольное с обеих сторон. Примером такого взаимодействия может быть звонок родителям, как только ребёнок пришёл домой или, напротив, вышел на прогулку. Неформальное право на такие просьбы имеет каждый жилец дома, как бесплатно, так и за символическую награду.
Проще говоря консьерж – это наблюдающий за подъездом, который решает за жильцов часть организационных вопросов и отвечает за своевременное осведомление жителей дома.
Ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей
Несмотря на кажущуюся простоту работы консьержа, список обязанностей на этой должности достаточно обширный и далеко не каждый трудоустроенный добросовестно исполняет их все. Нередко можно слышать жалобы жильцов на то, что от консьержа нет никакого толка. В каких случаях на консьержа смело можно жаловаться:
Просмотр телевизора или чтение на рабочем месте – недостаточное основание для жалобы, если данные занятия не мешают сотруднику исполнять свои должностные обязанности. В связи с вахтовым методом работы консьержу разрешается иметь на рабочем месте личные вещи, а в свободное время заниматься своими делами.
В случае невыполнения своих обязанностей консьерж будет отстранён от работы согласно ТК РФ и заменён на другого, более ответственного сотрудника. К уголовной ответственности он не привлекается, так как не несёт её – у сотрудника нет личной ответственности за сохранность имущества жильцов, как личного, так и общего. УК РФ будет применён только в случае хищения и других преступлений против личности.
Должностная инструкция
Должностная инструкция – это документ, подробно перечисляющий обязанности и полномочия лица на должности. Для качественной работы консьержу обязательно стоит соблюдать все пункты, смысл которых в целом сводится к следующему:
Важно понимать, что консьерж тоже имеет права, как и любой работник, в том числе на отдых, на обеденные перерывы и другие свои потребности.
График работы
Так как должностные обязанности предусматривают круглосуточное нахождение сотрудника на месте работы, график учреждается вахтовый. В зависимости от условий договора с УК или ТСЖ размер смен может меняться, но обычно это стандартные неделя через одну.
То есть, 7 дней консьерж выполняет свои обязанности, круглосуточно находясь на своём месте, а затем 7 дней отдыхает, уступая работу сменщику. Смены могут меняться по взаимному соглашению. Превышение смены сверх нормы запрещено и неэффективно – уставший от бесконечнного дежурства сотрудник не сможет полноценно котролировать всё происходящее вокруг себя.
Кто контролирует его деятельность?
Самостоятельно жильцы нанять человека на такую должность не могут – это может сделать только ответственный за дом орган, УК или ТСЖ. Все жалобы, связанные с ненадлежащим исполнением консьержем своих обязанностей, должны быть направлены туда.
Оплата услуг
Деньги на оплату труда сотрудника собираются с жильцов в числе сборов на благоустройство дома и оплату дополнительных функций (например, содержание парковки).
Невозможно установить зарплату ниже уровня МРОТ – это запрещено ПП РФ №1490.
Не во всех домах возможно нанять лицо на такую должность – иногда это просто невозможно из-за отсутствия рабочего места и даже территории под него. В домах, которые строятся сейчас, место для консьержа предусмотрено, в то время как в старых постройках, не относящихся раньше к элитным и кооперативным, работника посадить некуда.
Как отказаться от этой должности в подъезде жилого здания?
Это так же просто сделать, как отказаться от любого действующего должностного лица, связанного своей деятельностью с конкретным многоквартирным домом – вынести вопрос на собрании жильцов и набрать необходимое количество поддержки со стороны других участников. Самому отказаться от наблюдателя за подъездом не выйдет – можно только написать жалобу, указывая на конкретные недочёты в работе сотрудника, или аморальное поведение.
Порядок увольнения недостаточно компетентного консьержа:
В данном вопросе работает принцип большинства – то есть, одному или нескольким недовольным в корне ситуацию не изменить. Перед тем, как пытаться действовать эмоционально, следует обязательно попробовать поговорить с самим сотрудником, а в случае неудачи – с ключевыми фигурами, ответственными за подъезд. Важно донести свою мысль и убедить остальных жильцов, что дело не в личной неприязни.
В качестве доказательств может быть использовано испорченное имущество дома или материалы, где зафиксировано пренебрежение консьержа своими обязанностями. Обычно в этом нет необходимости – плохую работу ответственного за подъезд ощущают на себе все жильцы. Если в доме никто не проявляет инициативу, то проявите её самостоятельно – так вы получите поддержку тех, кто не хотел или не мог выставить вопрос на повестку дня.
Консьерж – крайне нужная должность в приличном МКД, где жильцы хотят чувствовать себя в комфорте, чистоте и безопасности. Количество жильцов в среднем многоквартирном доме достаточное, чтобы без особых затрат лично для каждого содержать такого работника и требовать от него надлежащего исполнения своих обязанностей.
Полезное видео
Предлагаем к просмотру видео на тему «Контроль качества. Консьержи»:
Консьерж в многоквартирном доме — нахлебник или помощник
Консьерж — профессия с богатой историей. Первые упоминания о профессии датируются XII веком. В обязанности консьержа входило поддержание горения свечей в замке. Отсюда название — concierge, которое в дословном переводе с французского означает «со свечой» или «человек со свечой» (cierge — свеча).
Сегодня консьерж — это должность, предполагающая широкий набор функций, число которых зависит от трудового договора. Базовые функции включают поддержание зон общего пользования в многоквартирных домах в аккуратном состоянии.
Зачем нужен консьерж?
Однако консьерж нужен не только для того, чтобы следить за порядком в общедоступных местах (подъезде, холле, лестничных площадках). В его обязанности входит недопущение пребывания посторонних лиц в подъезде. Часто он имеет комплект запасных ключей от квартир и подъезда. Также в его обязанности входит общение с коммунальными службами. В случае аварий и неисправностей жильцы обращаются не напрямую к слесарям и электрикам, а к консьержу.
Однако основная причина, по которой люди нанимают такого сотрудника, состоит в обеспечении дополнительной безопасности в доме. Главная функция такого человека — бдительность и наблюдательность.
Как заключить договор?
Чтобы нанять на работу консьержа, нужно согласовать данный вопрос с собственниками жилья. Необходимо организовать общее собрание, обсудить вопрос и установить заработную плату.
Для формальной организации работы необходим ряд документов. Образец трудового договора и протокола собрания собственников жилья можно найти далее на странице. Также необходим договор между собственниками о совместном несении расходов за найм данного сотрудника. Кроме того, перед тем как нанять такого работника, необходимо продумать и составить должностную инструкцию.
Оформление протокола собственников жилья
Протокол собственников жилья необходим, поскольку этого требует Жилищный кодекс РФ. Согласно этому нормативно-правовому документу (ст. 44 ЖК РФ), общие решения принимаются на собрании в том случае, если за принятие проголосовало более 50% собственников.
Это существенный момент, поскольку при обсуждении вопроса часто обнаруживается, что собственники не единодушны по вопросу принятия данного решения. Всегда есть несогласные, которые отказываются вводить пост консьержа из соображений экономии.
Форма протокола по утверждению оказания услуги «консьерж» должна включать следующие вопросы:
Кроме того, следует оговорить категорию прочих расходов. Сюда входят:
Закрепление обязанностей и ответственности
Должность консьержа позволяет повысить безопасность собственников и жильцов МКД. Данный сотрудник обязан знать в лицо всех жильцов дома и не пропускать посторонних. В случае, если к кому-то из жильцов приходят гости или знакомые, консьерж ведет соответствующие записи в журнале регистрации.
В случае появления работников коммунальных служб консьерж проверяет их удостоверения. После этого он проводит их к месту аварии (открывает служебные помещения или договаривается с жильцами о доступе в их квартиры). Консьерж следит за работой лифтов и в случае аварии сообщает в соответствующие службы. В случае вандализма или хулиганства в подъезде он обязан вызвать сотрудников полиции.
По окончании работы консьерж должен передавать пост своему сменщику с занесением соответствующей информации в журнал. Поскольку график работы круглосуточный, то сменщиков может быть 2 или даже 3.
Пост консьержа в подъезде можно оборудовать настольным пультом. Пульт консьержа предполагает дополнительные затраты, но при этом является еще одним шагом по повышению безопасности в подъезде. Пульт служит «буфером» между посетителями и жильцами. С помощью пульта можно предотвратить нежелательные визиты, например, в рекламных целях.
Принцип работы пульта состоит в следующем: вызов с внешней панели, установленной при входе в подъезд, поступает не напрямую в квартиру, а на пульт. Нажав соответствующие кнопки, консьерж может сделать вызов необходимой квартиры, связаться с жильцом и узнать, желает ли он принять посетителя. Можно перевести разговор с внешнего пульта на вызывную панель в квартире, чтобы жилец и посетитель могли поговорить лично.
Расчет зарплаты и взносов за коммунальные услуги
Согласно Жилищному кодексу РФ размер заработной платы данного сотрудника устанавливается ТСЖ и классифицируется как часть оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ). Размер взносов на содержание данного сотрудника устанавливается ТСЖ на основании сметы расходов и доходов на год.
ТСЖ может установить фиксированную плату, одинаковую для всех собственников. Возможно установление варьируемой платы, зависящей от доли собственника в имуществе МКД. Таким образом, взнос собственника на содержание данной должности будет пропорционален сумме оплаты коммунальных услуг.
Вне зависимости от того, какое решение по оплате было принято, оно является обязательным для всех, включая тех, кто не участвовал в голосовании.
Организация помещения
Для организации условий в целях создания должности «консьерж с проживанием» необходимо обустроить соответствующее помещение. Чаще всего в многоквартирных домах под помещение для постоянного проживания такого сотрудника отводятся пустующие колясочные или производится перепланировка тамбура.
В случае отсутствия просторного тамбура, такое помещение организуется под лестничными маршами либо за счет перепланировки лестничной площадки первого этажа. В помещение подводится электро- и водоснабжение (горячая и холодная вода), канализация.
Проблема состоит в том, что данные помещения отсутствуют в технической документации. В связи с этим собственники, организующие такое помещение, должны быть готовы нести ответственность в связи с нарушением следующих законов: ЖК РФ ст. 36; ст. 40; ГК РФ ст.289, 290, ст. 246 — работы по переустройству и перепланировке холлов подъездов осуществлены без согласия собственников помещений домов.
Современные сервисы — аналоги
Чтобы избежать вышеназванных проблем, можно использовать альтернативные варианты, которые представлены на современном рынке услуг.
Консьерж-сервис
Сервисы с данным названием предлагают услуги, которые традиционно (по договоренности) выполняются консьержами для жильцов. Сюда относится, например, выгул собак, заказ такси или доставка цветов. Однако в случае использования консьерж-сервиса нет необходимости думать об организации поста или пульта консьержа в доме. Это служба разовых поручений, которая работает с клиентами индивидуально.
Удаленный консьерж
Данный сервис позволяет осуществлять пропускной режим на закрытую территорию. Данная услуга подходит для компаний, расположенных в зданиях с внутренним двором и парковкой для сотрудников, доступ на которую посторонних лиц нежелателен.
Чтобы этого избежать, устанавливается шлагбаум и система видеонаблюдения. Консьерж, находясь в здании, может управлять поднятием и опусканием шлагбаума для пропуска сотрудников на территорию.
Электронный консьерж
Данный сервис существует в виде мобильного приложения для отелей и гостиниц. Оно позволяет постояльцам получить доступ к дополнительным услугам, таким как: заказ услуг в номер, заказ внешних услуг (вызов такси, покупка билетов, организация экскурсий), доступ к интерактивной карте отеля и города, расписание развлекательных мероприятий.
Как отказаться и не платить за консьержа?
Чтобы отказаться от данной услуги, необходимо вновь организовать общее собрание собственников жилья и путем голосования принять данное решение. Это единственный способ, если ранее было принято решение об организации данной должности.
Если просто не оплачивать данную строку в квитанции, то управляющая компания или ТСЖ смогут взыскать с неплательщика эти деньги по суду.
Рекомендации о найме консьерже в подъезде
При приеме на работу такого сотрудника следует избегать найма приезжих. В данном случае помещение будет в скором времени «обставлено» старой мебелью, могут появиться родственники, которые будут воспринимать пост консьержа как свою личную жилплощадь.
Оптимальный вариант — человек, знакомый всем собственникам жилья или их большинству, который не сделает из помещения «проходной двор» и будет следить за безопасностью.
Об услугах консьержа и его функционале в многоквартирном доме
Одной из дополнительных услуг, которые могут оказывать жителям дома по согласованию с собственниками управляющая организация и ТСЖ, является служба консьержа. Рассказываем о том, кто такой современный консьерж и что входит в его права и обязанности при выполнении работы.
Функционал консьержа зависит от статуса дома и решения собственников
Слово «консьерж» происходит из французского языка от concierge – швейцар, консьерж, привратник. Если раньше таких работников можно было увидеть только в элитных домах, то сегодня собственники помещений в любом многоквартирном доме могут на общем собрании принять решение о найме консьержей.
Однако если для работы консьержа требуется отдельное помещение, например, график его работы – круглосуточный, то такие условия для работника трудно создать в старых домах. В проекте дома не предусмотрено помещение для консьержа.
Консьерж не занимается управлением или содержанием дома – это дело управляющей организации и товарищества собственников жилья, которые и нанимают таких работников от имени собственников. Во время своей «вахты» консьерж отвечает за порядок в подъезде дома, а также избавляет жителей от ненужной рекламы в почтовых ящиках и многочисленных торговых агентов.
Функционал консьержа зависит от класса дома и решения собственников, которые утверждают, что будет входить в обязанности работника, ведь именно им придётся нести расходы по оплате его услуг. В элитных домах консьерж может быть ассистентом, помощником, швейцаром и мажордомом, в домах комфорт-класса – отвечать не только за чистоту в подъездах и пропускной режим, но и, к примеру, принимать письма для жильцов, заказывать такси.
График и условия работы консьержа утверждают собственники на ОСС
Но все-таки большинство домов в России – обычные многоэтажки старой постройки или новострои, и в некоторых из них жители также приняли решение оплачивать услуги консьержей. Они не входят в перечень обязательных для надлежащего содержания общего имущества собственников, поэтому УО или ТСЖ не могут навязать их жителям.
Но если собственники на ОСС всё-таки пришли к мнению, что консьерж нужен, то им следует определить график работы и должностные обязанности такого работника, то есть зачем они нанимают консьержа. От перечня обязанностей будет зависеть и стоимость таких услуг.
График работы зависит от того, могут ли собственники предоставить консьержу отдельное помещение для комфортного проживания со всеми удобствами. Если да, то график вполне может быть круглосуточным. В таком случае придётся нанимать несколько человек, чтобы они сменяли друг друга.
Но чаще встречаются случаи, когда консьерж работает в доме только днём, и ему не требуется помещение для проживания, только так называемая «дежурка».
Нанимают консьержа как сами собственники, заключив трудовой договор, так и УО/ТСЖ от имени жителей дома. При этом консьержем может стать как житель дома, например, пенсионного возраста, так и специально приглашённый работник из агентства.
Перед этим собственники должны определить требования к человеку, который займёт должность консьержа: возраст, наличие опыта такой работы, гражданство, даже уровень знания русского языка, ведь консьержу придётся много общаться с жителями дома и их гостями. Также важны вежливость, коммуникабельность и доброжелательное отношение к людям.
Перечень обязанностей консьержа включается в его должностную инструкцию
Обязанности консьержа, как и любого другого работника, должны быть закреплены в его должностной инструкции. В этом документе фиксируются все требования к должности, а также перечень того, что должен делать консьерж, находясь на работе, за что он отвечает.
Перечень функций консьержа для каждого дома будет отличаться, мы постарались собрать максимально полный их список. Главные требования ко всем консьержам – знать в лицо всех жителей подъезда, дома, а также быть вежливым и корректным.
Список должностных обязанностей консьержа может быть более кратким, а может быть расширен. В некоторых домах жители настолько доверяют своему консьержу, что оставляют ему ключи от квартиры на период отсутствия: полить цветы, выгулять собаку, ликвидировать аварию, если такая случится, пока хозяев нет дома.
Для исполнения им обязанностей консьержа необходимо наделить особыми полномочиями и правами
Консьерж, помимо обязанностей, должен иметь и достаточно широкие права для их выполнения. Например, хорошо бы дать работнику список контактов всех собственников и арендаторов помещений в подъезде/доме на случай, если с ними потребуется срочно связаться. Также ему пригодится в работе план дома, на котором будет отмечено расположение помещений в нём.
При этом в должностную инструкцию следует внести и пункт о том, что консьерж не отвечает за сохранность имущества внутри помещений собственников, а также припаркованных во дворе автомобилей.
Как внести в перечень жилищных услуг УО консьержа и расходы на него
Решение о том, что в многоквартирном доме нужна служба консьержей, могут принять только собственники помещений на общем собрании. Выйти с таким предложением на ОСС может управляющая организация или ТСЖ, доказав, что консьерж улучшит условия проживания в доме, станет помощником в надлежащем содержании общего имущества дома, препятствуя вандализму и оперативно фиксируя поломки и аварии.
Все эти вопросы решаются простым большинством голосов: 50%+1 голос от числа голосов собственников, принявших участие в голосовании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Если домом управляет УО, то собственники должны также проголосовать за включение услуги консьержей в перечень работ и услуг в договоре управления. После этого УО имеет законное право включить в платёжные документы плату за услуги консьержа.