в чем заключается процесс социализации

Социализация

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [1]

Содержание

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». [2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. [3] [нет в источнике]

Вторичная социализация

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. [4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. [5]

Организационная социализация

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег. [6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками. [7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

См. также

Литература

Примечания

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Полезное

Смотреть что такое «Социализация» в других словарях:

социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… … Большая психологическая энциклопедия

социализация — и, ж. socialisation f. <лат. socialis общественный. Переход в общественную (государственную) собственность. ♦ Социализация земли. 1. Мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Современная энциклопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Социализация — (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. рез т и… … Энциклопедия культурологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — СОЦИАЛИЗАЦИЯ, социализации, мн. нет, жен. (экон., полит.). Действие по гл. социализировать и социализироваться. Социализация земли (мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования и… … Толковый словарь Ушакова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный), 1) процесс интеграции какой либо особи в популяцию, к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых особей взрослыми (например, у пчел, термитов, муравьев и др.); 2) в… … Экологический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — в криминологии процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в нескольких фазах. Различают первичную С. в родительском доме, вторичную в… … Юридический словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный) процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Социализация индивида, её уровни и стадии

Содержание:

Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Социализация разделяется:

Уровни социализации

Первичная социализация— включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д.
Вторичная социализация– включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях.
Третичная социализация– этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей.

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Стадии процесса социализации

Факторы, влияющие на процесс социализации:

Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.

Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль.

Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.

Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.

Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.

Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.

Средства социализации:

Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.

Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление.

Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией.

Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:

Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.

Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:

Источник

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Остальные виды социализации:

Основными институтами социализации являются:

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Источник

Сущность социализации: стадии, механизмы, факторы

Автором термина «социализация» применительно к человеку считается американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Социализацию можно также определить как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления (индивидуализации) человека в условиях конкретного общества. Здесь под приспособлением понимается процесс и результат становления индивида социальным существом, под обособлением– процесс и результат автономизации человека в обществе, становления человеческой индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процесс социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его от общества.

Очень часто образование, выступающее частью социализации, трактуют как «средство
встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения
детьми знаний об окружающем мире и способов его познания; правовых норм, норм общения,
принятых ценностей, т. е. всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно.
В этом смысле социализация в образовании осуществляется благодаря обучению и воспитанию».

Однако ни одна из существовавших образовательных систем никогда на практике не решала задачи вписывания подопечных в общественное бытие, поскольку мудрость социальной природы незримо вкладывала в руки учителей орудия, готовившие молодых людей не к вписыванию, а к утверждению в обществе, как правильно отмечает А.О. Карпов.

Утверждение личности – это внутренняя способность отделиться от поглощающего общего,
почувствовать себя как особенное.

Индивидуализирующий эффект образования обеспечивается системой средств, способствующих осознанию человеком своего отличия от других; своих слабых и сильных сторон – для духовного прозрения и понимания себя, для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути. Смысл процесса индивидуализации подчеркивают такие понятия, как самореализация,самоутверждение, самоосуществление, самовоспитание.

В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделения в педагогическом процессе наряду с воспитанием самостоятельной области, которую О.С. Газман предложил назвать педагогической поддержкой ребенка в образовании. Эта область
должна включать деятельность, направленную на поддержку становления личности,
оказание превентивной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:

Таким образом, общепринятый постулат о том, что образование оптимизирует личностное становление, базируется на представлении о развитии в структуре личности сложного и
противоречивого процесса взаимодействия двух тенденций: социально-культурной интеграции и индивидуализации.

Одним из основных видов деятельности, в котором максимально интенсивно проявляются и социальная интеграция, и индивидуализация, является общение. Общение выступает средством, обеспечивающим единство индивида с социумом (коллективом, обществом), а в процессе взаимодействия с другими людьми человек осознает свою индивидуальность – в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношение других к индивиду он осознает свою субъективность.

В условиях социального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение.

Объективно целостный процесс социализации можно представить как совокупность четырех составляющих:

Существуют различные подходы к периодизации стадий социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, поэтому превалировала периодизация, в которой выделялись следующие стадии:

Появление во второй половине XX в. представлений о социализации как непрерывном процессе породило новые периодизации ее стадий. Сравнительно широкое признание в отечественной науке получила точка зрения Г.М. Андреевой, которая предложила выделять три
стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

Процесс социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека и на этом основании ввести ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов:

А.В. Мудрик отмечает, что каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе проявляются различные механизмы социализации, по-разному складываются взаимодействие человека с теми или иными факторами социализации.

Факторы (условия) социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы:

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации, протекание его во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на социализацию человека. «Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены», – утверждает А.В. Мудрик.

Социализация человека происходит в сложном взаимодействии различных факторов с помощью ряда так называемых механизмов социализации:

1. К психологическим механизмам социализации принято относить следующие феномены:

2. Психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие:

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального (культурного) слоя, в целом создающий определенный стиль жизни или мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной группы. Субкультура влияет на социализацию человека лишь настолько, насколько являющиеся ее носителями члены группы референтны (значимы) для него. Таким образом, в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

4. Межличностный механизм социализации реализуется в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации, а значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), уважаемые взрослые, друзья-сверстники.

Источник

Что такое социализация, её виды и стадии

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

в чем заключается процесс социализации. Смотреть фото в чем заключается процесс социализации. Смотреть картинку в чем заключается процесс социализации. Картинка про в чем заключается процесс социализации. Фото в чем заключается процесс социализации

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *